Главная / Русский язык и литература / урок-лекция по литературе 9 класс

урок-лекция по литературе 9 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Павловской основной общеобразовательной школы

д.Павловское Луховицкого муниципального района Московской области

Курепина Венера Алексеевна


Урок – лекция в 9 классе по программе Г.И.Беленького


Тема «О писателе. Творчество Н.А.Некрасова».


Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова

  • Прививать интерес к его творчеству

Оборудование:

(Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Отечества достойный сын», выставка книг; иллюстрации и фотографии)

  1. Объявление темы урока, постановка задачи

  2. Знакомство с биографическими сведениями, с творчеством Некрасова.

Учитель:

- Некрасов Николай Алексеевич родился 22 ноября (10 декабря)1821, в селе Синьки Подольской губернии. Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. О семье и жизни в Грешневе известно довольно мало, частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок.

(показ фрагмента из фильма «Отечества достойный сын»)

- Об учебе расскажет Филиппова Надежда:

В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки.


Учитель:

- Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду » и в «Литературной газете », фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.

В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник своих стихов, написанных под ощутимым влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского, В. Г. Бенедиктова и др. Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому, тот посоветовал начинающему поэту стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга «Мечты и звуки» с подписью Н. Н. все-таки увидела свет. Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский, разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве. На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой. В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками », где его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние. Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева, где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной, женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет. В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников («Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник », в котором появилась первая публикация Ф. М. Достоевского — повесть «Бедные люди»).

(видеофильм «Отечества достойный сын» + фото обложек к сборникам)

- Продолжит рассказ Соколова Елена:

В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

Учитель:

-В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский, а затем — литературный критик Н. А. Добролюбов. Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете. В 1862, после того, как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа (с 1947 здесь музей-усадьба Некрасова).

(фото усадьбы, на отдыхе, на охоте)

- В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым. «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».

- Продолжает рассказывать Курепина Дарья:

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта, Тургенев, например, написал следующее: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,— жгутся». А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!». В стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем сборник, впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии. Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».

Учитель:

-Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики. С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг. творчество поэта отмечено, с одной стороны, усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам), с другой, — обращением к традиционным образцам русской поэзии.

(иллюстрации к поэме «Кому на Руси жить хорошо»))

-Об истории создания «Кому на Руси эить хорошо» расскажет Никонов Александр:

Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.


Учитель:

-В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки.

(«Некрасов в период Последних песен»)

В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.


3. Д/З «Кому на Руси жить хорошо»


hello_html_64266589.jpg


беседка в нижнем парке в Карабихе

hello_html_m27f756a8.jpg

вид на дом усадьбы Карабиха

hello_html_714fd394.jpg

иллюстрация к поэме

hello_html_m445a4572.jpg

квартира Некрасова

hello_html_mf336002.jpg

иллюстрация к поэме

hello_html_m26874ea0.jpg

иллюстрация к поэме

hello_html_m70f3deb3.jpg

Некрасов отдыхает

hello_html_48773ce7.jpg

Некрасов в период «Последних» песен

hello_html_mf4ebd5c.jpg

на охоте

hello_html_m74358f11.jpg

сборник стихов

hello_html_m745f19b.jpg

похороны Некрасова

hello_html_3cf7b24f.jpg

иллюстрация к поэме

hello_html_m4b306917.jpg

hello_html_m63a5dd1e.jpg

чаепитие в Карабихе

hello_html_5e835cb2.jpg

часть гостиной

урок-лекция по литературе 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Павловской основной общеобразовательной школы

д.Павловское Луховицкого муниципального района Московской области

Курепина Венера Алексеевна

Урок – лекция в 9 классе по программе Г.И.Беленького

Тема «О писателе. Творчество Н.А.Некрасова».

Задачи:

ÃПродолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова

ÃПрививать интерес к его творчеству

Оборудование:

(Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Отечества достойный сын», выставка книг; иллюстрации и фотографии)

1.Объявление темы урока, постановка задачи

2.Знакомство с биографическими сведениями, с творчеством Некрасова.

Автор Курепина Венера Алексеевна
Дата добавления 02.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 695
Номер материала 58766
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓