Главная / Директору-завучу / Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах

Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Адаптация – приспособление к окружающим услови...
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника В пятом ...
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 Л...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ На этапе...
умение осознавать требования учителя и соответствовать им; умение устанавлива...
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ Пятиклассникам геобходим...
СЛОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И УЧЕБНОГО ХАРАКТЕРА
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведен...
Влияние деятельности педагогов на формирование ОБРАЗА - Я у учащихся в средне...
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя вре...
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того...
4. ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. Следует помнить о том, что в под...
5. НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Пятиклассники порой не знают...
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом шко...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Психоло...
Психологическая диагностика Тест школьной тревожности Филлипса
ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание реб...
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ре...
Критериями эффективности работы по АДАПТАЦИИ 5 классников выступают снижение ...
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
Описание слайда:

Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Адаптация – приспособление к окружающим условиям.

№ слайда 2 Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника В пятом кла
Описание слайда:

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в сред­ней школе становится предметной,

№ слайда 3 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ
Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ происходят существенные изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление) "память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин) познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая произвольность психических процессов, способность к саморегуляции учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний) некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе) проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка

№ слайда 4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ На этапе пе
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю решаются следующие задачи: создание условий для успешной адаптации детей в школе * формирование классного коллектива; * выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; * установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п. повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.

№ слайда 5 умение осознавать требования учителя и соответствовать им; умение устанавливать
Описание слайда:

умение осознавать требования учителя и соответствовать им; умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; вырабатывать навыки уверенного поведения; ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

№ слайда 6 ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ Пятиклассникам геобходимы н
Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ Пятиклассникам геобходимы навыки: общения и достойного поведения с одноклассниками и со старшеклассниками самостоятельного решения конфликтов мирным путем; навыки самоподдержки; навыки адекватной оценки собственных возможнос­тей и способностей.

№ слайда 7 СЛОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И УЧЕБНОГО ХАРАКТЕРА
Описание слайда:

СЛОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И УЧЕБНОГО ХАРАКТЕРА

№ слайда 8 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения
Описание слайда:

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. * у каждого учителя свой стиль общения с учащимися (для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром" ) * если нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ-Я уже может быть устойчивым и независимым

№ слайда 9 Влияние деятельности педагогов на формирование ОБРАЗА - Я у учащихся в средней ш
Описание слайда:

Влияние деятельности педагогов на формирование ОБРАЗА - Я у учащихся в средней школе Как ребенку выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ученик решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

№ слайда 10 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время
Описание слайда:

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.

№ слайда 11 Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, ч
Описание слайда:

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха и использование игровых моментов на уроке - это удел начальной школы. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения 3. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ.

№ слайда 12 4. ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. Следует помнить о том, что в подрос
Описание слайда:

4. ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

№ слайда 13 5. НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Пятиклассники порой не знают, к
Описание слайда:

5. НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

№ слайда 14 Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьн
Описание слайда:

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. 6. ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ С УЧИТЕЛЯМИ

№ слайда 15 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Психологич
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Психологическая диагностика Консультативная работа педагогов с родителями Методическая работа Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа Аналитическая работа

№ слайда 16 Психологическая диагностика Тест школьной тревожности Филлипса
Описание слайда:

Психологическая диагностика Тест школьной тревожности Филлипса

№ слайда 17 ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание ребёнк
Описание слайда:

ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. нежелания выполнять домашние задания. негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон. трудности утреннего пробуждения, вялость. постоянные жалобы на плохое самочувствие.

№ слайда 18 ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребен
Описание слайда:

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

№ слайда 19 Критериями эффективности работы по АДАПТАЦИИ 5 классников выступают снижение уро
Описание слайда:

Критериями эффективности работы по АДАПТАЦИИ 5 классников выступают снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

№ слайда 20 Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жи
Описание слайда:

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

№ слайда 21
Описание слайда:

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах
  • Директору-завучу
Описание:

Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную.

 

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

 

 - учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс.

 

 - анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.

 

 Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот сложный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:

 

 - иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

 

 - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе и первого этапа обучения в основной школе;

 

 - знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Автор Моисеева Галина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 795
Номер материала 34960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓