Главная / Начальные классы / Урок-игра «Путешествие по стране Русский язык»

Урок-игра «Путешествие по стране Русский язык»

Цель урока: совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи: глагола, существительного и прилагательного - и подготовить их к комплексному анализу слова.

Задачи:

1) способствовать развитию логического и образного мышления учащихся
2) развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание
3) формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке
4) подготовить учащихся к проведению комплексного анализа слова.

Оборудование урока:

  1. карточки с заданием,

  2. презентация <Приложение 1>,

  3. домовенок Проша <Рисунок 1>,

  4. словари С. И. Ожегова и В. Меркурьева,

  5. цветные карандаши и альбомные листы.

Предварительно класс делиться на 3 команды. Одна команда создает задания для игры, входит в состав консультантов, которые закреплены за каждой командой, оценивают работу учащихся и помогают им в выполнении заданий.

На выполнение каждого задания отводится 5-10 минут.

Ход урока.

I. Установка на восприятие (1 минута)

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие три команды.

Сопровождать нас сегодня будет старый знакомый домовенок Проша. Наш маршрут пройдет по городу Морфология, через площадь Глагола, улицу Имени существительного и проспект Имени прилагательного (слайд 1). Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли добраться до конечной цели нашего путешествия и приоткрыть для себя одну из тайн русского языка.

А чтобы в пути вам было легче, вы можете обратиться к консультантам за помощью, да и Проша будет за каждый правильный ответ подсказывать по одной букве, из которых сложиться слово – ключ к тайне.

II. Ход игры.

1 задание. “Загадки Фонетики”.(5 минут)

Попросим консультанта подсказать, что такое фонетика?

Ответ: фонетика - это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

1 группа: Найдите две пары слов, различающихся одним звуком. Определите часть речи данных слов. Каким фонетическим процессом можно объяснить их одинаковое произношение? (по стихотворению ученика)

Разговор с учителем.

Вчера я с папой в лес пошел,
И был приятно поражен:
Я увидал огромный пруд,
Там миллион цветов растут;

Еще нашел я белый гриб,
И так кричал, чуть не охрип,
Я нанизал его на прут,
И бодро шел вперед, но тут…

В болото провалился я.
Врач говорит: «Грипп у меня».

2 группа: Прочитайте текст, записанный звуками. Определите часть речи выделенных слов. Какие особенности произношения данных слов, отличные от современного вы заметили? Как называется подобное произношение.

Индивид. задание: какие особенности произношения существительных в поморском диалекте вы можете отметить.

[ было н'эдал'око от города мурова с'оло // в том с'эл'э жыл'и стар'иц'ок да старушка // у них был од'ин сынок // он б'эз нок тр'иц'эт' л'эт с'ид'эл на п'эц'к'э // от'эц' да мат'и соб'ирайуц' а на с?онокос // а ил'йушэн'ка дома оставайэц' а на п'эц'к'э //]

3 группа: Определите настроение данного отрывка. Дайте фонетическую характеристику подчеркнутых слов, определите часть речи. Как звуковой состав слова помогает создать настроение? С помощью какого поэтического средства создает автор образ Севера?

Угрюмое безмолвие снежной пустыни. Угрюмые дикие скалы. Ночь глухая и долгая, как тоска. Сумасшедший ветер, срывающий крыши с домов, бросающий навзничь телеграфные столбы. Обезумевшее море… Это Север.

После проверки результатов работы группам выдается буква Е

2 задание: «Загадки Морфемики» (5-7 минут)

А сейчас на несколько минут мы заглянем в гости в Морфемику. Сможем ли мы выполнить задание, чтобы продолжить наш путь. А консультант нам подскажет, куда же мы попали?

Ответ: Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Задание всему классу (слайд 2):

1) Посмотрите, какое задание приготовил вам Проша. Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с данными суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным частям речи?

-оват- (прилагат., немного)

-енок-(-онок-) (существ., детеныш)

-онер- (существ., лицо)

-щик- (сущест., профессия)

-л- (глагол, прошедшее время)

-ся- (глагол, возвратный суффикс)

Какие из данных суффиксов словообразующие, а какие формообразующие?

Ответ: -л-, -ся- - формообраз., а остальные словообразующие

Задание всему классу.

2) Представьте, что вы сидите перед телевизором, а вам называют только приставки в-, пере-, вы-. Что вас просят сделать? Как вы об этом догадались? Сделайте вывод, отчего может зависеть значение части речи (слайд 3).

После проверки результатов работы группам выдается буква Д

3 задание: «О чем нам говорят слова»? (10 минут)

Не только звучание и состав слова играют большую роль в жизни любой части речи. Не менее важно и его лексическое значение.

1 группа: Прочитайте текст. Какое явление природы описывает Б. Шергин, вспомните его поморское название. На каком поэтическом средстве построен образ? Какая часть речи наделена в этом тексте особой выразительной функцией? Объясните лексическое значение выделенного слова, в чем его отличие от общеупотребительного варианта?

В замороз к полночи начнет в синем бархате небесном пояском серебряным подергивать с запада до востока, а с севера заподымается как бы утренняя заря. И вдруг все погаснет. Опять из-за моря протянутся пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займется ужасная, как бы пожарная… Временем встанет как стена, по сторонам столбы, и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто голубая река протечет, постоит да свернется, как свиток. Бывало, спишь – услышишь собачий вой, откроешь глаза – по полу бегают светлые тени. А за окнами небо и снег переливаются несказанными огнями. Б. Шергин «Отцово знанье»

2 группа: Прочитайте текст, обратите внимание на название одежды поморов. Какие слова в тексте являются устаревшими? К какой части речи они относятся? Пользуясь словарем Меркурьева «Живая речь Кольских поморов», найдите лексические значения неизвестных слов. Создайте несколько иллюстраций для альбома «Что носили на Севере в старину» (обратите внимание на вышедшие из употребления вещи).

Что же такое носили в старину? Почти полный перечень одеяний XV века содержит Вкладная книга Кандалакшского монастыря, в которой записи начинаются с 1585 года. Местные жители жертвовали монастырю деньги, земли, суда, книги и другое имущество. Так Матюша Великой в 1585 году дал сермягуногавицырубашку, портки, шапку, сапоги, рукавицы и онучи – общей стоимостью в один рубль. Елена, Терентьева дочь, дала две однорядки, да два шушуна, да шубу баранью, да две скатерти, да восемь сорочек, да косты, да двешапки и иного мелкого рухла– всего на пять рублей.

В XIX веке на Кольском Севере появились ситцевые рубахи, пиджаки и жилеты, шерстяные фуфайки норвежского происхождения (бузурунки). На морских промыслах стали носить роканы, и такие же буксы). Ушаков И.

3 группа: Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово. Объясните свой выбор, пользуясь толков



Урок-игра «Путешествие по стране Русский язык»
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи: глагола, существительного и прилагательного - и подготовить их к комплексному анализу слова.

Задачи:

1) способствовать развитию логического и образного мышления учащихся
2) развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание
3) формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке
4) подготовить учащихся к проведению комплексного анализа слова.

Оборудование урока:

  1. карточки с заданием,
  2. презентация <Приложение 1>,
  3. домовенок Проша <Рисунок 1>,
  4. словари С. И. Ожегова и В. Меркурьева,
  5. цветные карандаши и альбомные листы.

Предварительно класс делиться на 3 команды. Одна команда создает задания для игры, входит в состав консультантов, которые закреплены за каждой командой, оценивают работу учащихся и помогают им в выполнении заданий.

На выполнение каждого задания отводится 5-10 минут.

Ход урока.

I. Установка на восприятие (1 минута)

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие три команды.

Сопровождать нас сегодня будет старый знакомый домовенок Проша. Наш маршрут пройдет по городу Морфология, через площадь Глагола, улицу Имени существительного и проспект Имени прилагательного (слайд 1). Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли добраться до конечной цели нашего путешествия и приоткрыть для себя одну из тайн русского языка.

А чтобы в пути вам было легче, вы можете обратиться к консультантам за помощью, да и Проша будет за каждый правильный ответ подсказывать по одной букве, из которых сложиться слово – ключ к тайне.

II. Ход игры.

1 задание. “Загадки Фонетики”.(5 минут)

Попросим консультанта подсказать, что такое фонетика?

Ответ: фонетика - это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

1 группа: Найдите две пары слов, различающихся одним звуком. Определите часть речи данных слов. Каким фонетическим процессом можно объяснить их одинаковое произношение? (по стихотворению ученика)

Разговор с учителем.

Вчера я с папой в лес пошел,
И был приятно поражен:
Я увидал огромный пруд,
Там миллион цветов растут;
Еще нашел я белый гриб,
И так кричал, чуть не охрип,
Я нанизал его на прут,
И бодро шел вперед, но тут…
В болото провалился я.
Врач говорит: «Грипп у меня».

2 группа: Прочитайте текст, записанный звуками. Определите часть речи выделенных слов. Какие особенности произношения данных слов, отличные от современного вы заметили? Как называется подобное произношение.

Индивид. задание: какие особенности произношения существительных в поморском диалекте вы можете отметить.

[ было н'эдал'око от города мурова с'оло // в том с'эл'э жыл'и стар'иц'ок да старушка // у них был од'ин сынок // он б'эз нок тр'иц'эт' л'эт с'ид'эл на п'эц'к'э // от'эц' да мат'и соб'ирайуц' а на с?онокос // а ил'йушэн'ка дома оставайэц' а на п'эц'к'э //]

3 группа: Определите настроение данного отрывка. Дайте фонетическую характеристику подчеркнутых слов, определите часть речи. Как звуковой состав слова помогает создать настроение? С помощью какого поэтического средства создает автор образ Севера?

Угрюмое безмолвие снежной пустыни. Угрюмые дикие скалы. Ночь глухая и долгая, как тоска. Сумасшедший ветер, срывающий крыши с домов, бросающий навзничь телеграфные столбы. Обезумевшее море… Это Север.

После проверки результатов работы группам выдается буква Е

2 задание: «Загадки Морфемики» (5-7 минут)

А сейчас на несколько минут мы заглянем в гости в Морфемику. Сможем ли мы выполнить задание, чтобы продолжить наш путь. А консультант нам подскажет, куда же мы попали?

Ответ: Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Задание всему классу (слайд 2):

1) Посмотрите, какое задание приготовил вам Проша. Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с данными суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным частям речи?

-оват- (прилагат., немного)

-енок-(-онок-) (существ., детеныш)

-онер- (существ., лицо)

-щик- (сущест., профессия)

-л- (глагол, прошедшее время)

-ся- (глагол, возвратный суффикс)

Какие из данных суффиксов словообразующие, а какие формообразующие?

Ответ: -л-, -ся- - формообраз., а остальные словообразующие

Задание всему классу.

2) Представьте, что вы сидите перед телевизором, а вам называют только приставки в-, пере-, вы-. Что вас просят сделать? Как вы об этом догадались? Сделайте вывод, отчего может зависеть значение части речи (слайд 3).

После проверки результатов работы группам выдается буква Д

3 задание: «О чем нам говорят слова»? (10 минут)

Не только звучание и состав слова играют большую роль в жизни любой части речи. Не менее важно и его лексическое значение.

1 группа: Прочитайте текст. Какое явление природы описывает Б. Шергин, вспомните его поморское название. На каком поэтическом средстве построен образ? Какая часть речи наделена в этом тексте особой выразительной функцией? Объясните лексическое значение выделенного слова, в чем его отличие от общеупотребительного варианта?

В замороз к полночи начнет в синем бархате небесном пояском серебряным подергивать с запада до востока, а с севера заподымается как бы утренняя заря. И вдруг все погаснет. Опять из-за моря протянутся пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займется ужасная, как бы пожарная… Временем встанет как стена, по сторонам столбы, и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто голубая река протечет, постоит да свернется, как свиток. Бывало, спишь – услышишь собачий вой, откроешь глаза – по полу бегают светлые тени. А за окнами небо и снег переливаются несказанными огнями. Б. Шергин «Отцово знанье»

2 группа: Прочитайте текст, обратите внимание на название одежды поморов. Какие слова в тексте являются устаревшими? К какой части речи они относятся? Пользуясь словарем Меркурьева «Живая речь Кольских поморов», найдите лексические значения неизвестных слов. Создайте несколько иллюстраций для альбома «Что носили на Севере в старину» (обратите внимание на вышедшие из употребления вещи).

Что же такое носили в старину? Почти полный перечень одеяний XV века содержит Вкладная книга Кандалакшского монастыря, в которой записи начинаются с 1585 года. Местные жители жертвовали монастырю деньги, земли, суда, книги и другое имущество. Так Матюша Великой в 1585 году дал сермягу, ногавицы, рубашку, портки, шапку, сапоги, рукавицы и онучи – общей стоимостью в один рубль. Елена, Терентьева дочь, дала две однорядки, да два шушуна, да шубу баранью, да две скатерти, да восемь сорочек, да косты, да двешапки и иного мелкого рухла– всего на пять рублей.

В XIX веке на Кольском Севере появились ситцевые рубахи, пиджаки и жилеты, шерстяные фуфайки норвежского происхождения (бузурунки). На морских промыслах стали носить роканы, и такие же буксы). Ушаков И.

3 группа: Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово. Объясните свой выбор, пользуясь толков

Автор ЕЛЬТАЕВА САУЛЕ ДЮЙСЕНБИНОВНА
Дата добавления 15.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 467
Номер материала 60002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓