ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБОБЩЕНИЯ
ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «ТЕРМОДИНАМИКА
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В зависимости от того, насколько владеет
учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно
написать как на доске, так и оформить в виде презентации.
ПОДГОТОВКА К
УРОКУ:
- Подготовка доклада одним из учеников на тему
«Строение вещества».
- На доске начерчен кроссворд «Термодинамика»,
записаны философские вопросы.
- Учащиеся заранее ознакомлены с философскими
вопросами.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
дата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
урока
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБОБЩЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
о
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В ходе урока на доске будут записываться
ответы на кроссворд.
ХОД УРОКА
- Приветствие учителя.
- Сегодня у нас урок обобщения по
разделу «Термодинамика». Урок не совсем обычный: физико-философский. И название
урока глубокое: «Жизнь. Смерть. Бессмертие…»
- Открываем тетради. Записываем
дату урока и «Обобщение».
- Наш урок будет состоять из двух
этапов. На первом этапе урока отгадаем кроссворд «Термодинамика». Ответы на
кроссворд будете записывать в тетрадях. По ходу повторения будут заданы вопросы
кроссворда.
- Мы живем в сложном мире, где все
взаимосвязано, в мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф,
хаоса. Короче говоря, нас окружает мир, далекий от равновесия. В поисках
простых представлений ученые выявили несколько фундаментальных законов. Один из
них характеризует … Далее вопрос №2. Способность тела совершать работу. (энергия)
- Правильно. Сформулируем закон
сохранения энергии.
- Дети формулируют закон.
- Энергия тесно
связана с физической величиной … далее вопрос №4, являющейся мерой средней
кинетической энергии молекул. (температура)
- Большое значение
имеет в термодинамике основная физическая величина – внутренняя энергия,
которая представляет собой сумму кинетической энергии движения молекул и
потенциальной энергии их взаимодействия. А есть только два способа изменения
внутренней энергии. Они являются ответами на вопросы №3 и №5. (работа и
теплопередача)
- Еще в 8 классе мы с вами
рассматривали теплообмен. Он бывает трех видов. Вам нужно их вспомнить и
вписать в кроссворд как ответы на вопросы №7,8 и 12. (излучение, теплопроводность,
конвекция)(даются определения этих терминов учащимися).
- Для различных агрегатных
состояний характерны свои виды теплообмена. Почему же одни из них возможны, а
другие нет в том или ином состоянии, нам поможет разобраться строение вещества.
- Доклад ученика на
тему «Строение вещества».
- Теперь нам будет
легко ответить на три следующих вопроса.
- №13. Тепловой
процесс, сопровождающийся повышением температуры. (нагревание)
- Следующий вопрос
№11. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)
- И вопрос №9.
Переход вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление)
- Мы с вами изучали
несколько видов изопроцессов. Вспомните, как называется изопроцесс, происходящий
при постоянной температуре. Вопрос №10. (изотермный)
- Законы
изопроцессов используются в тепловых двигателях. А как называется физическая
величина, характеризующая эффективность тепловых двигателей. Это ответ на
вопрос №6. (КПД)
- КПД тепловых двигателей
обычно не более 30-40%. Плохо же решается энергетическая проблема. Как можно
заметить, человек очень расточительно использует энергию, преобразуемую
тепловыми двигателями. Что же является энергией для тепловых двигателей? Вопрос
№1. (топливо)
- Мы с вами
повторили всю термодинамику вкратце, но объемно. Переходим к следующему этапу
урока – философскому.
- Когда огромный
мир противоречий
Насытится
бесплатною игрой, -
Как бы прообраз
боли человечьей
Из бездны вод
встает передо мной.
И в этот час печальная
природа
Лежит вокруг,
вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая
свобода,
Где от добра не
отделимо зло.
- Здесь мы
сталкиваемся с так называемыми полярными категориями добра и зла, жизни и
смерти. Так что же принесли в мир создатели тепловых машин – добро или зло? Об
этом вы должны были подумать. Теперь поговорим. А поможет нам в этом ответы на
вопросы, которые на доске перед вами.
Далее идет
разговор, спор с учащимися по вопросам, написанным на доске.
1. Дать определение
понятию жизнь. Это случайность или необходимость?
2. В чем вы видите
смысл жизни?
3. Что такое смерть
по-вашему?
4. Возможна ли
смерть без жизни? Существуют ли эти понятия раздельно?
5. Возможно ли
достигнуть бессмертия? В чем для вас заключается бессмертие?
6. Существует ли
добро отдельно от зла? Что по-вашему есть добро? Зло?
7. В чем для вас
заключаются высшие человеческие ценности?
8. Технический
прогресс, по-вашему, благо или несчастье человечества? (на примере тепловых
двигателей)
9. Гениальность,
по-вашему, врожденный дар или приобретенное качество?
10. Человек,
по-вашему, царь природы или неотъемлемая ее часть?
- Спасибо вам за
урок. За вашу откровенность, потому что на эти вопросы можно отвечать только
откровенно.
- (если останется
время, стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю фатального исхода…»)
Разгаданный кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
т
|
о
|
п
|
л
|
и
|
в
|
о
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
э
|
н
|
е
|
р
|
г
|
и
|
я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
р
|
а
|
б
|
о
|
т
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
т
|
е
|
м
|
п
|
е
|
р
|
а
|
т
|
у
|
р
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
т
|
е
|
п
|
л
|
о
|
п
|
е
|
р
|
е
|
д
|
а
|
ч
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
к
|
п
|
д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
и
|
з
|
л
|
у
|
ч
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
т
|
е
|
п
|
л
|
о
|
п
|
р
|
о
|
в
|
о
|
д
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
п
|
л
|
а
|
в
|
л
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
и
|
з
|
о
|
т
|
е
|
р
|
м
|
н
|
ы
|
й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
и
|
с
|
п
|
а
|
р
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
к
|
о
|
н
|
в
|
е
|
к
|
ц
|
и
|
я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
н
|
а
|
г
|
р
|
е
|
в
|
а
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.