Главная / Русский язык и литература / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. (8 класс)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. (8 класс)

Урок № 2.

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.


Цели: 1. Пополнить знания учащихся об устном народном творчестве.

2. Накапливать и повторять материал по данной теме, научить

использовать его в жизни, понимать смысл УНТ, расширять

кругозор учащихся, воспитывать уважение к культуре своего

народа.

Оборудование: 1. Оформление доски.

2. Проигрыватель.

Эпиграф: «Пословица и поговорка – одновременно

и явление языка, и явление искусства.

Ёмкое пословичное суждение только в

речи раскрывает свой смысл…»

(исследователь фольклора В.А. Аникин)

ХОД УРОКА


1.Беседа. Стр. 10 – продолжить цитату В.А. Аникина.

? – Рассказать, как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители вам известны.

? – Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся?

? – Рассказать о колыбельных песнях. Каково их содержание? Пожелания? Привести примеры.

Колыбельные песни красивы и добры. Содержание песен – пожелание удачи, благополучия, радостного труда в будущем, а пока… «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать». «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». «Спят усталые игрушки, Мишки спят…» , «Рыбки уснули в пруду, птицы умолкли в саду, глазки скорее сомкни, спи, моя радость, усни…».

? – Пестушки и потешки.

От слов «тешить», «потешать», «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки поются во время первых движений ребёнка, его кормления. «Потягушеньки», «порастушеньки», «попрыгушеньки».

? – Прибаутки ?

Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках - перевёртышах всё наоборот: («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребёнок учится смеяться, ставить всё на свои места.

? – Заклички и приговорки?

«Поливай ковшом!», «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи!», «Дождик, дождик, перестань поливать мою герань!», «Солнышко – солнце! Выгляни в оконце!»

? – Считалки?

Это счёт в простейшей форме. Им решали, кому водить, используя их в детской игре.

«Эники, беники ели вареники,. Эники, беники Фокс».

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей».

«Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана: буду резать, буду бить, всё равно тебе галить!»

«А на Д, урики, факи, торба, орба, Инду смаки, деус, деус. Краснодеус, бокс»

«Катилася торба с великого горба. В этой торбе хлеб, соль, вода, пшеница, с кем хочешь – с тем поделись. Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей».

? – Скороговорки?

Словесная игра, когда в одной фразе совмещаются трудные для выговаривания звуки.

Привести примеры.

? – Загадки?

Загадка замышляет, задумывает, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием. Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире. Особенности загадок – рифма, ритм.

«Висит груша, нельзя скушать».

«Висит сито, не руками свито»,

«Что портится быстрее всех?» (настроение).

«Что быстрее всего на свете?» (мысль)

«За стеной костяной, соловейко, спой!» (язык).

«Маленьким, кругленьким докинешь до неба. (глаз).

«В брюхе баня, в носу решето, одна рука, да и то на спине». (самовар).

«Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».

«Кланяется. Кланяется. Придёт домой – растянется».

«Разноцветное коромысло над речкой повисло».

«Десять мальчиков живут в десяти чуланчиках».

«Новая посудина, а вся в дырках».

? – Пословицы и поговорки? Сходство и различие. Примеры.

Слабый с полдороги возвращается.

Чем плсотни слов пустых, лучше одно ясное.

Многословие не без пустословия.

Я – последняя буква в алфавите.

Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.

Шила в мешке не утаишь.

Не потопаешь – не полопаешь.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Лягушке неприятно вспоминать, что она была головастиком.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

! - Сопоставим русские пословицы с пословицами других стран мира.


Обратим внимание на то, как звучат некоторые пословицы, переведённые на другие языки. (Зачитывается пословица иностранная, учащиеся находят синонимичную по смыслу русскую пословицу):


1. Леди, покидая автомобиль, тем самым увеличивает его скорость. (англ.).

Русская – Баба с возу – кобыле легче.

2. Недостаток ума компенсируется ходьбой.

Русская – Дурная голова ногам покоя не даёт.

3. Хорошая память порой дурно влияет на зрение.

Русская – Кто старое помянет – тому глаз вон.


4. То, что нельзя сказать за бутылкой содовой, можно сказать за бутылкой «Виски».

Русская – Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.


5. Кто надеется на ужин соседа, остаётся голодным. (нем.)

Русская – На чужой каравай рот не разевай.


.6. Булочника на хлебе не проведёшь. (ипан.)

Русская – Старого воробья на мякине не проведёшь.


7. Ошпаренный петух от дождя убегает. (франц.)

Русская – Обжегся на молоке – дуешь на воду.


8. Тот не заблудится, кто спрашивает. (итал.)

Русская – Язык до Киева доведёт.


9. Лучше оступиться, чем оговориться.

Русская – Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.


10. После обеда приходится платить. (нем.)

Русская – Любишь кататься – люби и саночки возить.


? – Рассказать о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают частушки? Как в частушках отражается время? Умеете ли вы исполнять частушки?

Пропеть частушки.


Д/З 1. Былины. Предания. (Повторить).

2. Стр. 13 – 17 (читать, отвечать на вопросы).

3. Придумать частушки на школьную тему.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

 

Цели:      1. Пополнить знания учащихся об устном народном творчестве.

                 2. Накапливать и повторять материал по данной теме, научить

                     использовать его в жизни, понимать смысл УНТ, расширять          

                     кругозор учащихся, воспитывать уважение к культуре своего

                    народа.

Оборудование:  1. Оформление доски.

                             2. Проигрыватель.

                                          Эпиграф:  «Пословица и поговорка – одновременно

                                                               и  явление языка, и явление искусства.   

                                                               Ёмкое пословичное суждение только в

                                                                речи раскрывает свой смысл…»

                                                              (исследователь фольклора В.А. Ан

Автор Чурикова Татьяна Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1516
Номер материала 24347
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓