Главная / География / Условные знаки топографических карт.

Условные знаки топографических карт.

«УТВЕРЖДАЮ»


Начальник кафедры

Полковник В. Масленников


«___» октября 2009 г.




ПЛАН

проведения практического занятия

по теме 15. занятие 31


  1. Вводная часть 10 мин.


  1. Проверка готовности взвода к занятию.

  2. Вопросы для повторения :

Согласно перечня вопросов для проведения летучки.

  1. Выводы по опросу и ведению личного конспекта.

  2. Увязка изученного материала с данным занятием.


  1. Основная часть 255 мин.


Тема : «Условные знаки топографических карт».


Учебные и воспитательные цели :


1. Рассмотреть виды условных топографических знаков и особенности изображения местных предметов на топографических картах.

2. Привить курсантам навыки в чтении условных знаков по топографической карте.

3. Воспитывать у курсантов способности к восприятию новых знаний, творчески мыслить и умение работать с учебной литературой.


Учебные вопросы :

1. Виды условных топографических знаков.

2. Особенности изображения элементов местности на топографических картах.

Материальное обеспечение :

  1. Учебные топографические карты.

  2. Альбомы условных топографических знаков.

  3. Условные знаки топографических карт.

  4. Личные книжки курсантов.

  5. Учебные плакаты «Условные знаки топографических карт».




Краткое содержание занятия, организационные и методические приемы обучения, выводы по учебным вопросам.




№ вопроса



Краткое содержание вопроса, методические приемы обучения


Действия обучаемых


1.

30 мин.


Объявляю название учебного вопроса :


Вопрос 1 «Виды условных топографических знаков».

Методом опроса выявляю у курсантов знание ими топографических элементов местности. Отмечаю, что на топографических картах все элементы местности изображаются специальными знаками – условными знаками топографических карт. Даю определение условных топографических знаков.


Обращаю внимание курсантов на то, что условные топографические знаки не всегда выглядели одинаково. Довожу годы изменения систем условных топографических знаков – 1946, 1951, 1959, 1963, 1983.


Для развития у курсантов способностей мыслить задаю вопрос - « что являлось причиной смены систем условных топографических знаков? ». Добиваюсь правильного ответа.


Довожу до курсантов требования, предъявляемые к условным топографическим знакам:


- их должно быть немного, чтобы помнить их наизусть;

- они должны напоминать изображаемый объект;

- они должны быть просты для восприятия.


На примерах по топографической карте и на электрофицированном стенде « Топографическая карта » указываю в каких условных знаках издаются карты в настоящее время, отмечаю также, что на картах различных масштабов условные знаки различаются между собой только размерами.


Перечисляю виды условных топографических знаков. Даю определения, примеры на картах и стендах каждого вида:


- масштабных;

- линейных;

- внемасштабных;

- пояснительных.


Указываю главные точки у внемасштабных условных знаков. Особо обращаю внимание курсантов на то, что пояснительные условные знаки не обозначают положение объектов местности, а только передают их характеристики. Показываю примеры на картах.


Подчеркиваю, что начертание условных знаков топографических карт обуславливается масштабом и назначением этих карт и что при создании карт производится отбор основных, наиболее важных объектов местности.


Обращаю внимание на то, что топографические карты издаются в несколько красок, что цвет каждого условного знака по возможности напоминает цвет изображаемого объекта. В настоящее время топографические карты издаются в 4-8 цветов. Кроме того, красочное оформление карты существенно облегчает и улучшает ее чтение и позволяет обогатить содержание. Указываю, что отечественные топографические карты по полноте, наглядности и качеству превосходят аналогичные карты иностранных изданий


Подвожу итог рассмотрения 1-го учебного вопроса.






Отвечают на вопрос











Отвечают на вопрос







Конспектируют материал









Записывают материал в конспект







Уясняют материал











Конспектируют материал в конспект













2.

225 мин.


Объявляю название второго учебного вопроса:


Вопрос 2 «Особенности изображения элементов местности на топографических картах.»


Перед началом рассмотрения учебного вопроса показываю курсантам как необходимо пользоваться учебной литературой по данной теме и альбомами условных топографических знаков.


Доведение учебного материала произвожу в следующей последовательности:


  1. Методом рассказа, с использованием иллюстративного материала ( плакаты, чертежи на доске и литература ), довожу до курсантов информацию о топографических условных знаках, даю их название и раскрываю их характеристики, по топографическим элементам местности:

- населенные пункты;


- промышленные, социальные и культурные объекты;


- дорожная сеть;


- растительный покров и грунты;


- отдельные местные предметы ориентиры;


- гидрография;


- рельеф.


При рассмотрении каждого топографического элемента:


- довожу роль и место каждого топографического элемента в структуре топографической карты;


- довожу виды и требования, предъявляемые к условным топографическим знакам данного топографического элемента;


- раскрываю особенности изображения наиболее важных объектов местности данного топографического элемента;


- довожу порядок определения качественных и количественных характеристик наиболее важных объектов.


  1. Для более качественного ее запоминания ставлю задачу на вычерчивание основных условных знаков и их характеристик в конспектах. Кроме того курсанты должны записать все комментарии к условным топографическим знакам, которые сделает преподаватель.

  2. Предоставляю курсантам 5-10 минут на самостоятельное изучение и запоминание условных знаков по каждому топографическому элементу.

  3. По завершении рассмотрения очередного топографического элемента произвожу выборочный контрольный опрос курсантов на предмет выявления глубины и качества изучения ими учебного материала.


На основании анализа ответов курсантов делаю вывод и определяю объем и глубину учебного материала, который необходимо задать на самоподготовку.


После завершения изучения условных топографических знаков и их особенностей изображения на картах довожу до курсантов, что для того, чтобы в полном объеме использовать возможности топографических карт, мало знать как выглядит тот или иной местный предмет на карте. Для изучения и оценки местности необходимо понимать всю картину изображенной местности целиком – в совокупности. Как правило это сделать сразу не удается. Необходим определенный опыт.


Даю команду на подготовку к работе учебных топографических карт.


Поясняю курсантам, что данная топографическая карта создана на несуществующую территорию, но на нее нанесены почти все условные топографические знаки, которые могут встретиться на реальных топографических картах.


На фрагменте учебной топографической карты показываю образец чтения карты. Особое внимание обращаю на взаимосвязь условных топографических знаков между собой, на их влияние друг на друга.


Отмечаю, что основное назначение чтения карты – выявление тактических свойств местности. Поэтому определять характеристики местных предметов необходимо именно с этой точки зрения.


Так при определении характеристик дорожной сети необходимо обращать внимание на возможность движения вне дорог, варианты обхода препятствий; характеристику дорог, особенно грунтовых, обязательно связывать с временем года, состоянием погоды и задачами подразделений.


При характеристике населенных пунктов – на административное значение и населенность, характер и материал застройки, прямолинейность улиц, назначение главных проездов, выдающиеся сооружения.


При характеристике лесов – на проходимость их для боевых и транспортных машин и условия размещения тыловых подразделений, защиты и маскировки от высокоточного оружия и других средств поражения противника.


При характеристике элементов гидрографии – на возможность их преодоления и наличие питьевой воды.


Разбиваю взвод на группы и назначаю каждой по отдельному участку учебной топографической карты. Даю время 10-15 мин. на самостоятельную работу по определению характеристик назначенных участков и их чтение. Затем заслушиваю 1-2 ответа курсантов каждой группы, совместно с остальными курсантами проанализирую их, отметив положительные отметив положительные стороны и недостатки.


Контроль изучения условных знаков топографических карт осуществляю посредством выполнения норматива №2.


Довожу до курсантов условия выполнения норматива, качественные критерии и время на выполнение.


Раздаю карточки задания для выполнения норматива № 2 и поставить задачу на его выполнение. Проверку выполненной курсантами работы осуществляю во время, отведенное для подготовки к занятиям.


Подвожу итог рассмотрения второго учебного вопроса.












Уясняют полученный материал


























Уясняют полученный материал




















Выполняют задачу








Записывают задание в конспект



























Записывают материал в конспект


























Выполняют поставленную задачу










Выполняют норматив №2















III.Заключительная часть 5 мин.




  1. Выводы по занятию : Знание топографических условных знаков, умения читать топографические карты различных масштабов, залог успешной работы с картой каждого офицера.



  1. Задание на самостоятельную работу : Учебное пособие по ВТ гл.4.



  1. Тема следующего занятия Т.15 – З. 32 «Измерение расстояний и площадей по карте».



  1. Отвечаю на вопросы курсантов.



  1. Уборка аудитории.







ПРЕПОДАВАТЕЛЬ


подполковник В. Пустовалов


«___» октября 2009 г.

7


Условные знаки топографических карт.
  • География
Описание:

ПЛАН

проведения практического занятия

по теме 15. занятие 31

 

I.                  Вводная часть  10 мин.

 

1.     Проверка готовности взвода к занятию.

2.     Вопросы для повторения :

          Согласно перечня вопросов для проведения летучки.

3.     Выводы по опросу и ведению личного конспекта.

4.     Увязка изученного материала с данным занятием.

 

II.               Основная часть  255 мин.

 

Тема : «Условные знаки топографических карт».

 

Учебные и воспитательные цели :

 

1. Рассмотреть виды условных топографических знаков и особенности изображения местных предметов на топографических картах.

2.  Привить курсантам навыки в чтении условных знаков по топографической карте.

3. Воспитывать у курсантов способности к восприятию новых знаний, творчески мыслить и умение работать с учебной литературой.

 

Учебные вопросы :

1. Виды условных топографических знаков.

2. Особенности изображения элементов местности на топографических картах.

Материальное обеспечение :

1.                Учебные топографические карты.

2.                Альбомы условных топографических знаков.

3.                Условные знаки топографических карт.

4.                Личные книжки курсантов.

5.                Учебные плакаты «Условные знаки топографических карт».

 

 

 

Краткое содержание занятия, организационные и методические приемы обучения, выводы по учебным вопросам.

 

 

 

№ вопроса

 

 

Краткое содержание вопроса, методические приемы обучения

 

Действия обучаемых

 

1.

30 мин.

 

Объявляю название учебного вопроса :

 

 Вопрос 1 «Виды условных топографических знаков».

Методом опроса выявляю у курсантов знание ими топографических элементов местности. Отмечаю, что на топографических картах все элементы местности изображаются специальными знаками – условными знаками топографических карт. Даю определение условных топографических знаков.

 

Обращаю внимание курсантов на то, что условные  топографические знаки не всегда выглядели одинаково. Довожу годы изменения систем условных топографических знаков – 1946, 1951, 1959, 1963, 1983.

 

Для развития у курсантов способностей мыслить задаю вопрос - « что являлось причиной смены систем условных топографических знаков? ». Добиваюсь правильного ответа.

 

Довожу до курсантов требования, предъявляемые к условным топографическим знакам:

 

- их должно быть немного, чтобы помнить их наизусть;

- они должны напоминать изображаемый объект;

- они должны быть просты для восприятия.

 

На примерах по топографической карте и на электрофицированном стенде « Топографическая карта » указываю в каких условных знаках издаются карты в настоящее время, отмечаю также, что на картах различных масштабов условные знаки различаются между собой только размерами.

 

Перечисляю виды условных топографических знаков. Даю определения, примеры на картах и стендах каждого вида:

 

- масштабных;

- линейных;

- внемасштабных;

- пояснительных.

 

Указываю главные точки у внемасштабных условных знаков. Особо обращаю внимание курсантов на то, что пояснительные условные знаки не обозначают положение объектов местности,  а только передают их характеристики. Показываю примеры на картах.

 

Подчеркиваю, что начертание условных знаков топографических карт обуславливается масштабом и назначением этих карт и что при создании карт производится отбор основных, наиболее важных объектов местности.

 

Обращаю внимание на то, что топографические карты  издаются в несколько красок, что цвет каждого условного знака по возможности напоминает цвет изображаемого объекта. В настоящее время топографические карты издаются в 4-8 цветов. Кроме того, красочное оформление карты существенно облегчает и улучшает ее чтение и позволяет обогатить содержание. Указываю, что отечественные топографические карты по полноте, наглядности и качеству превосходят аналогичные карты иностранных изданий

 

Подвожу итог рассмотрения 1-го учебного вопроса.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

Конспектируют материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

Уясняют материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспектируют материал в конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

225 мин.

 

Объявляю название второго учебного вопроса:

 

Вопрос 2 «Особенности изображения элементов местности на топографических картах.»

 

Перед началом рассмотрения учебного вопроса показываю курсантам как необходимо пользоваться учебной литературой по данной теме и альбомами условных топографических знаков.

 

Доведение учебного материала произвожу в следующей последовательности:

 

1.                     Методом рассказа, с использованием иллюстративного материала ( плакаты, чертежи на доске и литература ), довожу до курсантов информацию о топографических условных знаках, даю их название и раскрываю их характеристики, по топографическим элементам местности:

2.                      

- населенные пункты;

 

- промышленные, социальные и культурные объекты;

 

- дорожная сеть;

 

- растительный покров и грунты;

 

- отдельные местные предметы ориентиры;

 

- гидрография;

 

- рельеф.

 

При рассмотрении каждого топографического элемента:

 

- довожу роль и место каждого топографического элемента в структуре топографической карты;

 

- довожу виды и требования, предъявляемые к условным топографическим знакам данного топографического элемента;

 

- раскрываю особенности изображения наиболее важных объектов местности данного топографического элемента;

 

- довожу порядок определения качественных и количественных характеристик наиболее важных объектов.

 

3.                     Для более качественного ее запоминания ставлю задачу на вычерчивание основных условных знаков и их характеристик в конспектах. Кроме того курсанты должны записать все комментарии к условным топографическим знакам, которые сделает преподаватель.

4.                     Предоставляю курсантам 5-10 минут на самостоятельное изучение и запоминание условных знаков по каждому топографическому элементу.

5.                     По завершении рассмотрения очередного топографического элемента произвожу выборочный контрольный опрос курсантов на предмет выявления глубины и качества изучения ими учебного материала.

 

На основании анализа ответов курсантов делаю вывод и определяю объем и глубину учебного материала, который необходимо задать на самоподготовку.

 

После завершения изучения условных топографических знаков и их особенностей изображения на картах довожу до курсантов, что для того, чтобы в полном объеме  использовать возможности топографических карт, мало знать как выглядит тот или иной местный предмет на карте. Для изучения и оценки местности необходимо понимать всю картину изображенной местности целиком – в совокупности. Как правило это сделать сразу не удается. Необходим определенный опыт.

 

Даю команду на подготовку к работе учебных топографических карт.

 

Поясняю курсантам, что данная топографическая карта создана на несуществующую территорию, но на нее нанесены почти все условные топографические знаки, которые могут встретиться на реальных топографических картах.

 

На фрагменте учебной топографической карты показываю образец чтения карты. Особое внимание обращаю на взаимосвязь условных топографических знаков между собой, на их влияние друг на друга.

 

Отмечаю, что основное назначение чтения карты – выявление тактических свойств местности. Поэтому определять характеристики местных предметов необходимо именно с этой точки зрения.

 

Так при определении характеристик дорожной сети необходимо обращать внимание на возможность движения вне дорог, варианты обхода препятствий; характеристику дорог, особенно грунтовых, обязательно связывать с временем года, состоянием погоды и задачами подразделений.

 

При характеристике населенных пунктов – на административное значение и населенность, характер и материал застройки, прямолинейность улиц, назначение главных проездов, выдающиеся сооружения.

 

При характеристике лесов – на проходимость их для боевых и транспортных машин и условия размещения тыловых подразделений, защиты и маскировки от высокоточного оружия и других средств поражения противника.

 

При характеристике элементов гидрографии – на возможность их преодоления и наличие питьевой воды.

 

Разбиваю взвод на группы и назначаю каждой по отдельному участку учебной топографической карты. Даю время 10-15 мин. на самостоятельную работу по определению характеристик назначенных участков и их чтение. Затем заслушиваю 1-2 ответа курсантов каждой группы, совместно с остальными курсантами проанализирую их, отметив положительные отметив положительные стороны и недостатки.

 

Контроль изучения условных знаков топографических карт осуществляю посредством выполнения норматива №2.

 

Довожу до курсантов условия выполнения норматива, качественные критерии и время на выполнение.

 

Раздаю карточки задания для выполнения норматива № 2 и поставить задачу на его выполнение. Проверку выполненной курсантами работы осуществляю во время, отведенное для подготовки к занятиям.

 

Подвожу итог рассмотрения второго учебного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уясняют полученный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уясняют полученный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют  задачу

 

 

 

 

 

 

 

Записывают задание в конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют норматив №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Заключительная часть  5 мин.

 

 

 

1.     Выводы по занятию : Знание топографических условных знаков, умения читать топографические карты различных масштабов, залог успешной работы с картой каждого офицера.

 

 

2.     Задание на самостоятельную работу : Учебное пособие по ВТ гл.4.

 

 

3.     Тема следующего занятия  Т.15 – З. 32 «Измерение расстояний и площадей по карте».

 

 

4.     Отвечаю на вопросы курсантов.

Автор Пустовалов Владимир Станиславович
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1448
Номер материала 22493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓