Главная / Начальные классы / Установление истинности/ложности высказываний. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Установление истинности/ложности высказываний. Логические задачи на развитие аналитических способностей.


Занятия кружка «Учимся решать логические задачи»

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Задачи:

  • Развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • Развитие языковой культуры: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, доказывать свою точку зрения;

  • Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Урок проводится в форме игры – путешествия в сказку.

Оборудование: счётные палочки, карточки с названиями сказок, презентация.

УУД: познавательные:

- общеучебные (умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

- логические (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений);

коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками; формирование умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;


  1. Организационный момент.

- Ребята, прочитайте на слайде девиз нашего занятия.

«Умный не тот, кто много говорит, а тот кто много знает».

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- Я надеюсь, что время, отведённое на занятие, не пройдёт для вас зря. Кто-то из вас непременно узнает что-то новое, а кто-то сможет применить свой жизненный опыт и покажет приобретённые знания и умения с других предметов. Надеюсь, что вы на занятие будете активны и доброжелательны друг к другу.

  1. Стадия вызова.

- Послушайте загадку и догадайтесь куда я вас хочу пригласить.

В ней зло с добром не уживаются,

Оно добром в ней побеждается. (сказка)

- В некотором царстве, тридевятом государстве, жил-был Иван. И случилось так, что жену его Василису Премудрую, Кощей в темницу запер. Облачился Иван в доспехи, и отправился в дорогу дальнюю, жену из плена силой воротить. Шёл, шёл, видит, стоит камень, а на нём надпись «Тупая глупость – жизнь доброго Кощеюшки» Иван хоть и был простоват, но понял, что нужно разгадать.

- Просит Иван помощи, ребята у вас. Давайте поможем ему, ведь вместе мы непобедимы. Работать будем в группах. Обсудите в команде, разгадайте заколдованную надпись на камне. Можете записать её на листочке. Даю подсказку: каждому слову нужно подобрать антоним, то есть найти противоположное значение.

- Что получилось? (опросить все группы)

- Иван воспользовался нашими подсказками и вот, что у него получилось? (Острый ум – смерть злого Кощея.)

- Недаром в народе говорят «Умная речь – острее, чем меч».

- Ребята, оказывается только острым умом и можно победить злодея! Поможем Ивану. Тогда в путь, к царству Кощея Бессмертного!

  1. Актуализация знаний.

- Чтобы в дороге не было скучно, выполним упражнения для улучшения мозговой деятельности.

  • Качание головой(Упражнение стимулирует мыслительные процессы), дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону;

  • «зоркие глаза» - глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки;

  • «ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

  • «Шапка для размышлений» ( улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

- Молодцы!

- А сейчас пришло время проверить быстроту вашего внимания.

  • Какие две рыбы в русских сказках выполняли желания? (Золотая рыбка, щука)

  • Как звали собаку Мальвины? (Артемон)

  • Как звали кота из сказки «Золотой ключик»? (кот Базилио)

  • Как звали детей в сказке «Снежная королева»? (Кай и Герда)

  • Какая фамилия у Кощея? (Бессмертный)

  • Кто лучший в мире крокодил? (Гена)

  • Шла машина в Москву, а навстречу ей три машины. Сколько всего машин шло в Москву? (1).

  • . На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной.)

  • У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)

  • . Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик? (5 км.)

  • . Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров - 4)

- Продолжаем развивать внимание. Следующее задание определить закономерность и найти лишний предмет.

А) диван, стол, окно, шкаф;

Б) диван, стол, кресло, стул;

В) ель, липа, сирень, берёза,

Г) «Жигули», «Волга», «Запорожец», «Камаз»;

Д) река, ручей, редиска, водопад;

Е) река, ручей, редиска, водопад.

- Ребята, посмотрите, мы подошли к замку Кощея, но чтобы попасть в него необходимо пройти вот эту ловушку.(Задания на листочках – работа в парах) посчитать квадраты с треугольниками в правом верхнем углу.

- Ребята, вот мы и в замке Кощея Бессмертного. А там 3 темницы, в одной Василиса, в другой Змей Горыныч, третья – пустая. Все надписи на дверях неверные:

Темница 1 – «Здесь Василиса Премудрая»

Темница 2 – Темница три не пустая»

Темница 3 – «Здесь Змей Горыныч»

- Если Иван угадает, где Василиса, то Кощей её отпустит, если нет, то быть ему растерзанным Змеем Горынычем или навечно заключённым в тюрьму. (Ученики находят верный ответ – 2, т.к. она не может быть в 1 по условию, а в 3 – пустая).

- Ослабли силы Кощеевы, да только сопротивляется, не хочет с Василисой расставаться, ещё одну задачу предлагает: определить что находится в мешках (№ 18)

В мешках ПШЕНО, РИС и ОВЁС, но все надписи неверные. Заполни таблицу. Подпиши под рисунками, что находится в каждом мешке.


Задача 18 продолжает формировать табличный способ решения логических задач.

hello_html_254807be.png


Задание в) позволяет сделать вывод о том, что находится в мешках, и записать ответ.

hello_html_36630f98.png


- Уж из последних сил Кощей за жизнь свою бессмертную цепляется и просит нас найти выход из лабиринта (улитка) – самостоятельная работа

- Молодцы!

  1. Заключение. Подведение итогов.

- Вот и развеялись чары злого волшебника. Иван с Василисой счастливые домой возвращаются, а мы с вами в школу на наше занятие.

XI. Рефлексия

Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

Чему научились?

Что понравилось сегодня на занятии?

- Вспомним девиз сегодняшнего занятия. Какие знания сегодня пригодились нам, по каким предметам.

- В заключение хотелось поблагодарить вас за работу

Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на занятии ( в тетрадях закрашивают флажки для самоконтроля).

Установление истинности/ложности высказываний. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
  • Начальные классы
Описание:

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Задачи:

  • Развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Развитие языковой культуры: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, доказывать свою точку зрения;
  • Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

 Урок проводится в форме игры – путешествия в сказку.

Оборудование: счётные палочки, карточки с названиями сказок, презентация.

УУД: познавательные:

            -  общеучебные (умение структуировать знания, выбор эффективных способов         решения задач,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

            -  логические (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений);

            коммуникативные:

            -  планирование учебного сотрудничества со сверстниками; формирование умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

 

развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Автор Воробьева Татьяна Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1271
Номер материала 2403
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓