Инфоурок Физика КонспектыУрок-обобщение на тему :"Термодинамика"

Урок-обобщение на тему :"Термодинамика"

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБОБЩЕНИЯ

 ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ТЕРМОДИНАМИКА

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.

 

 

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Подготовка доклада одним из учеников на тему «Строение вещества».
  2. На доске начерчен кроссворд «Термодинамика», записаны философские вопросы.
  3. Учащиеся заранее ознакомлены с философскими вопросами.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

 

дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

урока

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            В ходе урока на доске будут записываться ответы на кроссворд.

 

 

ХОД УРОКА

 

            - Приветствие учителя.

            - Сегодня у нас урок обобщения по разделу «Термодинамика». Урок не совсем обычный: физико-философский. И название урока глубокое: «Жизнь. Смерть. Бессмертие…»

            - Открываем тетради. Записываем дату урока и «Обобщение».

            - Наш урок будет состоять из двух этапов. На первом этапе урока отгадаем кроссворд «Термодинамика». Ответы на кроссворд будете записывать в тетрадях. По ходу повторения будут заданы вопросы кроссворда.

            - Мы живем в сложном мире, где все взаимосвязано, в мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф, хаоса. Короче говоря, нас окружает мир, далекий от равновесия. В поисках простых представлений ученые выявили несколько фундаментальных законов. Один из них характеризует … Далее вопрос №2. Способность тела совершать работу. (энергия)

            - Правильно. Сформулируем закон сохранения энергии.

            - Дети формулируют закон.   

- Энергия тесно связана с физической величиной … далее вопрос №4, являющейся мерой средней кинетической энергии молекул. (температура)

- Большое значение имеет в термодинамике основная физическая величина – внутренняя энергия, которая представляет собой сумму кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. А есть только два способа изменения внутренней энергии. Они являются ответами на вопросы №3 и №5. (работа и теплопередача)

            - Еще в 8 классе мы с вами рассматривали теплообмен. Он бывает трех видов. Вам нужно их вспомнить и вписать в кроссворд как ответы на вопросы №7,8 и 12. (излучение, теплопроводность, конвекция)(даются определения этих терминов учащимися).

            - Для различных агрегатных состояний характерны свои виды теплообмена. Почему же одни из них возможны, а другие нет в том или ином состоянии, нам поможет разобраться строение вещества.

- Доклад ученика на тему «Строение вещества».

- Теперь нам будет легко ответить на три следующих вопроса.

- №13. Тепловой процесс, сопровождающийся повышением температуры. (нагревание)

- Следующий вопрос №11. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)

- И вопрос №9. Переход вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление)

- Мы с вами изучали несколько видов изопроцессов. Вспомните, как называется изопроцесс, происходящий при постоянной температуре. Вопрос №10. (изотермный)

- Законы изопроцессов используются в тепловых двигателях. А как называется физическая величина, характеризующая эффективность тепловых двигателей. Это ответ на вопрос №6. (КПД)

- КПД тепловых двигателей обычно не более 30-40%. Плохо же решается энергетическая проблема. Как можно заметить, человек очень расточительно использует энергию, преобразуемую тепловыми двигателями. Что же является энергией для тепловых двигателей? Вопрос №1. (топливо)

- Мы с вами повторили всю термодинамику вкратце, но объемно. Переходим к следующему этапу урока – философскому.

- Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплатною игрой, -

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа

Лежит вокруг, вздыхая тяжело,

И не мила ей дикая свобода,

Где от добра не отделимо зло.

- Здесь мы сталкиваемся с так называемыми полярными категориями добра и зла, жизни и смерти. Так что же принесли в мир создатели тепловых машин – добро или зло? Об этом вы должны были подумать. Теперь поговорим. А поможет нам в этом ответы на вопросы, которые на доске перед вами.

 

Далее идет разговор, спор с учащимися по вопросам, написанным на доске.

 

1. Дать определение понятию жизнь. Это случайность или необходимость?

2. В чем вы видите смысл жизни?

3. Что такое смерть по-вашему?

4. Возможна ли смерть без жизни? Существуют ли эти понятия раздельно?

5. Возможно ли достигнуть бессмертия? В чем для вас заключается бессмертие?

6. Существует ли добро отдельно от зла? Что по-вашему есть добро? Зло?

7. В чем для вас заключаются высшие человеческие ценности?

8. Технический прогресс, по-вашему, благо или несчастье человечества? (на примере тепловых двигателей)

9. Гениальность, по-вашему, врожденный дар или приобретенное качество?

10. Человек, по-вашему, царь природы или неотъемлемая ее часть?

 

- Спасибо вам за урок. За вашу откровенность, потому что на эти вопросы можно отвечать только откровенно.

- (если останется время, стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю фатального исхода…»)

           

 

 

Разгаданный кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

т

о

п

л

и

в

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

э

н

е

р

г

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

р

а

б

о

т

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

т

е

м

п

е

р

а

т

у

р

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

т

е

п

л

о

п

е

р

е

д

а

ч

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

к

п

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

и

з

л

у

ч

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

т

е

п

л

о

п

р

о

в

о

д

н

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

п

л

а

в

л

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

и

з

о

т

е

р

м

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

и

с

п

а

р

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

к

о

н

в

е

к

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

н

а

г

р

е

в

а

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

           

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-обобщение на тему :"Термодинамика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПРЕДИСЛОВИЕ.В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.ПОДГОТОВКА К УРОКУ: Подготовка доклада одним из учеников на тему «Строение вещества». На доске начерчен кроссворд «Термодинамика», записаны философские вопросы. Учащиеся заранее ознакомлены с философскими вопросами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 093 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку физики в 11 классе "Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 12. Атомная физика
  • 30.12.2020
  • 1268
  • 93
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.02.2020 160
    • DOCX 119.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Идрисова Асильбика Тайгибовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Идрисова Асильбика Тайгибовна
    Идрисова Асильбика Тайгибовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80843
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека