Этап урока
|
Деятельность учителя - мастера
|
Деятельность учащихся
|
1. Оргмомент
|
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
|
Настраиваются на урок.
|
2.
Индукция
|
Учитель предлагает рассмотреть карточки с рисунками и
фотографиями, выполнить задание на карточке.
-Дайте самостоятельное
определение процессу, изображенному на них.
|
Учащиеся в группах рассматривают рисунки, дают определение
изображённому процессу.
Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетради.
|
Записывает на доске определения, которые составили учащиеся.
|
Сравнивают свои определения бесполого размножения с научными
определениями в словарях и энциклопедиях.
Записывают в тетради.
|
3.
Деконструкция
|
Продолжается работа с карточками.
Учитель задаёт вопрос: Какие организмы изображены на рисунках?
|
Ответы учащихся: Растения, животные, грибы, бактерии.
|
По каким признакам различаются процессы бесполого размножения у
разных групп живых организмов?
|
Учащиеся пытаются сгруппировать карточки по разным признакам,
которые характеризуют бесполое размножение, но возникает затруднение, т.к.
изображённые виды организмов относятся к разным царствам.
|
4.
Реконструкция
|
Учитель предлагает рассмотреть размножение у бактерий.
Учитель демонстрирует ролик о делении бактерий.
|
Учащиеся обмениваются мнениями о делении клетки бактерий:
единственная хромосома удваивается, клетка удлиняется, между хромосомами
образуется перегородка.
|
Учитель обращает внимание на процесс размножения дрожжей.
|
Учащиеся называют этот процесс: почкование.
|
Каким способом размножаются грибы и низшие растения?
|
- Споры – специализированные гаплоидные клетки, которые
образуются путём митоза.
Грибы могут размножаться грибницей, а водоросли – частями
таллома.
|
У каких животных из одной клетки образуются две дочерние особи?
|
Характерно для одноклеточных животных (эвглена, инфузория).
|
Гидра – многоклеточное животное. Как у неё происходит бесполое
размножение?
|
Учащиеся обсуждают этот вопрос, составляют ответ.
|
Почему процесс почкования у гидры также относится к бесполому
размножению?
|
На теле гидры клетки начинаются делиться митозом, из этих клеток
формируется дочерняя особь.
|
Могут ли животные размножаться частями тела?
|
Ответы учащихся: Дождевой червь вырастает из половины тела. Из
луча морской звезды вырастает полноценное животное. Клетки делятся митозом.
|
5.
Деконструкция
|
Учитель предлагает рассмотреть комнатные растения: сенполию,
сансевьеру, каланхое, традесканцию, пеларгонию, гипеаструм.
- А сейчас, пожалуйста, назовите свои ассоциации при просмотре.
Учитель записывает их на доске.
|
Учащиеся рассматривают комнатные растения, называют возникшие
ассоциации.
|
Что есть общее в их размножении?
|
Учащиеся выполняют практическую работу, определяют способы
размножения растений.
|
Учитель демонстрирует в презентации различные культурные
растения и предлагает задания по группам.
|
Учащиеся в группах выполняют задание и заполняют таблицу.
|
6. Афиширование
|
Учитель предлагает группам представить результаты работы.
|
Учащиеся по группам представляют результаты работы.
Листовые и стеблевые черенки- : сенполия, сансевьера,
традесканция, пеларгония, каланхое – выводковые почки, которые вырастают по
краям листа. Гиппеаструм – луковица. Это вегетативное размножение.
Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают результаты
выполнения заданий.
Работа в малых группах выливается в представление всем результата
своей работы.
|
- Составьте в тетради схему «Бесполое размножение»
|
Учащиеся выполняют задание, устно приводят примеры.
|
7.
Социализация
|
Учитель обращает внимание, что задача этого этапа – не столько
оценить работу другого, сколько дать самооценку .
|
Учащиеся оценивают свою работу, отмечают, какие дополнения можно
внести в таблицу и схему.
|
8.
Разрыв - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение явления,
внутренне осознание неполноты или несоответствия своего старого знания
новому, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или
научным источником.
|
Учитель предлагает сформулировать основные положения по данной
теме.
|
Учащиеся осознают, что у них недостаточно знаний, чтобы обосновать
тему и сформулировать пункты выводов по теме.
|
9. Коррекция
знаний. Работа с дополни- тельным материалом
|
Учитель задания предлагает для групп на слайдах презентации.
|
Учащиеся выполняют задания.
|
10. Афиширование.
Подведение
итогов.
|
Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной
деятельности школьников.
|
Учащиеся находят дополнительные сведения об основах бесполого
размножения, вывешивают на доске карточки с обобщениями по теме:
- бесполое размножение более древнее;
- новая особь развивается из соматических клеток;
- бесполое размножение реализуется за счёт деления клеток
митозом;
- дочерние особи имеют такой же генотип, как и родительская
особь,
- бесполое размножение полезно в благопрятных условиях среды;
- недостаток бесполого размножения в том, что в череде
поколений не увеличивается генетическое разнообразие.
|
11. Домашнее
задание
|
§ 3.1, с. 86, вопрос 3., желающие берут листочки с кроссвордами
в качестве дополнительного домашнего задания.
|
При решении кроссворда учащиеся закрепляют новые понятия.
|
12. Рефлексия.
|
Учитель предлагает рефлексивный листок:
-Узнал…
- Понял…
- Самый большой мой успех…
- Наибольшую трудность я почувствовал…
- Я не умел. Теперь, я умею…
- Я изменил свое отношение к…
- На следующем уроке я хочу…
|
Учащиеся заполняют листок, вклеивают его в тетрадь. Учащиеся
частично озвучивают пункты рефлексии.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.