Главная / Русский язык и литература / "Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

"Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Урок литературы в 8 -м классе на тему: "Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)


Цели урока:

Цели и задачи:

- подвести учащихся к пониманию мысли автора о моральной ответственности за всё, происходящее вокруг;

- путём сопоставления эпизодов рассказа помочь осмыслить идейный смысл произведения;

- развивать творческие способности учащихся, используя технологию критического мышления;

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследовательская лаборатория

Оборудование: портрет писателя, доска, карты исследования для индивидуальной работы.

КАРТА исследования (заполняется в течение урока учащимися, курсивом приведены примерные записи учащихся)

Ф.И.



Тема


случай, изменивший жизнь

Цель


Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от…

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

До бала

После бала

Объекты исследования (герои)




















Вывод




Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы станем сотрудниками исследовательской лаборатории.

- А чем занимаются в лаборатории? (Что-то исследуют, открывают важное для других и для себя.)

-Вы тоже будете делать открытия и фиксировать их в «КАРТАХ исследования», которые находятся у вас на столах. Ознакомьтесь с ними.

-Ребята, работа исследователя легкая? (Нет)

-Почему?

-Какими качествами должен обладать исследователь? (Внимание, усидчивость, наблюдатальность, усердие, у него «душа трудится»)

-Ваш труд тоже будет оценен.

-Как вы думаете, а что мы можем исследовать на уроке литературы? (ответы уч-ся)

-Что же будет предметом нашего исследования? – рассказ Л.Н.Тодстого «После бала»

2. Проверка домашнего задания.

1) Время написания и жанр рассказа «После бала».

- Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания рассказа, его первоначальном названии.

- Итак, сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

Как бы вы сформулировали тему нашего исследования? (случай, изменивший жизнь)

-Запишите тему в карту.




3. Целеполагание.

-Ребята, а вы задумывались над тем, от чего переменяется и направляется жизнь человека.

Докончите предложение

Жизнь человека меняется от

-Запишите свою гипотезу (предположение) в карту исследования.

-Хорошо, это наша позиция.

-А что предстоит выяснить нам в результате исследования? (Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно?)

- Обратимся к рассказу, и проверим знание текста произведения.

4. «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

(учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю) Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...


5. Проверка знания текста произведения.
Опрос методом
«Верные и неверные вопросы»
Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
После бала рассказчик не мог уснуть (да).
Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
Татарин кричал: «Помогите!» (да)
Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).





5. Исследовательская работа.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

Сопоставительный анализ эпизодов 

- Как вы считаете, какую сцену можно назвать главной? Почему? Зачитаем эпизод (сцена наказания солдата)

- Когда произошли события, описанные в сцене экзекуции? А что было до этого? (после бала)

-  Зачем Толстой описывает бал, если всё дело в том, что было после бала? Прочитаем эпизод.

- Итак, пред нами два эпизода. Давайте напишем их. Как называется этот прием

- Кто же является главным объектом нашего исследования? (заполнение таблицы)

Иван Васильевич, полковник

- Теперь самостоятельно заполните вашу таблицу, меняется ли настроение наших героев?

Результаты исследования:

Ф.И.



Тема


случай, изменивший жизнь

Цель


Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от …

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

На балу

После бала

Объекты исследования (герои)

Иван Васильевич

Полковник

Иван Васильевич

Полковник


Умилён чувством любви;
Был не только весел, очень доволен;
Был пьян без вина

Отец Вареньки был красивый, статный;
На балу он любящий, внимательный, добродушный отец;
Танцует с дочерью,

Было стыдно;
На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска;
Одолевало чувство вины, неловко было от увиденного

Оттопыренная губа;
Увидел Ивана Васильевича, грозно и злобно нахмурился;
Твёрдым шагом двигался, у него гневный голос

Вывод





Итак, полковник это тот же человек, что и на балу? Он лицемерит или нет?(Он не лицемерит. Это его работа, развито чувство долга)

Докажите, что полковник любил свою дочь? (Он даже не одевался модно. Все средства уходили на дочь, чтобы вывозить её в свет. Смотрел на неё влюблёнными глазами)
Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу? ( А вдруг среда «засосёт», и он невольно станет таким же)

Как изменилась жизнь рассказчика после увиденного им?

- На доске вы видите черновой вариант концовки рассказа. Зачитаем окончательный вариант и попробуем ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил так, как хотел в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал я»



Действительно, в окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Жить так, как живёт полковник, как живёт множество людей, повинуясь бесчеловечным законам, Иван Васильевич не в состоянии.

Теперь, пожалуй, мы можем ответить на вопрос, поставленный пред нами автором рассказа: Вывод (делают учащиеся): Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно?)

- Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел, однако, избежать обыкновенной жизненной дороги. Иван Васильевич не струсил, он всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. Но, видимо, нашлись и другие обыкновенные люди, поступившие как Иван Васильевич, - может быть, не без его влияния. Появление таких людей утверждало простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание. Иван Васильевич – человек, «всеми уважаемый», его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.

  1. Подведение итогов урока:

- Сегодня мы хорошо поработали над анализом рассказа Толстого «После бала» и проблем, поднятых автором произведения. Вы прекрасно потрудились.

7.Взаимооценка результатов деятельности.

Вручение «сердечек».

8. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

        Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  1. Мне было интересно…

  2. Мы сегодня разобрались….

  3. Я сегодня понял, что…

  4. Мне было трудно…

  5. Завтра я хочу на уроке…


8.Домашнее задание.


Сочинение – миниатюра по темам:

Все ли способны взять на себя ответственность за происходящее вокруг?

Написать текст телеграммы, который Иван Васильевич получит после бала.



"Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

Цели и задачи:

- подвести учащихся к пониманию мысли автора о моральной ответственности за всё, происходящее вокруг;

- путём сопоставления эпизодов рассказа помочь осмыслить идейный смысл произведения;

- развивать творческие способности учащихся, используя технологию критического мышления;

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследовательская лаборатория

Оборудование: портрет писателя,доска,карты исследования для индивидуальной работы.

КАРТАисследования (заполняется в течение урока учащимися, курсивом приведены примерные записи учащихся)

Ф.И.


Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от…

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

До бала

После бала

Объекты исследования (герои)




















Вывод








Автор Балаева Мария Владимировна
Дата добавления 12.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1077
Номер материала 59200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓