Главная / Другое / В МИРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан

В МИРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан


Министерство образования Российской федерации

Набережночелнинский государственный педагогический институт




В МИРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР



Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан










Набережные челны – 2001

Печатается по решению Ученого Совета Набережночелнинского государственного педагогического института






Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан. – Набережные Челны, 2001.



Программа поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений показать ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.











Научный редактор: к.п.н., профессор М.И. Богомолова.

Рецензент: ст. преподаватель кафедры дошкольной педагогики НГПИ И.З. Хабибуллина.

Основные положения и структура программы.

Цель программы - помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.


Реализация программы потребует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Татарстан.

Программа построена на следующих концептуальных положениях:

1.Когнитивная, эмоционально-аффективная, психомоторная и творческая сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры.

Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2.Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере.

Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Программа предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной, деятельностной сфер.

В основе воспитательной работы должна быть глубокая индивидуализация обучения и воспитания, развитие самостоятельности каждого ребенка, формирование «Я-концепции» (не путем «программирования», а прогнозирования и содействия формирующейся личности).

4.Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.

В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Программа «В мире национальных культур» включает четыре раздела:

  1. В Татарстане живут русские.

  2. В Татарстане живут татары.

  3. В Татарстане живут чуваши.

  4. В Татарстане живут удмурты.

Работа по каждому разделу реализуется через блоки. Их пять:

1). «Я познаю».

2). «Играем».

3). «Мы художники».

4). «Музыка».

5). «Мы трудимся».

Каждый блок имеет несколько подблоков, которые конкретизируют его содержание:


1.Блок «Я познаю».

Цель: Формировать у детей представления, знания краеведческого характера о различных республиках (Россия, Татарстан, Чувашия, Удмуртия).

Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.

Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Содержание:

Ознакомление с краеведческим материалом;

ознакомление с устным народным творчеством;

ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.


2. Блок «Играем».

Цель: Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.

Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.

Содержание:

Народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы).

Народные игрушки.

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализованные игры.


3. Блок «Мы - художники».

Цель: Обогащать знания и представления детей о художественной деятельности, творчестве народов. Учить сравнивать декоративно-прикладное искусство народов, находить сходство и различия.

Развивать способность чувствовать гармонию, красоту и создавать их в любой своей деятельности и в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром

Способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения детей к народному искусству; развитию свободы творчества, чувства удовлетворения и радости.

Формировать культуру посещения выставочных залов.


  1. Блок «Музыка».

Цель: Познакомить детей с музыкальным фольклором народов, населяющих республику Татарстан.

Вызывать интерес к народной музыке, чувство радости; способствовать созданию хорошего настроения, эмоционально-психологического благополучия; развитию творческих способностей детей. Способствовать эстетическому воспитанию детей.

Содержание:

Ознакомление с музыкальным народным фольклором.

Пение.

Танцы.

Ознакомление с музыкальными народными инструментами.


6.Блок «Мы трудимся».

Цель: Формировать интерес, эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности. Способствовать удовлетворению потребности в деятельности.

Приобщать детей к трудовым традициям и обычаям разных народов.

Воспитывать трудолюбие.

Содержание:

Изготовление национальных подарков, игрушек, сувениров, атрибутов к выставкам самостоятельно и совместно со взрослыми.

Хозяйственно-бытовой труд (в канун праздников), уборка жилища, выполнение домашних заданий.

Труд в природе.


Разделы и блоки программы взаимосвязаны друг с другом. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется по «доминирующим» целям, которые реализуются на фоне определенного познавательного материала. Выделяется основная деятельность. Это могут быть игра, труд, праздник или занятие. Все другие виды деятельности дополняют то, что не может дать основная деятельность.

Работа по ознакомлению с культурой народов республики Татарстан проводится в три этапа:

На I этапе происходит формирование знаний, представлений об одной национальной культуре.

На II этапе полученные знания и представления о культуре данного народа систематизируются, уточняются.

На III этапе происходит закрепление и сравнение представлений детей о двух культурах.

В течение учебного года дети знакомятся с национальной культурой 4 – 5 народов республики Татарстан.

Работа планируется в различных видах деятельности. Каждый вид деятельности логично и естественно связан друг с другом. Формы организации деятельности различные: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

Главное – экономно планировать материал, отыскивать логические взаимосвязи в содержании.

На I этапе рекомендуется проводить занятия следующих видов:

  • чтение, рассказывание, разучивание произведений устного и музыкального народного творчества;

  • познавательные беседы;

  • экскурсии;

  • изобразительная деятельность.

В свободное от занятий время проводятся народные игры (подвижные, хороводные, настольные, игры-забавы), наблюдения, трудовая деятельность, индивидуальные беседы, рассматривание тематических альбомов, организация выставок детских работ.

На II этапе для систематизации знаний и представлений детей о национальной культуре рекомендуется проводить народные праздники, развлечения для детей, дидактические игры.

На III этапе параллельно с закреплением знаний о культуре одного народа, вводится ознакомление и сравнение представлений с культурой другого народа. С этой целью рекомендуется организовывать выставки предметов декоративно-прикладного искусства; ярмарки; беседы с детьми; посещения музеев; театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; работу детей в «изостудии», в «музыкальном городке».


Поэтапность ознакомления с национальной культурой




I этап


II этап

III этап

hello_html_215cdcef.gifhello_html_15bc42cb.gif

Формирование знаний о национальной культуре


Систематизация знаний и представлений о национальной культуре одного народа


Закрепление и сравнение знаний и представлений о национальной культуре двух народов

hello_html_4f929f78.gif





Разделы



hello_html_35c20f91.gif

I

В республике Татарстан

живут русские


Блоки

Я познаю

II

В республике Татарстан

живут татары

Играем

III

В республике Татарстан

живут чуваши

Мы художники

IV

В республике Татарстан

живут удмурты

Музыка



Мы трудимся







Раздел I.

В Татарстане живут русские.


Блок «Я познаю»

Русский народ живет в России. Россия – большая страна. В России говорят на русском языке. У России свой флаг, герб, столица. Что означают добрые и вежливые русские слова (Здравствуйте, спасибо, пожалуйста)?

В России есть своя культура: свои народные сказки, потешки, заклички, считалки, загадки, пословицы и поговорки; свои танцы; музыкальные инструменты (ударные: ложки, трещотки, бубенцы; свистящие: свирель, свистульки; духовые: жалейка, волынка и др.); свои праздники (Новый год (1 января), День Рождества Христова (7 января), Сороки (день птиц (22 марта), Благовещение (7 апреля), Лялин день (4 мая), Масленица, Пасха, Благовещенье, Красная Горка, Лялин день).

В России русские люди занимались ремеслом-чеканкой, гравировкой, резьбой по дереву, ткачеством, ковроделием, кружевом изделиями из соломки резьбой по камню, керамикой и др.

У русского народа свои обычаи и традиции: своя национальная кухня (щи, окрошка, блины), жилище, наряды, образ жизни (хлебосольство, удовольствие в пении, бани).

Для рассказывания:

Р.н.с. «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Морозко», «Заяц-хваста», «Хвосты», «Крошечка-хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лутонюшка», «Горшеня», «Сивка-бурка», «Даша и Маша», «Марья Моревна», «По щучьему велению», «Никита-Кожемяка», «Василиса Прекрасная».

Для заучивания:

Потешки: «Ай качи, качи», «Баю,баю,баюшок»,»Лады-ладыньки»

Заклички: «Тучи», «Дождик», «Радуга», «Солнышко», «Гори, солнце ярче», «Божья коровка».

Считалки: «Бежит зайка», «Раз, два, три, четыре, пять», «Раз, два – голова», «Под горою у реки», «Тики-таки».


Блок «Мы играем»

Примерный перечень русских народных игр:

Хороводные: «Горелки».

Подвижные: «Море волнуется», «Шесть городков», «День и ночь», «Сбей городок», «У медведя во бору», «Краски», «Яков, где ты?».

Словесные: «Кольцо», «Скажи за …», «Подбери словечко.

Настольно-печатные: «Из какой сказки?», домино «Хохломские узоры», «Дымковские узоры», «Городецкие узоры», «Русские узоры»; лото «Русские узоры», «Русская игрушка», «Русское лото», «Русский наряд для богатыря, для куклы», «Нарисуй скороговорку», «Сложи узор», «Узнай потешку», «Закончи пословицу», «Кто это говорит», «Что приснилось?».


Праздник «Наши любимые игры и игрушки».


Блок «Мы – художники»

Рисование:

Учимся на занятиях:

Создание иллюстраций и «диафильмов» по русским народным сказкам; «Этот волшебный завиток», «Узор на розетке» (хохломские узоры), «Сказочная птица» (дымковские узоры), «Платье для куклы» (дымковские узоры), «Городецкие чудеса» (городецкие узоры).

Вместе со взрослыми:

Создание атрибутов к праздникам, создание декораций и элементов костюмов для персонажей кукольного театра, роспись пасхальных яиц, создание рисунков детям-именинникам.

Хочу сам:

Раскрашивание национальной одежды в игре «Придумай наряд русской красавице», «Придумай наряд русскому богатырю». Раскрашивание матрешек (загорские, семеновские, калининские, полхово-майдановские).

Лепка:

Учимся на занятиях:

Овладение техникой лепки фигурок по мотивам дымковской, филимоновской игрушек; лепка коллективная по р.н.с. «Три медведя», «Что было в избушке трех медведей», «Сказочная птица» (дымковская), «Дымковский индюк».


Вместе со взрослыми:

Лепка жаворонков из теста и их оформление.

Хочу сам:

Лепка значков в подарок, изготовление елочных украшений. Расписывание коников, матрешек, свистулек.

Художественный труд:

Учимся на занятиях:

Изготовление сувениров на «базар юных умельцев».

Вместе со взрослыми:

Создание атрибутов к праздникам, создание декораций, роспись пасхальных яиц.

Хочу сам:

Изготовление национальной одежды для кукол, вырезание узоров, изготовление подарков-сувениров детям-именинникам.


Блок «Музыка»

Русские народные песни:

Слушание: «Из-под дуба», «Ходила младешенька»?, «Полянка», «А я по лугу» «Где был, Иванушка?»; колыбельные песни («Василек», «Солнышко», «У кота-воркота», «Ходит зайка», «Сорока-сорока», «Скок-скок»); частушки.

Танцы: «Ах улица широкая», «В хороводе были мы», «Под яблонькой зеленой»; «Русская пляска» ( обр. М. Иорданского)», «Танец с ложками» (обр. И. Арсева), «Медведи пляшут» (обр. Н. Метлова), «Лисы пляшут», «Возле речки», «Придумай пляску», «Круговая пляска» (обр. В. Агафонникова).

Музыкальные инструменты:

Бубны, ложки, трещотки.

Народные праздники:

Развлечение «Деревенская ярмарка», «Колядки», «Рождество», «Пасха», «Масленица». Музыкальное развлечение в честь именинников «Посещение кафе «Хохломские узоры».


Блок «Мы трудимся»

Участие в подготовке и проведении праздника «Базар юных умельцев». Участие в организации работы кафе «Хохломские узоры», «Дымково». Уборка помещения (совместный труд со взрослыми) перед Пасхой. Изготовление совместно со взрослыми русских национальных блюд.

Раздел II

В Татарстане живут татары


Блок « Я познаю»

В Татарстане живут татары. Столица Татарстана – город Казань. Республика Татарстан имеет свой флаг и герб. Родной язык татар – татарский. Вежливые и добрые татарские слова: исэнме(сез) (здравствуй(те), сау булыгыз (до свидания), рэхмэт (спасибо), зинhар (пожалуйста).

У татар своя культура: свои народные сказки, пословицы, поговорки, песни, музыка, танцы, музыкальные инструменты. У татар свои ремесла: ювелирное искусство (украшения: застежки, пуговицы, медальоны, серьги, кольца, браслеты); золотошвейное искусство (узоры на калфаках, тюбетейках, жилетках, покрывалах); художественная керамика (кувшины, горшки, кринки, чаши, тарелки, чернильницы); цветная вышивка; кожаная мозаика; искусство шамаилей; узорное ткачество; художественная обработка металла (посуда, кувшины, светильники); резьба по дереву (изба, заборы, колодцы, окна).

У татар свои традиции и обычаи: своя национальная татарская кухня (лапша, белиш, чак-чак); свои правила поведения за столом; свои праздники (Навруз, Сабантуй, Джием, Нардуган, Карга туе и др.)

Издавна татарское жилище отличалось от других (внутреннее и внешнее убранство жилища). У татар своя национальная одежда и обувь (камзол, кафтан, джилен, бишмет, нагрудники, украшения, перевязь, серьги, кожаные ичиги, башмаки); цвет одежды.

Каждое татарское имя имеет свое значение.

Для рассказывания: Т.н.с. «Гульчечек», «Лиса и журавль», «Коварная лиса», «Старик и лентяй», «Лиса и волк», «Котан Иванович», «Коза и волк», «Башмаки», «Солдат и топор», «Шурале», «Три дочери», «Башмаки».

Для заучивания:

Татарские пословицы и поговорки, загадки, приметы; сравнение их с русскими.


Блок «Мы играем»

Примерный перечень татарских народный игр

Подвижные:

«Продаем горшки», «Перехватчики», «Серый волк», «Краски», «Летели-летели», «Скок-перескок», «Скачки на конях».

Настольно-печатные: «Укрась калфак» (тюбетейку, жилетку), «Узоры на покрывале», домино «Татарские узоры», «Татарское лото», «Придумай наряд для куклы», «Составь узор».


Блок «Мы художники»

Рисование:

Учимся на занятиях:

Создание иллюстраций по сказкам «Волк и портной», «Коза и овца», «Мудрая сова», «Шурале». Рисование любимой татарской народной песни, любимой сказки, пословицы, татарских ворот, окон, забора. Декоративное рисование «Узор в квадрате», «Украсим полотенце». Аппликация «Украшение союзки башмака ( тюбетейки, калфака, ичигов, коврика)».

Вместе со взрослыми:

Выбор татарского орнамента для элементов татарского костюма. Составление эскиза оформления фартука, калфака, жилета. Посещение музея «говорящих вещей».

Хочу сам:

Самостоятельное составление и раскрашивание моделей татарской одежды в игре «Придумай наряд для куклы»,

Лепка:

Учимся на занятиях:

Изготовление из глины предметов посуды и украшение е татарским орнаментом («Пиала»).

Вместе со взрослыми:

Лепка татарских национальных блюд из теста к праздникам в детском саду ( чак-чак, баурсак, пэхлеве)

Хочу сам:

Декоративная лепка из пластилина (растительные, зооморфные, геометрические узоры).

Художественный труд:

Учимся на занятиях:

Изготовление сувениров, украшенных татарским орнаментом на «базар юных умельцев».

Вместе со взрослыми:

Создание атрибутов к праздникам, создание декораций, элементов татарских костюмов (калфаки, жилетки, украшения, фартуки). Украшение татарских головных уборов (калфака, тюбетейки) бисером, вышивкой, аппликацией.

Хочу сам:

Изготовление национальной одежды для кукол, вырезание узоров, изготовление подарков-сувениров детям-именинникам.


Блок «Музыка»

Слушание:

«Минем кораб» (М. Мозаффаров), «Тын бакчада (М. Мозаффаров), «Кетуче малай курайда уйный» (Ф. Ахметов).

Пение:

«Анис алма» (муз З. Хабибуллина), «Наза йори бакчада (муз. Р. Еникеева), «Янгыр яу» (муз. И. Якуорва).

Танцы:

Сочинение детьми татарских танцев.

Музыкальные инструменты:

Гусли, сурнай (волынка), варган (кубыз), домбра, скрипка, бубен, гармоника (тальянка).

Татарские народные праздники:

Каз омэсе, науруз, джиен, сабантуй, карга буткасы, карга туе, жилэк бэйрэме, чэчэк бэйрэме,аулак ой.

Музыкальное развлечение в честь именинников «Посещение кафе «Экият».



Раздел III

В Татарстане живут чуваши


Блок « Я познаю»

Чуваши живут в Чувашии. Чувашская республика находится рядом с Татарстаном. В Татарстане также живет много чувашей. У республики есть свой флаг, герб. Столица Чувашии – город Чебоксары. У чувашей есть свой родной чувашский язык. Добрые и вежливые чувашские слова звучат так: Здравствуйте – «Аване», спасибо – «Тавтапусь», пожалуйста – «Тархаман», до свидания – «Сыва пул»)

У чувашского народа свои обычаи и традиции: своя национальная кухня («ширтан», «шарку», салат с медом); свои наряды (рубашка (кепе), украшенная вышивкой и подвесками, штаны, кафтан (шупар), поддевка (сахман), шуба (керек); свои головные уборы (у женщин шапочка (хушпу), чалма, тухъя, головные полотенца «сурпаны»; обувь: сапоги, лапти; жилище чувашей похоже на жилище русских и татар. Раньше в избе обязательно была печь (камака), нары (сак), скамьи, сундук.

Чувашские народные праздники во многом похожи или на русские, или на татарские, но называются по-чувашски: «щеварни» - масленица, «серэнь» – встреча весны, «акатуй» – сабантуй, «монгун»- пасха «раштав» – рождество, «кермондоре» – осенний праздник.

Чувашский край издавна славится народными художественными промыслами. Наиболее богатым и развитым видом прикладного искусства является вышивка, она отличается от татаркой вышивки (в ней много крюков, трезубцев, шестигранников), много цвета используется. Особенно много белого цвета, красного, желтого.

У чувашей свои чувашские узоры, в них много квадратов, ромбов, треугольников, полос, решеток.

Для рассказывания:

Ч.н.с. «Лиса и дятел», «Коза, баран и семеро волков», «Юман и его друзья», «Ленивая невеста», «Пылающий огонь», «Альфон».

Для заучивания:

Чувашские пословицы и поговорки, загадки, приметы; сравнение их с русскими, татарскими.


Блок «Мы играем»

Примерный перечень чувашских народный игр

Подвижные:

«Пула» («Рыбки»), «Сирелер» («Расходитесь»), «Различай цвета», «Тили – рам», «Луна или Солнце?», «Хищник в море».

Хороводные:

«Как бела стоит береза».

Настольно-печатные:

«Магазин кукольной одежды», домино «Чувашские узоры».



Блок «Мы художники»

Рисование:

Учимся на занятиях:

Создание рисунков на темы: «Чувашский узор», «Мир в доме», «Тарелочка» (чувашский орнамент), «Украшение пояса «Пидиххи», «Салфетка» (чувашский орнамент).

Вместе со взрослыми:

Создание атрибутов к праздникам, создание декораций, элементов чувашского костюма (тухья – девичий головной убор, нагрудные украшения). Украшение чувашского головного убора (тухья), нагрудного украшения бисером, монетами.

Хочу сам:

Изготовление национальной одежды для кукол, вырезание узоров, изготовление подарков-сувениров детям-именинникам.


Блок «Музыка»

Слушание:

Ч.н.п. «Когда у удельного князя урожай богатый» (трудовая песня), «Запела я песню» (игровая песня), «Маленькое пшеничное зернышко» (хороводная), «Плясовая», «Над землей летят птицы» (гостевая).

Пение:

Хороводная песня «Стоит белая береза» (русский текст).

Танцы:

Сочинение детьми танцев под фонограмму чувашских народных мелодий.

Музыкальные инструменты:

Свирель (шахлич), волынка (сарпай), барабан (сарапан), пузырь (шапар), гусли (кесле), дуда (шахлич).

Чувашские народные праздники:

Раштав (Рождество), Серэнь (встреча весны), Щеварни (Масленица), Монгун (Пасха), Агадуй (окончание сева), Кермондоре (осенний).


Блок «Мы трудимся»

Участие в подготовке и проведении праздника «Базар юных умельцев». Уборка помещения (совместный труд со взрослыми) перед Пасхой.


Раздел IV

В Татарстане живут удмурты


Блок «Я познаю»

Родина удмуртов – Удмуртия. Это красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.

Удмурты доброжелательные, гостеприисмные, стеснительные и бережливые люди, они говорят на родном удмуртском языке. Добрые и вежливые слова звучат по – удмуртски так: зеч бур (здравствуйте), зеч луе (до свидания), тау (спасибо).

Самый распространенный промысел удмуртов – изготовление тканей из льняного и конопляного волокна (разные расцветки и узоры). В Удмуртии делают валенки, мужские шляпы. Распространена вышивка (на плечах, подоле, рукавах, вокруг шеи), резьба по дереву, ювелирное искусство, гончарство.

В искусстве ярко представлены деревья, звери, солнце. Главные элемент орнамента – ромб.

Распространенной формой общения людей долгое время были посиделки.. Распространенные кушанья – каша (жук), пельмени (пельмянь), овсяный кисель (кортчал); ржаной хлеб у удмуртов на первом месте.

У удмуртов свои имена: Камаш, Курбат, Санко, Олексан, Генис, Лади и др.; свои праздники: с 7 до 19 яанваря – ряжение, Масленица («Масленича»), Пасха («Паска»), «Горына потон» – первый весенний празддник (начало сева); своя одежда (разной форм и цвета, больше всего одежды из шерсти); свое жилище. Главным украшением жилища являются ворота.

Для рассказывания:

У.н.с. «Синица и страый воробей», «Петух и курица», «Вожо и падчерица», «Мужик, журавли и медведь», «Мельницу прорвало», «Лопшо Педунь и эксеи», «Заным-Койдым», «Ванька – дурак и журавли», «Котофей Иванович», «Муха и пчела», «Как мальчик в лесу заблудился».

Для заучивания:

Удмуртские народные пословицы, поговорки, приметы, загадки.


Блок «Мы играем»

Примерный перечень удмуртских народных игр:

Подвижные: «Водяной», «Маша и Яша», «Мунчо», «Ручеек», «Сова и курица», «Горшки», «Пучеглаз».

Настольно-печатные: домино «Удмуртские узоры».


Праздник «Путешествие в страну Игралию».

Театр национальной моды.


Блок «Мы – художники»

Рисование:

Учимся на занятиях:

Рисование по мотивам удмуртской народной сказки «Котофей Иванович».

Рисование на темы «Удмуртский фартук», «Удмуртская косынка», «Удмуртские ворота».

Разукрашивание пасхальных яиц.

Вместе со взрослыми:

Создание атрибутов к праздникам, создание декораций и элементов костюмов для персонажей кукольного театра, роспись пасхальных яиц, создание рисунков детям-именинникам.

Хочу сам:

Раскрашивание национальной одежды в игре «Придумай наряд удмуртской красавице»,

Лепка:

Учимся на занятиях:

Лепка произведений гончарного искусства (посуда)

Хочу сам:

Лепка значков, предметов посуды в подарок.

Художественный труд:

Учимся на занятиях:

Изготовление сувениров на «базар юных умельцев».

Вместе со взрослыми:

Создание атрибутов к праздникам, создание декораций, роспись пасхальных яиц.

Хочу сам:

Изготовление национальной одежды для кукол, вырезание узоров, изготовление подарков-сувениров детям-именинникам.


Блок «Музыка»

Русские народные песни:

Слушание: грамзаписей удмуртских народных мелодий.

Танцы: ознакомление с удмуртским переплясом – «Топыртон».Сочинение танцев.

Музыкальные инструменты:

Знакомство с разнообразием народных инструментов (играли на всем, даже на затворе от печки). Гусли – главный музыкальный инструмент. История их возникновения. Ложки, гармонь – удмуртские народные музыкальные инструменты.

Народные праздники:

Ряжение (с 7 до 19 января). Масленица («Масленича»). Пасха («Бадзым нунал»). Начало сева («Гырыны потон»).


Блок «Мы трудимся»

Изготовление подарков для гостей. Изготовление совместно с родителями удмуртских фартуков, налобных повязок для девочек. Уборка помещения перед встречей гостей, праздником Пасхи. Сервировка праздничного стола.

Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан.



































Сделано в набор 19.09.01 г. Подписано к печати 19.09.01 г.

Тираж 100; 1,5 п.л.

_______________________________________________________

Центр информационных технологий НГПИ

423806, г. Набережные Челны, Первомайская ул., 14


В МИРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан
  • Другое
Описание:

Это парциальная авторская программа. 

Она поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений показать ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.

 

Цель программы -  помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному  развитию детей.

Реализация программы потребует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Татарстан.

Программа построена на следующих концептуальных положениях:

1.Когнитивная, эмоционально-аффективная, психомоторная и творческая сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры.

Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2.Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере.

Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

 

3. Программа предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной, деятельностной сфер.

 

Автор Бабынина Татьяна Фёдоровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1064
Номер материала 26782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓