Главная / Русский язык и литература / Устное высказывание на основе прослушанного текста. 7 класс

Устное высказывание на основе прослушанного текста. 7 класс

За програмою: « Російська мова: для 5-9 класів загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою (початок вивчення з 5 класу)» Укладачі: Курач Л.І., Корсаков В.О., Фідкевич О.Л., Ґудзик І.П. 2006 рік


7 класс

Тема: Устное высказывание на основе прослушанного текста.

Цель: продолжить работу по формированию умения слушания-понимания художественного текста, пересказа его содержания.


Образовательные:

  1. Развивать речевые навыки по составлению устного высказывания на основе прослушанного текста.

  2. Повторить сведения по лексикологии (лексическое значение слова, синонимы).

  3. Повторить знания о библейских притчах, полученные на уроке мировой литературы.


Развивающие:

  1. Способствовать развитию умения практического применения знаний (синтаксис простого предложения, прямая речь).

  2. Развивать умение анализировать прослушанный материал.

  3. Развивать навыки групповой работы.


Воспитательные:

  1. Формировать общечеловеческие нравственные ценности, разграничение понятий добра и зла.

  2. Развивать умение сопереживать и сочувствовать.

  3. Обогащение эмоционального мира детей.


Тип урока: урок применения знаний и формирования умений


Вид урока: урок-размышление


Метод: проблемный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, видеоклип и фонограмма песни-притчи «Брошенный камень» в исполнении Светланы Копыловой; презентация лексической работы к уроку, карточки с текстом притчи.


Хронометраж урока.

  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Сообщение цели, темы и задач урока – 0,5 мин.

  3. Актуализация опорных знания – 2 мин.

  4. Работа по теме урока:

    1. работа с текстом – 3 мин.;

    2. беседа – до 5 мин.;

    3. синтаксическая работа – до 5-6 мин.

  5. Работа по развитию речи – 20 мин.

    1. Слово учителя, повторение – 1 мин.;

    2. повторное прослушивание текста – 3 мин.;

    3. подготовка устного высказывания – 7-8 мин.;

    4. выступление учащихся, дискуссия – до 10-12 мин.

  6. Подведение итогов урока - 3 мин.

(учащиеся дают оценку выступления одноклассников, комментарий учителя)

  1. Домашние задание – 1 мин.


Ход урока. I. Организационный момент. (Число, классная работа, отсутствующие на уроке)


II. Сообщение цели, темы и задач урока.

Сегодня мы продолжаем учиться строить высказывание, но уже на основа прослушанного текста; поговорим о понятиях «добро» и «зло», вспомним некоторые нравственные ценности; повторим понятия из лексикологии и синтаксиса.

III. Актуализация опорных знания.

Прежде, чем мы обратимся к тексту, давайте вспомним, какое литературное произведение называется притчей?

Слайд №1

На каких уроках мы с вами уже знакомились с притчами?

Слайд №2

Учитель. Именно в Библии сформулированы основные общечеловеческие ценности, которые формируют нравственность.

Слайд №3

Давайте подберем синонимы к слову нравственность?

Для тех, кто забыл, напоминаем, что синонимы – это…

Слайд №4

Дети подбирают синонимы

Слайд №5

Беседа: Доброта… Что означает это слово? Слайд №6

Что означает быть добрым?


IV. Работа по теме урока.

Слово учителя. Выдающийся общественный деятель и ученый Дмитрий Лихачев в книге «О добром и прекрасном» так говорит о доброте: «В жизни ценнее всего доброта».


1. Работа с текстом. Демонстрация видеоклипа песни «Брошенный камень» в исполнении Светланы Копыловой.



2. Вопросы для беседы.

Учитель. Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра. Это намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Слайд №7

  1. Можно ли назвать поступок ребенка плохим, злым, ведь он испортил камнем машину, о которой молодой человек очень долго мечтал?

  2. А что заставило маленького мальчика так поступить?

  3. Почему молодой человек, услышав рассказ детей, растерялся?

  4. Какая же мысль возникла у молодого человека, когда он оказал помощь детям?

  5. Почему он почувствовал себя счастливым?

  6. Какой урок усвоил юноша?

Слово учителя. Самое ценное в человеке – «безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро. Но душевная потребность эта не присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму», – так утверждает Дмитрий Лихачев в своей книге «О добром и прекрасном».

  1. Какие выводы из этой притчи вы можем сделать для себя?


3. Синтаксическая работа.

Записать предложение, расставить и схематично объяснить постановку знаков препинания.

Дмитрий Лихачев писал: «Делать людям добро – самое ценное в человеке и самое, в конечном счете, верное по пути к счастью».

Слайд №8

Проверка выполнения задания.

Слайд №9




  1. Работа по развитию речи.

1. Учитель: предлагаю вам повторно прослушать текст и обсудить в группах

вопрос «Можно ли стать счастливым, делая людям добро?» (записать вопрос на доске). Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте повторим требования к устной речи. Слайд №10


2. Повторное прослушивание текста (выразительное чтение учителем или одним из учащихся, текст у учащихся на партах)


3. Работа в группах. Дети в группах составляют и презентуют устное высказывание на заданную тему.


    1. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя. Действительно, милосердие – это «сочувствие к окружающим людям, бескорыстная помощь». Милосердным называют человека, готового прийти на помощь в любую минуту. Милосердие – это добро, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать в наших делах, поступках, мыслях. Проявляя милосердие, мы оказываем помощь самим себе, становясь чище и добрее. И быть по-настоящему счастливым, не проявляя милосердия, просто невозможно.


2. Оценивание устных ответов и работы на протяжении урока.


VII. Домашние задание.

Учитель. Можете ли вы вспомнить случаи, когда погруженные в свои желания, заботы, мечты не замечали тех, кому нужна ваша помощь? Подготовьте, пожалуйста, дома устный рассказ об одном из них.





Брошенный камень


Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда.
Мечтал он накопить побольше денег
И новенький купить автомобиль.
И вот однажды он на самом деле
Заветную мечту осуществил.
Автомобиль блестящий и красивый
Бесшумно по дороге проезжал,
Как вдруг рукой мальчишеской ретивой
В машину камень брошенный попал.
Водитель видел этих негодяев,
Они ему махали перед тем,
И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя!
Простите, дядя, я скажу, зачем.
Мой брат упал, он в инвалидном кресле.
Кювет глубок и не хватает сил,
А вы, как все, проехали бы, если б
Я камнем вам в капот не запустил».
Водитель растерялся: «Вы давно тут?» – «Мы выбраться не можем три часа.
А брат мой повредил серьезно ногу,
К тому же надвигается гроза».
Он подошел к кювету и увидел,
И сердце сжалось, словно дало сбой.
В больших глазах мальчишки-инвалида
Таилась не мальчишеская боль.
И, вызволив ребенка в одночасье,
На мысли вдруг такой себя поймал,
Что, как сейчас, он не был даже счастлив,
Когда свою машину покупал.
Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда.
Но вмятину не стал чинить он, чтобы
Урок с мальчишкой не был им забыт:
Что если ты не хочешь слышать шепот,
В тебя однажды камень полетит.


Устное высказывание на основе прослушанного текста. 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Самое ценное в человеке –  «безотчетная душевная потребность поступать хорошо,

делать людям добро. Но душевная потребность эта не  присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму», –  так утверждает Дмитрий Лихачев в своей книге «О добром и прекрасном». 

Урок по формированию умения слушания-понимания художественного текста, пересказа его содержания.

Цель урока: развитие речевых навыков по составлению устного высказывания на основе прослушанного текста; формирование общечеловеческих нравственных ценностей.

 

На уроке используется видеоклип и фонограмма песни-притчи "Брошенный камень" в исполнении Светланы Копыловой, презентация к лексической работе на уроке, карточки с текстом притчи.

Автор Гудим Галина Ивановна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 572
Номер материала 8911
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓