Главная / Биология / Урок-мастерская по теме "Бесполое размножение"

Урок-мастерская по теме "Бесполое размножение"

Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии, МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край


Урок «Бесполое размножение»

Тип урока: урок новых знаний.

Вид урока: урок-педагогическая мастерская.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации о бесполом размножении организмов.

Задачи:

1. Способствовать раскрытию и развитию основных биологических понятий о бесполом размножении и многообразии его форм.

2. Развивать аналитические и творческие способности учащихся, умения делать выводы.

3. Содействовать развитию практических умений учащихся по размножению культурных растений, создать условия для развития навыков работы с раздаточным материалом.

4. Воспитывать потребность в получении новых знаний, расширении кругозора.

Оборудование:

Таблица «Бесполое размножение», комнатные растения, проектор, презентация «Бесполое размножение», карточки с заданиями и рисунками, кроссворд «Размножение», энциклопедии «Биология», энциклопедические словари.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя - мастера

Деятельность учащихся

1. Оргмомент


Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на урок.

2. Индукция


Учитель предлагает рассмотреть карточки с рисунками и фотографиями, выполнить задание на карточке.

-Дайте самостоятельное определение процессу, изображенному на них.

Учащиеся в группах рассматривают рисунки, дают определение изображённому процессу.

Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетради.


Записывает на доске определения, которые составили учащиеся.

Сравнивают свои определения бесполого размножения с научными определениями в словарях и энциклопедиях.

Записывают в тетради.

3. Деконструкция


Продолжается работа с карточками.

Учитель задаёт вопрос: Какие организмы изображены на рисунках?




Ответы учащихся: Растения, животные, грибы, бактерии.


По каким признакам различаются процессы бесполого размножения у разных групп живых организмов?


Учащиеся пытаются сгруппировать карточки по разным признакам, которые характеризуют бесполое размножение, но возникает затруднение, т.к. изображённые виды организмов относятся к разным царствам.

4. Реконструкция


Учитель предлагает рассмотреть размножение у бактерий.



Учитель демонстрирует ролик о делении бактерий.

Учащиеся обмениваются мнениями о делении клетки бактерий: единственная хромосома удваивается, клетка удлиняется, между хромосомами образуется перегородка.

Учитель обращает внимание на процесс размножения дрожжей.


Учащиеся называют этот процесс: почкование.


Каким способом размножаются грибы и низшие растения?

- Споры – специализированные гаплоидные клетки, которые образуются путём митоза.

Грибы могут размножаться грибницей, а водоросли – частями таллома.

У каких животных из одной клетки образуются две дочерние особи?

Характерно для одноклеточных животных (эвглена, инфузория).

Гидра – многоклеточное животное. Как у неё происходит бесполое размножение?

Учащиеся обсуждают этот вопрос, составляют ответ.


Почему процесс почкования у гидры также относится к бесполому размножению?

На теле гидры клетки начинаются делиться митозом, из этих клеток формируется дочерняя особь.

Могут ли животные размножаться частями тела?

Ответы учащихся: Дождевой червь вырастает из половины тела. Из луча морской звезды вырастает полноценное животное. Клетки делятся митозом.

5. Деконструкция


Учитель предлагает рассмотреть комнатные растения: сенполию, сансевьеру, каланхое, традесканцию, пеларгонию, гипеаструм.

- А сейчас, пожалуйста, назовите свои ассоциации при просмотре.

Учитель записывает их на доске.

Учащиеся рассматривают комнатные растения, называют возникшие ассоциации.














Что есть общее в их размножении?




Учащиеся выполняют практическую работу, определяют способы размножения растений.

Учитель демонстрирует в презентации различные культурные растения и предлагает задания по группам.

Учащиеся в группах выполняют задание и заполняют таблицу.

6. Афиширование


Учитель предлагает группам представить результаты работы.

Учащиеся по группам представляют результаты работы.

Листовые и стеблевые черенки- : сенполия, сансевьера, традесканция, пеларгония, каланхое – выводковые почки, которые вырастают по краям листа. Гиппеаструм – луковица. Это вегетативное размножение.

Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают результаты выполнения заданий.

Работа в малых группах выливается в представление всем результата своей работы.

- Составьте в тетради схему «Бесполое размножение»

Учащиеся выполняют задание, устно приводят примеры.

7. Социализация

Учитель обращает внимание, что задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку .

Учащиеся оценивают свою работу, отмечают, какие дополнения можно внести в таблицу и схему.

8. Разрыв - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение явления, внутренне осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником.


Учитель предлагает сформулировать основные положения по данной теме.

Учащиеся осознают, что у них недостаточно знаний, чтобы обосновать тему и сформулировать пункты выводов по теме.

9. Коррекция знаний. Работа с дополни- тельным материалом

Учитель задания предлагает для групп на слайдах презентации.

Учащиеся выполняют задания.

10. Афиширование.

Подведение итогов.

Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Учащиеся находят дополнительные сведения об основах бесполого размножения, вывешивают на доске карточки с обобщениями по теме:

- бесполое размножение более древнее;

- новая особь развивается из соматических клеток;

- бесполое размножение реализуется за счёт деления клеток митозом;

- дочерние особи имеют такой же генотип, как и родительская особь,

- бесполое размножение полезно в благопрятных условиях среды;

- недостаток бесполого размножения в том, что в череде поколений не увеличивается генетическое разнообразие.

11. Домашнее задание

§ 3.1, с. 86, вопрос 3., желающие берут листочки с кроссвордами в качестве дополнительного домашнего задания.

При решении кроссворда учащиеся закрепляют новые понятия.

12. Рефлексия.

Учитель предлагает рефлексивный листок:

-Узнал…

- Понял…

- Самый большой мой успех…

- Наибольшую трудность я почувствовал…

- Я не умел. Теперь, я умею…

- Я изменил свое отношение к…

- На следующем уроке я хочу…

Учащиеся заполняют листок, вклеивают его в тетрадь. Учащиеся частично озвучивают пункты рефлексии.



Урок-мастерская по теме "Бесполое размножение"
  • Биология
Описание:

Урок по теме "Бесполое размножение" представлен в форме педагогической мастерской для учащихся 9 класса. Для педагогической мастерской характерны следующие этапы: индукция, деконструкция, реконструкция, афиширование, самокоррекция, социализация, рефлексия.

В ходе занятия учащиеся работают в малых группах, обобщают и систематизируют знания по теме, составляют схему, в которой указывают виды бесполого размножения. Выполняют практическую работу, определяя вид бесполого размножения у комнатных растений. Работают с заданиями по электронной презентации, обсуждают полученные результаты, дополняют материал учебника сведениями из энциклопедии и словарей.

В результате педагогической мастерской учащиеся самостоятельно формулируют основные тезисы по теме урока.

Автор Трефилова Раиса Поликарповна
Дата добавления 04.09.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 130
Номер материала MA-067673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓