Главная / Русский язык и литература / Урок+презентация по литературе для 7 класса «Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»

Урок+презентация по литературе для 7 класса «Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»

Название документа _Урок литературы в 7 классе.doc







Урок – презентация

«Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»





урок литературы, 7 класс,

УМК «Школа 2100»






Автор: Ликсакова Галина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №18

г.Нерюнгри





Урок – презентация

«Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»


Урок получения новых знаний с использованием ЦОР (7 класс)


ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя, писателя, прозаика, драматурга. Привитие интереса к его творчеству.

Навыки: создание электронной презентации по заданной теме, демонстрация электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление

Умения: отбор материала для презентации, использование информации для решения учебных задач

Знания: формирование знаний, развитие устной речи, читательской наблюдательности, творческого воображения

Задачи урока: формирование любви и уважения к ценностям отечественной культуры

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты Гоголя, фотовыставка с видами родового имения, портретами родных Н.В.Гоголя, выставка книг, музыка, отрывок из кинофильма "Тарас Бульба"

На доске написан эпиграф:

«Гоголь — огромный талант, прекрасное сердце

и большой, несмелый, робкий ум».

Л.Н. Толстой

1.Эпиграф к уроку. Слово учителя

(На фоне классической музыки учитель читает стихотворение ) (Слайд №1)

Смех Гоголя нам ценен оттого,-

Смех нутряной, спазмический, язычный,-

Что в смехе древний кроется обычай:

Высмеивать свое же существо…

Вот чтобы дольше жизнь не замирала,

Нам нужен смех, как двигатель крови…


Учитель: Весной 2009 года вся Россия широко отметила 200-летие со дня рождения знаменитого писателя Николая Васильевича Гоголя. Сегодня у нас необычный урок. Урок – презентация.

Давайте познакомимся с удивительными страницами жизни и творчества этого разносторонне одарённого человека.

(Звучит тихая музыка)


2. Погружение в тему урока. «Кто этот незнакомец?»

Учитель: По площади прогуливаются дамы и молодые люди. Давайте послушаем, о чем они беседуют:

1 уч-ся: Вы слышали, в свете теперь только что и говорят одно имя – Гоголь! Гоголь!

2 уч-ся: Кто это?

1 уч-ся: Хоть он и молод, а величают Николаем Васильевичем. Говорят, комик неподражаемый, знаете ли, - большой оригинал и превосходный чтец.

2 уч-ся: Как вы говорите – Гоголь? Да, да…припоминаю: вчера на балу кто-то из гостей рассказывал смешную историю про ревизора. Говорят, сам Пушкин на вечере у Плетнева рассказал ему анекдот, а он тут же принялся писать из него комедию – большой оригинал!

1 уч-ся: Это что! У него, говорят, какой только чертовщины в книгах не встретишь: то черти по небу летают к самой царице, то носы у людей исчезают!!! Рассказывают про него еще и то, что однажды задумал Гоголь умерить чрезмерную прыткость одного цыбатого (длинноногого) немца и сочинил на него следующее четырехстишие:

Гицель - морда поросяча,

Журавлини ножки;

Той же чортик, що в болоти,

Тилько приставь рожки!


2 уч-ся: Что вы говорите!!! Надо бы найти повод для знакомства с этим острословом. Гоголь, Гоголь…Николай Васильевич… Да….

(участники сценки занимают свои места)

Учитель: Ребята, давайте, и мы познакомимся поближе с этим удивительным человеком.

  1. Актуализация новых знаний: «Экскурсия по гоголевским местам»

1 уч-ся: Знакомьтесь, сам Николай Васильевич Гоголь - великий русский писатель, прозаик, драматург. Родился 20 марта 1809 года  в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками. 22 марта младенец был крещен в Спасо-Преображенской церкви настоятелем храма отцом Иоанном Беловольским. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (Слайд №2) (другое название — Яновщина, теперь село Гоголево) в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний, наведываясь вместе с родителями в окрестные места – Диканьку (Слайд №3-9)

   2 уч-ся: В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. После смерти Ивана отец забрал юного Гоголя из этого учебного заведения. В 1820-1821 Никоша брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года с помощью Трощинского отец устроил его  в только что основанную Нежинскую гимназию Высших Наук князя Безбородко - лицей. (Слайд №10)  В Нежинской гимназии Гоголь держался особняком и не отличался особенным прилежанием. Учитель латинского языка Иван Григорьевич Кулжинский, единственный педагог, оставивший о Гоголе свои воспоминания, сообщает: "Он учился у меня три года и ничему не научился... Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает... Это был талант, не узнанный школою, и, ежели правду сказать, не хотевший или не умевший признаться школе".

Здесь Гоголь исполняет обязанности библиотекаря, занимается живописью, участвует в спектаклях. Он был душой школьной труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли. По словам очевидца, "у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменчивый голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл. "Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина "Недоросль", в роли г-жи Простаковой", - вспоминал писатель Н.В. Кукольник, школьный товарищ Гоголя. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

3 уч-ся: В ноябре 1829 ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел на место канцелярского служащего. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.  (Слайд №11)

4 уч-ся: С апреля 1830 до марта 1831 служит в Департаменте Уделов вначале писцом, потом помощником столоначальника. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт, функционирование государственной машины и психологии мелкочиновничьего круга, что отозвалось в дальнейших «петербургских повестях». (Слайд №12)

Гоголь бывал за границей, он провел в Италии почти десять лет. Писал из Рима: "Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета…(Слайд №13)

5 уч-ся: К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. В 1830 в «Отечественных Записках» Свиньина был опубликован с редакторской правкой рассказ "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала"; чуть ранее, в 1829, начаты или написаны рассказы "Сорочинская ярмарка и Майская ночь, или Утопленница".

Летом 1832 года Гоголь познакомился с писателем Аксаковым. Впервые он приехал в его имение Абрамцево 14 августа 1849 года. Оно полюбилось ему. "Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой", - рассказывает С.Т.Аксаков

(1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель” из малороссийской повести „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.


6 уч-ся: В феврале 1831 Плетнев рекомендовал Гоголя на должность учителя истории в Патриотическом институте, где сам был инспектором. В Патриотический институт Гоголь позднее определяет и своих сестер - Анну и Лизу. Узнав ближе Гоголя, Плетнев ждал случая «подвести его под благословение Пушкина». Это случилось в мае того же 1831 года, когда у себя дома (очевидно, 20-го) представил Гоголя А.С. Пушкину. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов.  Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нем неподдельный талант, имело большое влияние на всю его судьбу.

7 уч-ся: В 1834 году Гоголь был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете, тогда же ему пожалован за труды в Патриотическом институте бриллиантовый перстень от Императрицы.
Он продолжал писать и создавать замечательные произведения.
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений — «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях). Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам...» («малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

4. Выразительное чтение отрывков из текстов Гоголя. (На фоне доски, украшенной рисунком звездного неба, учащиеся читают монологи)

1 уч-ся: Давайте вслушаемся в гоголевскую речь. Отрывок из произведения «Майская ночь, или Утопленница». (учащийся читает отрывок наизусть)

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»

2 уч-ся: Живая речь Гоголя удивительно красива и в отрывке из произведения «Портрет» (Отрывок читает учащийся)

«Он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него… Свет ли месяца или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одном в комнате. Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть на него, а между тем, глаз невольно, сам собою, косясь окидывал его. Наконец ему сделалось даже страшно ходить по комнате; ему казалось, как будто сей же час кто-то другой станет ходить позади его, и всякий раз робко оглядывался назад…»


  1. Инсценированный диалог. «Гоголь изумил меня!»

(На площади появляются молодые критики.)

1 критик: «…Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!...» А.С.Пушкин

2 критик: Читывал я недавно Гоголя. Скажу я вам, братец мой «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов, обольстительного все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя» (В.Г. Белинский)

1 критик: Говорят уже кинематограф есть по его книгам. Да вот и афиша. Давайте, друг, посмотрим, что сегодня предлагают (останавливаются у афиши, начинается просмотр фрагмента из кинофильма «Тарас Бульба»)

  1. Газетная сенсация (сценка учащихся)

(Мальчики с криком разносят газеты)

1 уч-ся: Сенсация! Сенсация! Гоголь написал «Тараса Бульбу»! Читайте, не пожалеете!

2 уч-ся: Спешите купить первые главы! Запорожцы пишут письмо турецкому султану! Не пропустите последние новости!

  1. уч-ся: Есть еще порох в пороховницах! Спешите читать «бранное время»!


7. Рефлексия: Учитель: Нет сегодня с нами писателя Гоголя, но остались его книги, снятые по ним фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас Человека с большой буквы, предлагают задуматься о Родине, о будущей жизни. (Слайд №16)

Мы не прощаемся сегодня с Гоголем, а только говорим ему: «Здравствуйте, Николай Васильевич!». Мы продолжаем знакомство с его произведениями.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.


  1. Домашнее задание: прочитать 1-3 главы повести «Тарас Бульба», пересказать содержание.

Название документа Урок по Гоголю.ppt

Урок – презентация «Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»      урок литера...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная шко...
 Родился 20 марта (1 апреля) 1809 г
Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Го...
Яновские - старинный польский дворянский род. В томах "Польских гербов" фами...
Дед Гоголя. Был сыном священника, окончил духовную академию в Киеве и знал пя...
Семья Гоголя Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей - сын...
Василий Афанасьевич Гоголь (1780 - 1825) отец Н.В. Гоголя, талантливый расска...
Мария Ивановна Косяровская (1791-1868) Мать Гоголя, происходила из помещичье...
Сестры Анна и Елизавета Гоголь любил своих сестер, неловких, застенчивых пров...
В XVIII-XIX веках Нежин - один из важнейших центров просвещения и науки в Ук...
Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее...
Санкт-Петербург С 1831 до 1836 года Гоголь прожил в Петербурге. Это время был...
Рим Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Писал из...
Абрамцево, имение Аксаковых Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие зам...
Список используемых источников Интернет– сайты http://nsportal.ru/shkola/lite...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок – презентация «Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»      урок литератур
Описание слайда:

Урок – презентация «Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»      урок литературы, 7 класс, УМК «Школа 2100» Автор: Ликсакова Галина Николаевна Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №18 г.Нерюнгри

№ слайда 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри Урок – презентация «Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь» урок литературы, 7 класс, УМК «Школа 2100» Автор: Ликсакова Галина Николаевна Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №18 г.Нерюнгри

№ слайда 3  Родился 20 марта (1 апреля) 1809 г
Описание слайда:

Родился 20 марта (1 апреля) 1809 г

№ слайда 4 Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гогол
Описание слайда:

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя. Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести "Старосветские помещики". Неподалеку от Васильевки находилась и Диканька, с именем которой связан цикл ранних повестей Гоголя.

№ слайда 5 Яновские - старинный польский дворянский род. В томах "Польских гербов" фамилия
Описание слайда:

Яновские - старинный польский дворянский род. В томах "Польских гербов" фамилия Яновских упоминается с 1376 года. Дедушка Николая Васильевича Гоголя - Афанасий Демьянович служил войсковым писарем, был секунд-майором. Впервые фамилия деда писателя с прибавкой "Гоголь" появилась в "Дворянской грамоте", которую он получил 15 октября 1792 года.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Дед Гоголя. Был сыном священника, окончил духовную академию в Киеве и знал пять
Описание слайда:

Дед Гоголя. Был сыном священника, окончил духовную академию в Киеве и знал пять языков (русский, латинский, греческий, немецкий и польский). Служил в армии войсковым писарем и дослужился до чина секунд-майора

№ слайда 8 Семья Гоголя Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей - сын Ив
Описание слайда:

Семья Гоголя Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей - сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 - 1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907). Родители Гоголя считались помещиками средней руки и имели 1000 десятин земли и 400 душ крепостных крестьян.

№ слайда 9 Василий Афанасьевич Гоголь (1780 - 1825) отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчи
Описание слайда:

Василий Афанасьевич Гоголь (1780 - 1825) отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель

№ слайда 10 Мария Ивановна Косяровская (1791-1868) Мать Гоголя, происходила из помещичьей с
Описание слайда:

Мария Ивановна Косяровская (1791-1868) Мать Гоголя, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине

№ слайда 11 Сестры Анна и Елизавета Гоголь любил своих сестер, неловких, застенчивых провинц
Описание слайда:

Сестры Анна и Елизавета Гоголь любил своих сестер, неловких, застенчивых провинциалок, и очень хотел, чтобы они получили хорошее воспитание. Он поместил их в Патриотический институт в Петербурге, где они учились за казенный счет.

№ слайда 12 В XVIII-XIX веках Нежин - один из важнейших центров просвещения и науки в Украи
Описание слайда:

В XVIII-XIX веках Нежин - один из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 году И.Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук, которая приравнивалась к университету. В ХХ веке в этой Гимназии высших наук получили образование Н.Гоголь и много других выдающихся людей Украины и России

№ слайда 13 Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пр
Описание слайда:

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей - графа Александра Петровича Толстого и его супруги графини Анны Георгиевны.

№ слайда 14 Санкт-Петербург С 1831 до 1836 года Гоголь прожил в Петербурге. Это время было п
Описание слайда:

Санкт-Петербург С 1831 до 1836 года Гоголь прожил в Петербурге. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности: выпустил 2 части "Вечеров на хуторе" , "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Портрет", "Женитьба", "Ревизор", первые главы "Мертвых душ".

№ слайда 15 Рим Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Писал из Ри
Описание слайда:

Рим Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Писал из Рима: "Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! …

№ слайда 16 Абрамцево, имение Аксаковых Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замеча
Описание слайда:

Абрамцево, имение Аксаковых Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Николай Васильевич Гоголь, оно полюбилось ему. "Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой", - рассказывает С.Т.Аксаков

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Список используемых источников Интернет– сайты http://nsportal.ru/shkola/literat
Описание слайда:

Список используемых источников Интернет– сайты http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentaciya-nvgogol-0 http://literatur.ucoz.ru/publ/biografija_gogolja/1-1-0-4 http://мирпрезентаций.рф/load/literatura/biografija_gogolja/8-1-0-1655 http://www.litra.ru/biography/get/biid/00432721190642365300

Урок+презентация по литературе для 7 класса «Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы, школьников. Включает в себя  необходимую информацию о жизни и творчестве Н.В.Гоголя,  Цель урока: получение учащимися новых знаний,  привитие интереса у школьников к русской классике.

Конспект урока представлен в виде экскурсии по гоголевским местам, сопровождаемой презентацией,  инсценировкой и выразительным чтением отрывков из произведений писателя. Подобная подача учебного материала позволяет лучше усвоить тему урока, развивает творческие способности обучающихся.

Актуальность данного пособия заключается в нравственном аспекте – гражданско-патриотическое воспитание через изучение классического произведения.

Автор Ликсакова Галина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2281
Номер материала 2395
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓