Урок по биологии
для 6 класса на тему «Зоны корня»
Подготовила учитель биологии Николаенко Светлана Николаевна
Цель урока: Создать
условия для формирования знаний о клеточном строении
корня, его делении на зоны в связи с выполняемыми функциями.
Задачи
урока:
образовательная
– Сформировать умения по распознаванию и определению зон
корня.
развивающая
– создать условия, способствующие развитию следующих умений:
- учебно-интеллектуальных (уметь сравнивать,
работать с информационным текстом, анализировать материал,
систематизировать и обобщать его; синтезировать,
наблюдать, делать выводы );
- учебно-коммуникативных
(слушать учителя и одноклассников, управлять своим вниманием, работать
с дополнительными источниками информации).
- учебно-организационных
(уметь оценивать себя, сотрудничать, проводить рефлексию).
- учебно-информационных
(уметь работать с дополнительными источниками информации);
воспитательная – воспитывать
чувство дружеского соревнования между одноклассниками, умение в трудную минуту
быстро находить правильное решение, развитие познавательного интереса у
учащихся, с помощью игровой деятельности на уроке, создание условий для
профессионального самоопределения
Тип урока:
урок
изучения и первичного закрепления новых знаний;
урок закрепления
знаний;
урок
комбинированный
обобщения и
систематизации знаний;
урок оценки,
проверки и коррекции знаний и др;
комбинированный.
Методы
обучения:
-
Методы организации учебно-познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный:
наглядный,
аудиовизуальный - демонстрация картин, иллюстрации,
таблицы, презентации.
-
Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный: рассказ, лекция, беседа, объяснение, работа
с учебником
- практический: упражнения, задания, тесты,
диктанты, контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная
работы
- Репродуктивные:
способствуют усвоению ЗУН на основе заучивания и через систему упражнений,
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по
алгоритму, программирование;
-Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, создание
эмоционально- нравственных ситуаций, неожиданность, занимательность, парадоксальность
и
т.п
- Методы
контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно-познавательной деятельности (зачёт, устный,
письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль,
взаимоконтроль, итоговый, текущий, с применением ТСО,
программированный, тесты, терминаториум)
Методы исследовательской деятельности (когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают
самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя)
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый, или эвристический метод;
Оборудование: проростки пшеницы и гороха, микропрепарат
«митоз в корешке лука», микроскопы, вода, предметное стекло, гербарий растений.
Ход урока
- Организационный момент.
А) Психологический
настрой
- Все друг к другу
повернулись,
Все друг другу
улыбнулись.
Повернулись и ко
мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
Б) Сообщение темы,
цели и задач урока.
- Актуализация знаний
Задание 1. Ответьте на вопросы:
-Какие функции выполняет корень?
- Назовите типы корней?
Задание 2. Используя гербарий, ответьте на вопрос: «Что такое корневая система? На
какие виды делится корневая система?» (работа в паре)
Задание 3.
Впишите номера
перечисленных ниже растений в графы в соответствии с видами корневой системы (учащиеся работают индивидуально с дидактическим материалом, раздаются
дидактические карточки)
1. Лук 2. Морковь 3.
Тыква 4. Дыня 5. Овёс
6.Горох 7. Пшеница 8. Кукуруза
9. Клевер 10. Рис
Стержневая корневая система
|
Мочковатая
корневая система
|
|
|
Учащимися
выполняется самопроверка.
- Изучение нового материала
Учащиеся
самостоятельно изучают материал, данный в учебнике и выясняют из каких зон
состоит корень.
Работа с учебником:
(запись на доске)
1.
Прочитайте текст (страница 29-31) , внимательно
рассмотрите рисунок.
2.
Выясни, из каких участков состоит корень, как растёт
корень (работа в паре).
3.
Обсуди прочитанное с соседом по парте.
4.
Сделай вывод.
Задание. Перечертите таблицу в тетрадь, и заполни её.
Зоны корня
|
Выполняемые функции
|
|
|
Физминутка. Выполняется учащимися.
Раз - подняться,
подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
- Выполнение лабораторной работы «Зоны корней»
Выполняется по
плану материала учебника (стр.32). Делаются выводы.
- Закрепление.
1)
Тестирование ( индивидуально)
1.
Вода необходима клеткам корня
A. для дыхания;
B. для растворения минеральных веществ;
C. увеличивает плодородие почвы;
D. Является питательным веществом.
2.
В поглощении воды и минеральных солей участвует:
A. зона деления;
B. зона роста;
C. зона всасывания;
D. зона проведения.
3.
Корневой чехлик:
A. обеспечивает передвижение веществ;
B. выполняет защитную роль;
C. придаёт корню прочность и упругость;
D. участвует в деление клеток.
4.
В какой зоне находятся корневые волоски:
A. на всех зонах корня;
B. в зоне всасывания;
C. в зоне проведения;
D. в зоне деления.
5.
Где расположена зона деления корня?
A. между корневым чехликом и зоной роста;
B. между зонами роста и всасывания;
C. между зонами всасывания и проведения;
D. между всеми зонами корня.
Учащиеся меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку.
2)
Задание «Вставь пропущенные слова» (индивидуально)
Кончик корня покрыт,
как наперстком ………(1), который предохраняет верхушку от повреждений. Затем идёт
зона делящихся клеток - ………(2). Выше расположена ……(3), здесь клетки
вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину. Следующая зона густо
покрыта …………….(4), которые представляют собой длинные выросты наружной клетки
корня. Выше зоны всасывания располагается ……….(5).
Один из учеников
зачитывает ответы, остальные учащиеся проверяют.
- Домашнее задание.
Параграф 8, стр.
29-32, вопросы А, В, С (устно), выберите уровень.
практическое
задание «Охарактеризуйте ткани корня»
- Рефлексивно-оценочный этап.
Прочитайте цель
урока.
- Достигли ли вы
этой цели?
- Исходя из целей, сделайте выводы по сегодняшнему
уроку.
Оценки за
урок
И в завершении нашего урока выскажите своё
мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними.
Можно воспользоваться подсказками:
·
Сегодня
на уроке я…
·
Больше
всего мне понравилось…..
·
Сложнее
всего для меня было…
·
Я
понял, что…
·
Мои
одноклассники сегодня….
·
Я
могу применить знания, полученные сегодня…
«Жизнь велит вам
учить и учиться
Опыт ваш – это мудрости клад.
Все, что выучили вы, пригодится
И весомее станет стократ».
Наш урок окончен.
Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за
урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.