Главная / Директору-завучу / Уровневая дифференциация в образовании

Уровневая дифференциация в образовании

А.Л. Шадрин,

директор гимназии № 1 г. Мелеуза,

отличник образования Республики Башкортостан

Уровневая дифференциация в образовании

Система народного образования, сложившаяся в 20-е годы, за советский пери­од претерпевала изменения и реформировалась несколько раз. Результаты после­дних преобразований (с 1992 года) носят дискуссионный характер. Есть мнение, что все изменения происходят стихийно, в результате чего имели место как пози­тивные, так и негативные последствия, и есть мнение, что за эти годы была прове­дена реформа, сделавшая систему народного образования более адекватной по­требностям общества. Так вот, среди положительного, на наш взгляд, следует вы­делить главное: образование становится более свободным, раскрепощенным, ва­риативным, разноплановым и разноуровневым.

В связи с дифференциацией социально-этнических запросов населения созда­ются гимназии, лицеи, колледжи, негосударственные учреждения, воскресные шко­лы, национальные гимназии и т.д. На наш взгляд, дифференциация в образовании прослеживается на трех различных уровнях: во-первых, на уровне образователь­ных учреждений (лицеи, гимназии, общеобразовательные школы, специальные школы и школы-интернаты). Во-вторых, на уровне отдельного образовательного учреждения: создание классов углубленного изучения предметов, профильных клас­сов, классов компенсирующего обучения, классов для детей с замедленным психи­ческим развитием и т.д. В-третьих, дифференциация на уровне класса, когда созда­ются группы по уровню сложности изучаемого материала.

На примере города Мелеуза и Мелеузовского района можно четко проследить такую структуру системы образования. В городе работают 3 гимназии, 1 лицей, 5 общеобразовательных школ, 1 школа-интернат и специальная школа с углуб­ленным трудовым и профессиональным обучением. При этом инновационные учреждения не дублируют друг друга, а каждое имеет свое приоритетное на­правление. Гимназия № 1 - учреждение с углубленным изучением английского гимназия № 3 - учреждение с ранним профилированием гуманитарного, математического, химико-биологического и эстетического направлений; гимназия №9 специализируется на углубленном изучении предметов регионального компонента и башкирского языка и литературы, лицей № 6 - с приоритетным направлением информатики, математики и экономики, школа № 2 - с углубленным трудовым профессиональным обучением. В сельской местности функционируют Сарышский аграрный лицей и Восточный лицей, в которых развиваются направления математика и информатика, Первомайская школа - с профильными медицинскими классами.

По каждому образовательному учреждению можно привести конкретные примеры результатов дифференцированного подхода. Гимназия № 3 работает в этом направлении с 1992 года. За этот период количество отличников увеличилось на количество учащихся, занимающихся на 4 и 5, возросло с 46 % до 65,5 %, количество медалистов - с 7 до 21.

Нельзя утверждать, что наши общеобразовательные школы рассчитаны и работают только на среднего ученика, в них есть и классы углубленного изучения отдельных предметов, и классы компенсирующего обучения, и классы для детей с замедленным психическим развитием.

Здесь мы подходим как бы ко второму уровню дифференциации. Дифференциация на уровне классов, когда в одном учреждении существуют общеобразовательные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, классы общего среднего уровня, классы компенсирующего обучения и классы ЗПР.

Такой подход дает возможность без изменения статуса образовательного учреждения дифференцированно подходить к решению образовательных задач.

В данном случае мы говорим об одном из вариантов дифференциации обучения на основе гомогенизации, то есть разветвления на потоки, отбора учащихся в группы по интеллектуальным способностям. Сторонники гомогенизации видят ее преимущества в том, что, во-первых, отбор учащихся по способностям облегчает учителю подготовку и проведение уроков; во-вторых, ускоряется темп освоения программы. В-третьих, у учащихся возникает вера в свои способности: у слабого нет отрицательных эмоций по поводу того, что он самый глупый, а у сильных, наоборот, появляется стимул к более интенсивной работе.

Противники гомогенизации, однако, считают, что разделение на потоки порождает амбиции у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых. Средние и слабые в условиях отбора лишаются развивающего влияния сильных, они не имеют примера для подражания. Кроме того, при отборе гомогенных групп игнорируются не менee важные, чем интеллектуальные способности, качества, необходимые для создания благоприятной атмосферы в группе: совместимость, разносторонность способностей, общность интересов и многое другое. Основываясь на отечественных и зарубежных исследованиях, можно присоединиться к выводу, что «во всем мире к настоящему времени разветвление на потоки или совсем ликвидировано или наблюдается тенденции к его ликвидации» (И.Унт).

В гимназии № 1 г. Мелеуза практикуется дифференцированный подход на уров­не класса путем создания групп учащихся, желающих изучать предмет на разном уровне сложности. Учащийся по своему усмотрению и согласию родителей может изучать предмет на трех уровнях: базовом, общем и продвинутом.

Это не обязательное условие для каждой параллели, и, как правило, мы вводим так называемую предметно-урочную систему с восьмого класса, то есть когда классы переходят от прогимназии к собственно гимназическим. При этом в каждом из трех гимназических классов параллели выделяется по три группы - в соответствии с выбранным всеми уровнем, и на урок математики они идут каждый к своему учи­телю: те, кому необходимо углубленное изучение математики, занимаются в груп­пе продвинутого уровня сложности программы; те у кого есть проблемы с усвое­нием программы по математике, занимаются в группе базового уровня програм­мы. То же происходит и на уроках русского языка.

Для нас это дает возможность не переформировывать классы в профильные, со­храняя психологический климат и комфортность учащихся, так как разделение на группы идет не директивно, а исключительно по желанию учащихся и родителей.

Исследования, проведенные службой диагностики и мониторинга учебной дея­тельности гимназии № 1, показывают, что при предметно-урочной системе обуче­ния результаты выше, чем при классно-урочной.

Таким образом, дифференциация образования может быть представлена на уровне города - посредством создания общеобразовательных учреждений различных типов, на уровне образовательного учреждения - путем создания разноуровневых и профиль­ных классов и на уровне класса - путем создания групп, изучающих предмет на базо­вом, общем и продвинутом уровнях. На практике школ города Мелеуза и Мелеузовского района можно познакомиться с опытом работы коллективов на трех уровнях.



Уровневая дифференциация в образовании
  • Директору-завучу
Описание:

В связи с дифференциацией социально-этнических запросов населения созда­ются гимназии, лицеи, колледжи, негосударственные учреждения, воскресные шко­лы, национальные гимназии и т.д. На наш взгляд, дифференциация в образовании прослеживается на трех различных уровнях: во-первых, на уровне образователь­ных учреждений (лицеи, гимназии, общеобразовательные школы, специальные школы и школы-интернаты). Во-вторых, на уровне отдельного образовательного учреждения: создание классов углубленного изучения предметов, профильных клас­сов, классов компенсирующего обучения, классов для детей с замедленным психи­ческим развитием и т.д. В-третьих, дифференциация на уровне класса, когда созда­ются группы по уровню сложности изучаемого материала.

Автор Шадрин Александр Леонидович
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 358
Номер материала 16032
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓