Главная / Химия / Устный журнал "Как развивалась химия" к юбилею М.В.Ломоносова

Устный журнал "Как развивалась химия" к юбилею М.В.Ломоносова

Устный журнал КАК РАЗВИВАЛАСЬ ХИМИЯ… Химик без знания физики подобен человеку...
Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные...
Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, предоставляет блага, без которы...
Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоде...
В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через неско...
Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и...
Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине XVI в. Предпосылкой ...
Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полною господства флогистонной ...
  «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою перво...
Ломоносов по новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изу...
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследов...
Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в России в 1748...
Открытия в области физики  Открыл закон сохранения материи 1752 год - Сконстр...
Открытия в области физики март 1739 года — закончена «Физическая диссертация ...
Современная химия очень многогранна. Химия обеспечивает переработку полезных ...
Самый умный 1. Когда в России была открыта первая химическая лаборатория? 2. ...
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Устный журнал КАК РАЗВИВАЛАСЬ ХИМИЯ… Химик без знания физики подобен человеку, к
Описание слайда:

Устный журнал КАК РАЗВИВАЛАСЬ ХИМИЯ… Химик без знания физики подобен человеку, который всегда должен искать ощупью. И сие две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут…

№ слайда 2 Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные во
Описание слайда:

Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча ... И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь - в духи и красители, лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем.

№ слайда 3 Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, предоставляет блага, без которых н
Описание слайда:

Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, предоставляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций. Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте - технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии, французского ученого М. Бертло, название «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем (сравните с латинским словом «хумус» — грунт). Отсюда «химия» - черное, как земля, «египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами, металлами.

№ слайда 4 Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие
Описание слайда:

Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. В Европу они частично попадали через Византию, а затем через Испанию, после завоевания ее арабами в 711 году. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и сильный город христианского мира), были сожжены «греческим огнем» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через нескольк
Описание слайда:

В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в VIII - IX вв. появились первые арабские химики. Арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия» (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку «ал»). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия», «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г. В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной.

№ слайда 8 Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и об
Описание слайда:

Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много новых веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 г. гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент – фосфор Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания oт своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. Аристотель в IV веке до н.э. упоминал, что из меди, при сплавлении ее с цинком или оловом, образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не всё золото, что блестит».

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине XVI в. Предпосылкой для
Описание слайда:

Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине XVI в. Предпосылкой для этого послужило явно наметившееся в ряде основных стран Европы изменение основной структуры общества: рост производства, торговли. Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. Агрикола работал в области горного дела и металлургии. Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки, выступил в 1661 г. Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась все сильнее. Новая общая теория химии, развитая около 1700 г. Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения. Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество «флогистон», удаляющееся из них при горении. Флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные.

№ слайда 13 Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полною господства флогистонной тео
Описание слайда:

Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полною господства флогистонной теории. Более определенным временем ее возникновения можно условно считать середину XVIII — Начало XIX века. В это время жили и работали великие ученые: Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шиле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемри Дэви, Майкл Фарадей и др. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии.

№ слайда 14   «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой в
Описание слайда:

  «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин Михаил Васильевич Ломоносов 19.11.1711г.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Ломоносов по новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучаю
Описание слайда:

Ломоносов по новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой. Любимая наука -химия Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.

№ слайда 17 В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследовани
Описание слайда:

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своей химической лаборатории.

№ слайда 18 Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в России в 1748г.
Описание слайда:

Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в России в 1748г. Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс около 1750 года. Разработал принципы новой науки «Физической химии» в 1752 – 1754 гг. 12 апреля 1745 года — представляет диссертацию «О действии химических растворителей вообще». 6 сентября 1751 года — прочитано «Слово о пользе химии». Диплом профессора химии 25 июля 1745 года — назначен профессором химии Петербургской Академии наук.

№ слайда 19 Открытия в области физики  Открыл закон сохранения материи 1752 год - Сконструир
Описание слайда:

Открытия в области физики  Открыл закон сохранения материи 1752 год - Сконструировал термометр для измерения температур 20 июня 1746 года — первая публичная лекция профессора Ломоносова по физике (на русском языке) 1742-1744 годы — разрабатывает атомно-молекулярное учение, пишет диссертации «О нечувствительных физических частицах, составляющих тела природы» Учение о том, что весь мир состоит из атомов из корпускул. В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами. Закон сохранения материи и движения. Этот закон вошёл в историю под названием «закон сохранения массы». Изобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.

№ слайда 20 Открытия в области физики март 1739 года — закончена «Физическая диссертация о р
Описание слайда:

Открытия в области физики март 1739 года — закончена «Физическая диссертация о различии смешанных тел». 1745 год — диссертация «О движении воздуха, наблюдаемом в рудниках». 25 января 1745 года — диссертация «О причине теплоты и холода» (молекулярно - кинетическая теория теплоты). 30 января 1758 года — диссертация «Об отношении количества материи и веса».

№ слайда 21 Современная химия очень многогранна. Химия обеспечивает переработку полезных иск
Описание слайда:

Современная химия очень многогранна. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д. Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д. Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, бетона, цемента. Химия проникает во все отрасли народного хозяйства.

№ слайда 22 Самый умный 1. Когда в России была открыта первая химическая лаборатория? 2. Эле
Описание слайда:

Самый умный 1. Когда в России была открыта первая химическая лаборатория? 2. Элементы каких смежных наук разрабатывает Ломоносов? И когда? 3. Когда и где в России была построена фабрика цветного стекла? 4. Сколько мозаичных картин было создано Ломоносовым и его учениками? 5. Когда был сконструирован термометр для измерения температур? 6. М.В. Ломоносовым были подготовлены 4 диссертации. Когда они появились и как назывались?

Устный журнал "Как развивалась химия" к юбилею М.В.Ломоносова
  • Химия
Описание:

Устный журнал

КАК РАЗВИВАЛАСЬ ХИМИЯ…

 

Эпиграф внеклассного мероприятия:

“Химик без знания физики подобен человеку, который всегда должен искать ощупью. И сие две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут… “ М.В.Ломоносов

 

Цели:

Ø   Продолжить формирование знаний учащихся о великих учёных России.

Ø   На основе межпредметных связей химии, географии, экологии познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского учёного, учёного-химика – М.В.Ломоносовым.

Ø   Формировать черты социально направленной личности учащегося.

 

Задачи:

vОбразовательные:

-       познакомиться с историей развития химической науки;

-       узнать больше о великих учёных мира.

 

vВоспитательные:

-       развивать интерес к науке «химия», с науками вообще;

-       побуждать к самообразованию;

-       воспитывать веру в свои собственные способности;

-       воспитывать аккуратность работы с компьютером.

 

vРазвивающие:

-       развивать умение пользоваться интернет - сайтами, добывания необходимой информации с их помощью.

 

Оборудование и ресурсы:

 Компьютер, мультимедиапректор, мультимедийные программы MicrosoftPowerPoint:«Открытое внеклассное мероприятие  – презентация “Как развивалась химия… “, видеофильм «М.В.Ломоносов»

Межпредметные связи на внеклассном мероприятии:

 история, биология, информатика, география, физика, литература...

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.     Организационный момент         (слайд 1)                        

Преподаватель сообщает тему и цель внеклассного мероприятия, знакомит с планом работы «Устного журнала»

2.     Актуализация

Фронтальная беседа по вопросам:

 

a)     С чего началось в древности познание окружающего мира, какие науки при этом взяли свое начало?

b)    Каких великих ученых вы знаете?

 

3.     Слово преподавателя (мотивация):(слайд 2)

 

Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса!

Вспомните хотя бы старика Хоттабыча ...

И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия.

Недаром ее называют доброй волшеб­ницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивитель­ней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречаю­щихся в природе, со свойствами полезными и важными.

Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь - в духи и красители, лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

 

1.     Слово 1 учащегося     (слайд 3-5)

2.     Слово 2 учащегося     (слайд 6-12)

3.     Слово 3 учащегося     (слайд 13-14)

4.     Слово преподавателя (слайд 15)

5.     Просмотр видеофильма      (слайд 16)

6.     Подведение итогов видеофильма (слайд 17-22)

7.     «Самый умный» - опрос обучающихся (слайд 23)

8.     Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ к рассмотрению:

 

Первый учащийся:

Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, предоставляет блага, без которых немыслимо современное цивили­зованное общество.

Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу.

Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит мно­жество химических реакций.

Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте - технически наиболее передовой стране древнего мира.

По мнению известного историка химии, французского ученого М. Бертло, название «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем (сравните с латинским словом «хумус» — грунт). Отсюда «химия» - черное, как земля, «египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами, металлами.

Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры.

В Европу они частично попадали через Византию, а затемчерез Испанию, после завоевания ее арабами в 711 году. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и сильный город христианского мира), были сожжены «греческим огнем» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой.

 


 

Второй учащийся:

 

В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя.

Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровитель­ствовать наукам, и в VIII - IX вв. появились первые арабские химики.

Арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия» (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку «ал»).

Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия», «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г.

В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной.

Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философ­ского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много новых веществ, изу­чили и описали их. Так, например, в 1669 г. гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент – фосфор Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им.

Алхимики, работая в течение столетий, не смогли полу­чить ни золота, ни серебра!

Боясь наказания oт своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства.

Аристотель в IV веке до н.э. упоминал, что из меди, при сплавлении ее с цинком или оловом, образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не псе золото, что блестит».

 


 

Третий учащийся:

Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине XVI в. Предпосылкой для этого послужило явно на­метившееся в ряде основных стран Европы изменение основной структуры общества: рост производства, торговли.

Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола.

Агрикола работал в области горного дела и металлургии.

Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки, выступил в 1661 г. Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой тео­рии, потребность в которой ощущалась все сильнее.

Новая общая теория химии, развитая около 1700 г. Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения.

Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество «флогистон», удаляющееся из них при горении. Флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные.

Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полною господства флогистонной теории.

Более определенным временем ее возникновения можно условно считать середину XVIII — Начало XIX века.

В это время жили и работали великие ученые:

Михаил Васильевич Ломоносов,

Джозеф Пристли,

Карл Вильгельм Шиле,

Антуан Лоран Лавуазье,

Клод Луи Бертолле,

Жозеф Луи Пруст,

Джон Дальтон, Гемри Дэви,

Майкл Фарадей и др.

 

В это время были открыты и сформулированы многие законы химии.

 

 

Преподаватель:

 

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» 

Б. Шергин

Ломоносов по новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой.

Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.


 

Открытия в области химии

 

 

v   В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.Открыл первую химическую лабораторию в России в 1748г.

v    Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс около 1750 года.

v    Разработал принципы новой науки «Физической химии» в 1752 – 1754 гг.

v   12 апреля 1745 года — представляет диссертацию «О действии химических растворителей вообще».

v   6 сентября 1751 года — прочитано «Слово о
пользе химии».

v   25 июля 1745 года — назначен профессором
химии Петербургской Академии наук.

v   1748 года — открытие первой в России научной химической лаборатории.

 


 

Открытия в области физики.

vОткрыл закон сохранения материи

v1752 год - Сконструировал термометр для
измерения температур

v20 июня 1746 года — первая публичная лекция профессора Ломоносова по физике (на русском языке)

v1742-1744 годы — разрабатывает атомно-молекулярное учение, пишет диссертации «О нечувствительных физических частицах, составляющих тела природы»

vУчение о том, что весь мир состоит из атомов из корпускул. В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.

vЗакон сохранения материи и движения. Этот закон вошёл в историю под названием «закон сохранения массы».

vИзобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.

vмарт 1739 года — закончена «Физическая
диссертация о различии смешанных тел».

v1745 год — диссертация «О движении воздуха, наблюдаемом в рудниках».

v25 января 1745 года — диссертация «О причине теплоты и холода» (молекулярно - кинетическая теория теплоты).

v30 января 1758 года — диссертация «Об отношении количества материи и веса».


Современная химия очень многогранна.

v   Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет.

v    Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д.

v   Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д.

v   Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, бетона, цемента.

 

 

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства.


 

Самый умный

 

1.    Когда в России была открыта первая химическая лаборатория?

2.    Элементы каких смежных наук разрабатывает Ломоносов? И когда?

3.    Когда и где в России была построена фабрика цветного стекла?

4.    Сколько мозаичных картин было создано Ломоносовым и его учениками?

5.    Когда был сконструирован термометр для измерения температур?

6.     М.В. Ломоносовым были подготовлены 4 диссертации.  Когда они появились и как назывались?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Самым интересным для меня на мероприятии было:____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Самым сложным для меня сегодня было:______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________Понравилось ли мне внеклассное мероприятие «Как развивалась химия»__________________________ ___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Автор Никитина Вера Витальевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 492
Номер материала 26269
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓