Занятия кружка «Учимся решать логические задачи»
Тема: Установление истинности/ложности
высказываний.
Логические задачи
на развитие аналитических способностей.
Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию.
Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.
развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Задачи:
- Развитие
психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного
восприятия, воображения;
- Развитие языковой
культуры: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям,
доказывать свою точку зрения;
- Формирование
навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи.
Урок проводится в
форме игры – путешествия в сказку.
Оборудование: счётные палочки, карточки с названиями сказок, презентация.
УУД: познавательные:
- общеучебные (умение структуировать знания, выбор эффективных
способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности);
-
логические (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных), установление причинно-следственных связей, построение
логической цепи рассуждений);
коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества со сверстниками; формирование умение работать в группе,
находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
развитие
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения задания;
1.
Организационный момент.
- Ребята, прочитайте
на слайде девиз нашего занятия.
«Умный не тот, кто
много говорит, а тот кто много знает».
- Как вы понимаете
смысл данного высказывания?
- Я надеюсь, что
время, отведённое на занятие, не пройдёт для вас зря. Кто-то из вас непременно
узнает что-то новое, а кто-то сможет применить свой жизненный опыт и покажет
приобретённые знания и умения с других предметов. Надеюсь, что вы на занятие
будете активны и доброжелательны друг к другу.
2.
Стадия вызова.
- Послушайте загадку
и догадайтесь куда я вас хочу пригласить.
В ней зло с добром
не уживаются,
Оно добром в ней
побеждается. (сказка)
- В некотором царстве, тридевятом государстве, жил-был Иван. И случилось
так, что жену его Василису Премудрую, Кощей в темницу запер. Облачился Иван в
доспехи, и отправился в дорогу дальнюю, жену из плена силой воротить. Шёл, шёл,
видит, стоит камень, а на нём надпись «Тупая глупость – жизнь доброго
Кощеюшки» Иван хоть и был простоват, но понял, что нужно разгадать.
- Просит Иван помощи,
ребята у вас. Давайте поможем ему, ведь вместе мы непобедимы. Работать будем в
группах. Обсудите в команде, разгадайте заколдованную надпись на камне.
Можете записать её на листочке. Даю подсказку: каждому слову нужно подобрать
антоним, то есть найти противоположное значение.
- Что получилось? (опросить
все группы)
- Иван воспользовался
нашими подсказками и вот, что у него получилось? (Острый ум – смерть
злого Кощея.)
- Недаром в народе
говорят «Умная речь – острее, чем меч».
- Ребята, оказывается
только острым умом и можно победить злодея! Поможем Ивану. Тогда в путь, к
царству Кощея Бессмертного!
3.
Актуализация знаний.
- Чтобы в дороге не
было скучно, выполним упражнения для улучшения мозговой деятельности.
- Качание головой(Упражнение стимулирует мыслительные процессы), дышите глубоко,
расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно
качаться из стороны в сторону;
- «зоркие глаза» - глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против
часовой стрелки;
- «ленивые
восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие
запоминание, повышает устойчивость внимания):: нарисуйте в воздухе в
горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем
обеими руками.
- «Шапка для
размышлений» ( улучшает внимание, ясность
восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней
точки до мочки три раза.
- Молодцы!
- А сейчас пришло
время проверить быстроту вашего внимания.
·
Какие две рыбы в русских сказках выполняли желания?
(Золотая рыбка, щука)
·
Как звали собаку Мальвины? (Артемон)
·
Как звали кота из сказки «Золотой ключик»? (кот
Базилио)
·
Как звали детей в сказке «Снежная королева»? (Кай и
Герда)
·
Какая фамилия у Кощея? (Бессмертный)
·
Кто лучший в мире крокодил? (Гена)
·
Шла машина в Москву, а навстречу ей три машины.
Сколько всего машин шло в Москву? (1).
·
. На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил
одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной.)
·
У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов
осталось? (5)
·
. Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5 км.
Сколько км проехал ямщик? (5 км.)
·
. Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете
считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и
решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на
следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто
не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок.
Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров - 4)
-
Продолжаем развивать внимание. Следующее задание определить закономерность и
найти лишний предмет.
А)
диван, стол, окно, шкаф;
Б)
диван, стол, кресло, стул;
В)
ель, липа, сирень, берёза,
Г) «Жигули»,
«Волга», «Запорожец», «Камаз»;
Д)
река, ручей, редиска, водопад;
Е) река,
ручей, редиска, водопад.
-
Ребята, посмотрите, мы подошли к замку Кощея, но чтобы попасть в него
необходимо пройти вот эту ловушку.(Задания на листочках – работа в парах)
посчитать квадраты с треугольниками в правом верхнем углу.
-
Ребята, вот мы и в замке Кощея Бессмертного. А там 3 темницы, в одной Василиса,
в другой Змей Горыныч, третья – пустая. Все надписи на дверях неверные:
Темница
1 – «Здесь Василиса Премудрая»
Темница
2 – Темница три не пустая»
Темница
3 – «Здесь Змей Горыныч»
-
Если Иван угадает, где Василиса, то Кощей её отпустит, если нет, то быть ему
растерзанным Змеем Горынычем или навечно заключённым в тюрьму. (Ученики находят
верный ответ – 2, т.к. она не может быть в 1 по условию, а в 3 –
пустая).
-
Ослабли силы Кощеевы, да только сопротивляется, не хочет с Василисой
расставаться, ещё одну задачу предлагает: определить что находится в мешках (№
18)
В
мешках ПШЕНО, РИС и ОВЁС, но все надписи неверные. Заполни таблицу. Подпиши под
рисунками, что находится в каждом мешке.
Задача 18 продолжает формировать табличный
способ решения логических задач.
Задание
в) позволяет сделать вывод о том, что находится в мешках, и записать ответ.
-
Уж из последних сил Кощей за жизнь свою бессмертную цепляется и просит нас найти
выход из лабиринта (улитка) – самостоятельная работа
- Молодцы!
4.
Заключение. Подведение итогов.
- Вот и развеялись
чары злого волшебника. Иван с Василисой счастливые домой возвращаются, а мы с
вами в школу на наше занятие.
XI. Рефлексия
Что нового узнали на
сегодняшнем занятии?
Чему научились?
Что понравилось
сегодня на занятии?
- Вспомним девиз
сегодняшнего занятия. Какие знания сегодня пригодились нам, по каким предметам.
- В заключение
хотелось поблагодарить вас за работу
Довольны ли вы своей
работой? Оцените свою работу на занятии ( в тетрадях закрашивают флажки для
самоконтроля).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.