Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Это странное слово «АДАПТАЦИЯ»
Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
Адаптация
физиологическая
психологическая
социальная
2 слайд
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника
В пятом классе для детей многое оказывается новым:
учителя, форма обучения,
которая в средней школе становится предметной,
3 слайд
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ
происходят существенные изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление)
"память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин)
познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая
произвольность психических процессов, способность к саморегуляции
учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности
появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования
(интерес к дополнительным источникам знаний)
некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе)
проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика
именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка
4 слайд
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю решаются следующие задачи:
создание условий для успешной адаптации детей в школе
* формирование классного коллектива;
* выработка единой системы обоснованных, последовательных
требований;
* установление норм взаимоотношений детей со сверстниками,
преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.
повышение уровня психологической готовности детей к
обучению, познавательному развитию, общению;
адаптация учебной программы, нагрузки,
образовательных технологий к индивидуальным
возможностям и потребностям учеников пятых классов.
5 слайд
умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
вырабатывать навыки уверенного поведения;
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
6 слайд
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Пятиклассникам геобходимы навыки:
общения и достойного поведения с одноклассниками и
со старшеклассниками
самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
7 слайд
СЛОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
И УЧЕБНОГО ХАРАКТЕРА
8 слайд
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
* у каждого учителя свой стиль общения с учащимися
(для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром" )
* если нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя,
образ-Я уже может быть устойчивым и независимым
9 слайд
Влияние деятельности педагогов на формирование
ОБРАЗА - Я у учащихся в средней школе
Как ребенку выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ученик решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
10 слайд
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется
на результатах занятия,
и процесс обучения не станет эффективным.
Поэтому целесообразно посвятить
2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
11 слайд
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того,
что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду,
а создание ситуации успеха и использование игровых моментов на уроке - это удел начальной школы.
Пятиклассники еще очень нуждаются
в позитивных отзывах педагога.
Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней,
продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения
3. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
12 слайд
4. ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Ребята хотят взаимодействовать
со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава.
Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
13 слайд
5. НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
14 слайд
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет.
А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде.
6. ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ С УЧИТЕЛЯМИ
15 слайд
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Психологическая диагностика
Консультативная работа педагогов с родителями
Методическая работа
Профилактическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Аналитическая работа
16 слайд
Психологическая диагностика
Тест школьной тревожности Филлипса
17 слайд
ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
18 слайд
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
19 слайд
Критериями эффективности работы по
АДАПТАЦИИ 5 классников выступают
снижение уровня школьной тревожности;
повышение групповой сплоченности;
позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств;
гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка);
повышение уверенности в себе и своих возможностях;
формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
20 слайд
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
21 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:
- учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс.
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот сложный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:
- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
- наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе и первого этапа обучения в основной школе;
- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
6 663 973 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Моисеева Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
144 ч.
Курс повышения квалификации
108 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.