Главная / Русский язык и литература / В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Название документа В.П.Астафьев Васюткино озеро.Урок литературы, 5 класс.ppt

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.)
Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, ...
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году в селе Овсянка Красноярског...
В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убе...
Основные этапы жизни: Родился 1 мая 1924 года 1931год – осиротел ( мать утону...
Маленький Витя
Бабушка Катерина Петровна
Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой от...
Астафьев - журналист "Чусовского рабочего" Однополчане в Ленинграде
Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на кол...
Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской раб...
Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земл...
Сибирь – родина Астафьева
 Река Енисей
На родине Астафьева. Село Овсянка.
Вид на село Овсянка со смотровой площадки
Село Овсянка Красноярского края
Семья 1955 г.
В Овсянке с теткой Апронией и бабушкой Марией 1956г.
Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и...
 Часовня в селе Овсянка
Литературный музей в Красноярске
Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске
«Васюткино озеро» - один из самых известных и любимых рассказов и детей, и вз...
Человек и природа в рассказе Это автобиографиче- ский рассказ, появился из ш...
Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реаль...
 Зачем Васютка отправился в тайгу?
Какие эпизоды рассказа видим на иллюстрациях?
С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что узнали о её повадках?
Почему Васютка попал в беду? Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери...
Почему Васютка разговаривал с белкой? Васютка встал,потянулся и спугнул корми...
Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равноду...
С высоты она казалась огромным тёмным морем…
Почему Васютка искал лиственные деревья в тайге? Долго Васютка отыскивал глаз...
Что привлекло внимание Васютки в озере? Какую рыбу увидел Васютка? Почему он...
Что помогло Васютке выжить в тайге? Знание народных при- мет, правил поведени...
Почему найденное Васюткой озеро навали его именем?
1 из 42

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.)
Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.)

№ слайда 3 Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья
Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году в селе Овсянка Красноярского к
Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.

№ слайда 6 В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал
Описание слайда:

В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал… единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем.

№ слайда 7 Основные этапы жизни: Родился 1 мая 1924 года 1931год – осиротел ( мать утонула)
Описание слайда:

Основные этапы жизни: Родился 1 мая 1924 года 1931год – осиротел ( мать утонула), воспитывался бабушкой и дедушкой 1939 год – попал в детский дом 1942 год – ушёл добровольцем на фронт, награждён орденом Красной Звезды, медалями. 1951 год – начало литературной деятельно- сти 1953 год- первый сборник рассказов «До будущей весны»

№ слайда 8 Маленький Витя
Описание слайда:

Маленький Витя

№ слайда 9 Бабушка Катерина Петровна
Описание слайда:

Бабушка Катерина Петровна

№ слайда 10 Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отече
Описание слайда:

Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Астафьев - журналист "Чусовского рабочего" Однополчане в Ленинграде
Описание слайда:

Астафьев - журналист "Чусовского рабочего" Однополчане в Ленинграде

№ слайда 13 Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбас
Описание слайда:

Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Темой первого произведения была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева.

№ слайда 14 Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочи
Описание слайда:

Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю жизнь свою Астафьев посвятил писательскому труду.

№ слайда 15 Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земле,
Описание слайда:

Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земле, на которой он вырос, - с избытком, с какой – то неистовой силой выплеснуто им на страницы его произведений.

№ слайда 16 Сибирь – родина Астафьева
Описание слайда:

Сибирь – родина Астафьева

№ слайда 17  Река Енисей
Описание слайда:

Река Енисей

№ слайда 18 На родине Астафьева. Село Овсянка.
Описание слайда:

На родине Астафьева. Село Овсянка.

№ слайда 19 Вид на село Овсянка со смотровой площадки
Описание слайда:

Вид на село Овсянка со смотровой площадки

№ слайда 20 Село Овсянка Красноярского края
Описание слайда:

Село Овсянка Красноярского края

№ слайда 21 Семья 1955 г.
Описание слайда:

Семья 1955 г.

№ слайда 22 В Овсянке с теткой Апронией и бабушкой Марией 1956г.
Описание слайда:

В Овсянке с теткой Апронией и бабушкой Марией 1956г.

№ слайда 23 Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и до
Описание слайда:

Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте….

№ слайда 24  Часовня в селе Овсянка
Описание слайда:

Часовня в селе Овсянка

№ слайда 25 Литературный музей в Красноярске
Описание слайда:

Литературный музей в Красноярске

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27 Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске
Описание слайда:

Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29 «Васюткино озеро» - один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрос
Описание слайда:

«Васюткино озеро» - один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем. Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ Астафьева. «Васюткино озеро» 1958

№ слайда 30 Человек и природа в рассказе Это автобиографиче- ский рассказ, появился из школ
Описание слайда:

Человек и природа в рассказе Это автобиографиче- ский рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился.

№ слайда 31 Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные
Описание слайда:

Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

№ слайда 32  Зачем Васютка отправился в тайгу?
Описание слайда:

Зачем Васютка отправился в тайгу?

№ слайда 33 Какие эпизоды рассказа видим на иллюстрациях?
Описание слайда:

Какие эпизоды рассказа видим на иллюстрациях?

№ слайда 34 С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что узнали о её повадках?
Описание слайда:

С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что узнали о её повадках?

№ слайда 35 Почему Васютка попал в беду? Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери и
Описание слайда:

Почему Васютка попал в беду? Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери и потерял затеси.

№ слайда 36 Почему Васютка разговаривал с белкой? Васютка встал,потянулся и спугнул кормившу
Описание слайда:

Почему Васютка разговаривал с белкой? Васютка встал,потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошен- но цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку -Ну, чего смотришь? Не узнала?

№ слайда 37 Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушна
Описание слайда:

Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная.

№ слайда 38 С высоты она казалась огромным тёмным морем…
Описание слайда:

С высоты она казалась огромным тёмным морем…

№ слайда 39 Почему Васютка искал лиственные деревья в тайге? Долго Васютка отыскивал глазами
Описание слайда:

Почему Васютка искал лиственные деревья в тайге? Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелё ного моря…,но кругом темнел сплошной хвойник.

№ слайда 40 Что привлекло внимание Васютки в озере? Какую рыбу увидел Васютка? Почему он ре
Описание слайда:

Что привлекло внимание Васютки в озере? Какую рыбу увидел Васютка? Почему он решил, что озеро проточное?

№ слайда 41 Что помогло Васютке выжить в тайге? Знание народных при- мет, правил поведения в
Описание слайда:

Что помогло Васютке выжить в тайге? Знание народных при- мет, правил поведения в тайге. Умение разводить костёр. Смекалка Умение сосредоточиться. Желание вернуться домой

№ слайда 42 Почему найденное Васюткой озеро навали его именем?
Описание слайда:

Почему найденное Васюткой озеро навали его именем?

Название документа Конспект урока литературы в 5 классе. Астафьев В.П..doc



Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Человек и природа в рассказе.

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности

Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и

аналитическому комментарию художественного текста, работу над

характеристикой литературного героя.

Развивающие:

Совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков.

Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом,

робостью.

Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование:

- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2.

- Тетради по литературе.

-Мультимедийный проектор, презентация.


Словарная работа: автобиографическая проза


Ход урока

Организационный этап. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

Ребята, сегодня на занятии мы начнём знакомство с интересным писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В следующих классах это знакомство продолжится.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя о В. П. Астафьеве. С показом презентации.

Слайд 1. Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.

За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

Слайд 2. Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

Слайды 3,4,5,6. В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинетик, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

Слайд 7. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

Слайды 8-9. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник. Слайд 10.

Слайд 11. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей- «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику - стр.119.


2.Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».

Слово учителя.

Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

3.Викторина «Кто самый внимательный читатель?»

-Почему стала плохо ловиться рыба?

-На какой реке происходили события?

-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?

-Чем снабжал Васютка рыбаков?

-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

-Что такое затесь?

-Какую птицу первой увидел мальчик?

-Стрелял ли в нее Васютка?

-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

-Когда Васютка понял, что заблудился?

-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?

-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

-Как Васютка выбрался к реке?

-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

4. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном.


Понравился ли вам рассказ?

Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?

5. Словарная работа.

Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.


6.Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.

-Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».

Проследим, как она раскрывается в тексте.

-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно? (Слайд 12).

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

-Почему мать так говорит?

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

-Почему Васютка не стал спорить?

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.(стр.122)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

- Слайд 13. Какие эпизоды изображены на этих иллюстрациях ? С этими эпизодами мы сегодня на уроке и будем работать.

- С какой птицей встретился? ( Слайд 14).

-Что узнали о повадках этой птицы?

( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица?

(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел? ( Слайд 15).

-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.

( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

-Что сделал Васютка дальше?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился?

(«Где же затеси?» )

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

- Как мальчик приготовил себе еду?

- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

-Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? (Слайд 16)

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.129 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. Слайд 17.

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? (Слайд 18). Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд 19)

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). Слайд 20.

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? Слайд 21.

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

-Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе? (Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота, учительница.)

-Подумаем, какую роль играют второстепенные герои в рассказе Астафьева? Что узнали о родных Васютки?

-Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания?

- перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их характеры в этих воспоминаниях?

стр.140-«Эх, Васюха, Васюха..»

стр.141-«через два дня...»

-Какими вы представляете характеры этих людей?

7.Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; -14

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; -23

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; -25

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; -29

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; -29

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая-35

Встречаются в рассказе сравнения:

в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

густая, как смоль, темень начала редеть”;

с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна” – 26;

показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; 28

будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” - 33;

середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” - 27;

где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” - 45.

III. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Зачитайте. С. 45. Обратиться к картам.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.


III. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся

IV. Домашнее задание.

Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.

Приготовьте рисунок к понравившемуся эпизоду из рассказа “Васюткино озеро”.



В.П. Астафьев "Васюткино озеро"
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока литературы в 5 классе + презентация по теме  В.П. Астафьев «Васюткино озеро».  Человек и природа в рассказе.

Цели урока: 

познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес  к его личности; продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над  характеристикой литературного героя.

Совершенствовать  речевые умения:  пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной   ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом,  робостью. Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.                                                    

 

                            

Автор Козинцева Людмила Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1804
Номер материала 27444
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓