Главная / Физика / урок-обобщение на тему :"Термодинамика"

урок-обобщение на тему :"Термодинамика"

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБОБЩЕНИЯ

ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ТЕРМОДИНАМИКА


ПРЕДИСЛОВИЕ.

В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.



ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Подготовка доклада одним из учеников на тему «Строение вещества».

  2. На доске начерчен кроссворд «Термодинамика», записаны философские вопросы.

  3. Учащиеся заранее ознакомлены с философскими вопросами.



ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ


дата






















урока









ОБОБЩЕНИЕ












































1

т




















2



е






















3

р




















4



м


















5





о




















6



д















7








и











8












н




















9



а
















10







м















11








и

















12






к





















13


а




































В ходе урока на доске будут записываться ответы на кроссворд.



ХОД УРОКА


- Приветствие учителя.

- Сегодня у нас урок обобщения по разделу «Термодинамика». Урок не совсем обычный: физико-философский. И название урока глубокое: «Жизнь. Смерть. Бессмертие…»

- Открываем тетради. Записываем дату урока и «Обобщение».

- Наш урок будет состоять из двух этапов. На первом этапе урока отгадаем кроссворд «Термодинамика». Ответы на кроссворд будете записывать в тетрадях. По ходу повторения будут заданы вопросы кроссворда.

- Мы живем в сложном мире, где все взаимосвязано, в мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф, хаоса. Короче говоря, нас окружает мир, далекий от равновесия. В поисках простых представлений ученые выявили несколько фундаментальных законов. Один из них характеризует … Далее вопрос №2. Способность тела совершать работу. (энергия)

- Правильно. Сформулируем закон сохранения энергии.

- Дети формулируют закон.

- Энергия тесно связана с физической величиной … далее вопрос №4, являющейся мерой средней кинетической энергии молекул. (температура)

- Большое значение имеет в термодинамике основная физическая величина – внутренняя энергия, которая представляет собой сумму кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. А есть только два способа изменения внутренней энергии. Они являются ответами на вопросы №3 и №5. (работа и теплопередача)

- Еще в 8 классе мы с вами рассматривали теплообмен. Он бывает трех видов. Вам нужно их вспомнить и вписать в кроссворд как ответы на вопросы №7,8 и 12. (излучение, теплопроводность, конвекция)(даются определения этих терминов учащимися).

- Для различных агрегатных состояний характерны свои виды теплообмена. Почему же одни из них возможны, а другие нет в том или ином состоянии, нам поможет разобраться строение вещества.

- Доклад ученика на тему «Строение вещества».

- Теперь нам будет легко ответить на три следующих вопроса.

- №13. Тепловой процесс, сопровождающийся повышением температуры. (нагревание)

- Следующий вопрос №11. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)

- И вопрос №9. Переход вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление)

- Мы с вами изучали несколько видов изопроцессов. Вспомните, как называется изопроцесс, происходящий при постоянной температуре. Вопрос №10. (изотермный)

- Законы изопроцессов используются в тепловых двигателях. А как называется физическая величина, характеризующая эффективность тепловых двигателей. Это ответ на вопрос №6. (КПД)

- КПД тепловых двигателей обычно не более 30-40%. Плохо же решается энергетическая проблема. Как можно заметить, человек очень расточительно использует энергию, преобразуемую тепловыми двигателями. Что же является энергией для тепловых двигателей? Вопрос №1. (топливо)

- Мы с вами повторили всю термодинамику вкратце, но объемно. Переходим к следующему этапу урока – философскому.

- Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплатною игрой, -

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа

Лежит вокруг, вздыхая тяжело,

И не мила ей дикая свобода,

Где от добра не отделимо зло.

- Здесь мы сталкиваемся с так называемыми полярными категориями добра и зла, жизни и смерти. Так что же принесли в мир создатели тепловых машин – добро или зло? Об этом вы должны были подумать. Теперь поговорим. А поможет нам в этом ответы на вопросы, которые на доске перед вами.


Далее идет разговор, спор с учащимися по вопросам, написанным на доске.


1. Дать определение понятию жизнь. Это случайность или необходимость?

2. В чем вы видите смысл жизни?

3. Что такое смерть по-вашему?

4. Возможна ли смерть без жизни? Существуют ли эти понятия раздельно?

5. Возможно ли достигнуть бессмертия? В чем для вас заключается бессмертие?

6. Существует ли добро отдельно от зла? Что по-вашему есть добро? Зло?

7. В чем для вас заключаются высшие человеческие ценности?

8. Технический прогресс, по-вашему, благо или несчастье человечества? (на примере тепловых двигателей)

9. Гениальность, по-вашему, врожденный дар или приобретенное качество?

10. Человек, по-вашему, царь природы или неотъемлемая ее часть?


- Спасибо вам за урок. За вашу откровенность, потому что на эти вопросы можно отвечать только откровенно.

- (если останется время, стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю фатального исхода…»)



Разгаданный кроссворд













































































1

т

о

п

л

и

в

о














2

э

н

е

р

г

и

я


















3

р

а

б

о

т

а















4

т

е

м

п

е

р

а

т

у

р

а










5

т

е

п

л

о

п

е

р

е

д

а

ч

а












6

к

п

д















7

и

з

л

у

ч

е

н

и

е










8

т

е

п

л

о

п

р

о

в

о

д

н

о

с

т

ь
















9

п

л

а

в

л

е

н

и

е










10

и

з

о

т

е

р

м

н

ы

й












11

и

с

п

а

р

е

н

и

е
















12

к

о

н

в

е

к

ц

и

я


















13

н

а

г

р

е

в

а

н

и

е































урок-обобщение на тему :"Термодинамика"
  • Физика
Описание:

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Подготовка доклада одним из учеников на тему «Строение вещества».
  2. На доске начерчен кроссворд «Термодинамика», записаны философские вопросы.
  3. Учащиеся заранее ознакомлены с философскими вопросами.
Автор Пак Марина Николаевна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 676
Номер материала 58377
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓