Главная / Музыка / В мире музыкальных инструментов. Скрипка. Беседа - концерт (для детей подготовительной группы)

В мире музыкальных инструментов. Скрипка. Беседа - концерт (для детей подготовительной группы)

В мире музыкальных инструментов.

Скрипка (беседа- концерт)


Цель: Развитие творческих способностей посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности, формирование музыкальной культуры дошкольников.


Задачи:

1. Познакомить с историей скрипки, с ее внешним видом и звучанием.

2. Вызвать познавательный интерес к истории музыкальных инструментов.

3. Формировать понятие о характере музыки.

4. Вызвать положительные эмоции при знакомстве с инструментами.


Оборудование: музыкальные инструменты ( баян, аккордеон, домра, балалайка, скрипка, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты, гитара, маракасы), свечи, экран, компьютер, диски.


Ход беседы - концерта

М.р. 1 октября все люди Земли отмечают Всемирный День музыки. А вы любите музыку?

(Дети отвечают)

М.р. Вижу, что среди вас нет человека, который бы не любил ее. А что такое музыка, как вы думаете? Для чего она нужна?

Дети. Музыка – это песни, пьесы, пляски, игры, музыкальные сказки, марши, ноты, разное звучание.

М.р. А вы знаете, как рождается музыка?

Дети. Ее сочиняют композиторы.

М.р. А кто помогает нам услышать музыку?

Дети. Музыканты.

М.р. А как они помогают нам услышать музыку?

Дети. С помощью музыкальных инструментов.

М.р. Вы правы. Музыкальных инструментов очень много. Может, вы назовете некоторые из них.

(Дети называют инструменты)

М.р. Молодцы! Много инструментов знаете. А теперь я приглашаю вас в мир музыки. Там вас ждет много интересного и необычного. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов.

(Рассматривают)

М.р. Как вы думаете, какие инструменты похожи друг на друга? Чем они похожи?

(Дети рассматривают выставленные на столах инструменты: баян, аккордеон, домра, балалайка, скрипка, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты, гитара, маракасы)

М.р. Чем похожи друг на друга инструменты вот этой группы: балалайка, гитара, скрипка, домра?

(Дети отвечают)

М.р. Правильно, у них натянуты струны, потому их можно отнести к струнным инструментам. А вот о каком инструменте мы поговорим сегодня, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье …

(Дети: скрипка)

М.р. Как вы догадались, что это скрипка?

Дети. Встречаются слова «смычок», «струны», «мотив».

М.р. Правильно. А сейчас давайте пройдем в зрительный зал и сядем.

М.р. Сегодня мы поговорим о скрипке. А сначала давайте послушаем ее голос, как она звучит. Давайте зажжем свечи, чтобы у нас было уютнее в зале.

(Слушание соло скрипки А. Вивальди)

М.р. Так какой же у нее звук?

(Дети отвечают)

М.р. Да, звук у нее необычный, чудесный. Про скрипку говорят, что она «поет» человеческим голосом, как будто плачет. Звук слегка дрожит, волнуется! Необыкновенный звук! За этот звук ее называют королевой оркестра.

А всегда ли скрипка была такой? Я хочу познакомить вас с историей появления скрипки.

Давным-давно на Руси с гуслями и трехструнной скрипкой-гудком ходили скоморохи. А вы знаете, кто такие скоморохи, что они делали?

(Дети отвечают)

М.р. Правильно. Скоморохи потешали народ песнями, прибаутками, фокусами, это умельцы. (Сл. № 2) Перед вами старинное изображение музыкантов на стене башни в Софийском соборе города Киева. А вот скоморох с балалайкой, на нем три веселых маски (с трех сторон одетые); на голове – смешная шапка с куклами. Скоморох – это смехотворец, плясун, игрец, гудец. Скоморох веселый, яркий, оранжевый.

Было время, когда «гудошник» и «скоморох» означали одно и то же – бродячий музыкант. Эти музыканты не знали нот. Они сами сочиняли песни и наигрыши. На гудке играли, поставив его на колено. Как вы думаете, легко играть, держа скрипку на колене?

(Дети отвечают)

М.р. Да, много не поиграешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо, мы не знаем имя первого скрипичного мастера. Похожий на скрипку инструмент был известен в древности в Индии, Аравии, Греции. Только струны на нем перебирали пальцами.

(М.р. показывает инструмент, беря в руки)

М.р. Посмотрите, как красива скрипка! На что она похожа? Похожа ли она на человеческую фигуру?

(Дети отвечают)

М.р. У нее прекрасная «фигура», корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой. А из какого материала она изготовлена?

Дети. Дерева, металла, пластмассы.

М.р. (показывает). Верхняя часть называется декой, она изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клена. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы F. Как вы думаете, для чего скрипке нужны эти прорези – эфы?

Дети. Чтобы услышать ее звучание.

М.р. Если заглянуть в эти прорези, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку, соединяющую обе деки. Это и есть «душка» – душа скрипки, чтобы инструмент «пел», звучал, «плакал».

А что еще есть у скрипки?

Дети. Струны.

М.р. Да, поэтому инструмент называется струнным.

А что еще есть у скрипки?

Дети. Смычок.

М.р. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. А вот между головкой и колодочкой трости натянут волос, изготовленный из белых конских волос. Весит смычок 60 г, он должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться.

А как называют людей, которые играют на скрипке?

Дети. Скрипачами.

М.р. А теперь послушайте юного скрипача из детской школы искусств. Он исполнит народную песенку «Пастушок».

М.р. Скрипки бывают разных размеров. Кроме больших скрипок существуют скрипки маленького размера для детей. А в XVIII столетии были совсем малюсенькие скрипки, которыми пользовались учителя танцев, играя во время урока своим ученикам мелодию танца. Их называли «пошетта». Эти малютки легко умещались в кармане пиджака. А давайте и мы сейчас посмотрим, можно ли танцевать под звуки скрипки. Танцевать мы будем под музыку «Польки» композитора И. Штрауса, а называется она «Полька– Пиццикато». Ее играют струнные инструменты: скрипка, альты, виолончели. Но музыканты играют на них не смычком, как обычно, а защипывая пальцами струны. Этот прием игры называется «пиццикато». Выходите, вставайте в круг. А сейчас представьте себе, что вы на уроке музыки, под звуки малютки-«пошетты» исполним польку легко, изящно, весело, озорно.

Звучит «Полька – Пиццикато» И. Штраус (фрагмент).

1. Поскоки.

2. Сужение круга, хлопки.

3. Расширение круга, хлопки.

4. Приседания, кружения.

4. Притопы, кружения.

5. Поскоки.

(Дети сели)

М.р. Хорошо было танцевать под звуки скрипки? Какой замечательный инструмент, не правда ли? Создание такого инструмента – заслуга прославленных старых мастеров, имена которых вы, наверное, слышали: Амати, Гварнери, Страдивари. А еще всему миру известно имя великого итальянского композитора Антонио Вивальди.

И в нашей стране были замечательные скрипачи, это Л. Коган, Д. Ойстрах. Во всем мире известен камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Послушайте в их исполнении отрывок из концерта А. Вивальди «Времена года».

Звучит А. Вивальди (фрагмент).

М.р. Вас взволновала эта музыка?

(Дети отвечают)

М.р. Вам понравилось в мире музыки?

(Дети отвечают)

М.р. С каким инструментом мы познакомились?

(Дети отвечают)

М.р. А что нового сегодня узнали?

(Дети отвечают)


М.р. Концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас

Она звучит,

И будет долго, долго

Еще звучать для каждого из нас.

А еще в мире музыки всегда звучат песни. Давайте и мы с вами споем песню «Праздник веселый».

(Дети выстраиваются перед гостями,

исполняют песню «Праздник веселый» Д. Кабалевского)

М.р. Вот и закончился наш праздник. Мы с волнением будем ждать, когда снова вместе побываем в мире музыки. До новых встреч, друзья!


В мире музыкальных инструментов. Скрипка. Беседа - концерт (для детей подготовительной группы)
  • Музыка
Описание:

Беседа - концерт "В мире музыкальных инструментов. Скрипка" подготовлен для подготовительной группы детского сада. Цель - развитие творческих способностей посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности, формирование музыкальной культуры дошкольников.      Занятие приурочено к празднованию Всемирного дня музыки. Используются такие формы и методы проведения занятия, как   эвристическая беседа, прослушивание музыкальных фрагментов произведений Вивальди, исполнение танца, песни.         

Автор Богданович Людмила Викторовна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 1488
Номер материала 7109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓