Главная / Биология / устный экологический журнал "Орлан-белохвост птица 2013 года"

устный экологический журнал "Орлан-белохвост птица 2013 года"

hello_html_m7884d5fe.gifhello_html_7c05ccfb.gifhello_html_7c05ccfb.gifhello_html_7c05ccfb.gifhello_html_7c05ccfb.gifМуниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Поронайска



Номинация конкурса: Организация досуга и внеклассной деятельности



Устный экологический журнал



«Орлан-белохвост – птица года 2013»





























Автор: Савенко Елена Владимировна, учитель – дефектолог (география, биология) МСКОШИ VIII вида г. Поронайска, высшая категория, «Почетный работник общего образования РФ».

Место выполнения работы: МСКОШИ VIII вида г. Поронайска, Сахалинская обл., г. Поронайск, ул. Саперная, 5.

Пояснительная записка

Актуальность:

У учащихся специальной (коррекционной) школы с трудом формируются знания о птицах, так как нарушено абстрактное мышление. Использование же во внеклассной работе сведений о многочисленных представителях пернатых, способствует развитию индивидуального познания. Используемая форма устного экологического журнала дает возможность познакомить учащихся с необыкновенной, удивительной, часто скрытой от посторонних глаз жизнью птиц. Форма устного экологического журнала позволяет привлечь к подготовке и проведению мероприятия большого количества учащихся: часть готовит устные материалы, часть подбирает иллюстрации, фотографии, часть делает зарисовки, часть составляет презентацию.

Направленность: Экологическое воспитание посредством устного экологического журнала «Орлан-белохвост - птица года 2013».

Новизна: Внеклассное мероприятие «Орлан-белохвост - птица года 2013» проводится в школьном краеведческом музее в форме слайд-путешествия, с использованием приемов «мозгового штурма» (решение проблем) и «проникновение» в иллюстративный материал. Второй прием позволяет учащимся легче усваивать сведения об орлане-белохвосте, что помогает познакомить с внешним строением, образом жизни , прививает подросткам потребность заботы о птицах и стремление к его посильной охране.

Цели: Формирование потребности сохранения орлана-белохвоста в природе.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с орланом-белохвостом.

  2. Решить экологические проблемы сохранения орлана-белохвоста в природе.

  3. Стимулировать творческую деятельность.

  4. Сбор фотоматериала для оформления выставки «Орлан-белохвост» в школьно музее.

Педагогическая целесообразность: Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения ученикам. Использование мультидидактики, что позволяет работать по принципу углубления в текстовые и фото - слайды.

Возраст детей: Учащиеся с нарушением интеллекта 11 - 16 лет, 5-9 классы.

Обоснованность выбранной формы занятия: Мероприятие «Орлан-белохвост - птица года 2013» проводится в форме слайд-путешествия, потому что это дает возможность показать большее количество иллюстраций, отметить особенности жизни орлана-белохвоста. В процессе мероприятия они послужат примером для творческой работы учеников.

Методика проведения мероприятия:

  1. Подготовительный этап

а) знакомство с темой мероприятия, планом ее подготовки и проведением учащихся;

б) Совместный отбор иллюстраций для мероприятия;

в) Организация 3 групп детей по интересам;

г) Оформлении мероприятия (зарисовка плаката «Орлан-белохвост - птица года 2013»);

д) работа с лекторской группой;

е) подготовка рассказа об орлане-белохвосте с творческой группой учащихся.

  1. Ход мероприятия слайд – путешествия:

- актуализация знаний (фронтальная работа с классом «Вызов», «Разминка»);

- постановка проблемы, совместное обсуждение проблемы ( прием «Фишбон»);

- слайд – путешествие «Орлан-белохвост - птица года 2013»;

- творческие мастерская;

- рефлексия.

Место и время проведения: СКОШИ VIII вида г. Поронайск; 10.04. 2013 г, II четверть.

Ожидаемые результаты: В результате проведенного слайд-путешествия ученики познакомятся с птицей года – орланом-белохвостом, узнают экологические особенности орлана, нарисуют рисунки «Орлан-белохвост», подберут иллюстрации для выставки «Орлан-белохвост» в школьном музее .

Оценка результатов: Анкетирование учащихся. Всего учащихся 37 человек.

Что вам понравилось в мероприятии

Ответ «Да»

  1. Подготовка к мероприятию

54%

  1. Участие в решении проблем

69%

  1. Участие в слайд-путешествии

76%

  1. Зарисовка орлан-белохвоста

61%

  1. Подбор иллюстраций для экспозиции «Орлан-белохвост - птица года 2013»

85%

  1. Оформление памятки

82%







Тема: Орлан-белохвост - птица года 2013.

Цели: 1. Формирование экологических представлений об орлане – белохвосте.

2. Развивать зрительное восприятие .

3. Воспитывать у учащихся потребность заботы о природном мире и стремление к его посильной охране.


Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация «Орлан-белохвост - птица года 2013» , чучело орлана-белохвоста , выставка энциклопедий о птицах, цветные карандаши, альбомы, фломастеры, плакат «Орлан-белохвост - птица года 2013».

Ход слайд-путешествия:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

а) Вызов:

- С кем знакомят вас эти строки?

Орлан-белохвост почетным гостем
в уединении на льду,
и стайка уток, и снежная проседь
на замерзающем пруду. (слайд №2)



Орлан-белохвост

Разминка:

-Эмблема нашего мероприятия орлан – белохвост . (слайд №3)

- Кто видел орлана –белохвоста?

- Где вы его видели?

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRC3ludqq_1KRzs3CRsQGUSVnhe1x6XMrXkT0f7H7XDM4SJguV3



III. Постановка проблемы :

2. Мозговой штурм

Совместное решение проблем

  1. Грозит ли орлану-белохвосту опасность?

  2. Что угрожает орлану-белохвосту?

  3. Жизнь орлана-белохвоста и природа не зависимы друг от друга?

  4. Нужно ли беречь орлана-белохвоста?

1 2 3 4 (перечисление проблем)



  1. 2 3 4 (пути решения проблем)

IV.Слайд-путешествие «Орлан-белохвост - птица года 2013» :

"Полюби же родную природу и ты,

Понимая, что всё это — Бога Творенье!"



Группа учеников –экскурсоводов озвучивают слайды:

  1. ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ большая птица: общая длина 77—100 см, длина крыла 57,5—69 см, вес 3—6,5 кг. Самки орлана-белохвоста значительно превосходят самцов по величине. Окраска взрослых птиц (четырехлетних и старше) бурая в разных оттенках, голова буроватая или беловатая, хвост белый. В первом годовом наряде молодые птицы бурые с черноватой головой, основные части перьев беловатые, брюшная сторона беловатая с бурыми отметинами. Радужина у взрослых орланов-белохвостов беловато-желтая, у молодых бурая; клюв желтоватый, у молодых черноватый; восковица и ноги желтые, когти черные. Взрослый наряд связывается с первым годовым постепенными переходами. (слайд №4)


http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/030.jpg

  1. Белохвост — широко распространенная птица. Орлан-белохвост гнездится в Азии от тундры до Японии, Китая, Монголии, Казахстана, Северного Ирана и Турции, в Европе от севера Скандинавии до Румынии, Венгрии, Балкан и побережий Балтийского моря. В Центральной и Западной Европе из-за преследования человеком белохвост стал очень редким. Держится белохвост у водоемов — как на морских побережьях, так и у озер и рек. (слайд №5)

птица года 2013

  1. Гнездится орлан-белохвост обычно на деревьях, высоко от земли, реже на скалах. Гнездо — огромная постройка из сучьев, используемая птицами много лет подряд. Пары постоянные. Кладка ранняя: на юге уже в последние дни февраля — начале марта, на севере — в лесотундре и тундре — только в конце апреля. В кладке обычно 2, иногда 1 или 3 белых, иногда испещренных охристыми пятнами яиц. Насиживают оба родителя, но преимущественно самка. Продолжительность насиживания для крупной птицы относительно невелика — 35—40 дней. На крыло птенцы становятся в возрасте примерно 70 дней. (слайд №6)

http://www.miatz.ru/upload/iblock/7f0/33479.orlan.jpg


  1. Пища орлана-белохвоста очень разнообразна. Значительное место в питании белохвоста занимает рыба. Если орлан, летая над водной поверхностью, завидит рыбу, он стремительно спускается и как бы подчерпывает ее лапами, при этом иногда он на короткое время погружается в воду. Кроме того, орлан кормится водоплавающими птицами, в том числе гусями, гагарами и крупными утками, заставляя их нырять и хватая их с поверхности воды, когда жертва появляется на ней, чтобы отдышаться. Кормится и млекопитающими — зайцами, сурками, сусликами и т. п. Не пренебрегает и мелкой добычей, на севере, например, леммингами. Ест, белохвост и падаль, в особенности зимой. (слайд №7)

http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Krasnaja-kniga-zhivotnye/0006-006-Orlan-belokhvost.jpg

- Могут ли вороны дергать орлана-белохвоста за хвост?

  • Однажды профессиональный фотограф С. Лыткевич наблюдал как возле приманки (головы коровы) собралась стая ворон, а затем прилетел орлан-белохвост. Орлан принялся отрывать куски мяса, вороны не улетали, они находились рядом, через некоторое время одна ворона подлетела и дернула орлана за хвост. Орлан повернулся к вороне и выронил кусок мяса. Вороны по очереди подлетали сзади к орлану и дергали его за хвост, так продолжалось до тех пор, пока орлан не улетел. (слайд №8)



http://img.tyt.by/n/fotofact/05/0/img_2409_20120112.jpg







  1. Ты думаешь, что правишь миром из века в век!

Но все так хрупко и непрочно в твоих руках,

Жизнь человека и планеты – все на весах. (слайд №9)



http://www.kandalaksha-reserve.org/foto_gallery/photos_pticy/orlan.jpg

  1. Орлан-белохвост – редкий гнездящийся вид островов Итуруп, Кунашир и Шикотан. Зимой образует скопления на нерестовых реках. На Кунашире в 1982 году гнездилось около 10 пар, на Итурупе в 1990 году – около 15 пар. Во время авиаучетов, проведенных в 1998 г. вдоль береговой полосы островов Кунашир и Итуруп, учеными выявлено около 70 особей орлана. К сожалению, в настоящее время на островах наблюдается спад численности этого редкого вида.

Орнитологами отмечен интересный факт: в зимний период, во время перегрузки рыбы в районе рыбоперерабатывающих комбинатов на острове Шикотан скапливается несколько десятков орланов-белохвостов. Ученые предполагают, что орланы прилетают сюда с соседних островов, но до сих пор непонятно каким образом птицы узнают о приходе рыболовецких судов.

В настоящее время основными угрозами для орлана-белохвоста являются сокращение численности нерестящихся лососевых рыб, браконьерство, включая просто отстрел для забавы и отстрел для изготовления чучел, вырубка крупных старых деревьев, пригодных для устройства гнезд.

Орлан-белохвост находится в списках Красной книге Сахалинской области, Красных книг МСОП и России. (слайд № 10)


http://bezformata.ru/content/Images/000/034/423/image34423549.jpg



Физминутка

  1. Творческая мастерская.



  1. Составить рассказ по иллюстрации «Ожидание». (слайд № 11)http://ini-fb.dvgu.ru/redbook.html/2.animals/3.vertebrata/4.aves/46.haliaeetus%20albicilla/a208_04.jpg



















  1. Зарисовать орлана-белохвост.



Работа в 3 группах.

Задание для групп:

- Подобрать иллюстрации для экспозиции школьного музея.

- Чем понравился тебе этот рисунок?

- Какие впечатления, эмоции он вызывает у тебя?

- Что особо запомнилось в этой фотографии?

  1. Рефлексия



-На памятках допишите предложения.

- Я узнал, что …..

- Мне понравилось …..

- Я хочу, чтобы …..

- Я помогу …..













































Источники

1. Романова ,Э. Экологическое воспитание – проблема нравственная .

Нар. образование. [ текст]/ Э. Романова – 1986. - №5. – С. 57 – 59.

2.Красная книга Сахалинской области, Южно-Сахалинск, 2001

3. http://blogs.privet.ru/community/paam/117962314




















































устный экологический журнал "Орлан-белохвост птица 2013 года"
  • Биология
Описание:

 Внеклассное мероприятие «Орлан-белохвост - птица года 2013» проводится в школьном краеведческом музее в форме слайд-путешествия, с использованием приемов «мозгового штурма» (решение проблем) и «проникновение» в иллюстративный материал. Второй прием позволяет учащимся легче усваивать  сведения об орлане-белохвосте, что помогает познакомить с внешним строением, образом жизни , прививает подросткам потребность заботы о птицах и стремление к его посильной охране. Орлан-белохвост встречается на побережье залива Терпения, в заповеднике "Поронайский".

  

Автор Савенко Елена Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 568
Номер материала 17993
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓