Главная / Начальные классы / Урок-праздник по обучению грамоте "Прощай, Азбука!"

Урок-праздник по обучению грамоте "Прощай, Азбука!"

Урок – праздник по обучению грамоте

«Прощай, Азбука!»

1 класс

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.


Задачи:

- развитие познавательной активности и творческих способностей;

- развитие умения работать в группах;

- развитие мыслительных операций в ходе игры;

- воспитание у учащихся интереса к чтению.


Звучит музыка «Чему учат в школе».

Б. Заходер «Песенка – азбука»


Ведущий: 33 родных сестрицы

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.


К вам они сейчас спешат

Славные сестрицы.

Очень просим всех ребят

С ними подружиться.


Ведущий: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

Хор: Прикатили на еже.


Ведущий: З, И, Й, К, Л, М, Н, О

Хор: Дружно вылезли в окно.


Ведущий: П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Хор: Оседлали петуха.


Ведущий: Це, Че, Ша, Ща, ъ, ы, ь, Э, Ю, Я

Хор: Вот и все они друзья!


Дети поют песню «Чему учат в школе»

Слова: Пляцковский М.
Музыка: Шаинский В.


Ведущий: Вот такими мы были в начале года. А с чего все начиналось?


1) Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший светлый класс!


2) Как встретил у дверей учитель,

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей!


3) Садясь за парту осторожно,

Боясь одежду не измять,

Мы буквари свои раскрыли,

Раскрыли чистую тетрадь.


4) Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.


5) И учительница наша

Начинала с букваря.

И директор наш, ребята,

С букварем ходил когда-то.

Все ходили в первый класс,

Наша очередь сейчас!


Появляется Шапокляк.

7 слайд


Шапокляк: Здравствуйте! Здесь друзей дают? Ой, я, кажется, на праздник попала.

Ведущий: Здравствуйте. Да, и не просто на праздник, а на праздник «Прощание с Азбукой!».

Шапокляк: А друга здесь можно найти?

Ведущий: Конечно! А какого друга вам надо?

Шапокляк: Мне надо… мне надо… мне надо двоечника!

Ведущий: Какого двоечника?

Шапокляк: Круглого.

Ведущий: А зачем вам круглый двоечник?

Шапокляк: Как зачем? Я ведь учусь в школе. Вот скажут мне: «Опять, Шапокляк, у тебя шесть двоек в табеле!» А я отвечу: «Подумаешь, шесть! А вот у одного моего приятеля целых восемь!» Понятно?

Ведущий: Понятно. И хорошо, чтобы он был еще драчун?

Шапокляк: Зачем же?

Ведущий: Как зачем? Ты придешь домой, тебе скажут: «Опять у тебя шишка на лбу!» А ты ответишь: «Подумаешь, шишка! Вот у одного моего товарища целых четыре шишки!»

Шапокляк: Правильно. И еще надо, чтобы он хорошо стрелял из рогатки. Мне скажут: «Опять ты разбила чужое окно?» А я скажу: «Подумаешь, окно, вот мой товарищ два окна разбил!» Потом еще нужно, чтобы он был хорошо воспитан.

Ведущий: Зачем?

Шапокляк: Как зачем? Чтобы мне на его воспитание не пришлось время тратить.

Ведущий: Значит, если я вас правильно поняла, вам нужен хорошо воспитанный двоечник и безобразник?

Шапокляк: Вот именно.

Ведущий: Тогда вам придется прийти завтра. Попробуем подобрать, хотя… Есть у нас на примете один... Во-первых, он настоящий прогульщик.

Шапокляк: Это хорошо!

Ведущий: Во-вторых, страшный драчун.

Шапокляк: Прекрасно!

Ведущий: В-третьих, шесть двоек в месяц и к тому же грязнуля.

Шапокляк: Двоек маловато. А в остальном подходяще. Где он учится?

Ведущий: В нашей школе. А зовут его Незнайка.


Входит Незнайка.



Шапокляк: Привет, Незнайка. Ты у меня сегодня помощником будешь. Ребята все буквы изучили, «Азбуку» прочитали, надо им экзамен устроить.

Незнайка: Экзамен? Ой, как я боюсь экзаменов!

Шапокляк: Да, не бойся ты! Начинается игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

Незнайка: Чтобы начать наш экзамен, нам надо разделиться на две команды. Первая команда – Незнайки, вторая команда – Шапокляк. Итак, игра называется «Как меня зовут?»


1. Появилась я в чашечке цветка,

А была чуть побольше ноготка. (Дюймовочка.)


2. В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванию Каланча. (Дядя Степа.)


3.Я большой друг Чебурашки. (Крокодил Гена.)


4. Я в мире лучший друг. (Карлсон.)


5. Я в четыре года читать научился, в шесть – сам себе кашу варил, уехал от родителей жить в деревню с говорящим котом. (Дядя Федор.)


6. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная.)


7. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михаил Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка.)


8. Кукла с голубыми волосами, учительница Буратино. (Мальвина).


Ведущий: (объявляет итоги игры) В этой игре победила команда … А сегодня мы с вами, ребята, совершим последнее путешествие по страницам «Азбуки».


«Веселые рифмы» из книжки В. В. Волиной

Ежедневно, по утрам

Заниматься надо нам,

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

ЕЛЬ, ТОПОР, ЛОПАТА, РУКИ –

В каждом слове слышим звуки,

Звуки эти разные:

Хор: Гласные, согласные!


Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу, звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.



А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь!


Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни! МАША!)

К нам явилась на урок.


Если слоги встанут рядом,

Получаются слова,

ТЫК и ВА, а вместе ТЫКВА.

СО и ВА, читай СОВА,


Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать,

И постепенно понемногу,

Мы научились все читать!


Песня «Азбука!»

Слова: Зоя Петрова
Музыка: Аркадий Островский


1. Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Надо научиться.


2. Надо буквы нам писать Припев: Азбука, азбука,

Аккуратно в строчку, Каждому нужна.

Надо их запоминать Нам поможет книжки

Без ошибок – точно. Прочитать она.

3. Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.


Шапокляк: Ой, какие хорошие дети! И столько всего знают и умеют, не то, что этот бездельник, Незнайка.

Ведущий: Да, наши дети знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А Незнайка учиться не хочет. Сколько раз пытались его читать научить, а он все отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда. И кстати, наши ребята уже научились читать. И сегодня мы с «Азбукой» прощаемся. Кстати, она должна была уже подойти. Но, где же она?

Шапокляк: Ха-ха-ха! Они Азбуку ждут! Да, вы не дождетесь ее!

Ведущий: Это почему же?

Шапокляк: Да потому что, ваша волшебница Азбука у меня. Я ее поймала и связала, а моя подружка крыска Лариска сторожит ее. Хочу посостязаться с вами. Раз вы все такие умные, ответьте на загадку.

Крошки птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду черные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

Незнайка: Семечки?

Дети: Нет?

Незнайка: Вороны?

Дети: Нет!

Незнайка: Ну, я тогда не знаю. Что же это такое?

Дети: Буквы!


Буквы встали строго в ряд,

Будто по линейке.

Каждый знает свое место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри.

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все тридцать три?


Юлиан Раевский «Веселая азбука»


Аист вес из магазина

На своей коляске груз.

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.


Бегемотик обгоняет

На площадке барсука,

Ловко прыгнув, он бросает

Мяч в кольцо издалека.


Верблюжонок целый воз

В огород воды привез,

Потому что все плоды

Погибают без воды.


Гусь хозяин был хороший

Чтобы вырастить горошек,

Купит грабли и лопатку,

И окапывает грядку.


Добрый дятел занят делом,

Ремонтирует дупло

Дверь починит он умело,

Будет в домике тепло.





Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

А на ветке ели – ели

Разместились свиристели


Ёж под веткой старой ёлки

Чистит каждый день иголки.

И по этому иголки

У ежа чисты и колки.


Жар-птица не даром зовётся жар-птицей

Иван от конька по секрету узнал,

Чтоб руки не сжечь, он одел рукавицы

И вмиг на охоте жар-птицу поймал.


Зайчишка знал лесной закон

И запер крепко дверь

Большой замок повесил он,

Чтоб не забрался зверь.


Из избушки не спеша,

Вышла стайка индюшат.

Вел индюк их по дорожке,

Чтоб они размяли ножки.


Кочаны несет козел,

А коза - большой котел.

Значит, завтрак будет вкусный

Для козляток из капусты.


Львята лазят по лианам

Не могли, как обезьяны,

Но зато они умели

Ловко мастерить качели.


Медвежата-шалунишки

Провели упорный матч.

Один штопает штанишки,

Другой с мылом моет мяч.


Носом к носу на дороге

Повстречались носороги.

Видно, узкая дорога

Для большого носорога.


Ослик Иа был с утра удручен,

Скажем, вернее он был огорчен.

И огорченье его неспроста-

Он обнаружил, что нету хвоста.




Пяточку однажды в праздник

Приготовлен был пирог.

Только Вини-Пух проказник

Донести его не смог.

Зацепился за порог-

Пропал праздничный пирог.


Рано утром у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Сидя рядышком с дружком,

Рак следит за поплавком.


Слон на санках с горки мчится.

Торопись скорей уйти.

Сторонись и зверь, и птица,

А не то сметет с пути.


Трубач-тигренок протрубил,

Затем тарелку взял,

В лесу зверюшек оглушил

И птичек распугал.


Утенка с рожденья учили купаться.

Умел он, и плавать, умел и нырять

И каждое утро бежал умываться,

А днем на прогулке учился летать.


Филин ухнул на опушке

Разбегайтесь все зверюшки.

Ведь ему фонарь не нужен!

Чтоб найти полночный ужин.


Хоккейные клюшки, стучат как хлопушки,

И шайба летит от ворот до ворот.

За ней хороводом проносятся хрюшки-

В команде «хрю-хрю» тренировка идет.


Цапля вышла на охоту

Лягушатам мой совет:

- Кто не спрячется в болоте,

Цапнет цапля на обед.


Чебурашка с Чиполино

Сладкий чай пьют у Мальвины.

Она сказки им читает

И черешней угощает.


Шимпанзе-артист бывалый

Шуток знает он немало,

И с шарманкою своей

Целый день смешит детей.


Щит и щетка не напрасны,

Коль попал карась в беду.

Щука-враг всегда опасный,

Вмиг проглотит на ходу.


Электричка, как экспресс,

Привезла туристов в лес.

Одних – ягоды собрать,

Других – просто погулять.


Юрту снегом замела

В стужу вьюга злая.

И кружилась, как юла,

В вихре завывая.


Якоря кругом сверкают-

Явно бравый капитан.

Яхтой ловко управляет,

Направляя в океан.



Шапокляк: Ну-ну! Все сказали правильно. Но я не отпущу вашу Азбуку, пока вы не выполните еще одно задание. Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы. Составьте слова из данных слогов. (На доске ромашка: роща, свеча, щука, чудо, шина, лыжи.)

Ведущий: На какие орфограммы эти слова? (правило в стихах.) Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так, Шапокляк?

Шапокляк: Ладно, ваша взяла! Сама видела, какие они догадливые. Приведу я вам вашу Азбуку. (Уходит).

Ведущий: А пока мы ждем, давайте послушаем частушки в исполнении наших ребят.


Начался учебный год,

Часики затикали.

А меня вопрос гнетет:

Скоро ли каникулы?

Форма новая надета,

Белая рубашечка,

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Диминой тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут,

Диме хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели.

Мы сказали: «Тишина!»-

В школе треснула стена.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Входят Шапокляк и Азбука.


Шапокляк: Вот ваша Азбука. Она у меня в избушке хоть отдохнула с крыской Лариской, порядок навела.

Азбука: Да, это я умею. Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Хочу проверить ваши знания, проводить из страны Азбуки в страну Литературы. А порядок я люблю наводить с моими подопечными буквами.

Ведущий: Да-да, мы с ними уже повстречались.

Азбука: Ну а теперь я проверю, как вы знаете буквы.

1) Эта буква широка

И похожа на жука. (Ж)


2) В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла –

Укатиться бы могла. (О)

3) С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу. (Ф)


4) На эту букву посмотри,

Она совсем, как цифра «3». (З)


Азбука: А вы знаете, что рассказывают буквы?

Ведущий: Ребята-то знают, а вот наши гости…

Шапокляк: Ну-ка, ну-ка, и чаво они там болтают? Незнайка иди сюды, сейчас и тебе, может расскажут.


С. Погореловский "Что рассказывают буквы".

В Азбуке у Нади, точно на параде,

Гласные, согласные – стояли буквы разные,

Но не вместе в строчке, а поодиночке.


Говорить они пытались: и жужжали, и шептались,

Но о чем – пойми попробуй:

Буква М мычит коровой,

Буква А сказала: «А?»

Но в ответ мне буква А

Снова спрашивает: «А?»


Вот еще досада!

Что им, буквам, надо?!

Но когда в тетради

Встретились у Нади

Буква А и буква М,

Все понятно стало всем.


Буквы рядом ровно, прямо

Встали честь по чести

И сказали дружно: «МАМА!»

Вот что значит – вместе!



И теперь у нашей Нади

Разговор идет в тетради:

В каждом слове – там и тут –

Буквы дружные живут.


Александр Шибаев «Буква заблудилась»

Азбука: Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась –

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.


Марина Дружинина «Если буква заблудилась»

(из журнала «Веселые картинки» -№1-3 2008 г.)

1.К нам приплыл усатый ДОМ,

Килограммов двадцать в нем!


2. Нет, не поеду в зоосад:

Там ДВЕРИ хищные рычат!


3. Какой заботливый СЫРОК

Мамуле хлеб нести помог!


4. Я, друзья, когда зеваю,

Рот МУКОЮ прикрываю!


5. Жду угощения, тихо сижу,

НОЖКУ пока что на стол положу!


6. На завтрак съела Маша

Три ЛОДКИ манной каши.


7. Очень примерные дети

Ели без шума в БУКЕТЕ!


Дети находят ошибки и исправляют их.


Азбука: Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете составлять слова и рассказы, хорошо поете и играете. А сейчас наступает грустная и торжественная минута. Я прощаюсь с вами навсегда.

Ведущий: Но перед этим надо вручить дипломы каждому ученику первого класса, окончившему курс обучения грамоте.


«Азбуку» прочли до корки,

Нам по чтению – пятерки!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения,

Нам сегодня выдают

Удостоверения!




В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки!

(Вручение дипломов.)


Ведущий: А сейчас пришло время познакомиться с другой книгой – помощницей в обучении чтению. Прочитайте, как называется эта книга. Она познакомит вас со многими другими интересными произведениями, поведет нас в мир удивительных историй и приключений.


Азбука: А мне пора уходить. Шапокляк и Незнайку мне придется забрать с собой. Буквы им я покажу и правильно читать их научу.



Она верным другом была для нас.

Прощаясь с ней, грустит наш класс.

Но долго нам грустить нельзя –

Нас ждут открытия, друзья!


До свиданья! До свиданья!

А на следующий год

Азбука читать научит

Тех, кто в первый класс пойдет!


Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».

Праздник заканчивается.




Урок-праздник по обучению грамоте "Прощай, Азбука!"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок - праздник проводится в 1 классе после изучения всех букв русского алфавита.

Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

- развитие познавательной активности и творческих способностей;

- развитие умения работать в группах;

- развитие мыслительных операций в ходе игры;

- воспитание у учащихся интереса к чтению.

Автор Гушко Светлана Геннадьевна
Дата добавления 25.10.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 73
Номер материала MA-068088
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓