Иванова Д. В.,
МБОУ «СОШ №27
с углублённым изучением отдельных предметов»,
учитель начальных классов.
·
Класс: 2 класс
·
УМК: «Школа России»
·
Учебный предмет: Математика
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: М. И. Моро, С. И. Волкова,
С. В. Степанова.
·
Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида:
35-7»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
обучающие: познакомить с новым
приемом вычитания; формировать умение находить значения сумм в случаях вида: 26
+ 7; продолжать работу над задачами и выражениями; развивать наблюдательность,
мышление, навыки счета;
развивающие: развитие внимания, нестандартного мышления, речи
обучающихся, выделение необходимой информации; умения работать в малых
группах, развитие познавательной активности, расширение кругозора младших
школьников, формулируют познавательную цель;
воспитательные: научить слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, управлять поведением партнера,
уважать в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают
конфликтов в спорных ситуациях.
методы и формы обучения: частично-поисковый;
индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая.
Образовательные
ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki
– Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Основные
понятия и термины: увеличить, уменьшить, сложение, вычитание, сумма,
разность, прибавить, вычесть, задача, простая задача, составная задача, чертеж,
выражение, четырехугольник, треугольник, отрезок.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и
способов действий.
Оборудование
урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер, мультимедийный проектор,
экран, презентация Power Point, карточки с заданием по группам,
карточки для работы в паре.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация
знаний:
·
логическая разминка;
·
устный счёт.
3. Самоопределение
к деятельности:
·
работа в группах;
·
постановка обучающимися
задач, стоящими перед ними на уроке.
·
повторение пройденного.
4. Работа по теме урока:
· первичная
проверка понимания обучающихся нового учебного материала.
5. Физкультминутка
6. Закрепление
изученного материала:
·
обобщение и систематизация
знаний;
·
работа
в парах.
7. Физкультминутка
8. Рефлексия
9. Подведение итогов
Домашнее задание:
l
инструктаж по его
выполнению.
Ход урока
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность ученика
|
Универсальные учебные действия
|
1.Организационный
этап
|
Здравствуйте,
ребята!
Чтобы солнце улыбнулось,
Улыбнись и ты скорей.
Чтобы время не тянулось,
Позови своих друзей.
На уроке чтоб не спать,
Нужно думать и решать!
|
Эмоционально
настраиваются на работу.
|
Личностные: смыслообразование (мотивация учебной
деятельности)
|
2.Актуализация знаний:
логическая
разминка;
устный счёт.
|
1. Логическая
разминка
- Сколько раз при
записи чисел от 0 до 20 встречается цифра 3, цифра 5?
- Сколько минут
составляют полтора часа? Полтора часа – это час и половина часа.
- Кузнец подковал
пару лошадей. Сколько подков ему понадобилось?
- Если курица
стоит на одной ноге, она весит 1 кг. Сколько она будет весить, когда встанет
на 2 ноги?
2. Устный счёт
Игра «Плюс-минус»
- 40+50=90
- 37-7=30
- 40-20=2
- 15-5=1
- Сумма чисел 4 и 50 равна 45
- Если из 70 вычесть 30, получится 50
- 20 увеличить на 4 и получили 24
- Разность чисел 59 и 0 равна 0
|
- По 2 раза;
- 90 мин;
- 8;
- 1 кг;
+, +, -, -, -, -, +, -.
|
Коммуникативные: --построение речевых высказываний;
учёт разных мнений;
-использование
критериев для обоснования своего суждения.
Познавательные:
-осознание и произвольное построение
речевого высказывания. Выстраивают т обосновывают стратегию успешной игры.
|
III. Самоопределение
к деятельности
Проверка
работы групп.
|
1.Сегодня
на уроке мы
побудем
в роли исследователей.
-
Я ВАМ ПРЕДЛАГАЮ поработать в группах. У каждой группы задание: решить примеры
и найти лишний из них, а затем сформулировать вывод.
-
Итак, что же вам нужно будет помнить сегодня на уроке, чтобы разобраться в
новом материале?
-
Каковы же задачи нашего урока?
-
Есть два пути: прочитать в учебнике или самим найти решение данной проблемы.
- Давайте вместе составим план нашей работы.
- Итак, что мы должны сделать в первую
очередь?
|
Решают примеры в группах и определяют задачи
этого урока. Анализ результатов работы в группе. Обучающиеся выясняют, что
сегодня на уроке надо помнить состав числа 10.
Мы попытаемся
сами найти решение данной проблемы.
Составляют план
работы.
Мы должны
научиться решать примеры на вычитание и сложение с переходом через десяток,
решать задачи, работать в парах и группах.
|
Познавательные:
Общеучебное -
самостоятельное формулирование познавательной цели.
Регулятивные: формулируют учебную
задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще
неизвестно; прогнозируют результаты и уровень усвоения знаний;
Коммуникативные: слушают и понимают
партнера, планируют и согласованно выполняют совместную деятельность,
управляют поведением партнера, уважают в общении и сотрудничестве как
партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.
|
IV. Работа по
теме урока
Прежде, чем работать над новой темой, мы с вами вспомним ранее
изученное – сложение с переходом через десяток.
|
Прежде, чем работать над новой темой, мы с вами вспомним ранее
изученное.
|
На предыдущих
уроках мы изучали сложение и вычитание с переходом через десяток. Обучающиеся
вспоминают решение примеров на сложение и вычитание с переходом через
десяток.
|
Познавательные: самостоятельно
создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений;
|
V. Физкультминутка
|
|
Обучающиеся под
музыку выполняют физкультминутку «Тучка».
|
Регулятивные: осуществляют контроль своих
действий
|
Продолжение
работы по теме урока:
Первичная
проверка понимания обучающимися нового учебного материала.
|
На
экране записаны примеры. Вы должны решить примеры с подробным объяснением.
- Они чем-то
похожи на примеры, которые мы решали на предыдущих уроках?
- Вот, теперь мы
подошли к изучению нового.
- Кто
назовёт тему сегодняшнего урока?
|
Обучающиеся по
очереди подходят к доске, решают примеры и подробно объясняют решение.
Последний пример вызывает затруднение.
Примеры такого
вида мы ещё не решали.
В этих примерах
тоже переход через десяток.
Тема нашего
урока «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»
Решаются примеры по
теме урока «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»
|
Познавательные:
моделируют и объясняют ход выполнения устных приёмов сложение
и вычитание в пределах 100;
анализируют, выделяя существенные признаки,
структурируют знания, сравнивают.
|
VI.Закрепление
изученного материала
|
1.
Далее мы поработаем без помощи.
2. Работа с геометрическим материалом.
Работа в парах
- Подумайте, какая геометрическая фигура у
вас на столе и найдите периметр этой фигуры.
3. Работа над
задачами.
Прочитайте текст в задании c треугольником
(с. 66).
|
Выполняются
примеры с объяснением и записью на доске.
Обучающиеся
работают в парах и делают анализ проделанной работы.
Краткая запись
разбирается у доски – выполняется самостоятельно и проверяется устно.
|
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений,
доказательство, работают с геометрическими фигурами, находят периметр
многоугольника.
Коммуникативные:
− выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
− адекватное использование речевых средств
для решения коммуникационных задач;
− формулирование и аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации;
− учёт разных мнений, координирование разных
позиций;
− использование критериев для обоснования
своего суждения;
−достижение
договорённостей и согласование общего решения; не создание конфликтов
в спорных ситуациях.
|
VII.
Физкультминутка
|
|
Обучающиеся
под музыку выполняют физкультминутку.
|
Регулятивные: осуществляют контроль своих
действий
|
Продолжение по
закреплению изученного материала
|
Работаем без помощи.
|
Самостоятельное выполнение примеров по
карточкам. Проверка соседом.
|
Регулятивные: контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров по
образовательному процессу; оценивают себя и партнеров; способны к
саморегуляции;
Коммуникативные: слушают и понимают
партнера, уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя;
не создают конфликтов в спорных ситуациях.
|
VIII.
Рефлексия
|
Оцените свою и
друзей работу на уроке.
С каким
настроением заканчиваем урок?
Нарисуйте лицо
человечка: грустное или весёлое.
|
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за
…
Я могу похвалить
себя за…
|
Личностные: принимают и осваивают
социальную роль обучающегося; стремятся развивать навыки
сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность,
личную ответственность.
|
IX.Подведение
итогов урока
|
- Какой новый приём вычитания мы изучили?
- Кто хорошо усвоил этот приём?
- Кому нужна помощь?
|
Ответы детей.
|
|
Домашнее задание:
|
Учебник: № 6, 7
(с. 67).
|
|
|
Иванова Д. В.,
МБОУ «СОШ №27
с углублённым изучением отдельных предметов»,
учитель начальных классов.
Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»
Цели:
- познакомить с новым приемом вычитания;
- формировать умение находить
значения сумм в случаях вида: 26 + 7;
- продолжать работу над задачами и
выражениями;
- развивать наблюдательность,
мышление, навыки счета.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание,
память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со
взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают,
как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число,
двузначное число, оканчивающееся нулем, двузначное число, которое не
оканчивается на нуль; как из двузначного числа, которое не оканчивается на
нуль, вычесть однозначное, в котором число единиц больше числа единиц
двузначного числа; как сложить двузначное число, не оканчивающееся на ноль, с однозначным,
двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; как
сложить двузначное число, не оканчивающееся нулем, с однозначным, при сложении
единиц которых получается двузначное число; устную и письменную нумерацию чисел
в пределах 100, задачи различных видов; что такое периметр многоугольника;
геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в
случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 +
7, 35 – 7; решать задачи и выражения изученных видов; выполнять краткую запись
задачи.
Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные:
формулируют учебную задачу на основе соотнесения того,
что уже известно, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результаты и уровень
усвоения знаний; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров
по образовательному процессу; корректируют свои действия, оценивают себя и
партнеров; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют
познавательную цель; выделяют необходимую информацию; анализируют, выделяя
существенные признаки, структурируют знания, сравнивают; самостоятельно создают
алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений; коммуникативные:
слушают и понимают партнера, планируют и согласованно выполняют совместную
деятельность, управляют поведением партнера, уважают в общении и сотрудничестве
как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.
методы
и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная,
фронтальная, в парах, групповая.
Образовательные ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz
– Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Основные понятия и термины: увеличить,
уменьшить, сложение, вычитание, сумма, разность, прибавить, вычесть, задача,
чертеж, выражение, четырехугольник, треугольник, отрезок.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска,
компьютер, презентация Power Point, карточки
с заданием по группам, карточки для работы в паре.
Тип урока: Формирование новых знаний и способов действий
Ход урока
I. Организационный момент
Чтобы солнце
улыбнулось,
Улыбнись и ты
скорей.
Чтобы время не
тянулось,
Позови своих друзей.
На уроке чтоб не
спать,
Нужно думать и
решать!
II. Актуализация знаний
1. Логическая
разминка
- Сколько раз при записи чисел от 0 до 20 встречается цифра 3, цифра 5?
(По 2 раза)
- Сколько минут составляют полтора часа? Полтора часа – это час и
половина часа. (90 мин.)
- Кузнец подковал пару лошадей. Сколько подков ему понадобилось? (8.)
- Если курица стоит на одной ноге, она весит 1 кг. Сколько она будет
весить, когда встанет на 2 ноги? (1 кг.)
2. Устный счёт
Игра «Плюс-минус»
·
40+50=90 (+)
·
37-7=30 (+)
·
40-20=2 (-)
·
15-5=1 (-)
·
Сумма чисел 4 и 50 равна
45 (-)
·
Если из 70 вычесть 30,
получится 50 (-)
·
20 увеличить на 4 и
получили 24 (+)
·
Разность чисел 59 и 0
равна 0 (-)
III. Самоопределение к деятельности
Сейчас
мы побудем в роли исследователей.
Я
вам предлагаю поработать в группах. У каждой группы задание: решить примеры и
найти лишний из них, а затем сформулировать вывод.
Работа в группе
1 О 36
+20 = 56
41 + 30 = 71
59 + 40 = 99
62 + 7 = 69
|
2
Е
67 - 5 = 62
86 - 1 = 85
65 - 30 = 35
74 - 2 = 72
|
3
С
26 + 4 = 30
35 + 5 = 40
47 + 3 = 50
89 – 2 = 87
|
4
Я
62 - 30 = 32
30 – 7 = 23
47 – 2 = 45
59 – 9 = 50
|
5
Т
60 - 24 = 36
70 - 35 = 35
90 - 43 = 47
80 - 5 = 75
|
6
Д
36 + 2 = 38
41 + 1 = 42
54 + 5 = 59
75 + 15 = 90
|
К
Слайд 1.
Обучающиеся решают
примеры в группах и определяют задачи этого урока.
Учитель:
Итак, что же вам нужно будет помнить сегодня на уроке, чтобы
разобраться в новом материале?
Дети: Нам сегодня на
уроке надо помнить состав числа 10.
Учитель:
Каковы
же задачи нашего урока?
Учитель:
Есть
два пути: прочитать в учебнике или самим найти решение данной проблемы.
Дети:
Мы попытаемся сами найти решение данной проблемы.
Учитель:
- Давайте вместе
составим план нашей работы.
- Составляют план работы.
Учитель:
- Итак, что мы должны
сделать в первую очередь?
Дети:
Мы должны научиться
решать примеры на вычитание и сложение с переходом через десяток, решать
задачи, работать в парах и группах.
IV. Работа по теме урока
Учитель:
Прежде, чем работать над новой темой, мы с вами
вспомним ранее изученное – сложение с переходом через десяток.
1. (Слайд 2)
У Мишки было 9 шаров. Ему подарили ещё 5 шаров. Сколько у него стало
шаров?
- Сколько мы прибавим шаров сначала?
Дети: Один.
Учитель: Почему?
Дети: Будем добавлять до десятка.
Учитель: Сколько ещё добавим шаров?
Дети: Четыре
Учитель: Почему?
Дети: 5 – это 1 и 4
2. (Слайд 3) Бабочки
и пример: 6 + 5= 11
3. (Слайд 4) Облака и
тучи. Пример: 8 + 5 = 13
4. (Слайд 5) Чашки.
Пример: 7 + 5 = 12
9. (Слайд 6)
Снеговики. Пример: 13 – 5 = 8
10. (Слайд 7) Шары на
ёлке. Пример: 14 – 5 = 9
V. Физкультминутка
Обучающиеся под музыку выполняют физкультминутку «Тучка».
Продолжение работы по теме урока:
Первичная
проверка понимания обучающимися нового учебного материала.
Учитель:
На экране записаны примеры. Вы должны решить
примеры с подробным объяснением.
Обучающиеся по очереди подходят к доске,
решают примеры и подробно объясняют решение. Последний пример вызывает
затруднение.
Дети:
Примеры такого вида мы ещё не решали.
Учитель:
Они чем-то похожи на примеры, которые мы решали на предыдущих уроках?
Дети:
В этих примерах тоже переход через десяток.
(Слайд 9) Звёзды.
Пример: 26 + 7 = 33
Учитель: Что произойдёт с десятками?
Дети: Их станет на один десяток больше.
Учитель: Почему?
Дети: Мы складываем.
Учитель:
- Вот, теперь мы подошли к изучению нового.
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
Дети:
Тема нашего урока «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»
Решаются примеры по теме урока «Устные приёмы сложения и вычитания
вида: 35-7»
Слайд 10.
Учитель: На экране 24 пчелы. Должны улететь 6 пчёл. Сколько улетит пчёл
сначала?
Дети:
4 пчелы.
Учитель: Почему?
Дети: Будем отнимать до круглого числа.
Учитель: Сколько
улетит потом?
Дети: Две.
Учитель: Почему?
Дети: 6 – это 4 и 2.
Учитель: Что произойдёт с десятками?
Дети: Их станет на один десяток меньше.
Учитель: Почему?
Дети: Мы вычитаем.
12. (Слайд 11) Кот с
мышами. Пример: 32 – 7 = 25
VI. Закрепление изученного материала
1. № 1, с. 67 – выполняется с объяснением и записью на доске.
Учитель:
Далее мы работаем без
помощи.
2. Работа с
геометрическим материалом.
Работа в парах
- Подумайте, какая геометрическая фигура у вас на столе и найдите
периметр этой фигуры.
3. Работа над задачами.
Слайд 12.
– Прочитайте текст в задании c треугольником (с. 66).
- Краткая запись разбирается у доски – выполняется самостоятельно
и проверяется устно. Один ученик работает за доской.
VII. Физкультминутка
Работаем без
помощи.
2.
26 – 8 = 64 + 8 =
32 - 6 = 47 + 8
=
75 - 9 = 86 + 7
=
Самостоятельное
выполнение примеров по карточкам. Проверка соседом.
VIII. Рефлексия
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за…
С каким настроением заканчиваем урок?
(нарисуйте лицо человечка: грустное или весёлое)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
Домашнее задание: Учебник: № 6, 7 с. 67
Резерв
- Прочитайте задачу.
2. № 3 , с. 66
– Рассмотрите внимательно выражения, записанные под условием
задачи. Что обозначает каждое из них?
(Первое выражение показывает,
сколько литров бензина потратили всего: на поездку за город и на поездку в
театр; 15 + 5
во втором выражении узнается,
сколько литров бензина осталось в баке после поездки за город;
40 – 15
решив
третье выражение, узнаем, сколько бензина осталось в баке после поездки за
город и поездки в театр.) 40 – (15 + 5)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.