Устные вычисления на уроках математики в начальной школе
Устный счёт является способом направленного и
всестороннего развития творческих способностей личности. Систематическое
выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать и умножать
природные способности к восприятию, запоминанию и обработке информации,
способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности,
организованности, целеустремлённости.
В начальной школе устному счёту уделяется достаточно
большое внимание, он является одной из самостоятельных специфических частей
урока математики.
Основная
цель устного счёта в начальных классах:
· усвоение
таблиц арифметических действий;
·
формирование вычислительных навыков;
·
формирование умений и навыков решать задачи;
· развитие
представлений о математических понятиях;
· усвоение
математической терминологии;
· наблюдение
за некоторыми математическими закономерностями;
· развитие
речи учащихся.
В течение всех четырех лет обучения на каждом уроке
математики выделятся 5 – 10 минут для проведения устных вычислений,
предусмотренных программой каждого класса, связанных с опросом или подготовкой
к восприятию нового материала.
Эффективность
устного счета зависит от
·
правильного определения объема и содержания материала для устных вычислений;
· от
его организации: правильной постановки заданий, оптимального чередования
слухового, зрительного, зрительно-слухового предъявления заданий.
Устные
вычисления, как правило проводятся в быстром темпе, с использованием
предварительных записей, наглядности, средств обратной связи ( веера, числового
абака, сигнального блокнота, карточек). Во время устных вычислений используются
игры («Магические квадраты», «Кодированные упражнения», «Молчанка»,
«Математическая эстафета», «День и ночь» и т. д.), элементы соревнования.
Среди
заданий для устных вычислений выделяются следующие:
· задания
для усвоения таблиц арифметических действий;
· упражнения
по формированию вычислительных навыков,
обычные
примеры:
1)
найти значения выражений: 20-3х6 3х9+3 ;
2)
найти значения выражений и назвать конечный результат: от 50 отнять 15, отнять
7, 18 плюс 42 минус 15;
задания
уплотнённого характера:
1)
приём дополнения: дополни до 90 числа 20, 30, 45, 52, 88;
2)
приём постановки одного задания: числа 0,60, 39, 27, 48, 51 разделить на 3;
3)
вычисления «цепочкой»: 9х7 -41 + 9х9 -26
4)
вычислительные таблицы;
5)комплексные
задания на основе выборки:
-
вычислить значения выражений, в которых первое действие – вычитание
13-6+5
12-6х2 6х9-3
13-(6+5)
(12-6)х2 6х(7-3);
-
решить уравнения на нахождение вычитаемого:
х-5=12 14-х=6 24-х=6
х+4=12
6)«круговые
примеры»:
95-70
94+5 14+80 25+4 99-4 29+40 69-50 19-5.
задания с терминологическим направлением
1) по
данным таблицы составить выражения и вычислить их значение:
Делимое
|
36-6
|
18
|
36:4
|
70-7
|
25+17
|
6х4
|
Делитель
|
6
|
2+4
|
3
|
7
|
7
|
3
|
Частное
|
|
|
|
|
|
|
2)записать
выражения и найти их значения:
а)
разность чисел 90 и 18 уменьшить в 9 раз;
б)40
увеличить на произведение чисел 9 и 6.
·
задания по усвоению вопросов теории арифметических действий:
1)найти
частные, используя способ последовательного деления:
80:16
256:8 120:15
.
задачи (предлагаются короткие текстовые задачи в 1-2 действия на слух, задачи с
опорой на зрительные образы и краткую запись ; предлагаются числовые выражения
и краткая запись для составления задач);
· упражнения
по геометрии;
· задания
с логической нагрузкой (задачи-шутки, нахождение числовых закономерностей,
задачи на сравнение, на пересечение множеств, на переливание, задачи по
комбинаторике, головоломки).
Объем и содержание устных заданий связывается с
опросом , подготовкой к восприятию нового материала, закреплением изученного
материала, ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Подбор заданий для устных
вычислений, место устного счёта на уроке определяется учителем в соответствии с
темой и целью урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.