Инфоурок Физика Другие методич. материалыУсловия равновесия. 10 класс

Условия равновесия. 10 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 10 класс условия равновесия.doc

Физика

10 класс

Автор:

Погожев М.А., учитель физики первой квалификационной категории МОУ СОШ № 19 г. Калининграда

 

Тема: Статика. Условия равновесия.

 

Цели:

1.       Сформулировать условия равновесия плоской системы сил, рассмотреть задачи на применение условия равновесия.

2.       Развивать умение представлять задачу графически, умение  анализировать задание.

3.       Воспитывать культуру умственного труда.

 

Оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, проектор

 

Литература:

1.     физика, 10:  учебник для общеобразоват. учреждений /Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, – 16-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2007.

 

Ход урока.

 

I.                  Организационный момент.

Цель: сообщить тему урока, сформулировать цели урока, настроить учащихся на работу.

II.               Актуализация знаний учащихся.

Цель: опорное повторение.

Вопросы:

1)    Слайд 1.Решить задачи. Сначала в тетрадях. Потом у доски. Попутно устные ответы на вопросы:

2)    Что такое равнодействующая сила?

3)    Что нужно сделать прежде, чем складывать силы, приложенные под углом друг к другу?

 

III.           Мотивация и сообщение темы урока.

1)    Напомнить известный учащимся первый закон Ньютона «В инерциальных системах отсчета тело находится в равновесии, если сумма сил, действующих на него равна 0».

2)    Рассмотрим равновесие тела, подвешенного на кронштейне. (слайд 2)

3)    Слово учителя: подвес находится под действием веса тела, и двух реакций, направленных соответственно стержням. (слайд 3)Вводим систему координат и заменяем реакцию N2 на две её проекции N2x и N2y. Условие равновесия примет вид, который вы видите на слайде.

 

4)Описанное условие является необходимым для равновесия, но оно не является достаточным. В приведенном примере, казалось бы сумма сил равна нулю, но система в равновесии находиться не будет. 

Многие строения в окружающем нас мире, в частности, пирамида Хеопса, имеют форму многогранников. Поэтому для лучшей эксплуатации и моделирования зданий нужно изучить свойства многогранников.

Многие многогранники изобрел не человек, а создала природа в виде кристаллов, соли – куб, льда, хрусталя – «заточённая» с двух сторон призма.

 

IV.            Стадия осмысления.

Цель: ввести понятия многогранника, призмы и его элементов.

1)         У учащихся на партах разложены многогранники (призмы); самостоятельная работа с учебником: п.27, 30,  с.60, 64.

2)         Проверка самостоятельно полученных знаний по вопросам.

Слайд 4 /по щелчку мыши/.

·        Что такое многогранник?

·        Какой многогранник называется выпуклым?

·        Дан куб – выпуклый многогранник. Как, имея пилу, получить из деревянного куба модель невыпуклого многогранника?

·        Слайд 5. Дан выпуклый многогранник. Что называют его гранью? Его ребром? Его вершиной?

·        Слайд 6. Среди изображённых тел выберите те, которые являются многогранниками.

·        Слайд 7. Рассмотреть примеры призм. Какой многогранник называется призмой? Как вычислить площадь боковой и полной поверхности призмы?

Объяснение учителя. В школе изучаются многогранники, Эйлерова характеристика которых равна 2, т.е. В – Р + Г = 2 /слайд 8/. Для закрепления понятий элементов многогранников с учащимися заполнить таблицу уже известных многогранников.

 

№ п/п

Наименование многогранника

В

Р

Г

Эйлерова характеристика

1

Тетраэдр

4

6

4

4 – 6 + 4 = 2

2

Параллелепипед

8

12

6

8 – 12 + 6 = 2

3

Куб

8

12

6

8 – 12 + 6 = 2

 

Практическая работа. Раздать на парту модели пирамиды или призмы и дать возможность самостоятельно подсчитать Эйлерову характеристику. Затем сделать вывод на основании вычислений, как подсчитать число вершин, ребер и граней для любой пирамиды и любой призмы и продолжить заполнение таблицы.

 

4

n – угольная пирамида

n + 1

2n

n + 1

n + 1 – 2n + n + 1 =2

5

n – угольная призма

2n

3n

n + 2

2n – 3n + n + 2 = 2

 

Это равенство было доказано Эйлером в 1752 году. Оно верно и для произвольного выпуклого многогранника.

 

V.               Стадия рефлексии.

Цель: применение полученных знаний при решении задач.

Решение задачи № 219

Слайд 9 – разобрать построение чертежа /по щелчку мыши/, устно обсудить план решения задачи, самостоятельно оформить решение.

Для самоконтроля можно 1 ученика вызвать к доске – решить задачу.

 

VI.           

 

 

 

 

 

 
Домашнее задание – слайд 9 /по щелчку мыши/

 

 

 

 

 

 

 


VII.        Подведение итогов, выставление оценок.

Вопросы: Что такое многогранник? Среди моделей, представленных на столе учителя, выбрать модели многогранников и объяснить, почему они являются многогранниками, а оставшиеся модели – не являются?

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Условия равновесия. 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ усл равновесия.ppt

Скачать материал "Условия равновесия. 10 класс"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Задачи на повторениеОпределите графическим построением равнодействующую двух...

    1 слайд

    Задачи на повторение
    Определите графическим построением равнодействующую двух сил в 360 Н и 480 Н, действующих на точку тела под углом 300
    На самолет действует сила тяги двигателя15 кН, сила сопротивления воздуха 11 кН. Направленная противоположно движению и сила бокового ветра 3 кН, направленная перпендикулярно движению. Найдите равнодействующую этих сил.

  • РN1N2Условие равновесия 
ΣF=N1+N2+P=0

    2 слайд

    Р
    N1
    N2
    Условие равновесия
    ΣF=N1+N2+P=0

  • РN1N2YXN2yN2xУсловие равновесия плоской системы сил примет вид:
ΣFx=N2x – N1=...

    3 слайд

    Р
    N1
    N2
    Y
    X
    N2y
    N2x
    Условие равновесия плоской системы сил примет вид:
    ΣFx=N2x – N1=0
    ΣFy=N2y – P=0

  • ПовторимНеобходимым условием …… является равенство нулю суммы …., действующи...

    4 слайд

    Повторим
    Необходимым условием …… является равенство нулю суммы …., действующих на тело.
    Или равенство нулю … проекций сил на оси координат
    ΣF x=F 1..+F2x+F3x =0
    ..F y=F 1y+F..y+F3y=…

  • Момент силыmgl1Fl2M1=Fl2
M2=mgl1

    5 слайд

    Момент силы
    mg
    l1
    F
    l2
    M1=Fl2
    M2=mgl1

  • mgl1Fl2ΣM= M 1+ M 2 =Fl 2+ mgl 1 =0

    6 слайд

    mg
    l1
    F
    l2
    ΣM= M 1+ M 2 =Fl 2+ mgl 1 =0

  • Электрик Петров прислонил лестницу массой 12 кг и длиной 4 м к стене под угло...

    7 слайд

    Электрик Петров прислонил лестницу массой 12 кг и длиной 4 м к стене под углом 600. Модули сил трения лестницы о стену и о пол равны и равны F1. Не упадет ли с лестницей электрик Петров, добравшись до верхней ступени, если весит электромонтер 90 кг?
    F1
    F2
    mэg
    mлg

  • Домашнее задание§ 54-56; упр10 (5,7,8)
Дополнительно
Легко -
Не сложно -
Не л...

    8 слайд

    Домашнее задание
    § 54-56; упр10 (5,7,8)
    Дополнительно
    Легко -
    Не сложно -
    Не легко -

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема "Условия равновесия" входит в раздел "Статика", который в 10-м классе завершает изучение механики. По-моему мнению, этот раздел полезен еще и потому, что позволяет применить знания по сложению векторов, проецированию векторов, знания по тригонометрии. Эти навыки можно  переносить на задачи по кинематике, на задачи по  теме "импульсы". Особое внимание условиям равновесия уделяют на механических специальностях ВТУЗов при изучении "Технической механики", "Теории машин и механизмов", "Сопротивлении материалов". Поэтому формирование навыка по анализу данных задач является важным, перспективным и полезным.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 711 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

"Использования метода проектов при изучении физики, в частности проектных и исследовательских заданий интегрированного содержания"
  • Учебник: «Физика. Базовый и профильный уровни», Тихомирова С.А., Яворский Б.М.
  • Тема: Часть 3. Электродинамика
  • 20.05.2020
  • 329
  • 0
«Физика. Базовый и профильный уровни», Тихомирова С.А., Яворский Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 475
    • ZIP 24.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Погожев Михаил Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Погожев Михаил Алексеевич
    Погожев Михаил Алексеевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12542
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека