Главная / Русский язык и литература / В поисках личности (11 класс)

В поисках личности (11 класс)

Урок литературы в 11 классе (интегрированный: литература и история))

Тема: «В поисках личности»

(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Цель урока:

Обучающая: формирование навыков работы с художественным текстом и историческим материалом с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей, закрепление навыков анализа эпизода.

Развивающая: формирование умений вести диалог, сравнивать, сопоставлять полученные данные, характеризовать моральные качества героев.

Воспитательная: формировать устойчивый нравственный и морально – этический взгляд на роль личности в истории

Оборудование:

  1. Текст романа «Война и мир»

  2. Вспомогательные таблицы.

  3. Исторический материал

Форма урока: беседа, работа в группах

Ход урока.

Личность – это способность

человека быть господином

самому себе благодаря

добровольно выбранным

твердым моральным принципам.

И. Кант

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Составление схемы. Работа с эпиграфом.

  3. Беседа по теме

  4. Практическая часть. (Работа в группах: анализ эпизодов, заполнение таблицы).

  5. Обсуждение. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание



    1. Вступительное слово учителя.

Роман Л.Н.Толстого не перестает удивлять человечество на протяжении многих лет. Писателю удалось создать ценное произведение не только с точки зрения искусства, истории, но и философии. Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие глубокий след в мировой истории. Таковых мы считаем личностями. Я вас просила заранее подготовиться к уроку, поразмышлять над понятием «личность» в письменных работах. Давайте послушаем ваши высказывания.

( зачитываются отрывки из работ учащихся)

Над определением личности думали многие ученые, философы. Обратите внимание на эпиграф - высказывание Иммануила Канта(1724-1804). Это высказывание логически распадается на 2 части.

    1. Составим схему.

hello_html_ea82630.gifhello_html_a03830.gifЛичность


господин имеет твердые моральные

самому себе принципы

Дhello_html_m38c0727f.gifhello_html_m29d7f26c.gifавайте назовем те качества, которые включают в себя данные положения:


независимость

моральные и гражданские

самостоятельность

качества: честность

решительность

порядочность

инициатива

совесть

ответственность

уважение к закону,

достоинство

к справедливости


    1. Основная часть урока. Беседа.


К числу личностей, бесспорно, относился и генерал Бонопарт, реальный исторический деятель, ставший в 1804 г. императором Франции, и герой романа Л.Н.Толстого. Сегодня на уроке в качестве знакомства с личностью нас интересует именно Наполеон.

Чтение по ролям отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Наполеон на Эльбе»

Вечерняя заря в пучине догорала,

Над мрачной Эльбою носилась тишина,

Сквозь тучи бледные тихонько пробегала

Туманная луна;

Уже на западе седой, одетый мглою,

С равниной синих вод сливался небосклон.

Один во тьме ночной над дикою скалою

Сидел Наполеон.

В уме губителя теснились мрачны думы,

Он новую в мечтах Европе цепь ковал

И, к дальним берегам возведши взор угрюмый,

Свирепо прошептал:

«Вокруг меня все мертвым сном почило,

Легла в туман пучина бурных волн,

Не выплывет ни утлый в море челн,

Ни гладный зверь не взвоет над могилой –

Я здесь один, мятежной думы полн.

О, скоро ли, напенясь под рулями,

Меня помчит покорная волна

И спящих вод прервется тишина?

Волнуйся, ночь, над эльбскими скалами!

Мрачнее тмись за тучами, луна!

Там ждут меня бесстрашные дружины.

Уже сошлись, уже сомкнуты в строй!

Уж мир лежит в оковах предо мной!

Прейду я к вам сквозь черные пучины

И гряну вновь погибельной грозой!

И вспыхнет брань! за галльскими орлами,

С мечом в руках победа полетит,

Кровавый ток в долинах закипит,

И троны в прах низвергну я громами

И сокрушу Европы дивный щит!»

Но вкруг него все мертвым сном почило,

Легла в туман пучина бурных волн,

Не выплывет ни утлый в море челн,

Ни гладный зверь не взвоет над могилой –

Он здесь один, мятежной думы полн…


- Это стихотворение написано в 1815 году после получения известия о том, что Наполеон покинул остров Эльба и высадился во Франции. Каким видит поэт Наполеона? (ответы уч-ся).

- Действительно, перед нами герой – страдалец, гордец, вынужденный усмирять свой сильный дух; герой – одиночка. Он был сослан на остров Св. Елены в 1815 году и умер там 5 мая 1821г. Но на протяжении всего XIX века он продолжал владеть умами и душами молодых людей всей Европы. Известные русские писатели того времени так или иначе затрагивали эту тему.

Современные авторы также попали под притягательное обаяние личности Бонопарта. Например, Марк Алданов, русский писатель-эмигрант XX века писал о нем в книге «Святая Елена, маленький остров». Послушайте отрывок из произведения, где Наполеон рассуждает о роли личности самого себя в истории.

Выразительное чтение (проверка индивидуального задания)

«…Да, революция – страшная вещь, заговорил Наполеон снова. – Но она большая сила, так как велика ненависть бедняка к богачу. Революция всегда делается ради бедных, а бедные-то от нее страдают больше других. Я и после Ватерлоо мог бы спасти свой престол, если бы натравил бедняков на богачей. Но я пожелал стать королем Жакерии. Я наблюдал революцию вблизи и потому ее ненавижу, хотя она меня родила. Порядок - величайшее благо общества. Кто не жил у нас в 1794 году, кто не видел резни, террора и голода, тот не может понять, что я сделал для Франции. Все мои победы не стоят усмирения революции.

Так далеко вперед, как я в ту пору, никто никогда не заглядывал. А понимаете ли вы, что такое значит в политике заглядывать вперед? Я узнал на опыте, насколько величайщие в мире события зависят от его величества – случая…»

- О личности, подобной Наполеону Бонопарту, каждый человек имеет свое мнение. И как отличаются эти мнения! Для одних Наполеон – «символ человеческой жизни с ее устремленностью в будущее», для других – кровавое чудовище, порожденное великой революцией, или ее «могильщик», для третьих – «ужасный гений». Объективная оценка возможна лишь в том случае, если отказаться от односторонних суждений. Попробуем взглянуть на наполеоновскую эпоху и ее наиболее яркого деятеля с разных позиций.

4. Практическая часть. Работа в группах по 5 человек.

Сейчас мы познакомимся с суждениями современников императора, рассмотрим позицию Л.Толстого в романе «Война и мир», обобщим взгляды современных ученых-историков на войну 1812 года и попробуем высказать свое собственное мнение о личности Наполеона.

Каждой группе даются статьи, книги с материалами по истории. Ребята заполняют сравнительную конспект-таблицу с цитатами из текста романа и исторического материала.

Примерные задания для групп:

1.Приведите развернутое доказательство утверждения Пьера Безухова: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, - и только потому приобрел власть». Для доказательства выберите и используйте справочный материал, эпизоды романа.

Вопросы для обсуждения в группе:

-Есть ли в романе Л.Н.Толстого эпизоды, в которых Наполеон показан великим человеком? Почему?

-Через образы каких героев автор передает масштаб влияния личности Наполеона на умы и мечты молодежи?

-Что могло привлечь молодых людей в императоре?

2. В начале романа князь Андрей Болконский так говорит о Наполеоне: « Нелья не сознаться, Наполеон велик как человек на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он гумным , подает руку, но…есть другие поступки Наполеона, которые трудно оправдать». Какие поступки аполеона трудно оправдать Л.Н.Толстому, князю Андрею, любому здравомыслящему человеку?

Для доказательства выберите и используй справочный те материал, эпизоды романа.

Вопрсы для обсуждения в группе:

- Какие черты характера Наполеона Бонопарта настораживают читателя? Где они проявились и каким образом?

- Какие эпизоды романа показывают авторское отношение к Наполеону?

- Какие исторические суждения совпадают с оценкой Л.Н.Толстого?

3. «Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:

- Шахматы поставлены, игра начинается завтра». Проанализируйте эпизод «Наполеон накануне Бородинского сражения» (т. 3, ч. 2, гл.26).

Вопросы для обсуждения в группе:

- Какое место занимает данный эпизод в романе?

- Что можно сказать о поведении императора?

- Какие стороны характера победили в Наполеоне накануне Бородинского сражения?


5. Обсуждение.

- Заслушаем краткие выводы каждой группы.

- Считают ли историки Наполеона личностью? (В основном – да, имя этого человека вошло в историю, иногда для этого достаточно быть господином самому себе).

- А могут ли позволить себе писатели назвать его личностью? Вернемся к эпиграфу и схеме. ( Нет, так как отсутствует вторая часть определения Канта – твердые моральные принципы).

- Получается, что отношение к Наполеону Бонопарту историков и литераторов неодинаково. Это подметил А.С. Пушкин, сам прекрасно владеющий историческим материалом, но не считающий себя историком. Почему мы наблюдаем такое расхождение взглядов и на чьей стороне находитесь вы?

- Как вы понимаете смысл строк из стихотворения А.С.Пушкина?

Да будет омрачен позором

Тот малодушный, кто в сей день

Безумным возмутит укором

Его развенчанную тень!

Хвала! Он русскому народу

Высокий жребий указал

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал…

Домашнее задание.

Итак, мы говорили о личности с точки зрения философии, истории, литературы. Попробуйте выразить свое отношение к проблеме в творческой работе.

Темы на выбор:

  1. Наполеон – тиран или гений?

  2. Считаю ли я Наполеона личностью?


Приложение:

(чем можно воспользоваться в качестве исторического материала)

  1. Биография Бонопарта («Школьная энциклопедия «Новое время XIX век».Москва 2003 г.)

  2. Статья из учебника «Новая история» ч. 1 «Захват власти Наполеоном Бонопартом»

  3. Речь, обвиняющая Наполеона (от лица офицера французской армии Комба)

  4. Речь, защищающая Наполеона (от лица Стендаля)

  5. Статья из журнала «Чудеса и приключения» М.Фырнин «Москвой повергла Россия Наполеона», 2004г. №6


В поисках личности (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить знания исторического и литературного материала.

2. Продолжить развитие умения объективно оценивать исторические события, высказывать аргументированные суждения, вести дискуссию, беседу; анализировать различные точки зрения. позиции, мнения; продолжить развитие навыка литературоведческого анализа эпизода текста.

3. Показать сложность, неоднозначность отношения писателей и историков к роли личности в истории, помочь сформировать свое собственное отношение к проблеме.

Данные цели и задачи решаются с помощью исследовательского метода с элементами творческого чттения и групповой формы работы.

Автор Хламова Светлана Григорьевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 333
Номер материала 11365
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓