Учреждение
« Отдел образования администрации Волжского муниципального района».
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида» с. Эмеково
Волжского
муниципального района Республики Марий Эл.
«В гостях у бабы
Капы»
/Капа ковай дек уналыкеш/
конспект интегрированного занятия
в подготовительной группе.
Разработала:
воспитатель
подготовительной
группы
Андрощук
Э.А.
Эмеково
2014
г.
Цель:
Формировать
чувства уважения к своему народу, его обычаи и традиции.
Программное
содержание:
1.
Ввести в словарь детей новые слова по теме «Марий калык кочкыш» -
«Марийское национальное кушанье».
2.
Развивать связную речь детей.
3.
Воспитывать нравственные качества и желание помочь другим.
4.
Приобщать детей к народным традициям.
Материал:
·
объемные двигающиеся на шарнирах игрушки - герои из мультфильма
(Лунтик, божья коровка Мила, Баба Капа);
·
картинки с марийскими национальными кушаньями (блины, вареники,
ватрушка, творожник);
·
приготовленное слоеное тесто для лепки, подносы, салфетки,
фартуки;
·
схемы - модели для составления предложений.
Предварительная работа: чтение
сказок о жизни Лунтика, загадывание загадок про еду.
Развивающая среда: Интерьер марийской избы, макет печи, столы для работы.
Словарная работа.
Новые слова: трай,
команмелна, перемеч, туара, подкогыльо, Капа ковай.
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, музыка.
Ход занятия
Воспитатель: Салам лийже, йоча – влак ! - (Здравствуйте, дети!)
- Ребята, отгадайте загадку.
Он с Луны к нам прилетел,
Завести друзей успел.
Очень вежливый малыш,
Привлекательный крепыш. (Лунтик)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это Лунтик. Он обещался
к нам прийти в гости. А с кем из друзей он придет, отгадайте следующую загадку.
Она очень милая,
Девочка красивая.
На головке рожки,
На платьице горошки. (Божья коровка Мила)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это Мила. Вы знаете,
как божья коровка называется по - марийски?
Дети: Тиде трай - (это божья коровка).
(Воспитатель показывает на мольберте объемных двигающихся игрушек
Лунтика и божью коровку Милу. Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: Ребята, Лунтик мне говорит, что баба Капа
готовит вкусное марийское кушанье и всех ребяток приглашает в гости. Вы хотите
к бабе Капе идти в гости?/ Капа ковай дек уналыкеш каена мо?
Дети: Каена. (дети подходят к макету марийской
избы).
Воспитатель: Я вам расскажу, какое есть марийское
национальное кушанье. Особенно по праздникам, марийцы готовят разную вкусную
еду.
(Показывает картинку и прикрепляет на магнитную доску.)
Воспитатель: Посмотрите, что здесь в тарелке? Блины. Правильно, дети. И
не обычные блины, а слоеные: пышные, вкусные, румяные. Их пекут в печке. По -
марийски такие блины называем«команмелна».
(Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель показывает на блины
и задает вопросы на марийском языке: Тиде мо? (Это
что?). Тарелкаште мо? (Что
в тарелке?). Тиде команмелна?(Это блины?). Команмелна тамле? (Блины вкусные?). Дети
отвечают.)
(Воспитательь таким же образом знакомит детей со словами: перемеч
- (ватрушка), туара -(творожник),
подкогыльо - (вареники).
Задает детям аналогичные вопросы.)
Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, какие блюда
готовит марийский народ. Попробуйте с этими словами составить предложение.
(Детям предлагается схемы - модели для составления предложений на
марийском языке. Примерные ответы детей: «Мый мелнам кочкам» (Я кушаю блины),
«Мый подкогыльым йӧратем» (Я люблю вареники.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и подошли к дому
Бабы Капы. Как вкусно пахнет! Баба Капа что-то вкусное печёт. А как вы думаете, какую марийскую еду
она готовит? (Ответы детей.)
(Дети подходят к столу, где разложены заготовки для лепки
вареников. Воспитатель выставляет объемную игрушку бабу Капу. Дети здороваются
с ней.)
Дети:
Салам лийже, Капа ковай!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что баба Капа
готовит?
Дети: Вареники.
Воспитатель: Правильно, ребята. Баба Капа говорит, что
«подкогыльо» у нее варятся и скоро будут готовы, но она не все вареники
слепила. Давайте мы ей поможем. Сначала нужно помыть руки, надеть фартуки.
(Ончыч кидым мушкына, вара ончылшовычым сакена).
Физкультурная минутка. Дети имитируют мытье и вытирание
рук, затем завязывают фартуки.
(Воспитатель показывает, как нужно лепить и сопровождает действие
словами на марийском языке, с сопровождением музыки. Готовые вареники дети
выкладывают на поднос.)
Воспитатель: Какие новые слова мы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Баба Капа хвалит детей и угощает их варениками. Дети благодарят ее
и говорят «Тау!» -(спасибо).
Баба Капа: А теперь мне пора к себе домой в улей. Чеверын, йоча – влак.
Дети:
Чеверын, Капа ковай.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.