Главная / История / Устный журнал "Забытая великая война"

Устный журнал "Забытая великая война"

ТЕМА: Забытая великая война

ЦЕЛИ:

  1. создать общие представления о истории Первой мировой войны;

  2. показать на конкретных примерах трагизм и бессмысленность войны;

  3. прививать интерес в российской истории;

  4. воспитывать обучающихся в духе толерантности и гуманизма.

Актуальность данного мероприятия обусловлена 100-летием со дня начала Первой мировой войны; воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер; компьютерная презентация

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

ЭПИГРАФ: Смешались годы, даты

С бурьяном и травой.

Спокойно спят солдаты

Больших и малых войн.

А.Жигулин

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

Учитель:

Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 годов – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами империи.

Отношение к Первой мировой войне в исторической науке и в обществе неоднозначно. Одни считают её значительным событием, другие воспринимают как предпосылку ко Второй миррой войне. Но мы должны помнить, что война 1914-1918 годов носила мировой характер: начавшись между Австро-Венгрией и Сербией в июле 1914 года, уже к 1918 году она охватила 38 крупнейших мировых держав.

В этой войне, как и во Второй мировой, применялась современная военная техника, соответствующая времени. Мир узнал о продолжительных по времени и кровопролитных сражениях, о том, что такое химическое оружие и каковы последствия его применения.

Россия была активной участницей Первой мировой войны. Русский солдат не отсиживался в окопах, он приходил на помощь союзникам и в 1914 году, и в 1916 году, жертвуя собой, совершая беспримерные подвиги. Воевали все: простые солдаты, офицеры, священники, женщины, дети.

Ученик: (стихотворение С.Городецкого «Подвиг войны»)

Не первый вечер пели волны

В народном море, и стонал

Стихийный ветер, мощи полный,

И к небу гимн летел, как вал;

Опять на небе пламенела

Заря невиданно ясна,

Когда из вражьего предела

Домчалась весть войны. Война!

Война! Война! Так вот какие

Отверзлись двери пред тобой,

Любвеобильная Россия,

Страна с Христовою судьбой!

Так приими ж венец терновый

И в ад убийственный сойди

В руке с мечом своим суровым,

С крестом, сияющим в груди!

Прости, несжатый, мирный колос!

Земля родимая прости!

Самой судьбы громовый голос

Зовет Россию в бой идти.

Не празден будет подвиг бранный,

В крови родится новый век,

И к пашне, славой осиянный,

Вернется русский человек…

Учитель:

Первая мировая война в России стала называться Второй Отечественной войной. Её событиям, её героям мы посвящаем наше сегодняшнее мероприятие.

  1. Начало…

Учитель:

Поводом к войне 1914 года послужил австро-сербский конфликт. Австро-венгерский главнокомандующий эрцгерцог Франц Фердинанд присутствовал на маневрах в Сараево, столице Боснии. 28 июня он и его супруга были убиты членом революционной патриотической организации «Млада Босна» Гаврилой Принципом.

Австро-Венгрия обвинила в смерти наследника Сербию, направила ей ультиматум и объявила ей войну. В конце июля 1914 года австро-венгерские войска вторглись на сербскую территорию. В России была объявлена всеобщая мобилизация. Германия воспользовалась этим и 1 августа 1914 года объявила войну России, 3 августа – Франции, 4 августа Англия объявила войну Германии под предлогом защиты Бельгии от германских войск. Постепенно в военные действия было втянуто 38 государств разных частей света. Всеми государствами было призвано на военную службу около 70 млн. человек.

Ученик: (стихотворение Олеси Емельяновой)

Террорист Гаврило Принцип

В Сербии убил австрийца –

И австрийца не простого,

А наследника престола!

В гневе Австро-Венгрия

Бросилась на Сербию!

Сербия была мала

Защититься не могла,

И тогда она Россию

Заступиться попросила.

Немцы с Австрией дружили

И на нас напасть решили.

Так война, как снежный ком,

Покатилась кувырком:

Тридцать восемь стран дрались,

Реки крови пролились,

Рвался тоннами тротил,

Но никто не победил –

От войны той все устали

И сражаться перестали.

Да, война глупа порой,

Но солдат – всегда герой!

Учитель:

В России мобилизация проходила очень медленно. Для нашей страны война стала катастрофой. А.Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на России подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»

II. Военные события.

Учитель:

В истории первой мировой войны можно условно выделить следующие этапы:

1. кампания 1914 года – провал стратегии быстротечной войны и переход от маневренных форм борьбы к позиционным;

2. кампания 1915 года – срыв германского плана вывода России из войны и продолжение позиционной войны;

3. кампания 1916 года – переход стратегической инициативы к странам Антанты;

4. кампания 1917 года – наступление войск Антанты и выход России из войны;

5. кампания 1918 года – общее наступление Антанты и капитуляция Германии.

Ученик:

Россия подготовилась к войне плохо. На первом этапе войны основным противником России была Австро-Венгрия, так как почти все германские войска участвовали в общем наступлении на Западном фронте против войск Великобритании и Франции.

Германия, начав войну ретиво,

Во Францию и в Бельгию вступила.

Нажим силен – поддался фронт,

Француз бежит… Каков афронт!?

Для Франции-союзницы спасенья

И сил германских разделения

Россия движет в наступление

Две армии на прусском направлении…

20 августа 1914 года произошло Гумбиннен-Гольдапское сражение русской 1-й армии генерала П.К.Ренненкампфа с 8-й германской армией генерала М.Притвица. Потерпев поражение, немецкие войска начали отступать на запад, в направлении Кенигсберга. Русская армия не препятствовала отходу разбитого противника. Это позволило германскому командованию перегруппировать свои силы.

Ученик:

Вот как описал начало военных действий Н.Яковлев: «Как исполинская гнусная тварь, германские войска наползали на русские позиции – «когтистыми лапами» была пехота а «хвост» - тяжёлая артиллерия – находился вне пределов огня нашей полковой и дивизионной артиллерии. Вражеские батареи с безопасной дистанции методически разрушали первые линии траншей. Когда воронки, перекрывая друг друга, превращали позиции в страшное месиво, громыхающая гадина трусливо вытягивала лапы: немецкая пехота совершала осторожный бросок и с лихорадочной поспешностью закреплялась. Следовала неизбежная русская контратака, её отбивали сравнительно легко, с помощью уже выдвинувшейся вперед немецкой легкой артиллерии. А тем временем подтягивался «хвост»… и всё начиналось сначала.»

Ученик:

Германское командование срочно перебросило часть своих войск с Западного фронта на восток. 26-30 августа произошло сражение у Мазурских болот, в котором русская армия была разбита. Французские же войска благодаря ослаблению немецкого фронта устояли в сражении на реке Марне. Остатки русской армии были окружены в Грюнфлисском лесу. Из окружения вырвались лишь 10 тысяч человек. Командующий 2-й русской армией генерал А.В.Самсонов, оказавшийся со своим штабом в окружении, застрелился, чтобы не попасть в плен к врагу.

Чреда удач и поражений..

Погиб Самсонов в окружении

Ценой значительных потерь

Париж французский и теперь.

Зато австрийцев потеснили,

Почем «фунт лиха» объяснили,

Часть территорий захватили,

И Перемышль окружили!

Учитель:

1915 год в истории войны получил название Великое отступление.

Ученик:

Германцы опыт получили,

По-новой силы разделили,

Теперь Россия – главный враг,

Готовят ей большой кулак!

В 1915 году Германия нанесла главный удар на Восточном фронте, стремясь вывести Россию из войны или же вынудить перейти к обороне. Под натиском противника русские армии оставили Польшу и часть Прибалтики, занятую ранее Галицию, однако сохранили свою боеспособность. Отступлению способствовала и слабость экономики России, что привело к нехватке снарядов («снарядный голод»). Но затем удалось наладить производство боеприпасов.

И вот Россия отступает,

Врагу всю Польшу оставляет.

Потери… Горечь и уныние

Царят в душе у русских ныне.

Чтоб дух воинственный поднять,

Сам Царь возглавил свою рать!

Теперь в войсках воодушевление –

Совсем другое настроение!

Ученик:

Из воспоминаний А.И.Деникина:

«Весна 1915 года останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия Русской Армии – отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная, то робкие надежды, то беспросветная жуть.

Помню сражение под Перемышлем в середине мая. Одиннадцать дней жестокого боя 4-й стрелковой дивизии… одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии, буквально срывающей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали – нечем. Полки, истощенные до последней степени, отбивали одну атаку за другой, - штыками или стрельбой в упор, лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы…»

Ученик:

Письмо с фронта в Орловскую губернию:

«Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воду утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта война, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица черная – свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живется – тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьешь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда – проклята будь эта война!»

Учитель:

Несмотря на тяготы войны, на отступление русских войск, на недостаток боеприпасов уже в 1916 году Россия вновь переходит в наступление.

Ученик:

Наладив производство боеприпасов и доставку их на фронт, Россия весной 1916 года начала наступление. Летом 1916 года был нанесен мощный удар по противнику войсками Юго-Западного фронта. По имени командующего русскими войсками это наступление получило название Брусиловского прорыва. В ходе этой операции австро-германские войска потеряли до 1,5 млн. человек убитыми, ранеными и пленными. Потери русских составили около 500 тыс. человек. От противника была очищена территория Буковины и Южной Галиции.

Ученик:

Но когда на фронт все сразу

Привезли боеприпасы,

Тут-то поняли враги:

Если хочешь жить – беги!

Храбрый генерал Брусилов

Все в атаку бросил силы,

Чтобы враг не угадал,

Где решающий удар –

Рано утром первым делом

Их прищучил артобстрелом,

А потом отправил он

В наступленье целый фронт.

Испугавшись той атаки,

Побежали австрияки –

Часть убита, часть в плену,

Будут помнить ту войну.

Ученик:

После вступления в августе 1916 года в войну на стороне Антанты Румынии, командование русской армии вынуждено было ввести на территорию Румынии 35 пехотных и 11 кавалерийских дивизий. Это ещё больше растянуло фронт. Но вскоре и на этом участке война приняла позиционный характер.

Ученик:

1916 – Перелом.

Французский фронт опять кипит.

Котел!.. Вокруг огонь горит,

Для пушек мясо он варит.

Гремит Вердена мясорубка –

Для сотен тысяч душегубка.

Чудовища ползут по полю…

И кто ж их выпустил на волю?!

Солдаты в панике бегут –

То первый танковый дебют!

Строчат повсюду пулеметы,

Метают бомбы самолеты,

Отрава газовых атак,

Мортиры стонут: «Ох и Ах!»

Россия всюду в наступлении,

В порыве страсти, в исступлении…

Идет Брусиловский прорыв,

В германский лопнувший нарыв.

Разбиты турки и бегут…

Как сор, их вон метлой метут.

Захвачен город Эрзурум,

Взят Муш, повержен Трапезунд.

То год великих был побед!

Для немцев – безутешных бед.

России – славы боевой!

И сил расклад уже иной.

Учитель:

Война стала тяжелым испытанием для нашей страны. К 1917 году внутреннее положение России стало катастрофическим. Война и её последствия подорвали доверие населения к власти. В феврале 117 года ухудшение положения населения привело к революции. Усталость от войны привела к развалу русской армии: на фронте происходило братание русских солдат с немецкими и австрийскими солдатами, началось массовое дезертирство, открытое неповиновение и даже расправы с офицерами.

В октябре 1917 года грянула Октябрьская революция, в результате которой к власти пришли большевики. Новое советское правительство начало переговоры с Германией о заключении сепаратного мира. В итоге 3 марта 1918 года в городе Брест-Литовске был подписан мирный договор между представителями советской России, с одной стороны, и Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции – с другой. От России были отторгнуты: Литва, Курляндия, Лифляндия, Эстляндия, часть Белоруссии. На Кавказе к Турции отходили Карс, Ардаган и Батум. Украина и Финляндия становились самостоятельными государствами. Всего Россия теряла около 1 млн. кв.км.. Советское правительство должно было распустить части Красной Армии. 27 августа 1918 года в Берлине было подписано русско-германское соглашение, по которому Россия обязана была выплатить Германии контрибуцию – 6 млрд. марок.

Ученик:

На Западном фронте военные действия продолжались до начала октября 1918 года, когда германское правительство обратилось к президенту США В.Вильсону с просьбой о перемирие. 29 сентября 1918 года было подписано перемирие между Антантой и Болгарией, 30 октября Турция заключила перемирие с Великобританией, 3 ноября капитулировала Австро-Венгрия. 11 ноября на станции Ретонд в Компьенском лесу делегация Германии подписала условия перемирия, в соответствии с которым германская армия была разоружена, а Рейнская область оккупирована войсками Антанты. 13 ноября 1918 года советское правительство аннулировало условия Брестского мирного договора.

III. Герои Первой мировой…

Учитель:

Любое историческое событие – это деятельность людей. В больших и малых событиях, сражениях участвуют люди. Они и творят историю. Мы учимся у них, гордимся ими, помним о них. За скупыми строчками наших учебников скрываются человеческие судьбы. Вспомним о некоторых из них.

Ученик:

Великий князь Николай Николаевич Младший (1856-1929гг.) доводился Николаю II двоюродным братом, генерал от кавалерии. В начале войны назначен Верховным главнокомандующим. Одна из первых побед – взятие у австрийцев крепости Перемышль, связана с его именем. В России эта победа отмечалась очень шумно. Император Николай II наградил великого князя высокой наградой – орденом Святого Георгия второй степени. После Февральской революции ушел в отставку и уехал в Крым, а в 1918 году эмигрировал во Францию. Он стал одним из немногих великих князей, оставшихся в живых после прихода к власти большевиков.

Ученик:

Генерал Николай Владимирович Рузский (1854-1918гг.). Слава и боевые георгиевские награды пришли к Рузскому в Первую мировую войну. В 1919 году генерал-адъютант Н.В.Рузский командовал 3-ей армией Юго-Западного фронта. За бои, предшествующие взятию города Львова, награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, а за взятие 21 августа 1914 года самого Львова получает 3-ю степень этого ордена – белый крест на шею. В 1918 году был расстрелян большевиками, как заложник.

Ученик:

Петр Николаевич Нестеров (1887-1914гг.). Русский военный летчик, штабс-капитан, начальник 11-го корпусного отряда 3-й авиароты. Основатель высшего пилотажа в России («петля Нестерова» или «мертвая петля» 1913г.). погиб в воздушном бою с австрийским самолетом-разведчиком 8 сентября 1914 года. Произошло это в небе у города Львова. Австрийский пилот барон Розенталь летел на тяжелом «Альбатросе» на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошел ему наперерез на легком быстроходном «Моране». Австриец пытался убежать, но Нестеров настиг его и врезал свой самолет в хвост «Альбатроса». Свидетель тарана писал: «Нестеров зашел сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника…» На мгновение оба самолета как бы зависли в воздухе, а потом камнем упали на землю и рассыпались на части. Обе летчика погибли.

Ученик:

Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926гг). В Первую мировую войну командовал 8-ой армией, с 1916 года – Юго-Западным фронтом. Из всех сражений первой мировой войны только одно получило название по имени участвовавшего в нем генерала. Это Брусиловский прорыв, в результате которого был прорван фронт на 350 км.. Австро-венгерские войска начали беспорядочно отступать. Но Брусилову не удалось развить первоначальный успех. Не хватило резервов и боеприпасов. За время войны генерал был удостоен Георгиевских крестов 3-й и 4-й степеней, а за операцию 1916 года получил оружие, украшенное бриллиантами. В Гражданской войне участия не принимал, демонстративно сохраняя нейтралитет. Только с 1920 года начал сотрудничать с новой властью. В 1926 году умер от воспаления легких.

Ученик:

Лавр Георгиевич Корнилов (1870-1918гг.) – генерал от инфантерии. В апреле 1915 года во время общего отступления русской армии его дивизия была окружена и понесла тяжелые потери. Сам Корнилов был ранен и попал в плен. В июле 1916 года при помощи чеха-фельдшера бежал из плена. Побег произвел сенсацию – Лавр Георгиевич стал единственным генералом, сумевшим бежать из плена. Был награжден орденом Святого Георгия3-й степени за бои в Карпатах, хотя многие считали его виновником разгрома дивизии. В июле-августе 1917 года занимал должность главнокомандующего. В конце августа 1917 года поднял мятеж с целью свержения Временного правительства и захвата власти. Был одним из организаторов Белогвардейской Добровольческой армии. Убит в бою под Екатеринодаром.

Ученик:

Козьма Фирсович Крючков (1890-1919гг.). В 1911 году был призван на службу в 3-й Донской казачий Ермака Тимофеева полк. 30 июля 1914 года недалеко от польского городка Кальвария казачий сторожевой дозор под началом Козьмы Крючкова вступил в бой с немецкими кавалеристами. Вот так описал бой сам Козьма: «Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо – я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек… Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек… Меня окружили 11 человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь… Схватился за шашку и начал работать… Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею поодиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали 24 трупа, да несколько нераненых лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил 16 ран, но все пустые, так – уколы в спину, в шею, в руки… Первого августа в Белую Омету прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым Георгиевским крестом». Георгиевский крест Козьмы Крючкова стал первой георгиевской наградой этой войны. Крючков прошел всю Первую мировую «от звонка до звонка», получив ещё один Георгиевский крест и две Георгиевские медали. Погиб герой в Гражданскую войну.

Ученик:

Римма Иванова (184-1915гг). 9 сентября 1915 года у деревни Мокрая Дубрава (ныне Республика Беларусь) во время боя Римма Иванова под огнем противника оказывала помощь раненым. Когда во время боя погибли оба офицера роты, она подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция противника была взята, но сама героиня получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро. Ей исполнился только 21 год. Указом Николая II, в виде исключения, героиня была посмертно награждена офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. После подвига этой сестры милосердия в германских газетах был опубликован «решительный протест» председателя кайзеровского Красного Креста генерала Пфюля. Ссылаясь на Конвенцию о нейтралитете медицинского персонала, он решительно заявлял, что «сестрам милосердия не подобает на поле боя совершать подвиги».

Учитель:

Это только несколько имен русских героев Первой мировой. О многих мы уже никогда не сможем узнать, так как их имена и их подвиги забыты. И это связано с объективными причинами. Чтобы выжить в годы Гражданской войны и репрессий, уничтожалось всё: письма с фронта, фотографии, журналы, газеты, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая своё нерабочее происхождение. И самое драматичное – люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память.

IV. Интересные факты…

Учитель:

Последней страницей нашего повествования мы решили сделать рассказ об интересных фактах из истории Первой мировой войны.


Ученик:

«Атака мертвецов».

Этот легендарный эпизод Первой мировой войны связан с обороной крепости Осовец. Произошло это в 1915 году. Обойти крепость было невозможно – кругом болота. Немцы применили против защитников крепости свои самые сильные орудия: Большие Берты обстреливали крепость в течение недели. Командование русской армии просило защитников крепости продержаться хотя бы 48 часов, а они удерживали крепость 190 дней! В конце концов против защитников крепости были применены отравляющие газы. Противогазов у русских солдат не было. Вслед за огненным валом и газовым облаком на штурм крепости двинулись 14 батальонов ландвера. Но когда германские цепи подошли к русским окопам, им навстречу в штыковую атаку поднялись выжившие защитники – остатки 8-й и 43-й рот, чуть больше 100 человек. Вид их был ужасен. Со следами химических ожогов на лицах, обмотанные тряпками, они харкали кровью, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Неожиданность атаки и вид противника ввергли германцев в такой ужас, что они сломались. Три пехотных полка (7000 штыков) стадом ринулись назад, затаптывая своих. Запутавшись в проволочных заграждениях, многие из них полегли от шрапнели русских батарей.

Ученик:

Легенда крепости Осовец.

В 1924 году европейские газеты написали о солдате, обнаруженном в крепости Осовец. Оказалось, при отступлении саперы направленными взрывами засыпали подземные склады крепости с амуницией и продовольствием. Когда польские офицеры спустились в подвалы, из темноты по-русски раздалось: «Стой! Кто идет?». Незнакомец оказался русским. Часовой сдался лишь после того, как ему объяснили, что той страны, которой он служил, уже давно нет, а война закончилась поражением германцев. 9 лет солдат питался тушенкой и сгущенкой, потеряв счет времени и приспособившись к существованию в темноте. После того, как его вывели, он потерял зрение от солнечного света и был помещен в больницу. Затем его передали советским властям. На этом след последнего защитника Осовца затерялся. Имя его осталось неизвестным.

Ученик:

Первая мировая война стала местом испытания нового оружия и военной техники.

В годы Первой мировой впервые на поля сражений были выведены танки. Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, во Франции и в России. Окончательно первая английская модель танка была готова в 1916 году, когда прошла испытания, и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mark I. Первые танки были использованы английской армией против германской 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. Перевозя это оружие на фронт, английская контрразведка распространила слух, что российское правительство заказало в Англии партию цистерн для питьевой воды. Английское название машины прижилось. В России этот термин сначала перевели на родной язык и эти боевые машины первое время называли «лоханями».

Первый же русский танк, разработанный инженером Николаем Лебеденко, не прошел испытание и в серию не пошел.

Ученик:

В годы Первой мировой войны впервые было применено и химическое оружие. В апреле 1915 года немцы в районе реки Ипр применили отравляющий газ на основе хлора. Газ стали называть «ипритом». В России годы Первой мировой войны можно считать датой основания войск радиоционно-химической и биологической защиты. Стремительно было построено 200 химических заводов, которые заложили основу химической промышленности России. А российский академик Н.Д.Зелинский изобрел эффективный угольный противогаз.

Ученик:

Идея применения подводных лодок была впервые высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий применения лодок в боях. В годы Первой мировой войны развитие подводного флота шло ускоренными темпами. Субмарины стали действительно грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсеры), 105 эсминцев, 33 субмарины.

Ученик:

Изменилось в годы Первой мировой войны и огнестрельное оружие. Американский конструктор Хайрем Мэксим изобрел станковый скорострельный пулемет, который был назван его именем. Но в русской армии за ним закрепилось имя Максимка. А российский конструктор Мосин сконструировал винтовку, которую солдаты окрестили трехлинейкой.

Ученик:

Много интересных фактов вязано с использованием животных на войне.

В состав экипажа каждого британского разведывательного самолета и бомбардировщика входил голубь. Английскому голубю №888 во время Первой мировой войны официально было присвоено звание полковника британской армии (посмертно). За время службы он доставил несколько сотен донесений и погиб при выполнении особо важного боевого задания.

Вместе со своим хозяином Альбертом Марром в британской армии нес службу Джеки, обезьяна-бабуин. В полку он стал всеобщим любимцем и талисманом Южно-Африканского пехотного полка. Животное получило право носить форму, получало паек. Джеки стоял в строю, отдавал честь офицерам, а за столом использовал вилку и нож. В ночном карауле, обладая острым слухом и зрением, мог раньше всех обнаружить противника. Он не раз спасал жизнь своему хозяину и был ранен. Джеки получил медаль и звание капрала, а затем принимал участие в Параде Победы в Лондоне.

Ученик:

Сейчас широко известны программы по использованию дельфинов, тюленей и морских львов в военных целях – для обнаружения подводных мин или обезвреживания аквалангистов-диверсантов. Однако, первые опыты такого рода проводились ещё в Российской империи в 1915 году. В Генеральный штаб ВМФ обратился знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, предложив научить тюленей искать подводные мины. Было обучено 20 животных, но в один из дней все они были отравлены – предположительно, немецкой разведкой.

И ещё один интересный факт. После апреля 1915 года солдаты в окопах стали держать кошек. И не потому, что грустили по дому, а потому, что кошки своим поведением заранее предупреждали о газовой атаке.

Ученик:

Многие писатели, поэты стали участниками событий Первой мировой войны.

Известный детский писатель Валентин Катаев был артиллеристом. Поэт Николай Гумилев с августа 1914 года служил кавалеристом. Находясь на передовой, он вел дневник военных дней. Этот дневник весь 1915 год печатался в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». Александр Блок, известный русский поэт, 7 июля 1916 года был призван на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза и служил в Белоруссии.

Не мало и зарубежных писателей в годы Первой мировой находились на фронтах.

Во время Первой мировой войны Ярослав Гашек был солдатом трех армий – Австро-венгерской, Чехословацкого корпуса в России, Красной армии. Большую часть своей военной биографии он провел на Украине: в Галиции, на Волыни и в Киеве (29 месяцев). А позже он напишет «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».

Джон Толкиен свое самое известное произведение задумывал на полях Первой мировой войны. Он был офицером Ланкаширского полка, участвовал в одном из самых крупных сражений на реке Сомме, а затем из-за ранения больше года провел в госпитале. Здесь он и сделал первые наброски своего произведения «Властелин колец».

Эрнест Хемингуэй служил шофером-добровольцем в Красном Кресте. Он хотел попасть на фронт, но долго не получал разрешения из-за слабого зрения. После перевода на реку Пьяве стал разносить еду солдатам в окопы. В 1918 году был ранен в обе ноги осколками разорвавшего снаряда и пулеметной очередью. Войну он описал в романе «Прощай, оружие!», который был издан в 1929 году.

Во время Первой мировой войны известная писательница, мастер детективного жанра, Агата Кристи работала медсестрой в военном госпитале. Позже она работала в аптеке, потому хорошо разбиралась в ядах. Не случайно, многие преступления в её книгах совершены именно с помощью ядов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель:

Мы медленно восстанавливаем свою историческую память. Первая мировая война всё ещё остается в России без героев, без их имен. Только к столетию начала Первой мировой войны в городе Пскове был поставлен памятник солдатам Первой мировой. А сама памятная дата, 90-летие начала Первой мировой войны, у нас в стране впервые отмечалась в 2004 году.

Первая мировая война показала полную абсурдность мировой войны, её античеловеческий характер. Жертвами Первой мировой стали около 10 млн. человек, вдвое больше остались калеками. Эта война унесла столько же человеческих жизней, сколько все вместе взятые войны за столетие до неё.

Мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча не оставила вас равнодушными, и вы всегда будете помнить об этих славных и героических страницах отечественной истории.

Ученик: (стихотворение Дмитрия Борисова «Солдат 1-й мировой… Письмо к Родине.»)

Почти уж век как воевали.

Почти 100 лет забыт тобой,

Хочу, чтоб к Дате, мне сказала,

В чем провинился воин твой.

Иль не достоин я в шеренге

Героев русских гордо встать.

С «Царем, Отечеством и Верой»

Я шел Россию защищать.

Чудское озеро, Полтава,

Бородино и Сталинград –

Позволь добавить к ним по праву

Лодзь, Луцк, Сморгонь – где твой солдат

Примером мужества во Славу

Оружья русского стоял.

И погибал, не думав, в битвах,

Что Долг солдатский отдавал.

Кого спросить? Царя? Так нету.

Осталась ты – Россия-Мать,

А что нам надо? Только Память –

Гвоздичек пару увидать.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 класса. – М.: Просвещение, 2013. – стр.62-72

  2. А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. История России, XX – начало XXI века: учебник для 11 класса. – М.: Просвещение, 2012. – стр.50-59

  3. Б.Г.Пашков. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правления и событий. 862 – 1917. – м.: Центр-Ком., 1997. – стр.295-339.

  4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – стр.324-333.

Устный журнал "Забытая великая война"
  • История
Описание:

В 2014 году вся наша страна вспоминала трагическое событие своей истории - 100-летие начала Первой мировой войны. Этому событию и посвящалось общешкольное мероприятие "Забытая великая война". Данное мероприятие было проведено в форме устного журнала.

Устный журнал "Забытая великая война" был подготовлен учителем истории совместно с обучающимися 9 класса. Он состоит из нескольких тематических страниц, рассказывающих о событиях, героях войны и интересных фактах того периода.

Метериал данного мероприятия может быть использован учителями истории и классными руководителями при проведении уроков истории и внеклассных мероприятий по истории Первой мировой войны.

Автор Прохорова Елена Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 333
Номер материала 22647
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓