Главная / Начальные классы / Урок+презентация Познание мира 3 класс "Органы чувств"

Урок+презентация Познание мира 3 класс "Органы чувств"

Название документа organy_chuvstv_3_klass.ppt

Урок «Познание мира» 3 класс Подготовила учитель начальных классов высшей кат...
Посмотрите-ка на нас, Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни мин...
		3			 1		5	 			 		2		4
Как человек узнаёт об окружающем мире и о самом себе? Как мы чувствуем окружа...
Смотряшки Обоняшки Звукашки Вкусняшки Ощущашки
1 Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2 Не согласен- объясни, почему. 3...
Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: зрен...
Разгадайте тайну «волшебного глаза» - Как глаза узнают о том, что творится во...
Посмотри вверх-вниз. Посмотри направо-налево. Посмотри вдаль- на кончик носа....
С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки...
Разгадайте тайну «шести ушей» человека Как ухо воспринимает окружающий мир? ...
Обоняние – это способность чувствовать запахи
Отгадай загадку: Между двух светил В середине я один.
Узнайте тайну запахов Как нос воспринимает окружающий мир? Как мы чувствуем ...
Разведчик запахов- нос. Чувствительные волоски обнаруживают разные запахи. От...
Разгадайте загадку Что всегда во рту, а не проглотишь? Как язык воспринимает...
сладкое солёное кислое горькое
Игра «Чудесный мешочек» Способность человека чувствовать прикосновение, тепло...
Разгадайте тайну «скафандра» человека - Что может «рассказать» кожа человеку...
Орган осязания -кожа Кожа чувствует тепло и холод Кожа воспринимает боль Кожа...
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС ОРГАН СЛУХА - УШИ ОРГАН ВКУСА - ЯЗ...
1. У человека есть органы 2. Глаза - это орган 3. Уши – это орган 4. Нос – эт...
- Какие органы чувств участвовали у вас сегодня на уроке? - Какую новую инфо...
Смотреть телевизор на расстоянии 3 метров не более двух часов в день Работать...
Беречь уши от холода, мороза, сильного ветра Никогда не кричать никому в ухо ...
После приема пищи прополоскать рот. Не брать в рот острые предметы Нельзя ест...
Неприлично ковыряться в носу Содержать нос в чистоте Беречь организм от прост...
Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. Мыть руки после загрязнения. Н...
*
*
Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка Среднее ухо Внутреннее ух...
1 из 39

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок «Познание мира» 3 класс Подготовила учитель начальных классов высшей катего
Описание слайда:

Урок «Познание мира» 3 класс Подготовила учитель начальных классов высшей категории: Кальщикова Елена Кимовна

№ слайда 2 Посмотрите-ка на нас, Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутк
Описание слайда:

Посмотрите-ка на нас, Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутки не лениться. Не стучать, не отвлекаться, А стараться и стараться!

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 		3			 1		5	 			 		2		4
Описание слайда:

3 1 5 2 4

№ слайда 5 Как человек узнаёт об окружающем мире и о самом себе? Как мы чувствуем окружающи
Описание слайда:

Как человек узнаёт об окружающем мире и о самом себе? Как мы чувствуем окружающий мир? Сколько органов чувств у человека? Что вы знаете об органах чувств?

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Смотряшки Обоняшки Звукашки Вкусняшки Ощущашки
Описание слайда:

Смотряшки Обоняшки Звукашки Вкусняшки Ощущашки

№ слайда 8 1 Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2 Не согласен- объясни, почему. 3 До
Описание слайда:

1 Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2 Не согласен- объясни, почему. 3 Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4 Говори только по делу. 5.Работайте дружно, помогайте друг другу.

№ слайда 9 Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: зрение
Описание слайда:

Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: зрение слух обоняние осязание вкус

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Разгадайте тайну «волшебного глаза» - Как глаза узнают о том, что творится вокру
Описание слайда:

Разгадайте тайну «волшебного глаза» - Как глаза узнают о том, что творится вокруг? - Как глаза способны воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение?

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Посмотри вверх-вниз. Посмотри направо-налево. Посмотри вдаль- на кончик носа. За
Описание слайда:

Посмотри вверх-вниз. Посмотри направо-налево. Посмотри вдаль- на кончик носа. Закрой глаза, не открывай, пока не досчитаешь до 20.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, ш
Описание слайда:

С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. При повреждении органов слуха человек становится глухим. Берегите уши!

№ слайда 16 Разгадайте тайну «шести ушей» человека Как ухо воспринимает окружающий мир? Что
Описание слайда:

Разгадайте тайну «шести ушей» человека Как ухо воспринимает окружающий мир? Что такое барабанная перепонка и ушная раковина? Как уши улавливают звуки?

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Обоняние – это способность чувствовать запахи
Описание слайда:

Обоняние – это способность чувствовать запахи

№ слайда 19 Отгадай загадку: Между двух светил В середине я один.
Описание слайда:

Отгадай загадку: Между двух светил В середине я один.

№ слайда 20 Узнайте тайну запахов Как нос воспринимает окружающий мир? Как мы чувствуем аро
Описание слайда:

Узнайте тайну запахов Как нос воспринимает окружающий мир? Как мы чувствуем ароматы цветов, духов и бензина, табака и пищи?

№ слайда 21 Разведчик запахов- нос. Чувствительные волоски обнаруживают разные запахи. От ни
Описание слайда:

Разведчик запахов- нос. Чувствительные волоски обнаруживают разные запахи. От них идут сигналы по нервам в твой мозг.

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Разгадайте загадку Что всегда во рту, а не проглотишь? Как язык воспринимает ок
Описание слайда:

Разгадайте загадку Что всегда во рту, а не проглотишь? Как язык воспринимает окружающий мир? Как язык узнаёт кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное?

№ слайда 24 сладкое солёное кислое горькое
Описание слайда:

сладкое солёное кислое горькое

№ слайда 25 Игра «Чудесный мешочек» Способность человека чувствовать прикосновение, тепло, х
Описание слайда:

Игра «Чудесный мешочек» Способность человека чувствовать прикосновение, тепло, холод, боль называется ОСЯЗАНИЕ

№ слайда 26 Разгадайте тайну «скафандра» человека - Что может «рассказать» кожа человеку о
Описание слайда:

Разгадайте тайну «скафандра» человека - Что может «рассказать» кожа человеку о том, что его окружает? Как мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, ребристость поверхности, ощутить холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар?

№ слайда 27 Орган осязания -кожа Кожа чувствует тепло и холод Кожа воспринимает боль Кожа за
Описание слайда:

Орган осязания -кожа Кожа чувствует тепло и холод Кожа воспринимает боль Кожа заботится о нашем здоровье

№ слайда 28 ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС ОРГАН СЛУХА - УШИ ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК
Описание слайда:

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС ОРГАН СЛУХА - УШИ ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА

№ слайда 29 1. У человека есть органы 2. Глаза - это орган 3. Уши – это орган 4. Нос – это о
Описание слайда:

1. У человека есть органы 2. Глаза - это орган 3. Уши – это орган 4. Нос – это орган 5. Кожа – это орган 6. Всеми органами чувств руководит

№ слайда 30 - Какие органы чувств участвовали у вас сегодня на уроке? - Какую новую информа
Описание слайда:

- Какие органы чувств участвовали у вас сегодня на уроке? - Какую новую информацию вы получили?

№ слайда 31 Смотреть телевизор на расстоянии 3 метров не более двух часов в день Работать за
Описание слайда:

Смотреть телевизор на расстоянии 3 метров не более двух часов в день Работать за компьютером 15-20 минут в день При письме и чтении держать голову на расстоянии 30 см от книги и тетради Регулярно делать гимнастику для глаз

№ слайда 32 Беречь уши от холода, мороза, сильного ветра Никогда не кричать никому в ухо и н
Описание слайда:

Беречь уши от холода, мороза, сильного ветра Никогда не кричать никому в ухо и не слушать громкую музыку в наушниках Давать отдохнуть слуху от шума Систематически чистить уши Не засовывать в уши мелкие предметы

№ слайда 33 После приема пищи прополоскать рот. Не брать в рот острые предметы Нельзя есть г
Описание слайда:

После приема пищи прополоскать рот. Не брать в рот острые предметы Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки. Систематически очищать язык от налета, чтобы избежать попадания инфекции в организм

№ слайда 34 Неприлично ковыряться в носу Содержать нос в чистоте Беречь организм от простуды
Описание слайда:

Неприлично ковыряться в носу Содержать нос в чистоте Беречь организм от простуды Закаляться Не засовывать в нос мелкие предметы Пользоваться личным носовым платком Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей

№ слайда 35 Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. Мыть руки после загрязнения. Носи
Описание слайда:

Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.

№ слайда 36 *
Описание слайда:

*

№ слайда 37 *
Описание слайда:

*

№ слайда 38
Описание слайда:

№ слайда 39 Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка Среднее ухо Внутреннее ухо С
Описание слайда:

Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка Среднее ухо Внутреннее ухо С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. При повреждении органов слуха человек становится глухим. Берегите уши!

Название документа Документ Microsoft Office Word (4).docx

Открытый урок по познанию мира на тему "Органы чувств"

Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;

  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;

  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

  • формировать эстетическое отношение детей к жизни, воспитывать чувства сопереживания, умение работать как самостоятельно, так и в группе;

  • развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

  • развивать логическое мышление и творческие возможности у детей;

  • развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание.

Оборудование: презентация “Органы чувств человека”;

Рабочие материалы: маркировочные таблицы; кроссворд; листы для составления кластера

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Оргмомент. Психологический настрой (звучит музыка).

- Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

- Говорить друг другу - “Здравствуй!” - значит желать здоровья.

- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

- Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

- Как человек воспринимает окружающий мир?

- Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

1) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши)

2.На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (
Кожа)



4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)




3 к



1 у



о


5 я

х



ж


з

о

р

2 г

а

4 н

ы



л


о

к



а


с




з






2. Объявление темы урока.

- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)

- Тема нашего урока – “Органы чувств”.

1.Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются в группы – жетоны пяти цветов.

Повторить правила работы в группах (слайд)

1 Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2 Не согласен- обьясни, почему.

3 Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4 Говори только по делу.

5 Работай дружно, помогайте друг другу

II. Стадия осмысления

1. Изучение нового материала.

Объясните значение слов:

Органы – части тела, отделы тела…

Чувств (чувства) – ощущения, восприятия….



б) Приём “сотрудничество в группах”.

Учитель: А сейчас выберите по одному ученику в каждой группе, которые будут моими помощниками.

- Этот человек будет распределять задания между членами всей группы, организовывать обсуждение темы сегодняшнего занятия.

- Этот ученик должен организовать процедуру оценки каждого члена группы.



(Ребята выбирают руководителя группы – ученика, который выдаёт “Памятки работы в группах” и знакомит с правилами работы.)

в) Работа в группах:

- У вас на столах лежит пакет рабочих материалов к уроку, руководитель группы должен распределить задания между членами всей группы.

(Ребята работают согласно плану, заложенному в “Рабочие материалы”, в соответствии с памяткой.)

  1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – 11111лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

- Какой цвет этого предмета?

- Почему не можем сказать? (Не видим)

- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

- Что вам помогло?

- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Глаза - орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа - глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

1-й ученик: «Орган зрения играет самую большую роль в восприятии окружающего мира. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения. Например, о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них».

2-й ученик: «Благодаря зрению мы можем по книгам, а теперь и с помощью компьютера, изучать опыт, накопленный человечеством».

3-й ученик: «Одна из важных характеристик зрения – это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения».

Например, в школьные годы возникает близорукость или дальнозоркость. возникает при нарушении гигиены зрения (показывают хрусталик).

Эксперт – всезнайка: «Чтобы сберечь свое зрение, вам надо соблюдать правила гигиены (читает стихотворение собственного сочинения):
Береги свои глаза
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть 30 сантиметров.
Я вас хочу предостеречь!
Нужно всем глаза беречь!

Группа «орган зрения» подводит итоги и говорит правила гигиены для органа зрения. Эти правила проецируются на экране.

Правила гигиены органа зрения:

  1. Не трогай глаза грязными руками.

  2. Остерегайся острых предметов.

  3. Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 сантиметров.

  4. Не читай в транспорте.

  5. Не читай лежа.

  6. Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.

  7. Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.

  8. Выполняй упражнения для отдыха глаз.

Эксперт-всезнайка: «Хочу всех предупредить, что очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков, особенно в подростковом возрасте! Токсические вещества вызывают у подростков поражения зрительного нерва, что может привести к потере зрения!».

Ученик, работающий над презентацией: «Глаза немного подустали от экрана компьютера, давайте сделаем гимнастику для глаз!».

Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.

  1. Голова неподвижна. Движутся только глаза. В вытянутой руке карандаш. Движения карандаша: влево – вправо – вверх – вниз. Глазами следить за кончиком карандаша (5 раз).

  2. Ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Резкие повороты вправо и влево. Взгляд по ходу движения (10 раз).

  3. Быстро поморгать 15 секунд.

  4. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями в течение 30 секунд.

Эксперт-всезнайка: «А я предлагаю зарядку и для глаз и на внимание!»
Комплекс упражнений
Ты молодец!

2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

- Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

- Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В  среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где  находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

- Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Высказывания детей.

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

1-й ученик: «Чувство слуха – одно из главных в жизни человека, так как со слухом связана способность человека говорить. А речь - это важное средство общения между людьми, основа их взаимоотношений в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека».

2-й ученик: «С помощью слуха человек улавливает различные звуки, сигнализирующие о том ,что происходит во внешнем мире. При этом нашему слуху приятны одни звуки, такие как звуки природы (пение птиц, шорохи леса, звуки моря) и различные музыкальные произведения. И неприятны другие звуки: шум машин, работающих станков, взлетающих самолётов, да что там далеко ходить - шум на переменах в школе!».

3-й ученик: «Ухо - очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь».

Громкие звуки, особенно если их долго слушать, могут ослабить слух.

Из всего вышесказанного можно вывести правила для органа слуха:

  1. Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.

  2. Отрегулируй дома нормальную громкость телевизора, радио, музыкального центра.

  3. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.

  4. Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.

  5. Нельзя долго находиться там, где громкость звуков превышает 50 децибел.

Учитель опять включает музыку и предлагает, закрыв глаза и порелаксировать минутку. И при этом берёт и начинает чистить апельсин и прохаживаться по классу. Задаёт вопрос ученику, работающему над презентацией: «Какие органы чувств у тебя сейчас работают?».

. Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Что? Как узнали?

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

- Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

- Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюме́р  — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

1-й ученик: «Мир заполнен разными запахами, которые имеют большое значение в жизни человека. Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового газа - надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи - надо отказаться от неё, почувствовали запах дыма - надо побыстрее покинуть помещение.

2-й ученик: «Человек способен различать около 4 тысяч самых различных запахов. Это дает возможность без труда отличить запах еды от запахов духов, запах живых цветов от запаха сена. Орган, который чувствует запахи – нос. В нем находятся обонятельные клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе».

3-й ученик: «Многие запахи благотворно влияют на здоровье и самочувствие человека. На этом основана ароматерапия - оздоровление и лечение организма человека путем воздействия на него эфирных масел. Существует условное деление эфирных масел на группы по полу и возрасту».

1-й ученик: «Мужские запахи – это лимон, эвкалипт, грейпфрут, мандарин, сосна, ель, ладан, корица, нарцисс, можжевельник …».

2-й ученик: «Женские запахи – это роза, мелисса, герань, жасмин, ромашка, гвоздика, кипарис, мускатный орех …».

3-й ученик: «Детские запахи - это лимон, мандарин, роза и апельсин».

1-й ученик: «Но нужно быть очень осторожными с другими запахами, которые могут вызвать опасную зависимость от химических веществ, разрушающих клетки головного мозга и такая зависимость называется токсикоманией».

2-й ученик: «Обонятельные центры очень чувствительные, достаточно одной десятимиллионной доли грамма пахучего вещества, чтобы его воспринял человек. Поэтому нужно соблюдать определённые правила:

  1. При выполнении лабораторных работ с пахучими веществами, нельзя резко их вдыхать, а нужно лёгкими движениями руки направлять воздух к носу.

  2. Необходимо регулярно проветривать помещение.

  3. Особенно опасна для здоровья человека банальная пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.

  4. Курение и даже пассивное вдыхание табачного дыма очень вредны для органа обоняния, так как разрушают чувствительные клетки».

  5. 4.Орган вкуса

  6. - А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

  7. - Прочитаем об этом органе на стр.22.

  8. -Как он называется?

  9. -Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

  10. Язык помогает различать вкус еды.

1-й ученик: «Вкус – ощущение сложное. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка - на вкусовых сосочках».

2-й ученик: «Разные участки языка по-разному ощущают вкус (показывают схему языка и расположением вкусовых зон на нём):

  • кончик языка более всего чувствителен к сладкому,

  • корень языка - к горькому,

  • боковые края - к кислому,

  • передняя и боковые части – к солёному.

По нервным волокнам сигналы поступают в определённые отделы головного мозга».

Эксперт-всезнайка: «Я предлагаю это проверить, проведя дома лабораторную работу “Вкусовые зоны языка”. (Используйте 4 раствора: сладкий, кислый, горький и солёный, по капельке из пипетки наносите на разные зоны языка и прислушивайтесь к своим вкусовым ощущениям). Практический совет от меня: горькую таблетку кладите на кончик языка, где у вас зона, воспринимающая сладкий вкус, и тогда вы не почувствуете горечи».

3-й ученик: «При восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка и из сочетания четырёх простых вкусов мозг создаёт сложный вкусовой образ. Орган вкуса особенно важен для дегустаторов - людей, которые по вкусу определяют качество продукта.

Так какие же правила необходимо соблюдать, чтобы наш орган вкуса работал без ошибок?

  1. Не употребляй слишком горячую пищу.

  2. Соблюдай режим и рацион питания.

  3. Мой руки перед едой.

  4. Не бери в рот незнакомые растения.

  5. Научись оказывать первую помощь при отравлениях.

  6. Содержи в порядке полость рта.

  7. Соблюдай правило: “Когда я ем - я глух и нем».

1-й ученик: «Но оказывается, чтобы получить от пищи удовольствие, одних вкусовых ощущений недостаточно. Человек, не воспринимающий запах пищи, перестает ощущать и ее вкус. В создании вкусового образа пищи обязательно участвует также осязание, и зрение. Ведь мы оцениваем одновременно пищу и по механическим, и по температурным и по внешним признакам».

5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (слайд)

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

1-й ученик: «Самый большой по площади орган чувств – это кожа. Она воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и наконец – боль. В коже на 1 квадратном сантиметре около 100 рецепторов боли, которые тут же дают сигнал тревоги организму и мобилизуют его на борьбу с опасностью».

2-й ученик: «В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, к которым мы притрагиваемся. Известно, что разные участки тела по-разному чувствительны к холоду. Что у нас замерзает быстрее всего в сильный мороз? Ну конечно, пальцы рук и ног, уши, нос. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду».

3-й ученик: «Много осязательных нервных окончаний на кончиках пальцев. Ощупывая предметы с закрытыми глазами, мы можем определить их форму, величину, характер поверхности, температуру. Особенно хорошо развито осязание у слепых людей. Благодаря осязанию они даже читают с помощью пальцев по особым выпуклым знакам-буквам».

1-й ученик: «Очень важно сохранить все рецепторы кожи, а для этого нужно соблюдать следующие правила:

  1. Личная гигиена. Ведь недаром говорят, что чистота-залог здоровья. Ежедневные водные процедуры должны стать правилом №1.

  2. Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.

  3. Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.

  4. Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.

  5. Не трогай незнакомых животных на улицах».

2. Приём “Кластер”.

Кластер (англ.cluster – скопление) гроздь, пучок, созвездие (алгоритм составления кластера очень прост – соответствует модели Солнечной системы: солнце, планеты, спутники, их спутники).

Учитель: А теперь, давайте наши знания попробуем показать на схеме.

Возьмите лист и попробуйте расположить в виде схемы то, что знаете об органах чувств.

Обязательно посоветуйтесь в группах, как лучше это сделать.

(Ребята составляют кластер.)

3. Рефлексия.

О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

- Подумайте, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке?

- Каким образом вы задействовали свои органы чувств?

- Ребята, у вас на столе лежат таблички. Заполните их, что вам понравилось, что хотели бы еще узнать.

Поднимите сигнальную карточку вашего настроения. Оцените свою деятельность на уроке.

Оценка своей деятель Учитель: Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!»
-Как это понять? (рассуждения учащихся)
Мозг – главный орган. Теперь сосчитайте, сколько у нашего главного мозга разведчиков помощников – телеграфистов. Всего их 5 , а могут рассказать обо всем , что есть на свете.
Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку.
Проведем графический диктант ( Если «да», то +, если «нет».то -.)
1. Нос- орган обоняния.
2. Язык – орган слуха.
3. Уши – орган вкуса.
4. Кожа – орган осязания.
5. У человека 6 органов чувств.
6. Человек с помощью ушей различает голос и звук.
7. Вредные привычки помогают человеку.
Оценивание в паре. Ключ проверки: + - - + - + + -.
«5»- без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки.
Все группы возьмитесь за руки, как диаграммки.
- Сколько вас? (5 групп)
-Сколько органов чувств? (5)
Объединитесь все группы вместе в большой круг.
Все органы нужны и должны дружно работать.
И мы должны взаимодействовать между собой, как один целый организм

IV.Домашнее задание.

Народная мудрость гласит: “Здоровье – дороже богатства!”.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение, слух, обоняние, вкус, осязание?

Учитель: Дома составьте памятки (правила), как сохранить органы чувств здоровыми.

1 группа: Правила: “Хорошее зрение”.

2 группа: Правила: “Здоровые уши”.

3 группа: Правила: “Правильное питание. Здоровые зубы”.

4 группа: Правила: “Хорошее обоняние”.

5 группа: Правила: “Здоровая кожа”.

Урок хочу, закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Дополнительный материал к уроку.

Тексты для чтения по группам

Глаза – орган зрения.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

80% всей информации об окружающем мире человек получает зрительно и только 20% с помощью органов обоняния, осязания и слуха.

- Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Глаза помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, роговицы, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

(Cмотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 41)

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

Уши – орган слуха.

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Ими они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть ещё чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

Язык – орган вкуса

- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

- Что происходит?

(Мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- Почему так произошло?

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Разведчик вкуса – язык.

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.

Растворённые слюной вещества действуют на вкусовые зоны языка и слизистой оболочки ротовой полости. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.

Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое

(Смотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 46)

Попробуйте понюхать свежеразрезанный лимон. Во рту у вас станет кисло. Значит, обоняние и вкус связаны друг с другом.

Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Нос – орган обоняния.

Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами

у человека связаны многие ассоциации. На слизистой поверхности носа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. Обоняние необходимо, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода, не отравлен ли ядовитыми газами воздух.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Острота обоняния снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

Кожа – орган осязания.

Наружный покров – кожа – самый обширный орган человека. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

По всему телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные: для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.

Вот такая у нас разведка!

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод и тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря нему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.

Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. . Оценивание.












































Урок+презентация Познание мира 3 класс "Органы чувств"
  • Начальные классы
Описание:

Открытый урок по познанию мира на тему "Органы чувств"

Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • формировать эстетическое отношение детей к жизни, воспитывать чувства сопереживания, умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление и творческие возможности у детей;
  • развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание.

Оборудование: презентация “Органы чувств человека”;

Рабочие материалы: маркировочные таблицы; кроссворд; листы для составления кластера

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Оргмомент. Психологический настрой (звучит музыка).

- Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

- Говорить друг другу - “Здравствуй!” - значит желать здоровья.

- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

- Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

- Как человек воспринимает окружающий мир?

- Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

1) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши)

2.На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

                         

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

 

4.Меж двух  озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

Автор Кальщикова Елена Кимовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2768
Номер материала 28513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓