Главная / Начальные классы / Уроки русского языка в малокомплектной школе.

Уроки русского языка в малокомплектной школе.

Урок русского языка в 1-3 классах.



Тема. Изменение имен прилагательных. Тема. Повторение изученного материала.

Цели: углубление знаний учащихся Цели: уточнение знаний изученного

о имени прилагательном; материала;

развитие умения определять развитие умения распознавать

род имен прилагательных в предмет, признак; умения

зависимости от имен существи- работать с деформированным

тельных; текстом.

Оборудование: иллюстрация по чистописанию, прописи с калькой, карточки с текстами и тестами, «деревья с листочками», «Звуковички».

Ход урока.

1. Организационный момент.


2. Вступительное слово учителя.


Ожила вокруг природа,

Пробудившись ото сна!

С голубого небосвода

С солнцем к нам пришла… (Весна).


Март-первый весенний месяц. Его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо, кажется, синим, синим.

Март-месяц переменчивый-то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры и начинается оттепель.

В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

О каком времени года мы с вами говорили? Какой первый звук в этом слове?

Дайте характеристику этому звуку.


3. Пальчиковая гимнастика.

4. Минутки чистописания.


Самостоятельная работа. Работа с учителем.

Чистописание. Чистописание.

Вв 1). С помощью кальки учимся писать

Вл вв буквы Вв.

вя вн вс 2). Пишем по образцам в тетрадях

1). Спишите по образцу. Вв

2). Составьте красивое предложение вл ив

о весне, запишите его и разберите

по членам предложения.


5. Работа по теме урока.


Самостоятельная работа. Работа с учителем.

Павел Васильевич Кучияк - наш Произнесите слово весна и

алтайский поэт написал о весне составьте его схему.

стихотворение «Красивая весна».


Ожила природа весной, Фонетический разбор:

И леса в зеленом пуху, 5 букв: в е с н а,

А кукушки голос лесной 5 звуков: ( в), (и), (с), (н), ( а)

По Алтаю звенит: «Ку-ку!». 2 гласных: и , а,

На лугу подснежник расцвел, 3 согласных: в , с , н

Дышит ветер все горячей, в - согласный, парный,

Новой шубы зеленый шелк звонкий, мягкий;

У Алтайских гор на плече. с - согласный, парный,

глухой, мягкий;

Задание: выразительно прочитай- н - согласный, звонкий,

те стихотворение; твердый.

выпишите имена прилагательные

с именами существительными;

определите род имен Физкультминутка « Не

прилагательных. ошибись, пожалуйста!»


6. Творческая работа.

Работа с учителем. Самостоятельная работа.

1).Проверка самостоятельной

работы. 1). Из слов составить предложение

2).Тестирование: и записать.

а). Допишите пропущенные 2). Подчеркнуть основу.

слова.

Имя прилагательное – это часть Ручейки, журчат, говорливые,

речи, которая обозначает … весной.

и отвечает на вопросы …

2).Среди данных слов подчеркни Весна, вот, пришла.

только имена прилагательные.

Год, нашел, глубокий, крохотный,

малыш, ласковый, сообразительный,

спасать, красивый, маленький,

глубина, красота, ласкать.

3). Продолжите правило.

Если имя прилагательное сочетается

с именем существительным, то его

род и число изменяются в соответствии

с родом и числом…

4).Соедини линиями прилагательные

с существительными, к которым они

относятся.

большой астры

глубокая солнце

красное река

золотое котята

глупые крокодил

5). Определи род имен прилагательных.

Теплый ковер –

Тяжелая сумка –

Маленькая звездочка –

Веселая игра –

Глубокий пруд -


Физкультминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки. Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Руки отводим назад.

7. Игры: « С какого дерева листок », « Звуковички ».


Игра «С какого дерева упали Игра «Звуковички»

листочки?» На доске 2 Звуковичка. У одного

На доске 3 дерева м.р., ж.р., ср.р.. зеленые крылышки, на которые

На листочках слова-прилагательные, прикрепляем буквы, чьи звуки

читаем слово, определяем с какого обозначают мягкость согласного

дерева листок и прикрепляем его на место. звука. У другого синие крылышки.


Самостоятельная работа. Работа с учителем.

В, ранняя, хор-ша, в-сна, л-су, в. Проверка самостоятельной работы.

Светит, со-нце, ярко, в-сеннее. Работа по карточкам.

Голубой, выгл-нул, подснежник. Скворцы, одуванчик, жаворонок,

Задание: записать предложения, фиалки, грач, ландыш.

вставляя пропущенные буквы; Задание: разделите эти слова на

озаглавить текст; определить 2 группы и объясните, почему так

род имен прилагательных. сделали?

Какое отношение к весне они

имеют? Как мы можем помочь

птицам?


8.Словарная работа. Итог урока.

Прочитайте слова и скажите, О каком времени года мы

к какой части речи они относятся? говорили?

Подберите к прилагательным Чем оно вам нравится?

слова с безударными гласными

из словарика и запишите слово-

сочетания.

опас-ая -… чудес-ая-…

вкус-ая-… ужас-ая-…

прекрас-ая-… интерес-ая-…


9. Итог. Какой вывод вы можете

сделать по уроку?

10. Домашнее задание. Написать

сочинение на тему: «Весна».
















Урок – игра «Что? Где? Когда?». 1 -3 классы.


Тема. Упражнение в написании Тема. Письмо слов и предложений

слов с безударными гласными с изученными буквами.

в корне слова.

Цели: формировать навыки Цели: обучать письму слов и

правописания безударных предложений;

гласных в корнях слов;

уточнить знания учащихся развивать навыки грамотного

об особенностях провероч- письма и фонетического слуха;

ных слов, и способах

проверки;

воспитывать умение видеть прекрасное в том, что нас окружает и бережно относится к природе.


Оборудование: все необходимое для игры «Что? Где? Когда?», аудиозапись «Времена года», персонажи сказки «Лисичка со скалочкой».


Ход урока.

1. Организационный момент.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Почувствуйте поддержку своих товарищей, их хорошее настроение и отношение к вам. Это очень важно!


2. Вступительное слово учителя.

Ребята! У нас сегодня немного необычный урок. Он пройдет в форме игры «Что? Где? Когда?». Играя, мы должны поупражняться в написании слов с безударными гласными в корне с учащимися 3 класса, в написании слов и предложений с учащимися 1 класса.


3. Начнем нашу игру. Против вас играет Лисичка.

Задание: отгадайте загадку.

Кто угадай – ка:

Седая хозяйка.

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки. (Зима).

(На все общие вопросы начинают отвечать сначала первоклассники, дополняют третьеклассники).

Закроем глаза и шепотом произнесем слово «зима».

Какое чувство возникло? (Стало холодно, грустно). Докажите, что сейчас идет зима. (Кругом лежит снег, на реке лед и т. д.)


4. Крутим юлу и смотрим, кто против вас играет? Да это Мужик.

Задание. Какой главный наряд зимы? (Снег).

Какой первый звук в этом слове? Давайте охарактеризуем этот звук.


Самостоятельная работа. Работа с учителем.

Чистописание. 1). С помощью бархатных букв

Сс вспомним, как пишутся строчная

Сл Св и прописная буквы Сс, обводим

ся си со пальчиком 15 раз.

снег 2). Запишем 1 строчку на кальке.

1) спишите по образцу, 3). Запишем 1 строчку в тетрадях.

2) к слову снег подберите и запи-

шите однокоренные слова, и

выделите в них корень.

Проверка однокоренных слов.

Почему эти слова называются

однокоренными?


5. Против вас играет Курочка.

Задание. С приходом зимы к нам прилетают снежинки. Что же они делают?

(Летают, падают, кружатся, ложатся, танцуют в воздухе…).


Рассказ учителя под аудиозапись «Времена года» - декабрь.

Дети, закройте глаза, и послушайте.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. И белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Во что же превращаются снежинки на земле?

Какой бывает снег?


Самостоятельная работа. Работа с учителем.

Снег бывает разный: Произнесите слово снежинки и

Глубокий и пушистый, изобразите его про помощи

В морозный день скрипучий, схемы.

Холодный и колючий.

1). Выпишите слова с безудар – Фонетический разбор.

ными гласными. В этом слове 3 слога: сне – жин - ки;

2). Подберите проверочные слова. 8 букв: с, н, е, ж, и, н, к, и;

3). Разберите эти слова по составу. 8 звуков: (с),(н),(и),(ж),(ы),(н),

(к),(и).


Физкультминутка.

Лепка снежков и метание в цель.


6. Играем дальше. Против вас играет Гусочка.

Работа с учителем. Самостоятельная работа.

1). Проверка самостоятельной Задание. Списать с печатного

работы. текста.

Морозный, скрипучий,

холодный, колючий. Снежинки, как пушинки, падают

(Одно слово разбираем с объяснением на землю. Они очень красивые.

у доски, другие самостоятельно

и сравниваем).


2). Карточка 1. Нарисуйте снежинки.

Зимняя к-ртина. Засыпаны снегом

ели, б-резы, -сины. Трещат на м-розе

ств-лы д-ревьев. Прыгают по д-р-вен –

ским д-рогам в-робьи, ищут корм.

- О чем этот текст?

- Как живется птичкам зимой?

- Чего они больше боятся холода или

голода?

- Как мы можем им помочь?

Задание. Выпишите словарные слова

и объясните правописание слов с без –

ударными гласными.

- Посмотрите на слова, в которые вста –

вили буквы.

- Что вы можете о них сказать?

- А есть ли еще какие – нибудь

орфограммы?

Самостоятельная работа. Работа с учителем.

Задание. Разберите, выписанные Игра «Соберем снежинки».

слова, по составу. Если на снежинке слово, которое

относится к зиме, берете себе,

если нет, положите на стол.

(мороз, метель, дождь, снежок,

сахар, буран, лыжи, лето, узоры).


7. Продолжаем игру. Против вас играет Девочка.

Самостоятельная работа. Работа с учителем.

Карточка 2. Работа с деформированным

Здесь промчался трусливый … . текстом.

Сверкнула на солнце яркая шу-ка (б,п).

Белочка грызет приготовленные Мальчики, в, играют, снежки.

гри-ки (п,б), … . Стрекочет … . Стучат Девочки, куклу, из, лепят, снега.

по ств-лу (а,о) дер-ва (е,и) … . Только

л-жит (е,и) в св-ей (а,о) берлоге и

с-сет (а,о) лапу.

Задание. Списать текст, вставляя

пропущенные буквы и слова.

Самопроверка по карточкам с Итог урока.

готовым текстом. – Какие герои с вами играли?

- О каком времени года вы

писали слова и предложения?

- Чем вы любите заниматься

зимой?

8. Игра продолжается. Против вас играет Собака.

Работа с перфокартами.

(Приложение.)


Взаимопроверка.


Итог урока.

- Герои какой сказки помогли

вам закрепить правописание безударных

гласных в словах?

- Что помогло персонажам спасти Петушка?


Уроки русского языка в малокомплектной школе.
  • Начальные классы
Описание:

Курс русского языка очень сложный. и каждый учитель дллжен открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению. Поэтому стараюсь строить уроки по-разному: однотемные: когда весь урок прослеживается одна тема. Например: весна, зима, по произведениям А.С.Пушкина и т.д. Особенно нравятся ученикам уроки-игры: "Что? Где? Когда?", "Путешествие по сказкам" и другие.  Предлагаю вам два урока русского языка проведенные в 1-3 классах.              

 

Автор Берсенева Надежда Поликарповна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 647
Номер материала 10112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓