Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВ.Распутин "Прощание с Матёрой" Урок в 11 классе.

В.Распутин "Прощание с Матёрой" Урок в 11 классе.

Скачать материал

"Матёра – российская Атлантида?"

 (по повести В.Распутина "Прощание с Матерой")

(слайд 1)

 

 

 

 Цели: (слайд 2)

Образовательные:

- Войти  в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев

- систематизировать знания

-  Определить основную идею повести;

 - Связать представление о теме и идее произведения с общественной потребностью  

   осознания происходящих в стране перемен, определяемых научно-техническим 

   прогрессом.

Развивающие:

- продолжить работу над развитием речи учащихся

-развивать познавательные  умения и аналитическое мышление учащихся ( умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи)

- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно -   

   проблемных вопросов;

Воспитательные

- Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, 

   чувство ответственности за её судьбу.

-Воспитывать личностные качества: патриотизм, уважение к традициям, гуманность в отношениях с пожилыми людьми

 

Тип урока – комбинированный

Вид – круглый стол

Основной метод – эвристическая беседа

 

 

Оборудование:

1. Тексты

2. Эпиграфы  урока:  (слайд 3)                                  

  а)   Четыре подпорки у человека в жизни:   дом с семьей, работа, люди, с кем

 вместе править праздники и будни, и  земля, на которой стоит твой дом.

  В.Распутин

 (слайд 4)

   б)"Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится"

(« Прощание с Матёрой»)

 3. Портрет писателя

 4. Музыкальный фон ( запись песни Ю.Антонова   "Крыша дома твоего")

 5.  Презентация  «Сибирь в 70-е годы»

 

Ход урока.

 

1)    Комментирование высказываний писателя.

Перед учениками на партах - высказывания В.Г.Распутина: (зачитывают вслух)

1.     "Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви".

2.     "...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к  родной   земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход".

3.      "Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё  что   

угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения  её святыням".                                

 

4.      "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

 

- О каких общечеловеческих ценностях говорит нам В. Распутин?

 (О совести, о родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти).

 

2)    Подготовка к беседе. Вступительное слово учителя:

Чувство тревоги за человека и землю, на которой он живет, постоянно чувствуется в работах писателя. Настойчиво повторяет Распутин свое убеждение: роль литературы не в том, чтобы “изменить мир”, а в том, чтобы изменить человека.

(слайд 5)

Так герой очерка "Вверх и вниз по течению", наслаждаясь, красотой вечера у реки недоумевает: "Почему так много времени мы проводили в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это моё, что без этого нельзя жить? и почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?"

(слайд 6)

Основную свою задачу - “воспитание человеческих душ” - замечательный писатель, лауреат Государственной премии СССР  В.Г. Распутин осуществляет художественными произведениями. Сегодня мы поговорим об одном из них – канонической, с точки зрения деревенской прозы, повести «Прощание с Матёрой».

Нам с вами предстоит  понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

 

Учитель: Ребята, вам были заранее предложены вопросы для осмысления, и я предлагаю начать их  обсуждение.

3)    Дискуссия по предложенным заранее вопросам (слайд 7)

1.     Почему, на ваш взгляд, Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой»? Как это связано с его биографией и с реальной жизнью в Сибири?

Примерные ответы ребят из 1-ой группы:

-   Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть - Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…

 В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни.

Значит, проблемы , отражённые в повести, вполне реальны.

 

 Есть ещё один автобиографический факт: летом 1954 г. В.Распутин вместе с иркутским журналистом Борисом Ротенфельдом проехал по местам, которые стали впоследствии ложем Усть-Илимского водохранилища. Об этой поездке в областной молодёжной газете Ротенфельд опубликовал очерк. В нём говорится об огромных государственных средствах, вложенных в расчистку затопляемых территорий, о потере плодородной Илимской пашни, просторов тайги и лугов, о переезде сибиряков в неудобные для стариков коттеджи, построенные на глинистом склоне горы. Описание процесса очистки будущего дна водохранилища и переселения людей в повести можно считать документальным.

 

Учитель: «Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью» (интервью от 16 марта 1977 г.)

 

- Почему Матёра сравнивается с умирающей матерью?

(деревня показана в последнее лето перед затоплением)

- Какие же изменения происходили в Сибири в те годы?

(презентация: На Ангаре построены мощные ГЭС, питающие током заводы и комбинаты-гиганты. Из Сибири везут лес, алюминий, нефть, машины. Строятся новые посёлки на таёжных склонах под рукотворными морями)

 

В 1976 г. в журнале «Вопросы литературы» Распутин писал, что «повесть  -  о тех изменениях, которые происходят в сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и преобразовывать этот суровый и дивный край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинною любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки».

 

- В чём смысл конфликта повести?

 

(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)

 

- Как можно объяснить смысл названия?

 

4)    Словарная работа: (слайд 8)

 

                           Матёра - матерый; мать; материк.

 

                           Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

 

                           2) опытный, знающий;

 

                           3) неисправимый, отъявленный.

Все эти значения реализуются в тексте повести. (Работа по тексту)

 

1) Матера полна сил, крепка, опытна ("какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение) и ... неисправима, да, именно неисправима: нельзя на ней жить не по совести, не задумываясь о смысле бытия.

 

2) Слово Матера семантически связано со словом мать. Суффикс -ер- в русском языке указывает на название лиц по действию. Следовательно, Матера - это лицо, чье назначение быть матерью. Матера для всех её жителей родная, первоосновная.

 

3) Матёра - часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже - вечности. (слайд 9)

 

 Вывод: Матера - живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. для её жителей она - первооснова, "стержень", не котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.

 

 Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во всеми веками накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет "утопленниками", что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев.

 

Переходим ко 2 вопросу (слайд 10)

 Как описывается в повести Матёра и её жители?

(работа учащихся 2-ой группы)

Примерные ответы:

- (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

- Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

 

- "И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

 

- Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)

 

Учитель: Кто из героев повести вам более всего запомнился и почему?

(ответы учащихся о Богодуле и Хозяине, Андрее Пинигине, Павле, подругах Дарьи)

Примерные ответы:

- Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у Павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо - значит надо, жить везде можно.

 

- Андрей: Правильно понимает Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. "Он душу свою не подвинул", - говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея.)

 

- Богодул – личность со своим характером, взглядами на жизнь. Он приносит старухам вести об изменениях на острове, охраняет себя и старух от чужих, приютил старух в последнюю ночь на острове. Богодул воспринимается как глубокий старик, человек, сопутствующий жизни многих поколений людей, всегда нужный им. Описание его внешности напоминает описание домового. Богодул словно хранитель острова

Учитель:

По описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров... Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?

 

(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз". Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).

 

Течет жизнь, время... Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней - все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению.

 

 - Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем же автору нужно рассказывать читателю, откуда есть и пришла Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом?

 

Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Мне кажется что, мы должны знать и хранить память о Матёре.

 

Учитель: - Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается?

 

- Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.

 

 - А я сомневаюсь, что надо затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.

 

 Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? Благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников - оправдано?

- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?

 Гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются .

Как писатель выявляет, кто есть кто?

(Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже).

 

Вопрос 3. (слайд 11)

Кому противостоят жители Матёры в своём стремлении достойно проститься с родиной? Кто такие «пожогщики и обсевки» и каково отношение к ним автора?

- Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище

                                        (краткий пересказ)

 

- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?

(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).

 - Так поступать можно?

  - Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?

( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")

 

  - Чем является Матёра для них? (слайд 12)

 

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле - Родине и о земле - территории. "Если земля территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю - родную землю, Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

 

- Для кого в повести земля - Родина, а для кого земля - территория? Что можно сказать о Петрухе? О Клавке Стригуновой?

 

- после ответов учащихся зачитывается цитата:

Так кто же нам с вами эта земля, земля тысяч Матёр, земля или территория? Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли что могли, а там хоть конец света?

 

 Продолжая вопрос о земле, о малой родине мы обратимся к образу бабки Дарьи.

 

4  группа анализирует эпизод прощания бабки Дарьи с избой.(слайд 13)

  Каковы мотивы поведения Дарьи?

Чьё поведение противопоставляется поведению Дарьи?

Как оценивает автор разные типы отношения к дому?

  - Как показана нравственная красота Дарьи?

 

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

 

- Через что раскрывается образ Дарьи?

 

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

 

-Что такое дом, изба для Дарьи?

 

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

 

-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

 

- Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?

 Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. (слайд 14)Она уверена: "У кого нет памяти, нет жизни".

 

Вопрос 5: (слайд 15) Как вы поняли финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?

 

(Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: "К чему искать какую-то особую, правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...". Но надежда все же преобладает: "Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине..."

 

  Человеку, считает Распутин, "озлиться нельзя", он "на острие многовекового клина", которому "нет конца". Народ, как показывает писатель, требует "все нетерпеливей и яростней" от каждого нового поколения, чтобы оно не оставило без надежды и будущего все "племя людей". Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.)

 

Вопрос 6   (слайд 16) Какие проблемы ставит Распутин в повести?

(Ведутся записи в тетради после обсуждения).

 

Эти проблемы и вечные, и современные. (слайд 17) Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.

 

 Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.

 

7)Сформулируйте своё понимание идеи повести

(учащиеся высказывают своё мнение. (слайд 18)

Итоговая формулировка записывается в тетрадь)

Распутин призывает современного человека не подчиняться механизированной жизни, не забывать о душевной чистоте. «Забыть себя», по Распутину, означает забыть принадлежность к родине, роду, стремиться стать как все, не соблюдать никаких вековых традиций народа, не задумываться о последствиях своих деяний.

 

5)Подведение итогов урока.

Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф. (слайд 19) Зачитывается эпиграф.

Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном, умели понимать окружающих и с умом пользоваться природными благами, помня о прошлом и ради будущего.

 

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой?

 

(ученики проводят рефлексию, по очереди говорят о бережном отношении к малой родине, России, о нравственности.)

 

5)    Домашнее задание: (слайд 20)

Напишите эссе на одну из тем:

1.     Как я понимаю традицию?

2.     Символы вечности в повести «Прощание с Матёрой» (царский листвень, изба, Образ Хозяина)

3.     Можно ли считать Распутина противником прогресса?

4.     Влияние НТП на развитие села Лебяжье.

5.     Что значит для меня родительский дом?

6.     Как не  «забыть себя» в ускоряющемся темпе современной жизни?

7.     Не очерствели ли души моих земляков?

Послушайте стихотворение Станислава Куняева (слайд 21-22)

Спасибо за урок!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "В.Распутин "Прощание с Матёрой" Урок в 11 классе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводился в форме круглого стола. 

Цели:

Образовательные:

- Войти  в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев

- систематизировать знания

-  Определить основную идею повести;

 - Связать представление о теме и идее произведения с общественной потребностью  

   осознания происходящих в стране перемен, определяемых научно-техническим 

   прогрессом.

Развивающие:

- продолжить работу над развитием речи учащихся

-развивать познавательные  умения и аналитическое мышление учащихся ( умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи)

- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно -   

   проблемных вопросов;

Воспитательные

- Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, 

   чувство ответственности за её судьбу.

 

-Воспитывать личностные качества: патриотизм, уважение к традициям, гуманность в отношениях с пожилыми людьми

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 642 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1074
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1158
    • DOCX 36.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркова Вера Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маркова Вера Анатольевна
    Маркова Вера Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23344
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 36 регионов
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции