Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУроки русского языка как уроки нравственности

Уроки русского языка как уроки нравственности

Скачать материал

ЗначокР         Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

     Краевое государственное образовательное учреждение

     начального профессионального образования

    «Профессиональное училище № 4»

 

 

 

 

« Уроки русского языка как уроки нравственности»

 

( Технология критического мышления как способ формирования

 нравственной культуры учащихся)

 

IMGP1496

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Сальникова И.Н.,

преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной  категории

 

                                       

 

 

 

г. Бийск

2009г.

                               Пояснительная записка

 

Только нравственность в наших поступках придает красоту  и достоинство нашей жизни.

                        А.Эйнштейн

 

«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле.

Если человек не любит смотреть хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».

Эти слова Д.С.Лихачева как нельзя лучше отражают  современную проблему нравственного и духовного воспитания человека. Современные молодые люди все больше и больше испытывают отчужденность от родного очага, родственников, родных мест. От всего того, что называется красивым русским словом - Родина. Только воспитывая в них любовь к тем, на первый взгляд, простым вещам, о которых говорит академик Д.С.Лихачев, можно воспитать любовь и уважение к своему Отечеству. И русский язык  способствует этому как никакой  другой предмет. Используемая технология  критического мышления, уроки-исследования дают возможность учащимся  открыто выразить свои мысли, свою гражданскую позицию, обогатить свой языковой и внутренний мир духовно-нравственными категориями.

Нравственный аспект в преподавании русского языка  в моей педагогической деятельности является ведущим. Он прослеживается практически на каждом уроке. Примером являются представленные уроки.

 

Аспекты

 

Воспитательные:

 

Ø Воспитание у учащихся правильного понимания нравственных критериев;

Ø воспитание у учащихся чувства патриотизма и гражданской позиции;

Ø воспитание любви к малой родине;

Ø формирование стремления постоянной работы над собой, желания быть хорошим специалистом;

Ø воспитание  уважения к родному языку, его истории.

 

 

 

 

Развивающие:

 


Ø способствовать развитию интеллектуальной памяти;

Ø развивать умение работать с научной литературой;

Ø развивать умение анализа и синтеза;

Ø развивать монологическую и диалогическую речь.

 


УРОК №  1

 

Тема: Текст. Строение текста  (Конструирование смысла посредством текста. Работа с отрывком из повести Ф.Искандера «Софичка»).

 

Цели :

Обучающие:

·        углубить знания  понятия «текст»,

·        учиться опознавать его  признаки,

·        уметь вычленять абзацы и определять их микротемы.

Развивающие:

·        коррекция  аналитико-синтетической деятельности на основе зрительного и слухового восприятия;

·         развивать логическое  и критическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

·        воспитание грамотного читателя, толерантности;

·        воспитание отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам,

·        воспитание эстетических взглядов. 

Наглядно-иллюстративный материал: портрет Ф.Искандера, мультимедийный проектор, текст «Костер» (отрывок из повести Ф.Искандера «Софичка»)

Тип урока: урок усвоения знаний

Форма урока: урок - исследование

Форма организации урока: групповая, индивидуальная

Метод обучения: словесный, наглядный, практический, эвристический

Метод организации учебно-познавательной деятельности:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Методические приемы: разъяснение, рассуждение


Ход урока

 


1.     Вступительное слово учителя («разогрев», целеполагание):

1.1 -На протяжении курса «Русский язык» мы учимся осмысливать и осваивать основные понятия русского языка и его разделов, приобретать навыки необходимые в коммуникативной и профессиональной деятельности.

Вы произносите слова, слова складываются в словосочетания…

Продолжите логическую цепочку (слово-словосочетание- предложение- текст)

Исходя из темы урока, сформулируйте задачи.

1.2 Работа с теоретическим материалом

И сегодня мы будем говорить о наибольшей синтаксической единице речи – тексте.

- Какая связь может быть между предметами у меня в руках? (Текст и ткань) Текст - (с лат.) «ткань, сплетение, соединение»

-Что мы можем назвать текстом? Что мы не можем назвать текстом?

(запись на доске):

Текст - объединенная смысловой зависимостью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.(Л.А.Введенская .Русский язык и культура речи)

 

Текст - несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

 

Основные признаки текста

 

Ø тематическое и композиционное единство всех его частей, наличие грамматической связи между частями;

Ø смысловая цельность, относительная законченность. (А.И. Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.  Учеб. для 10-11 кл.)

 

- У:  Одна из основных задач текста - дать информацию. А благодаря мастерам художественного слова мы не только получаем информацию, но и учимся владеть речью.

Русская литература всегда отличались и воспитательным воздействием слова.

Одним из таких писателей является  Ф.Искандер. В его произведениях человеческая жизнь представлена во всех красках, его герои умеют переживать и сопереживать, набираясь жизненной мудрости.

(краткое сообщение учащегося о биографии Ф. Искандера)

 

2. Работа с текстом

- Я предлагаю вам отрывок из его повести  Ф.Искандера «Софичка». Он имеет заголовок «Костер».

Костер! Он всегда бодрит и успокаивает Костер - прасущность человеческого уюта. У костра человек впервые почувствовал себя защищенным от холода и диких зверей. У костра человек впервые задумался о небе и о Боге, ибо с неба хлестнувшая молния, сопровождаемая громом, сожгла первое дерево, и человеку явился огонь, и он почувствовал, что Бог-

всеблагая, но и грозная сила.

     Человек никогда не перестанет удивляться чуду превращения твердого тела древесины в жидкое пламя, которое, изгибаясь, выгибаясь и загибаясь

под порывами ветра, все равно всегда выпрямляется и тянется к небу, к своей родине.

     Вполне вероятно, что идея дома впервые возникла в голове человека у костра. Сначала крыша, чтоб защитить костер от непогоды, а потом по той же причине и стены, а потом человек назвал домом место, где его костер защищен со всех сторон, и сам он защищен в том месте, где защищен костер.

     Идея дома – костер. Хозяин идеи – костер. Путем не слишком долгих манипуляций в историческом плане цивилизации незаметно  изгнала из дома костер.  Хозяина дома изгнали из дома, выдав дому некоторое количество удобных заменителей костра.

     И человек остался в доме, который он когда-то создал для костра. Дом остался – костра нет. Человек легко забыл, что в его доме когда-то был

костер, был очаг. Но его прапямять об этом не забыла, и не забыл об этом его язык, великий хранитель народного опыта. И человек, не понимая горькой самоиронии своих слов, иногда автоматически называет родной дом родным очагом, как говорили в старину.

    И часто человеку в родном доме неуютно, ему тоскливо, ему чего-то не хватает, а не хватает ему объединяющего семью горящего очага. Озаренная очагом, обдаваемая волнами тепла, ловя это тепло лицом и растопыренными  ладонями, семья делилась у очага своими радостями и горестями, своими воспоминаниями и своими мечтами. Общение  у очажного костра требовало от человека  духовной работы, невольно развивало в нем мастерство общения, этику понимания собеседника. Тысячи народных пословиц и поговорок, все сказки и легенды  создавались  и тысячелетиями оттачивались у домашнего  очага.

   Что же сейчас собирает семью и близких  семье людей вместо домашнего очага? Алкоголь или телевизор. Иногда, как бы чувствуя собственную недостаточность, они  действуют вместе. Люди пьют и одновременно посматривают телевизор. Или  смотрят телевизор и одновременно попивают.

Кайф!

    Диалог в семье заменился монологом телевизора. У очага мы жили сами, а теперь вынуждены жить отраженной в стекляшке чужой жизнью, в которой ничего изменить нельзя.

     У очага была переливающаяся, трепещущая, как огонь, импровизация нашей собственной жизни. И подумать только! Такая импровизация происходила каждый вечер в  миллионах домов! И ни одна из них не повторяла другую, ибо каждая жизнь неповторима! А теперь в миллионах домов  каждый вечер молча проглатывается один и тот же сюжет всегда чужой жизни. Господи, как скучна диктатура развлечений!

     Другой заменитель живого огня - алкоголь. Очаг опасно перенесен на обеденный стол: в бутылке – мокрый огонь. И он действительно развязывает языки, как когда-то языки огня развязывали человеческий язык.

      Но люди разучились обращаться с огнем, в том числе и с алкогольным огнем. И подкладывают, и подкладывают дрова в этот огонь, подливают и подливают в рюмки.

       Раньше близость к пламени очага контролировалась прямой угрозой обжечься. Контролировать огонь алкоголя гораздо трудней. Чем больше пьешь, тем сильней иллюзия  его живительной безопасности. Последующая рюмка как бы  пригашает опьянение предыдущей рюмки.

И потом так радует нас, как начало нашего выздоровления, живой огонь костра, выжигающий из наших душ мусор суетных и  тщеславных  забот. И да здравствует костер с  печеной картошкой, с ухой или шашлыком! Да  и без всякой еды радует нас вечно молодое, веселое пламя, мы тянем к его струям руки и, может быть, сами того не осознавая, молимся:

     - Господи, вот мы снова у костра, с которого все начиналось. Мы забыли все неудачи и все несправедливости нашей жизни! И ты забудь! Мы забыли позор нашей истории и наш собственный позор! И ты забудь! Дай, Господи, грешному человеку еще одну попытку! Господи, дай! Мы только начинаем

жить! Мы у костра!!!

- Когда вы слышите слово « костер» , что представляете? Запишите.

 Текст имеет деление на абзацы, являющиеся маленькими микротемами

Работа над частями текста.

1 часть. Запишите основную мысль автора из этой части.

(Костер – прасущность человеческого уюта)

2 часть. Запишите  логическую цепочку, которую автор выстраивает в этой части (крыша-стены-дом-костер-защита).

3 часть. Запишите опорные слова, необходимые для понимания темы этого абзаца

(дом – костер – прапамять - родной очаг – чего-то не хватает – семья – горести – радости – воспоминания – мечты).

4 часть. С помощью какого средства  связывается эта часть с предыдущей? (риторический вопрос)

Какие средства выразительности использует автор? (риторическое восклицание, метафора, эпитеты)

5 часть. Предполагали ли вы, что в этой части будет разговор об алкоголе?

Какую связь прослеживает автор между понятиями алкоголь и очаг?

6 часть. Вспомните начало текста и сравните с его окончанием. Как называется такое композиционное построение текста? (кольцевая композиция).

-Какова главная идея этого текста?

- В современном мире проблема  алкоголь-наркотики и общество стала одной из самых важных. Давайте посмотрим статистику.

 

(статистические данные  - см. презентацию).

 

 

 

4.     Работа над написанием своего текста

-Напишите свой текст по проблеме, поднятой автором. Если ваше мнение отличается от авторского, то постарайтесь аргументированно изложить свою позицию. Можете использовать статистику. Сохраните стилевое единство текста.

Можете написать свой текст в жанре письма. В литературе известны замечательные письма- обращения к детям, любимым, друзьям. Как один из вариантов - письмо воспитательного характера вашему ребенку, не забывая соблюдать правильность оформления письма.

5.     Чтение полученных текстов. Обсуждение

6.     Рефлексия

- К какому стилю относится данный текст? Одна из важнейших задач этого стиля - воздействовать на читателя. Заставил ли вас автор задуматься над прочитанным?

Если «да», то над чем?

7.     Подведение итогов урока. Объявление оценок

8.     Домашнее задание

Написать статью в газету по одной из общественно-важных проблем. Напишите свой текст по проблеме, поднятой автором. Если ваше мнение отличается от авторского, то постарайтесь аргументированно изложить свою позицию. Можете использовать статистику. Сохраните стилевое единство текста.

Напишите свой текст в жанре письма. В литературе известны замечательные письма- обращения к детям, любимым, друзьям. 

Предложите свой вариант домашнего задания.

 

 

 

 

 

Работа учащейся группы 23-24 Чепровой Яны

            «Письмо другу»       

Ты помнишь все, как это было,

Каким коварным был соблазн,

Игла всю жизнь твою сломала,

Ты сам невольно шел на казнь.

Не мог ты знать ,что будет дальше.

Но мог вполне предугадать.

Твое нутро пропахло фальшью,

А на святое наплевать.

Пронзив иглой живое тело,

Мешаешь с кровью страшный яд,

С надеждой в праведное дело,

Хотелось в рай, но это ад,

Ты кайфом изменил реальность.

Мир на приходе стал другим,

И как итог тому банальный,

Меняешь все на героин.

И нет и сна, и нет покоя,

Пока ты дозу не найдешь.

Не уж- то жизнь отравы стоит?

Когда же ты все сам поймешь?

Что он лишь смерть повсюду веет,

Он столько жизней погубил.

Присев, ты спрыгнуть  не сумеешь-

Со смертью венчан героин.

Ты проклинать готов того,

Кто первым уколол тебя.

Ты всех винишь- но не себя…

И сам себе ты обещаешь,

Что завтра сможешь завязать,

Но ты не в силах, ты же знаешь,

Что участи не избежать.

 Ты выбрал лишь одну дорогу .

Другая есть –к  ДУШЕ и БОГУ!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК №  2

 

Тема:  Урок-  исследование слова «Доброта»

 

Формы организации урока:

- индивидуальная;

-групповая;

- коллективная.

Приемы:

-разъяснение,

-рассуждение,

Методы обучения:

-словесный;

-практический;

-проблемный.

Цели:

обучающая – добиться усвоения понятия «доброта», сформировать целостное, комплексное представление о рассматриваемом понятии, пропустив его через языковую систему, развивать активную познавательную деятельность;

развивающая - способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать умения переносить ранее полученные знания на новую ситуацию;

воспитательная – формирование интереса к изучению русского языка, воспитание чувства гордости за знание родного языка, повышение мотивации уч-ся посредством введения игровых моментов при изучении рассматриваемой темы урока.

 

Тип урока: урок-исследование.

 

Методическое оснащение:

различные типы словарей, наглядно-иллюстративный и

дидактический материал.

Принадлежности:

краски, фломастеры, цветные карандаши, бумага.

Ход урока :

I. Организационный этап.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному     усвоению нового материала.

У.- Есть ли у вас любимая книга? Вид спорта? Певец? Цвет?

      Есть ли у вас любимое слово ? Назовите его?

       ( уч-ся называют, что они любят )

      Оказывается , все в окружающем нас мире делится нами на любимое и   

      не любимое . Все , кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что 

      привыкаем к словам, воспринимаем слова как естественное и вечное.

      Возможно, мы безразличны к словам и потому, что ничего или почти 

      ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов.

III. Этап усвоения новых знаний.

3.1     Узнавание  слова  посредством  догадки.

 

У.- На нашем уроке мы познакомимся поближе с одним из слов , которое 

      для меня является дорогим и близким. Это слово… Два человека в 

      группе знают его, а вы попытайтесь угадать и записать его.

      ( Характеристика: мягкое или твердое ? легкое или тяжелое ?        

      Мужественное или женственное ? Темное или светлое ? Звонкое или 

      приглушенное ? Храброе или трусливое? )

      Об этом слове можно найти немало высказываний известных людей.  

      Пусть они тоже помогут в распознании слова.

      (  «Сколько в человеке доброты , столько в нем и жизни».

                                                                                         Р. Эмерсон

          « Для человека доброта – это солнце».

                                                                                         Гете )

       Итак , большинство считают, что мы будем говорить о слове «доброта».

       Давайте попробуем оживить это слово  с помощью разделов языка.     

       Составить его своеобразный «паспорт».

       Оцените свою работу плюсами на полях при правильном ответе.                                           

3.2  Работа с лексическим  значением слова.

У. - Как вы понимаете значение  слова «доброта» ? (запись на доске + тетрадь)

      Давайте поработаем со словарями ( Толковые словари Даля и Ожегова,

       Этимологический ).Прочитаем полученные записи.

           (Словарь В.И.Даля : «Доброта, добрина –прочность,достоинство вещи;                  

     качество выработки, отделки, качество самого припаса . Добродушие, 

     доброжелательство, наклонность к добру как качество человека.

         Этимологический словарь русского языка: «Суффиксальное производное от 

    «добрый»-первоначальное значение-«большой, крепкий, вошедший в добу  

     (пору)».

3.3  Работа по подбору однокоренных слов

У. - Подберите однокоренные слова к существительному доброта, записав их в    тетради. Оцените свою работу плюсами .

                (Добрый, удобрять, одобрять, добрить, добреть, добродушие , добряк ,      добровольный ,  добронравие , сдоба , добросовестный , добросердечие).

3.4  Работа со словосочетаниями.

У. - Слово «доброта» сочетается со многими словами. В одной из былин об

       Илье  Муромце есть любопытная характеристика слова:

       «Слово- оно что яблочко: с одного-то боку зеленое , так с другого боку

       румяное, ты умей его повертывать».Попробуйте и вы повернуть слово, не 

      забывая , что в поэтических текстах , невозможное сочетание становится 

       возможным.

       Давайте поиграем в игру «Кто больше» ( по рядам ).

1ряд- сущ.+ прил.

 

Бескорыстная Д.

Человеческая Д.

Безраздельная Д.

Святая Д.

Безграничная Д.

 

2ряд-сущ.+сущ.

 

Доброта души

Гимн доброте

Величие доброты

Доброта сердца

 

3 ряд - сущ. + гл.

 

Хранить Д.

Дарить Д.

Стремиться к Д.

Искать Д.

 

IV.  Этап проверки понимания учащимися нового материала.

 

 

 

4.1  Работа по подбору синонимов и антонимов

У. - Слова могут избирательно относится к друг другу.

       Они могут дружить могут  быть противниками.

       Попробуйте назвать друзей и противников слова

       «доброта» ( синонимы и антонимы).

       Синонимы: прочность ,достоинство , радушие

                             добросердечие, мягкосердечность,

         благодушие.

 

     Антонимы: злость , гнев, бессердечие, равнодушие,

безразличие.

4.2  Материал для наблюдений и анализа.

ДОБРОТА
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

                                      (Асадов Э.)
        
* * * *

 В человеческом организме

Девяносто процентов воды,

Как, наверное, в Паганини

Девяносто процентов любви!

 

Даже если - как исключение-

Вас растаптывает толпа,

В человеческом назначении

Девяносто процентов добра.

                                       (А.Вознесенский)

         * * * *

 О русские веси и грады!

Прошел я немало путей

И высшей не знаю награды,

Чем доброе слово людей.

 

Вставало над избами солнце,

Я видел: везде разлита-

Где с верхом, а где и на донце,-

В людские сердца доброта.

(Е.Винокуров)

 

 Работа с текстами.

- сравнить значение слова «доброта» в поэтических текстах разных авторов.

-какой поэтический отрывок вам понравился больше всего?

-выписать словосочетания со словом «доброта».

 

 

 

 

 

V.  Этап формирования приобретенных умений

       и навыков.

  У. - Представьте себе, что этого слова не было бы в языке. Ваше мнение.

 

   Доброта всегда была одним из лучших качеств человека .

   Давайте составим дерево доброты вашей группы.

 

Учащиеся на листе ватмана рисуют дерево из своих ладоней, где пишут добрые пожелания для одногруппников.

 

VI.  Этап формирования домашнего задания.

 

-предложить свой вариант домашнего задания в соответствии с темой урока.

- или напишите работу в жанре эссе, сочините стихотворение о доброте .

- если бы вы поставили памятник доброте, каким бы он был ?

 

VII.  Рефлексия.

- Что вам понравилось и что не понравилось на сегодняшнем уроке.

- Что больше запомнилось ?

 

 VIII.  Подведение итогов урока .

- подсчитывание количества баллов.

-выставление оценок.

 

 

 

 

Творческие работы учащихся к уроку – исследованию слова «Доброта»

 Пичугина К. ,гр.75-76

Истинная красота человека- доброта

Как часто мы говорим «Какой красивый человек!».А что значит «красота»?  Мне кажется , в это емкое понятие входит доброта человека, душевное содержание. Когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, ему не нужно одурманивать себя

плохими привычками, чтобы чувствовать счастье. Доброта, если она истинная всегда самореализуется. Ведь не важно ,чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту.

 

 Шмидт О.,гр.75-76

Каждый из нас должен быть терпим к мнению других, доброе отношение ведь не требует больших затрат- не ударь слабого, не оборви робкого. И ты почувствуешь насколько тебе больше будут доверять люди, ведь ты становишься чище душой…

 

Кузьмич М., гр. 9-10

Тревожен день, а вечер долог,

И даже сон печали полон.

Ну, разве можно с этим жить?

Тоска посасывает душу,

Сочится боль слезой наружу,

И сон мечты не заглушить.

И добрых мыслей не нарушить,

Но нет тебя…

И как же мне счастливой быть?

Ведь для меня уж мир обрушен…

 

 

 

УРОК №  3

Тема: Урок – исследование слова « Душа»

 

Цели:

1) дать целостное комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; 2) развивать критическое мышление учащихся; 3) способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Оборудование: словари, раздаточный материал, краски,

карандаши.

 

Ход урока:

 1. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы

Учитель: Все в окружающем нас мире делится на любимое и не любимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому, что привыкаем к словам, воспринимаем слова как естественное и вечное. Возможно, мы безразличны к словам и потому, что мы ничего или почти ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов.

 А на нашем уроке мы познакомимся поближе с одним из слов, которое для многих  является дорогим и близким. Это слово… Два человека в классе знают его, они попытаются охарактеризовать его, а вы попытаетесь угадать и записать это слово. (характеристика: мягкое или твердое? Легкое или тяжелое? Мужественное или женственное? Темное или светлое? Звонкое или приглушенное?

 Итак, большинство считают, что мы сегодня будем говорить о слове…(душа)

 Давайте попробуем «оживить» это слово с помощью разделов языка. Составить его своеобразный «паспорт».

 Оцените свою работу плюсами на полях.

 

 2.Работа с лексическим значением слова.

-Как вы понимаете значение этого слова? (запись на доске)

-Давайте поработаем со словарями (толковые словари Даля и Ожегова, этимологический словарь)

-«Большой толковый словарь русского языка» (СПб.,98) приводит 10 значений слова душа, а также толкование 39 устойчивых сочетаний и фразеологизмов, в составе которых есть это слово. Чаще всего встречаются следующие значения этого слова:

1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных и растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке. В материалистической философии и психологии: внутренний мир человека, его сознание как свойство высокоорганизованной материи.

2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива, дух.

3. Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроение.

4. Совокупность характерных свойств, черт присущих личности.

 – Как можно на бумаге изобразить это слово?

( изображения на бумаге)

3. Выяснение этимологии слова.

 Душа. Общеславянское. Суффикс. Произвольное (суффикс –й-) от этой же основы, что духъ: хй – ш. Религиозное значение из старославянского языка. Ср. искон. Душа «ямочка над грудной клеткой».

4. Работа по подбору однокоренных слов.

 Подберите однокоренные слова к сущ. душа, запишите в тетради (душица, душевный, дух, душить, душегуб, душеспасительный, душеприказчик).

 

 

5. Работа со словосочетаниями.

 Слово «душа» сочетается со многими словами. В одной из былин об Илье Муромце есть любопытная характеристика слова: «Слово – оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его повертывать».

 Попробуйте и вы повернуть слов, не забывая, что в поэтических текстах, невозможное сочетание становится возможным.

 Давайте поиграем в игру «Кто больше» (по рядам)

1 ряд – сущ. + прил., 2 ряд – сущ.+ сущ., 3 ряд – сущ. + глаг.

 

6. Работа по подбору синонимов и антонимов.

 Слова могут избирательно относится друг к другу. Они могут быть противниками. Назовите друзей и противников слова «душа».

 (синонимы: сердце, милосердие, дух, любовь; антонимы: бездушие, бессердечие, смерть).  Могут быть контекстуальные синонимы: сердце, любовь, ребенок.

 

7. Материал для наблюдений и анализа.

 1. Работа с текстами ( стихотворения русских и зарубежных поэтов, где встречается слово «душа»)

-сравнить значение слова «душа» в отрывках

-какой поэтический отрывок (стихотворение) вам понравилось больше всего?

-выписать словосочетания с этим словом.

 

8. Итог.

-Представьте себе, что этого слова не было бы в языке. Ваше мнение.

-В творчестве Н. Рубцова это слово является «сквозным» символом. Аня Пономарева нанимается изучением его творчества. Она прочитает стихотворение «Душа», которое будет своеобразным подарком.

 

9. Предложите свой вариант домашнего задания.

-Или напишите работу в жанре эссе.

-Или напишите стихотворение на тему «Душа».

 

10. Рефлексия.    

11. Комментирование оценок.

 

 Работа учащейся  Кузьмич М.,гр.9-10

                          ***

Родительский домик прижался к земле,

Малина кивает над пряслом.

Все те же портьеры в промытом окне

И та же дворняга.

- Ну, здравствуй!

 И скрипом упрека напомнила дверь,

Как долго я здесь не бывала:

«В забытых объятьях то время отмерь,

Что ты на порог не ступала».

Прости меня ,мама…

И сжалась душа

При встрече  с родительским взглядом.

И вновь от вопроса немного ушла,

Как долго пробуду я рядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Уроки русского языка как уроки нравственности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле. Если человек не любит смотреть хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Эти слова Д.С.Лихачева как нельзя лучше отражают современную проблему нравственного и духовного воспитания человека. Современные молодые люди все больше и больше испытывают отчужденность от родного очага, родственников, родных мест. От всего того, что называется красивым русским словом - Родина. Только воспитывая в них любовь к тем, на первый взгляд, простым вещам, о которых говорит академик Д.С.Лихачев, можно воспитать любовь и уважение к своему Отечеству. И русский язык способствует этому как никакой другой предмет. Используемая технология критического мышления, уроки-исследования дают возможность учащимся открыто выразить свои мысли, свою гражданскую позицию, обогатить свой языковой и внутренний мир духовно-нравственными категориями. Нравственный аспект в преподавании русского языка в моей педагогической деятельности является ведущим. Он прослеживается практически на каждом уроке. Примером являются представленные уроки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 123 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2470
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3171
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 357
    • DOCX 18.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cальникова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cальникова Ирина Николаевна
    Cальникова Ирина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 4195
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе