Главная / Физика / Устный журнал "Через тернии - к звёздам"

Устный журнал "Через тернии - к звёздам"

hello_html_1c504f9.gif










Цель мероприятия: расширение общего кругозора учащихся, ознакомление с ранее неизвестными фактами из истории полётов человека, показать роль космонавтики.


Страницы журнала:

  • От легенд к первым полётам.

  • Шаги в космос.


Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясённый сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пёстром пламени знамён,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землёй-планетой был усыновлён.



Ведущий: 12 апреля – день первого полёта человека в космос – стал Всемирным днём авиации и космонавтики. И сегодня, в день годовщины этого полёта, мы ещё раз вспомним некоторые события, которые явились шагами человека в космическое пространство. Сегодня мы с вами пролистаем страницы устного журнала, посвящённого Дню космонавтики. Итак, открываем первую страницу нашего журнала, которая называется «От легенд к первым полётам».


Чтец: Самый длинный путь начинается с первого шага. А ещё точнее – с первой мысли о нём.

Да будет вам известно, человек – единственное существо из всех млекопитающих, имеющее привычку подолгу смотреть на небо. Многие вновь и вновь проделывают один и тот же эксперимент: если лечь на траву и долго-долго смотреть в небо, то начинает казаться, что вот-вот упадёшь в его голубую синь. Даже иногда жутковато становится: а вдруг…И в то же время так хочется наяву испытать то чудесное чувство полёта-падения, ощущаемое иногда лишь во сне. Наверно, именно в такой момент пришла когда-то человеку мысль: «А не взлететь ли и мне в небо, подобно птице?»

Чтец: Мечта эта, передаваясь из поколения в поколение, тысячелетиями будоражила людское воображение, заставляла снова и снова делать опыты и попытки взмыть в небо. Многочисленные легенды повествуют об отчаянных смельчаках, пытавшихся воплотить мечту, - преодолеть земное притяжение и взглянуть на мир с высоты птичьего полёта. Мы знаем волнующий миф о Дедале и его сыне Икаре, которые попытались бежать из плена на острове Крит с помощью крыльев, сделанных из птичьих перьев, скреплённых воском. Дедал долетел благополучно, а его сын, увлёкшись полётом, поднялся чересчур высоко, и солнце растопило воск. Икар упал в море…

А на чём только не летали в сказках! Это и колесницы, и волшебные стрелы, и орлы, и ковры-самолёты, и конёк-горбунок!

Так гласят легенды и сказки. Ну а что же было на самом деле?


Чтец: Наши российские Иваны неоднократно повторяли полёт Икара. Так, во времена Ивана Грозного холоп Никитка, сделав крылья, летал на них в Александровской слободе при большом стечении народа, благополучно приземлился, но по указу царя был казнён, так как царь решил, что холопу помогла нечистая сила.

А вот ещё пример: «…1731 год в Рязани, при воеводе, подьячий Нерехтец Крякутной Фурвим сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы и после больно ударила о колокольню, но он ухватился за верёвку, чем звонят, и остался тако жив». Но ему пришлось покинуть землю Рязанскую, бежать, потому что был издан царский указ: "«человек не птица, крыльев не имать. Аще кто приставил себе аки крылья деревянны, противу естества творить, за содружество нечистой силой отрубить выдумщику голову…»


Чтец: Конечно, проще поднять в небо устройства легче воздуха. Они действительно плавают в небе, подобно облакам. Началом эры воздухоплавания считается ноябрь 1782 года, когда французские изобретатели братья Жозеф и Этьен Монгольфье впервые продемонстрировали модель воздушного шара, наполненного тёплым воздухом. Такие воздушные шары стали называть аэростатами. На них человек может осуществлять неуправляемые полёты.

Спустя 70 лет после начала эры воздухоплавания, в 1852 году, француз Жиффар сконструировал первый управляемый аэростат – дирижабль. Дирижабли могли брать на свой борт до 100 человек. Но у дирижаблей был один существенный недостаток: они то и дело взрывались от малейшей искры.

В 30-е годы ХХ века аэростаты были вытеснены более совершенными летательными аппаратами – стратостатами, которые могли подниматься в самый верхний слой атмосферы -–стратосферу – своеобразную прослойку между привычной нам атмосферой и космосом.


Чтец: Но для того, чтобы подняться в космос, нужны были аппараты тяжелее воздуха.

Самый-самый первый летательный аппарат более тяжёлый, чем воздух, каждый из вас наверняка видел своими собственными глазами. Это…воздушный змей. Первый воздушный змей был придуман в Древнем Китае ещё в IV-III веках до н.э. первые змеи использовались не только как детская игрушка, но и для военной сигнализации. Позднее при запуске воздушных змеев больших размеров к ним стали прикреплять корзины с животными и птицами. Иногда даже строили змеев, способных поднять человека. Такие полёты осуществлялись, начиная с середины VI века. Справедливости ради добавим, что полёты эти считались весьма опасными, а потому в качестве «пилотов» использовали военнопленных.


Чтец: В 1500 году великий итальянский учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи один из первых спроектировал летательный аппарат тяжелее воздуха. Однако этот проект потерпел неудачу. В своём проекте учёный предполагал использовать силу человека. А вот первый летательный аппарат, оснащённый мотором, поднялся в небо в 1903 году. Это был самолёт, который создали братья Уилбер и Орвилл Райт.

На собственной фабрике они изготовили винт и двигатель внутреннего сгорания мощностью 15 лошадиных сил. В декабре 1903 года на пустынном пляже в местечке Китти-Хок один из братьев – Орвилл – совершил первый удачный полёт, пролетев 36,5м за 12 секунд.


Чтец: Однако первые самолёты часто терпели аварии. Пожалуй, лучше других разобрался в причинах неудач профессор прикладной математики Николай Егорович Жуковский. Опираясь на работы своих предшественников, учёный понял, что на движение самолётов действуют потоки воздуха, которые необходимо учитывать и при движении самолёта, и при его строительстве. Была создана новая наука – гидроаэродинамика. Для изучения воздушных потоков и их влияния на полёты, Жуковским была создана аэродинамическая труба, которая используется и сегодня для испытаний летательных аппаратов.


Как рвался к небу человек!

Какие прилагал усилья!

Всё снова пробовал он крылья,

Но поражений не избег.

Подняться крылья не могли.

Природа словно говорила:

«Я создала тебя бескрылым,

Не полетишь ты, сын Земли».

Но сын не покорился. Нет.

Не будут никогда забыты

История его попыток

И перечень его побед.

Тиски земного притяженья

Земля должна была разжать.

Великолепного движенья

Она не в силах задержать!


Ведущий: Открываем вторую страницу нашего журнала, которая называется «Шаги в космос».


Чтец: 1881 год. В России взрывом бомбы революционеры убили царя Александра II. Подпольной лабораторией, где была сделана бомба, руководил Николай Иванович Кибальчич.

Родился Николай на Украине. Блестяще окончил гимназию. Проучился два года в Институте путей сообщения, перешёл в Медико-хирургическую академию. Он стал изучать взрывчатые вещества и хотел заставить силу взрыва служить целям созидания. За изготовление бомбы, которой был убит АлександрII, Кибальчич был приговорён к смертной казни.

Перед казнью Николай Иванович попросил карандаш и бумагу. Думали, что он будет писать прошение о помиловании. А Кибальчич написал «Проект воздухоплавательного прибора», в котором обосновал идею ракетного летательного аппарата для человека, изложил такие вопросы как устройство порохового ракетного двигателя, управление летательным аппаратом. О своём изобретении он писал: «Если моя идея будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству!». Этот замечательный документ был найден в полицейских бумагах только после Октябрьской революции. В память о Кибальчиче его именем назван один из кратеров на Луне.


Чтец: 1883 год. В небольшом городке Боровске, в уездном училище, преподавал математику молодой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Однажды он рассказал ребятам о своей мечте: когда-нибудь люди построят летающий корабль и отправятся на нём к другим планетам. Константин Эдуардович сделал такой фантастический рисунок: шар с людьми, из него в разные стороны смотрят дула орудий. Люди стреляют, а сила отдачи толкает корабль в противоположном направлении…

Постоянно думая о будущих полётах, Циолковский чертил всё более сложные схемы летательных аппаратов, делал новые расчёты. В 1903 году учёный предложил использовать для полёта не пушку, как думал раньше, и не пороховую ракету, как предлагал Кибальчич, а двигатель на жидком топливе. Нынешние корабли очень похожи на ракетный корабль Циолковского. В своих книгах он так описывал космические полёты, словно уже побывал в будущем и видел всё своими глазами. Он высчитал скорости, при которых ракета взлетит, станет искусственным спутником Земли, а затем и вовсе покинет нашу планету, указал пути развития космонавтики.

«Колыбелью разума» называл Циолковский нашу планету. «Но нельзя вечно жить в колыбели», - добавлял он. Гениальный русский учёный верил, что уже его современники отправятся в межпланетные путешествия.


Чтец: 17 августа 1933 года. Сноп огня, громкий хлопок. И ракета вонзается в синеву неба! Так ещё при жизни Циолковского начала осуществляться его мечта. Конструктором первой советской жидкостной ракеты ГИРД – 09 был учёный Михаил Клавдииевич Тихонравов, а главным строителем – Сергей Павлович Королёв. Она взлетела невысоко – всего на 400 метров, но в те дни это казалось чудом. Вскоре в небо поднялась ещё одна ракета, которую сконструировал Фридрих Артурович Цандер. Великий штурм неба начался с этих двух маленьких ракет.


Чтец: Сергей Павлович Королёв и его товарищи задумали построить летательный аппарат с ракетным двигателем. Пока ещё не космический корабль, а самолёт. И добились своего: в 1940 году ракетоплан поднялся в небо. Им управлял лётчик Фёдоров.

А потом началась Великая Отечественная война. У всех была одна задача: прогнать ненавистных фашистов. И советские учёные создали военную ракетную установку, которую любовно назвали «катюшей». Только одно упоминание о наших «катюшах» заставляло дрожать врага…

После войны пришла очередь для больших ракет, с мощными двигателями. Теперь Главному конструктору Сергею Павловичу Королёву помогала не горстка любителей. Ракеты создавали многие крупные учёные, инженеры, сотни самых лучших рабочих.


Чтец: Три…два…один…Старт! Ракета поднялась на 110км! Следующая – ещё в четыре раза дальше от Земли. Научные приборы на её борту весили больше, чем автомобиль!

4 октября 1957 года. Радиостанции всего мира прерывают передачи, чтобы сообщить самую главную новость. В Советском Союзе запущен первый в истории искусственный спутник Земли!

Люди разных стран спешили ночами на улицу, чтобы посмотреть на летящую звёздочку. Радисты слушали голос маленькой рукотворной луны: «бип…бип…бип…» Русское слово «спутник» вошло во все языки мира.


Чтец: Один за другим уходили спутники к звёздам. Приборы передавали на Землю важные сведения о космическом пространстве. Шла серьёзная подготовка к полёту человека. Стартовали корабли-спутники – братья будущего «Востока». Вначале на таких кораблях поднимались животные. К сожалению, некоторые из них погибли. И вновь учёные работали над проектами ракет. Вот место в кабине занимает «Иван Иванович». Это кукла в рост человека. Внутри у неё приборы. Вернувшись на Землю, Иван Иванович своим электронным голосом «доложил»: корабль надёжен, человеку лететь можно.


Чтец: 12 апреля 1961 года. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Весенним утром мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли на борту – гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным.

(Прослушивание записи информационного сообщения тех дней).

Всего 108 минут продолжался первый космический полёт, но каждая из этих минут была открытием неизвестного. Юрий Гагарин стал первым, кто доказал, что в космосе можно жить и работать. Так появилась на Земле новая профессия – космонавт.


В скафандре, по-рабочему, как был,

У Волги на виду, ему знакомой,

На вспаханную землю он ступил

И зашагал, растаптывая комья.

На перелески, пашни посмотрел.

Земля!.. И вид её не изменился.

Сегодня в космос он с неё взлетел,

Сегодня ж на неё и возвратился.

Всё так же низко облака бегут,

Всё так же небо сосны стерегут,

Всё тот же день,

Часов всё та же мера…

Прошло лишь сто,

Сто с небольшим минут,

А на Земле уже иная эра,

Которую космической зовут!


Чтец: После полёта Гагарина было много стартов, много интересных дел на орбите. Но и сегодня можно услышать вопрос: «А зачем летать в космос?»

Люди летают в космос, чтобы…изучать Землю. По сделанным с орбиты снимкам можно составить самые точные географические карты. С большой высоты космонавты увидели многие разломы в земной коре, кольцевые образования, о которых ничего не знали геологи. Это помогло найти новые месторождения полезных ископаемых. В океане они наблюдали цветовые пятна планктона. А где планктон, там и рыба. Космонавты не раз обнаруживали таёжные пожары. Они следили за рождением и передвижением атмосферных вихрей, чтобы люди на Земле могли подготовиться к непогоде. Постоянно наблюдая горные ледники, помогали учёным предсказать ледопады и наводнения. С высоты хорошо видно, на какие поля напали насекомые-вредители, каким пастбищам необходимо отдохнуть, где в пустынях искать подземные озёра.

С орбиты удобнее изучать далёкие звёзды, так как там не мешает атмосфера. Космонавты не только смотрят в телескоп, но и измеряют рентгеновские лучи, гамма лучи и другие сигналы, приходящие из космоса, которые позволяют судить о масштабах нашей Галактики, о других космических объектах. Благодаря этому сделаны многие открытия.

Наконец, на станции космонавты создают сверхчистые кристаллы, лекарства и другие сложные вещества, получить которые сегодня в земных условиях очень трудно, а иногда и невозможно.


Чтец: Первым был в космосе русский парень.

Американцы в космос летали.

Там побывали кубинец, болгарин –

Космос теперь интернационален!

Там нет границ, там большое пространство,

Там, если хотите, научное царство,

Там общее дело, там дружба царит,

Там венгр вместе с русским овёс расти.

Мирное дело людей земных –

И в космосе сеять добро и жизнь!


Ведущий: Мы с вами живём в замечательном городе, который носит имя Главного конструктора первого космического корабля Сергея Павловича Королёва. Наш город по праву можно считать космическим. И об этом третья страничка нашего журнала «Наш город – космический».

(Рассказ библиотекаря о городе).


Чтец: Здравствуй, космос!

Мы тебя не держим на прицеле.

Не грозим бессмысленной войною.

Нет, - у нас совсем другие цели

И взаимодействие иное.

Мы хотим преодолеть границы,

Чтоб с тобой навеки породниться,

Чтобы дружбы звёздное крещенье

Было темой нашего общенья.

И во имя этой самой темы

Мы, земляне, говорим открыто:

Все планеты Солнечной системы

Ожидают нашего визита!

Я верю, – мы полетим к звёздам,

К другим Галактикам и мирам.

И в космическом корабле стюардесса объявит:

«Застегните ремни, под нами Земля!»

(Звукозапись песни «Земля в иллюминаторе»)

Устный журнал "Через тернии - к звёздам"
  • Физика
Описание:

Устный журнал "Через тернии к - звёздам" можно проводить в День авиации и космонавтики.

Самый длинный путь начинается с первого шага. А ещё точнее – с первой мысли о нём.

 

Да будет вам известно, человек – единственное существо из всех млекопитающих, имеющее привычку подолгу смотреть на небо. Многие вновь и вновь проделывают один и тот же эксперимент: если лечь на траву и долго-долго смотреть в небо, то начинает казаться, что вот-вот упадёшь в его голубую синь. Даже иногда жутковато становится: а вдруг…И в то же время так хочется наяву испытать то чудесное чувство полёта-падения, ощущаемое иногда лишь во сне. Наверно, именно в такой момент пришла когда-то человеку мысль: «А не взлететь ли и мне в небо, подобно птице?»

 

 

Автор Липович Татьяна Владиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 329
Номер материала 30399
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓