Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУроки русского языка в малокомплектной школе.

Уроки русского языка в малокомплектной школе.

Скачать материал

                                   Урок русского языка в 1-3 классах.

 

 

Тема. Изменение имен прилагательных.              Тема. Повторение изученного материала.                

Цели:  углубление знаний учащихся                       Цели:  уточнение знаний изученного      

            о имени прилагательном;                                          материала;      

            развитие умения определять                                     развитие умения  распознавать  

            род имен прилагательных в                                       предмет, признак;  умения

            зависимости от имен существи-                               работать с деформированным   

            тельных;                                                                       текстом.

                                                                 

 Оборудование: иллюстрация по чистописанию, прописи с калькой, карточки с текстами и тестами, «деревья с листочками», «Звуковички».

                                                       Ход  урока.

1.  Организационный момент.

 

2.  Вступительное слово учителя.  

 

             Ожила вокруг природа,

             Пробудившись ото сна!

             С голубого небосвода

             С солнцем к нам пришла…   (Весна).

 

    Март-первый весенний месяц. Его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.  Небо, кажется, синим, синим.

    Март-месяц переменчивый-то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры и начинается оттепель.

    В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

    О каком времени года мы с вами говорили? Какой первый звук в этом слове?

Дайте характеристику этому звуку.

 

                                           3.  Пальчиковая гимнастика.

4. Минутки чистописания.

 

Самостоятельная работа.                                                     Работа с учителем.

    Чистописание.                                                                   Чистописание.

           Вв                                                                     1). С помощью кальки учимся писать

        Вл  вв                                                                        буквы Вв. 

     вя  вн  вс                                                                2). Пишем по образцам в тетрадях       

1). Спишите по образцу.                                                                   Вв

2). Составьте красивое предложение                                            вл  ив 

      о весне, запишите его и разберите 

      по членам предложения.

 

5. Работа по теме урока.

 

Самостоятельная работа.                                                     Работа с учителем.

Павел Васильевич Кучияк - наш                               Произнесите слово весна и                            

алтайский поэт написал о весне                               составьте его схему.

стихотворение «Красивая весна».

 

 

   Ожила природа весной,                                                    Фонетический разбор:

   И леса в зеленом пуху,                                                           5 букв: в е с н а,       

   А кукушки голос лесной                                                        5 звуков: ( в),  (и),  (с),  (н), ( а)                                                   

   По Алтаю звенит: «Ку-ку!».                                                  2 гласных:   и ,  а,

   На лугу подснежник расцвел,                                               3 согласных:   в ,  с  , н

   Дышит ветер все горячей,                                                      в  - согласный, парный,   

   Новой шубы зеленый шелк                                                              звонкий,  мягкий;

   У Алтайских гор на плече.                                                     с  - согласный, парный,

                                                                                                            глухой, мягкий;     

Задание: выразительно прочитай-                                            н  - согласный, звонкий,       

те стихотворение;                                                                               твердый.  

    выпишите имена прилагательные                                            

с именами существительными;

    определите род имен                                                          Физкультминутка « Не

прилагательных.                                                                       ошибись, пожалуйста!» 

 

6. Творческая работа.                                                                     

                                                                       

  Работа с учителем.                                                                 Самостоятельная работа.  

1).Проверка  самостоятельной                                                                                                                              

    работы.                                                                            1). Из слов составить предложение

2).Тестирование:                                                                      и записать.           

    а). Допишите пропущенные                                           2). Подчеркнуть основу.

слова.

  Имя прилагательное – это часть                                      Ручейки, журчат, говорливые,

речи, которая обозначает …                                                весной.

и отвечает на вопросы …

2).Среди данных слов подчеркни                                         Весна, вот, пришла.

только имена прилагательные.

  Год, нашел, глубокий, крохотный,

малыш, ласковый, сообразительный,

спасать, красивый, маленький,

глубина, красота, ласкать.

3). Продолжите правило.

  Если имя прилагательное сочетается

с именем существительным, то его

род и число изменяются в соответствии

с родом и числом…

4).Соедини линиями прилагательные

с существительными, к которым они

относятся.

  большой                     астры

  глубокая                    солнце

  красное                      река

  золотое                     котята   

  глупые                        крокодил 

5). Определи род имен прилагательных.

  Теплый ковер –

  Тяжелая сумка –

  Маленькая звездочка –

  Веселая игра –

  Глубокий пруд - 

 

                                                       Физкультминутка.

                           Руки подняли и покачали -

                           Это деревья в лесу.

                           Руки нагнули, кисти встряхнули –

                           Ветер сбивает росу.

                           В стороны руки. Плавно помашем –

                           Это к нам птицы летят.

                           Как они сядут, тоже покажем -

                           Руки отводим назад.

7. Игры: « С какого дерева листок », « Звуковички ».

 

Игра  «С какого дерева упали                                              Игра  «Звуковички»

листочки?»                                                                         На доске 2 Звуковичка. У одного

На доске 3 дерева м.р., ж.р., ср.р..                                   зеленые крылышки, на которые

На листочках слова-прилагательные,                             прикрепляем буквы, чьи звуки

читаем слово, определяем с какого                                 обозначают мягкость согласного                                              

дерева листок и прикрепляем его на место.                    звука. У другого синие крылышки.

 

Самостоятельная работа.                                                        Работа с учителем.

В, ранняя, хор-ша, в-сна, л-су, в.                                      Проверка самостоятельной работы.

Светит, со-нце, ярко, в-сеннее.                                             Работа по карточкам.

Голубой, выгл-нул, подснежник.                                      Скворцы, одуванчик, жаворонок,

Задание: записать предложения,                                       фиалки, грач, ландыш.

вставляя пропущенные буквы;                                           Задание: разделите эти слова на

озаглавить текст; определить                                              2 группы и объясните, почему так

род имен прилагательных.                                                   сделали?

                                                                                                Какое отношение к весне они

                                                                                                имеют? Как мы можем помочь

                                                                                                птицам?

 

8.Словарная работа.                                                              Итог урока.

Прочитайте слова и скажите,                                             О каком времени года мы

к какой части речи они относятся?                                    говорили?

Подберите к прилагательным                                  Чем оно вам нравится?

слова с безударными гласными

из словарика и запишите слово-

сочетания.

опас-ая -…             чудес-ая-…

вкус-ая-…             ужас-ая-…

прекрас-ая-…       интерес-ая-…

 

9. Итог. Какой вывод вы можете

сделать по уроку?

10. Домашнее задание. Написать

сочинение на тему: «Весна».

 

                                                                 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                            

        Урок – игра «Что? Где? Когда?». 1 -3 классы. 

 

Тема. Упражнение в написании            Тема. Письмо слов и предложений

  слов с безударными гласными                         с изученными буквами.

  в корне слова. 

 

Цели:  формировать навыки          Цели: обучать письму слов и

 правописания безударных                      предложений;                   

 гласных в корнях слов;                                

   уточнить знания учащихся               развивать навыки грамотного

об особенностях провероч-               письма и фонетического слуха;       

ных  слов, и способах                               

проверки;

    воспитывать умение видеть прекрасное в том, что нас окружает и бережно относится к природе.

 

Оборудование: все необходимое для игры «Что? Где? Когда?», аудиозапись «Времена года», персонажи сказки «Лисичка со скалочкой».  

 

                                         Ход урока.

1. Организационный момент.

                Дружно за руки возьмемся,

                И друг другу улыбнемся.

        Почувствуйте поддержку своих товарищей, их хорошее настроение и отношение к вам. Это очень важно!

 

2. Вступительное слово учителя.

Ребята! У нас сегодня немного необычный урок. Он пройдет в форме игры «Что? Где? Когда?». Играя, мы должны поупражняться в написании слов с безударными гласными в корне с учащимися 3 класса, в написании слов и предложений с учащимися 1 класса.

 

3. Начнем нашу игру. Против вас играет Лисичка. 

Задание: отгадайте загадку.

Кто угадай – ка:

Седая хозяйка.

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки.        (Зима).

(На все общие вопросы начинают отвечать сначала первоклассники, дополняют третьеклассники).

Закроем глаза и шепотом произнесем слово «зима».

Какое чувство возникло?  (Стало холодно, грустно). Докажите, что сейчас идет зима. (Кругом лежит снег, на реке лед и т. д.)

 

4. Крутим юлу и смотрим, кто против вас играет? Да это Мужик.

Задание. Какой главный наряд зимы?  (Снег).

Какой первый звук в этом слове?  Давайте охарактеризуем этот звук.

 

Самостоятельная работа.                           Работа с учителем.

      Чистописание.                              1). С помощью бархатных букв

               Сс                                               вспомним, как пишутся строчная

        Сл           Св                                       и прописная буквы Сс, обводим

        ся     си    со                                      пальчиком 15 раз.

        снег                                              2). Запишем  1 строчку на кальке.

1) спишите по образцу,                     3). Запишем 1 строчку в тетрадях.

2) к слову снег подберите и запи-

шите однокоренные слова, и

выделите в них корень.

Проверка однокоренных слов.

Почему эти слова называются

однокоренными?

 

5. Против вас играет Курочка.

Задание.  С приходом зимы к нам прилетают снежинки. Что же они делают?

(Летают, падают, кружатся, ложатся, танцуют в воздухе…).

 

Рассказ учителя под аудиозапись «Времена года» - декабрь.

Дети, закройте глаза, и послушайте.

        С севера подул  студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. И белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль.

       Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Во что же превращаются снежинки на земле?

Какой бывает снег? 

 

Самостоятельная работа.                               Работа с учителем.

Снег бывает разный:                              Произнесите слово снежинки и

Глубокий и пушистый,                          изобразите его про помощи

В морозный день скрипучий,                схемы.

Холодный и колючий.

1). Выпишите слова с безудар –               Фонетический разбор.

ными гласными.                                      В этом слове 3 слога: сне – жин - ки;

2). Подберите проверочные слова.               8 букв: с, н, е, ж, и, н, к, и;

3). Разберите эти слова по составу.              8 звуков: (с),(н),(и),(ж),(ы),(н),

                                                                          (к),(и).

 

                                  Физкультминутка.

                           Лепка снежков и метание в цель.

 

6. Играем дальше. Против вас играет Гусочка.

        Работа с  учителем.                                     Самостоятельная работа.  

1). Проверка  самостоятельной                     Задание. Списать с печатного

работы.                                                              текста.   

  Морозный,  скрипучий,

  холодный,  колючий.                                    Снежинки, как пушинки, падают

(Одно слово разбираем с объяснением           на землю. Они очень красивые. 

у доски,  другие самостоятельно

и сравниваем).

 

2). Карточка 1.                                                           Нарисуйте снежинки.

   Зимняя к-ртина. Засыпаны снегом

ели, б-резы, -сины. Трещат на м-розе

ств-лы д-ревьев. Прыгают по д-р-вен –

ским д-рогам в-робьи, ищут корм.

- О чем этот текст?

- Как живется птичкам зимой?

- Чего они больше боятся холода или

голода?

- Как мы можем им помочь?

Задание. Выпишите словарные слова

и объясните правописание слов с без –

ударными гласными.

- Посмотрите на слова, в которые вста –

вили буквы.

- Что вы можете о них сказать?

- А есть ли еще какие – нибудь

орфограммы?

 

Самостоятельная работа.                                       Работа с учителем.

Задание. Разберите, выписанные                  Игра «Соберем снежинки».

слова, по составу.                                           Если на снежинке слово, которое

                                                                          относится к зиме, берете себе,

                                                                          если нет, положите на стол.

                                                                          (мороз, метель, дождь, снежок,

                                                                          сахар, буран, лыжи, лето, узоры).

 

7. Продолжаем игру. Против вас играет Девочка. 

Самостоятельная работа.                                      Работа с учителем.

          Карточка 2.                                             Работа с деформированным 

    Здесь промчался трусливый … .                текстом.

Сверкнула на солнце яркая шу-ка (б,п).

Белочка грызет приготовленные                      Мальчики, в, играют, снежки.

гри-ки (п,б), … . Стрекочет … . Стучат           Девочки, куклу, из, лепят, снега.

по ств-лу (а,о) дер-ва (е,и) … . Только

… л-жит (е,и) в св-ей (а,о) берлоге и

с-сет (а,о)  лапу.

Задание. Списать текст, вставляя

пропущенные буквы и слова.

Самопроверка по карточкам с                                       Итог урока.

готовым текстом.                                              – Какие герои с вами играли?

                                                                               - О каком времени года вы  

                                                                                писали слова и предложения?                

                                                                               - Чем вы любите заниматься

                                                                                зимой? 

8. Игра продолжается. Против вас играет Собака.

 Работа с перфокартами.

                                            (Приложение.)

 

Взаимопроверка.                    

 

Итог урока.

- Герои  какой сказки помогли

вам закрепить правописание безударных

гласных в словах?      

- Что помогло персонажам спасти Петушка?  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Уроки русского языка в малокомплектной школе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Курс русского языка очень сложный. и каждый учитель дллжен открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению. Поэтому стараюсь строить уроки по-разному: однотемные: когда весь урок прослеживается одна тема. Например: весна, зима, по произведениям А.С.Пушкина и т.д. Особенно нравятся ученикам уроки-игры: "Что? Где? Когда?", "Путешествие по сказкам" и другие.  Предлагаю вам два урока русского языка проведенные в 1-3 классах.              

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 561
    • DOCX 84 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Берсенева Надежда Поликарповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 354148
    • Всего материалов: 122

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 610 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе