Главная / Начальные классы / Урок-ярмарка знаний по русскому языку в 4 классе "Части речи"

Урок-ярмарка знаний по русскому языку в 4 классе "Части речи"

ГУ «Михайловская средняя школа»

















Урок-ярмарка

по русскому языку в 4 классе

Тема: Части речи (обобщение)







Провела: Груш Е.П.













2012-2013 учебный год





Ярмарка знаний по русскому языку в 4-м классе

«Части речи»(обобщение)

Цели:

  • проверить уровень усвоения знаний, умений и навыков, полученных учащимися в течение года;

  • развивать умение осознанно применять изученные правила;

  • прививать интерес к русскому языку.

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Психологический настрой

Здравствуйте скажем руками,

Здравствуйте скажем глазами,

Здравствуйте скажем ртом:

«Здравствуйте!"

Станет радостней кругом.


Устали, дети, учиться? Тогда мы сегодня немного отдохнём, посетим ярмарку.


К нам сюда скорее просим

Подходи честной народ

Веселиться начинайте

Всех нас ярмарка зовёт

Подходите граждане,

Угодим мы каждому!


Что такое ярмарка?

D:\фото мой класс\4 класс\Фото1542.jpg

Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Русский толковый словарь).

Вот как даётся описание ярмарки в одном художественном произведении.

Представь себе шумную ярмарку. Ровными рядами стоят огромные кадки с брусникой и капустой, с крепкими грибками и солёной рыбой. На длинных лавках выстроились вкусные пряники. На них красуются рисунки. Много всякого товара. Ярче солнца блестят. Сверкают красками игрушки. Ты подходишь и трогаешь их. Вот звонкими голосами залилась свистулька. А сколько здесь героев русских сказок! Ты выходишь к площади. Там веселит всех Петрушка. Он смеётся над глупостью и трусостью.”

-Чтобы продать свой товар на ярмарке зазывают покупателей, произнося заклички. Какие заклички приготовили вы? (музыка - фон)

Подберите синонимы к слову ярмарка. (Рынок, базар).

3.Минутка чистописания (ярмарка, рынок, базар)

Наша ярмарка необычная, это ярмарка частей речи. Мы будем продавать свои знания или обменивать их на товары, которые предлагают нам купцы в лавках.

Лавка имени существительного.

Быстро времечко летит,
В лавке уж купец сидит.
Он объехал целый свет – 
И чего там только нет!
Фронтальный опрос.

- Что можете сказать об имени существительном, как о части речи?

- Как изменяются имена существительные?.. (По числам, падежам).

- Как изменяются имена существительные? (по числам, падежам)

- Как определить род существительных?

- Какую ещё постоянную категорию имеют существительные? (Тип склонения).

- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?

-Каким членом предложения является? (подлежащим, дополнением)

Очень впечатлительное
Имя существительное.
Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?

Обозначит все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называй,
По вопросу узнавай.

Письменная проверка.

Рассказать бабушк…
Из соседней деревн…
Смеялись от радост…
Пятно на скатерт…

Карточка № 1.

Лежать в постел…
Шагали по площад…
Сорвали с яблон…
Побывали на спектакл…

Карточка № 2.

У старой ел…
Сменили к весн…
Скрывались в чащ…
С ёлк… на ёлк…

Лавка имени прилагательного.

Лишь у Троицкой у лавры
Есть особые ряды,
На которых чудо есть,
Что не можно глаз отвесть:
Восемь кукол деревянных,
Круглощёких и румяных, -
Все в одной большой живут, 
Их матрёшками зовут.

- Назовите имена прилагательные, которыми даётся описание матрёшек.

Фронтальный вопрос.

- Что можно сказать об имени прилагательном как о части речи?

- Как определить число, род, падеж имени прилагательного? (по существительному, с которым связано)

-Каким членом предложения является? (определением)

Игра «Да-нетка»

- Я читаю предложения, если вы согласны с данным утверждением, то говорите «да», а если не согласны «нет»

а) Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.(да)

б) Имя прилагательное в предложении является главным членом.(нет)

в) Род прилагательных зависит от глагола.(нет)

г) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.(да)

д) По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.(да)

Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

Письменные задания.

Дописать окончания имён прилагательных, указать их род, число, падеж. Узнать, о каком сказочном персонаже идёт речь.

На стар … болоте,
в лягушач… коже,
мудр… советами, 
в прекрасн… царевну. 
(Царевна – лягушка).

Карточка № 1.

Карточка № 2.

Хрустальн… туфельку,

Отважн… девочка,

на сказочн… балу,

трудн… путём,

из королевск… дворца,

с добр… друзьями,

от добр… феи. (Золушка).

К снежн… королеве. (Герда).

4.Физминутка «Две руки»


Лавка местоимений.

Тары-бары-растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад.
Забирайте нарасхват!

Фронтальный опрос.

- Что такое местоимение?

- Назовите местоимение 1, 2, 3 лица.

- Чем местоимения сходны с существительными и чем отличаются?

Сходство:

  • отвечают на одинаковые вопросы,

  • изменяются по падежам,

  • с предлогами пишутся отдельно.

Отличие:

Существительные:

называют предмет;

имеют постоянный род;

изменяются по числам.

Местоимения:

указывают на предмет, но не называют его;

изменяются по родам в 3 лице ед. числа;

бывают 1, 2, 3лица;

бывают ед. и мн. числа.

- Какую особенность местоимений 3-го лица можете назвать? (После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н).

- Бывают ли у личных местоимений приставки?

Вместо имени предмета

Говорим мы слово: ЭТО,

ОН, ОНИ, ОНО, ОНА –

Всем известные слова.

Это, без сомнения,

Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.


Письменная проверка.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.

Работа по карточкам.

Задание №1

Подарю (она),

посмотрю на (они),

отошёл от (он),

горжусь (она),

играю с (он),

увижусь с (она).

Задание №2

Концерт пианиста (я) понравился. Игра музыканта произвела на (я) прекрасное впечатление. Я вчера весь вечер звонил (ты), но у (ты) было постоянно занято. К (мы) в класс пришёл новый ученик и быстро подружился с (мы).

Лавка глагола.

Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Подходи, не зевай!
И товары покупай!

Фронтальный опрос.

- Что можете сказать о глаголе как части речи?

- Какие временные формы глаголов вы знаете?

- Какую особенность глаголов в прошедшем времени вы знаете? (В ед. числе изменяется по родам, имеет суффикс -Л-).

- Чем объединены глаголы в настоящем и будущем времени? (Спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам).

- Что можете рассказать о глаголах неопределённой формы? (Не имеет ни времени, ни числа, ни рода, ни лица, имеет показатели –ть и –ти, -чь)

- Как отличить глагол совершенного вида от несовершенного? (совер-что сделал? Несов-что делает?)

- Глаголы какого вида имеют три временные формы? Какие меньше?

(гл. несов. вида имеют три временные формы; гл. соверш. Вида - две, нет настоящего времени).

-Как пишется не с глаголами? (исключения: негодовать, ненавидеть, невзлюбить, нездоровится, недоумевать)

- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения, 2 спряжения?

- Назовите глаголы – исключения. (ко 2 спряжению относятся глаголы на –ить, кроме брить, 4 глагола на –ать, кроме слышать, держать, дышать, гнать, 7 глаголов на –еть смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть), остальные к 1 спряжению.

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.

Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.


Письменная проверка знаний.

Дописать окончания глаголов, рядом указать их спряжение

Мы мечта…м,

они куп…т,

он рыбач…т,

они обеща…т,

вы среж..те,

ты посад…шь,

ты взлета…шь,

вы корм…те,

мы посол…м,

он свет…т,

ты пуст…шь,

ты обид…шь.

 Карточка №1

Мы высуш…м, ты замёрзн…шь, он обманыва…т, вы слома…те, она мечта…т, он смотр…т, она погода…т, ты люб…шь, она дикту…т.

Карточка №2

Мы дыш…м, он искупа…т, вы люб…те, ты испачка…шь, вы закле…те, ты вытерп…шь, ты обеща…шь, он рассужда…т, она нагрева…т.

-А какие части речи вы еще знаете? (Наречие - неизменяемая часть речи, имя числительное – количество и порядок предметов, служебные части речи – союз и предлог, служат для связи слов в предложении)

Предлог

Не задать вопрос к предлогу.
Просто выйдет на подмогу,
Свяжет грамотно слова –
Служба в дружбу такова.

Союз

Служит связи слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.

Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Рефлексия

D:\фото мой класс\4 класс\Фото1571.jpg

- Был ли интересен наш урок?

- Полезен?

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Что повторили?

- У вас на столах смайлики, добавьте рот, какое у вас настроение

- Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь? (музыка)

 http://festival.1september.ru/articles/504764/img1.gif



- Урок окончен. До свидания.









































Урок-ярмарка знаний по русскому языку в 4 классе "Части речи"
  • Начальные классы
Описание:


  • Данный урок позволил проверить уровень усвоения знаний, умений и навыков, полученных учащимися в течение года по теме "Части речи"
  • развивалось умение осознанно применять изученные правила;
  • прививался интерес к русскому языку.
  • Урок прошел в интересной необычной форме ярмарки знаний, дети работали активно. В конце урока, на этапе рефлексии учащиеся обозначили свое место на лесенке успеха.
Автор Груш Елена Петровна
Дата добавления 01.12.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 29
Номер материала MA-068806
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓