Главная / Русский язык и литература / Уроки развития речи по профориентации

Уроки развития речи по профориентации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №45 г. Ульяновска












Цикл уроков развития речи

по основам выбора профессии

















Подготовила:

Лобанова Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 45

г. Ульяновска










2013 – 2014 учебный год

Актуальность


Ни для кого не секрет, что правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармонической личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Поэтому важная роль в формировании профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившиеся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии.

В такой ситуации становится вполне закономерной стоящая перед учителями задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения, и она наиболее актуальна при преподавании основ наук в старших классах. Совмещение процесса обучения и профессиональной ориентации позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.
















Урок развития речи. 5 класс.


Тема: Сочинение-рассуждение «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…» (В. Колечицкий)


Цель: 1. ознакомить учащихся с новым видом сочинения – сочинением-рассуждением;

2. написать сочинение-рассуждение на черновиках;

3. воспитывать желание быть полезным своей Родине, обществу.


Оборудование: - стенд "Рабочие профессии";

- стенд «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

- плакат «В копилку знаний»;

- пословицы о труде; высказывания о труде;

- ноутбук, толковый словарь, образец сочинения-рассуждения.


Лексическая работа: рассуждение, композиция, тезис, аргументы.


Ход урока.

1. Оргмомент.

Разговор о профессии (интервью учащихся к учащимся, заранее подготовленное дома; беседа по вопросам учителя).


Вопросы учителя:

- Какие типы профессий вам известны?

- В чем должна заключаться самая большая в мире цель для каждого человека?

- Профессий в нашем обществе множество. Что нужно, чтобы правильно выбрать будущую профессию?

- Что означает фраза "хороший работник"?


2. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня на уроке познакомимся с новым видом творческой работы – сочинением-рассуждением и узнаем, из каких частей оно состоит.

- Как вы понимаете лексическое значение слова «рассуждение». (Слово проектируется на экран). Определение значения слова по толковому словарю.

- Объясните правописание данного слова.


3. Объяснение нового материала.

- Перед вами образец сочинения-рассуждения. Прочтите про себя, а затем вслух.

Хорошо быть шофёром. Это самая лучшая профессия.

Шофёры всюду бывают, видят разные места, разных людей. А это очень интересно. От своего папы и его товарищей-шофёров я слышал очень много рассказов о разных случаях из их жизни. Они очень смелые люди, преодолевают трудности и не боятся опасности. И в буран, и в дождь шофёры вовремя доставляют пассажиров и разные грузы на место.

Когда я вырасту, я буду шофёром. Буду сидеть в кабине мощного грузовика, мчаться по разным дорогам и своим трудом помогать людям.

- Какова основная мысль сочинения? (Хорошо быть шофёром)

- Почему хорошо быть шофёром? Найдите доказательства. (Второй абзац:

1. шофёры много ездят, бывают в разных местах, встречаются с разными интересными людьми

2. шофёры – смелые и отважные люди, преодолевающие разные трудности и преграды)


- Удалось ли автору доказать основную мысль? (можно было привести и другие доказательства, например, без водителей люди не смогли бы построить заводы и электростанции, убирать урожай, успевать к больным на «скорой помощи»).


- Как бы вы озаглавили этот текст? («Профессия шофёра», «Самая нужная профессия»…)

- Определим композицию нашего сочинения.


- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

1.Основная мысль (тезис). (Объяснение произношения данного слова)

2. Доказательства (аргументы):

а) ---------;

б) ---------;

в) ---------.

3. Вывод (заключение).


- Обратите внимание на знаки препинания.

- Какая часть сочинения должна быть больше по объёму? (Аргументы)


4. Физкультминутка.


5. Закрепление изученного материала.

- Откройте тетради, запишите дату и тему. Далее на черновиках напишите сочинение-рассуждение «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»

После написания чернового варианта обратить внимание ребят к стр. 316 учебника.

Прочитать статью «Как работать над сочинением».

Прослушать несколько работ и проанализировать их.


5. Итог урока.

Чему учились на уроке?


6. Домашнее задание.

Переписать сочинение в тетрадь.




Пример сочинения-рассуждения:


«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»


Я мечтаю стать учителем математики.

Почему? Во-первых, мне очень нравится математика. Это интересный предмет. Он полон задач, уравнений, примеров. Да, решать их очень сложно, но без трудностей было бы не интересно.

Во-вторых, мне нравится помогать, объяснять и даже учить. Ведь, когда ты объясняешь другому человеку какой-то материал, то чувствуешь себя чуточку умней.

А в-третьих, моя мама преподавала математику. И я, когда была маленькой, сидела у мамы на занятиях и запоминала все, что она говорила детям.

Я надеюсь, что моя мечта обязательно сбудется.



Урок развития речи на тему

«Русский язык – основа моей будущей профессии». 9 класс


Цель:

Сформировать у учащихся представление о профессиях и специальностях, пробудить интерес школьников к профессиям, связанных с филологическим образованием.


Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о понятии «русский язык», познавать профессии, тесно взаимосвязанных с предметом, при работе с различного рода справочных материалов, уметь выявлять описание профессиограмм в Интернет-ресурсах.

  2. содействовать развитию познавательного интереса к различным профессиям XXI века

3 воспитывать любовь и уважение к русскому языку как основе будущей профессии.


Словарная работа: личность, работа, труд, дело, профессия, специальность;

нравственность, активность, ответственность, упорство, сила воли, целеустремленность, трудолюбие, творческий поиск, коммуникабельность, образованность, компетентность, патриотичность.



Ход проведения занятия

I. Организационный этап


Профессий очень много, необозримо много. Поэтому выбор сделать трудно.

Полезная информация о мире профессий разного типа, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования - вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути.

Обдумать вопрос о будущей профессии всегда полезно и тем, кто уже сделал выбор. Обдумать свой выбор - это значит поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы.

Все, что окружает вас сейчас и здесь, в большей или меньшей степени тоже помогает вам узнать о будущем, познакомиться с частичками той или иной профессиональной деятельности.


До начала урока учащиеся готовили ответы на вопросы, работая с Интернет-ресурсами и справочниками о профессиях.

-портал «Учёба.ру, раздел «Профессия».

-справочник профессий на сайте E-xecutive.

-www. zarplata.ru

-   Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/ 

 - Человеческие ресурсы Урала «Профориентация» [Электронный      ресурс].  Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/find/orientation 

-      Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/ 


Объяснение ученикам целей и задач урока. Раздача рабочего материала. Формирование групп. Каждая группа имеет компьютер с выходом в Интернет и другие источники информации. С помощью проектора мини-рассказы иллюстрируются слайдами. Все учащиеся разделены на две группы.


Дайте краткую характеристику каждой профессии. Знания, каких предметов особенно нужны для их получения?

Молодцы!

Итак, ребята наш урок посвящен теме (1 слайд)


II. Актуализация мыслительной деятельности

1 . Как вы понимаете термин «Русский язык»? что для вас значит это слово?


2. С какими науками тесно взаимосвязан русский язык?


3. Сможете ли вы обойтись без русского языка после школы?

Многие профессии связанны с русским языком. А главное каждый человек должен уметь правильно писать, правильно излагать свои мысли.


4. Приведи примеры профессий, где особенно необходимы филологические знания

Журналист, лингвист, корректор, редактор, артист, режиссёр, писатель, переводчик, юрист.


5. Работа с текстом.

1. Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. 2. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. 3. Однако горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. 4. Кони набрасывался на него со страстной ненавистью. 5. Его страсть восхищала меня, и в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. 6. Наверное, многое объясняется тем, что в ту пору Кони был уже очень пожилым человеком. 7. Он поступал так, как и большинство стариков: отстаивал те нормы русской речи, какие существовали во времена его детства и юности. 8. Старики почти всегда воображали, будто их дети и внуки уродуют ту правильную русскую речь, что казалась им незыблемой. 9. Вместе с тем есть пожилые люди, которые молоды душой и вполне современны. 10. Такие люди быстрее принимают изменения в языке, конечно, если эти изменения положительные и не разрушают нашу культуру. (По К. Чуковскому)


Вопросы к тексту.

1. Как характеризует А. Кони информация, заключённая в предложениях 3-5?

А) А.Кони - человек большой доброты.

Б) А. Кони- человек, непонятный окружающим.

В) А. Кони – человек раздражительный, грубый.

Г) А. Кони – человек, с усердием борющийся за чистоту русского языка.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение хватал через край (предложение 5).

А) преодолевал трудности, побеждая неприятности

Б) чересчур усердствовал, преувеличивал

В) переживал

Г) обижался

3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

А) (1) Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. (3) Однако горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

Б) (4) Кони набрасывался на него со страстной ненавистью. (5). Его страсть восхищала меня, и в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

В) (6) Наверное, многое объясняется тем, что в ту пору Кони был уже очень пожилым человеком. (7). Он поступал так, как и большинство стариков: отстаивал те нормы русской речи, какие существовали во времена его детства и юности.

Г) (9) Вместе с тем есть пожилые люди, которые молоды душой и вполне современны. (10). Такие люди быстрее принимают изменения в языке, конечно, если эти изменения положительные и не разрушают нашу культуру.

4. В каком предложении средством речевой выразительности является фразеологизм?

А) (2) Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Б) (3) Однако горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

В) ( 4) Кони набрасывался на него со страстной ненавистью.

Г) (5) Его страсть восхищала меня, и в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

5. Замените слово знаменитый в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Из предложений 3-4 выпишите слово, которое пишется по тому же правилу русской орфографии, что и слово известно.

7. Среди предложений текста найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

8. Замените словосочетание со страстной ненавистью в предложении 4, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите

получившееся словосочетание.

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

12. Укажите номер (-а) предложения (-ий) с осложнением – вводная конструкция.

13. Верно утверждение, что 8 предложение является сложноподчинённым с последовательным подчинением придаточных? Докажите графически.




5. Молодцы! А дальше мы познакомимся с понятием «профессиограмма». Чтобы подробно рассмотреть ту или иную профессию и определить в ней психологические качества труда, нужно знать содержание и характер труда, состав трудовых функций, условий труда, психофизиологические требования и многое другое. Для этих целей служат описания профессий, называемые профессиограммами. Профессиограмма – это характеристика профессий, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией. Профессиограмма включает:


Общие сведения о профессии

Характеристика процесса труда

Санитарно-гигиенические условия труда

Психологические требования профессии

к человеку

Пути получения

профессии

ЮРИСТ – это специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права

Работа юриста заключается в консультировании лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);

изучении законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;

составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;

толкование законов;

контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);

осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;

создание архива судебных и арбитражных дел;

участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);

обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;

изучение правовой практики зарубежных коллег;

правовая пропаганда;

участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).


Юрист работает в помещении, в комфортных условиях. Рабочая поза - сидя. Рабочий день юриста носит напряженный характер, требующий усидчивости и концентрации внимания при длительной работе с материалом.


логическое, аналитическое мышление;

высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);

хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);

высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;

вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);

способность убеждения;

коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);

склонность к исследовательской деятельности;

хорошие познания в разных областях наук;

высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);

способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

отсутствие интереса к выполняемой работе;

нерешительность;

неумение быстро принимать решения;

неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);

нечестность;

непринципиальность;

неспособность глубоко осмысливать происходящее;

беспечность;

непогашенная судимость;

плохая дикция.




У каждой команды таблицы. Дать описание одной или двум профессиям по плану.


Например:

Профессиограмма «ЮРИСТ»



Области применения профессиональных знаний:

  • государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;

  • адвокатура, прокуратура;

  • суды;

  • частное или индивидуальное предпринимательство;

  • органы предварительного следствия и дознания;

  • нотариальные конторы;

  • юридические консультации;

  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов);

  • образовательные учреждения;

  • частные детективные службы.


Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

  • рекламный агент;

  • брокер;

  • переводчик;

  • социальный работник;

  • продавец;

  • торговый агент.



III. Подготовка к сочинению-рассуждению «Русский язык – основа моей будущей профессии»

План.

  1. Моя будущая профессия – это …

  2. Роль РЯ в данной профессии

  1. РЯ – основа любой профессии.


IV. Заключительный этап

Рефлексия. Пожалуйста, заполните анкету

  1. В какой мере удовлетворён занятием?

  1. полностью удовлетворен

  2. в основном;

  3. частично;

  4. не удовлетворен.


  1. В какой мере проявил себя?

    1. в полной мере;

    2. в значительной мере;

    3. частично (мало) проявил;

    4. не проявил.


  1. В какой мере усвоил материал?

    1. в полной мере;

    2. в значительной мере;

    3. частично;

    4. не усвоил.


  1. Оцени полезность занятия

    1. полезно;

    2. многое полезно;

    3. не очень полезно;

    4. бесполезно.


  1. Как занятие способствовало развитию интереса к предмету географии?

    1. в полной мере;

    2. в значительной мере;

    3. частично (мало) способствовало;

    4. не способствовало.


  1. В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на занятии?

    1. полностью удовлетворён;

    2. в основном;

    3. частично;

    4. не удовлетворен.


  1. Оцени новизну изучаемого материала.

    1. все было новое;

    2. многое было новым;

    3. мало было нового, многое известно;

    4. ничего нового.












Литература.

      1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.



2.Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.



3.Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

- М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.



4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.









Уроки развития речи по профориентации
  • Русский язык и литература
Описание:

                                              Актуальность

Ни для кого не секрет, что правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармонической личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Поэтому важная роль в формировании профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившиеся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии.

 

В такой ситуации становится вполне закономерной стоящая перед учителями задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения, и она наиболее актуальна при преподавании основ наук в старших классах. Совмещение процесса обучения и профессиональной ориентации позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.

 

Урок развития речи.  5 класс.

 

Тема:  Сочинение-рассуждение   «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…» (В. Колечицкий)

 

Цель: 1. ознакомить учащихся с новым видом сочинения – сочинением-рассуждением;

          2. написать сочинение-рассуждение на черновиках;

          3. воспитывать желание быть полезным своей Родине, обществу.

 

Оборудование:  - стенд "Рабочие профессии";

                           - стенд «Все работы хороши - выбирай на вкус!»        

                           - плакат «В копилку знаний»;

                           - пословицы о труде; высказывания о труде;

                           -  ноутбук, толковый словарь, образец сочинения-рассуждения.

 

Лексическая работа: рассуждение, композиция, тезис, аргументы.

 

Ход урока.

1. Оргмомент.

Разговор о профессии (интервью учащихся к учащимся, заранее подготовленное дома; беседа по вопросам учителя).

 

Вопросы учителя:

 - Какие типы профессий вам известны?

- В чем должна заключаться самая большая в мире цель для каждого человека?

- Профессий в нашем обществе множество. Что нужно, чтобы правильно выбрать будущую профессию?

- Что означает фраза "хороший работник"?

 

2. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня на уроке познакомимся с новым видом творческой работы – сочинением-рассуждением и узнаем, из каких частей оно состоит.

- Как вы понимаете лексическое значение слова «рассуждение». (Слово проектируется на экран).    Определение значения слова по толковому словарю.

- Объясните правописание данного слова.

 

3. Объяснение нового материала.

- Перед вами образец сочинения-рассуждения. Прочтите про себя, а затем вслух. 

   

    Хорошо быть шофёром. Это самая лучшая профессия.

    Шофёры всюду бывают, видят разные места, разных людей. А это очень интересно. От своего папы  и его товарищей-шофёров я слышал очень много рассказов о разных случаях из их жизни. Они очень смелые люди, преодолевают трудности и не боятся опасности. И в буран, и в дождь шофёры вовремя доставляют пассажиров и разные грузы на место.

Когда я вырасту, я буду шофёром. Буду сидеть в кабине мощного грузовика, мчаться по разным дорогам и своим трудом помогать людям.

    

- Какова основная мысль сочинения? (Хорошо быть шофёром)

- Почему хорошо быть шофёром? Найдите доказательства.  (Второй абзац:

1. шофёры много ездят, бывают в разных местах, встречаются с разными интересными людьми

2. шофёры – смелые и отважные люди, преодолевающие разные трудности и преграды)

 

- Удалось ли автору доказать основную мысль? (можно было привести и другие доказательства, например, без водителей люди не смогли бы построить заводы и электростанции, убирать урожай, успевать к больным на «скорой помощи»).

 

- Как бы вы озаглавили этот текст?  («Профессия шофёра», «Самая нужная профессия»…)

- Определим композицию нашего сочинения.

 

- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

     1.Основная мысль (тезис).  (Объяснение произношения данного слова)

     2. Доказательства (аргументы):

          а) ---------;

          б) ---------;

          в) ---------.

     3. Вывод (заключение).

 

- Обратите внимание на знаки препинания.

- Какая часть сочинения должна быть больше по объёму? (Аргументы)

 

4. Физкультминутка.

 

5. Закрепление изученного материала.

- Откройте тетради, запишите дату и тему. Далее на черновиках напишите сочинение-рассуждение «Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»

После написания чернового варианта обратить внимание ребят к стр. 316 учебника.

Прочитать статью «Как работать над сочинением».

Прослушать несколько работ и проанализировать их.

 

5. Итог урока.

Чему учились на уроке?

 

6. Домашнее задание.

Переписать сочинение в тетрадь.

 

 

 

Пример сочинения-рассуждения:

 

«Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовёт меня вперед…»

 

Я мечтаю стать учителем математики.

Почему? Во-первых, мне очень нравится математика. Это интересный предмет. Он полон задач, уравнений, примеров. Да, решать их очень сложно, но без трудностей было бы не интересно.

Во-вторых, мне нравится помогать, объяснять и даже учить. Ведь, когда ты объясняешь другому человеку какой-то материал, то чувствуешь себя чуточку умней.

А в-третьих, моя мама преподавала математику. И я, когда была маленькой, сидела у мамы на занятиях и запоминала все, что она говорила детям.

Я надеюсь, что моя мечта обязательно сбудется.

 

 

Урок  развития речи на тему

«Русский язык – основа моей будущей профессии». 9 класс

 

Цель:

Сформировать у учащихся представление о профессиях и специальностях, пробудить интерес школьников к профессиям, связанных с филологическим образованием.

 

Задачи:

1          Обобщить знания учащихся о понятии «русский язык», познавать профессии, тесно взаимосвязанных с предметом, при работе с  различного рода справочных материалов, уметь выявлять описание профессиограмм в Интернет-ресурсах.

2          содействовать развитию познавательного интереса к различным профессиям XXI  века

3    воспитывать любовь и уважение к русскому языку как основе будущей профессии.

 

Словарная работа: личность, работа, труд, дело, профессия, специальность;

нравственность, активность, ответственность, упорство, сила воли, целеустремленность, трудолюбие, творческий поиск, коммуникабельность, образованность, компетентность, патриотичность.

 

 

Ход проведения занятия

I. Организационный этап

 

Профессий очень много, необозримо много. Поэтому выбор сделать трудно.

Полезная информация о мире профессий разного типа, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования - вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути.

Обдумать вопрос о будущей профессии всегда полезно и тем, кто уже сделал выбор. Обдумать свой выбор - это значит поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы.

Все, что окружает вас сейчас и здесь, в большей или меньшей степени тоже помогает вам узнать о будущем, познакомиться с частичками той или иной профессиональной деятельности.

 

До начала урока  учащиеся  готовили ответы на вопросы, работая с Интернет-ресурсами и справочниками о профессиях.

-портал «Учёба.ру, раздел «Профессия».

-справочник профессий на сайте E-xecutive.

-www. zarplata.ru

-   Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/ 

 - Человеческие ресурсы Урала «Профориентация» [Электронный      ресурс].  Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/find/orientation 

-      Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/ 

 

 Объяснение ученикам целей и задач урока. Раздача рабочего материала. Формирование групп. Каждая группа имеет компьютер с выходом в Интернет и другие источники информации. С помощью проектора мини-рассказы иллюстрируются слайдами. Все учащиеся разделены на две группы.

 

Дайте краткую характеристику каждой профессии. Знания, каких предметов особенно нужны для их  получения?

Молодцы!

Итак, ребята наш урок посвящен теме   (1 слайд)

 

II. Актуализация мыслительной деятельности

1 . Как вы понимаете термин «Русский язык»? что для вас значит это слово?

 

2. С какими науками тесно взаимосвязан русский язык?

 

3. Сможете ли вы обойтись без русского языка после школы?

  Многие профессии связанны с русским языком. А главное каждый человек должен уметь правильно писать, правильно излагать свои мысли.

 

4.  Приведи примеры профессий, где особенно необходимы филологические знания

Журналист, лингвист, корректор, редактор, артист, режиссёр, писатель, переводчик, юрист.

 

5. Работа с текстом.

1. Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. 2. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. 3. Однако горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. 4. Кони набрасывался на него со страстной ненавистью. 5. Его страсть восхищала меня, и  в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. 6. Наверное, многое объясняется тем, что в ту пору Кони был уже очень пожилым человеком. 7. Он поступал так, как и большинство стариков: отстаивал те нормы русской речи, какие существовали во времена его детства и юности. 8. Старики почти всегда воображали, будто их дети и внуки уродуют ту правильную русскую речь, что казалась им  незыблемой. 9. Вместе с тем есть пожилые люди, которые молоды душой и вполне современны. 10. Такие люди быстрее принимают изменения в языке, конечно, если эти изменения положительные и не разрушают нашу культуру.    (По К. Чуковскому)

 

Вопросы к тексту.

1. Как  характеризует А. Кони информация, заключённая в предложениях 3-5?

     А) А.Кони - человек большой доброты.

     Б) А. Кони-  человек, непонятный окружающим.

     В) А. Кони – человек раздражительный, грубый.

     Г) А. Кони – человек, с усердием борющийся за чистоту русского языка.

2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение хватал через край (предложение 5).

     А) преодолевал трудности, побеждая неприятности

     Б) чересчур усердствовал, преувеличивал

     В)  переживал

     Г)  обижался 

3.  В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

     А) (1) Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. (3) Однако горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

     Б)  (4) Кони набрасывался на него со страстной ненавистью. (5). Его страсть восхищала меня, и  в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

     В) (6) Наверное, многое объясняется тем, что в ту пору Кони был уже очень пожилым человеком. (7). Он поступал так, как и большинство стариков: отстаивал те нормы русской речи, какие существовали во времена его детства и юности.

     Г) (9) Вместе с тем есть пожилые люди, которые молоды душой и вполне современны. (10). Такие люди быстрее принимают изменения в языке, конечно, если эти изменения положительные и не разрушают нашу культуру.

4. В каком предложении средством речевой выразительности является фразеологизм?

    А) (2) Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

    Б)  (3) Однако горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

    В) ( 4) Кони набрасывался на него со страстной ненавистью.

    Г)  (5) Его страсть восхищала меня, и  в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

5.  Замените слово знаменитый  в предложении 1  стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Из предложений 3-4 выпишите слово, которое пишется по тому же правилу русской орфографии, что и слово известно.

7. Среди предложений текста найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

8. Замените словосочетание со страстной ненавистью в предложении 4, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите

получившееся словосочетание.

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

12. Укажите номер (-а) предложения (-ий) с осложнением – вводная конструкция.

13. Верно утверждение, что 8 предложение является сложноподчинённым с последовательным подчинением придаточных? Докажите графически.

 

 

 

5. Молодцы!  А дальше мы познакомимся с понятием «профессиограмма». Чтобы подробно рассмотреть ту или иную профессию и определить в ней психологические качества труда, нужно знать содержание и характер труда, состав трудовых функций, условий труда, психофизиологические требования и многое другое. Для этих целей служат описания профессий, называемые профессиограммами. Профессиограмма – это характеристика профессий, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией. Профессиограмма включает:

 

Общие сведения о профессии

Характеристика  процесса труда

Санитарно-гигиенические условия труда

Психологические требования профессии

к человеку

Пути получения

профессии

ЮРИСТ – это специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права

Работа юриста заключается в консультировании лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);

изучении законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;

составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;

толкование законов;

контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);

осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;

создание архива судебных и арбитражных дел;

участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);

обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;

изучение правовой практики зарубежных коллег;

правовая пропаганда;

участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

 

Юрист работает в помещении, в комфортных условиях. Рабочая поза - сидя. Рабочий день юриста носит напряженный характер, требующий усидчивости и концентрации внимания при длительной работе с  материалом.

 

логическое, аналитическое мышление;

высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);

хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);

высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;

вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);

способность убеждения;

коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);

склонность к исследовательской деятельности;

хорошие познания в разных областях наук;

высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);

способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

отсутствие интереса к выполняемой работе;

нерешительность;

неумение быстро принимать решения;

неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);

нечестность;

непринципиальность;

неспособность глубоко осмысливать происходящее;

беспечность;

непогашенная судимость;

плохая дикция.

 

 

 

У каждой команды  таблицы. Дать описание  одной или двум профессиям по плану.

 

Например:

Профессиограмма «ЮРИСТ»

 

 

Области применения профессиональных знаний:

·                     государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;

·                     адвокатура, прокуратура;

·                     суды;

·                     частное или индивидуальное предпринимательство;

·                     органы предварительного следствия и дознания;

·                     нотариальные конторы;

·                     юридические консультации;

·                     государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов);

·                     образовательные учреждения;

·                     частные детективные службы.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

·                     рекламный агент;

·                     брокер;

·                     переводчик;

·                     социальный работник;

·                     продавец;

·                     торговый агент.

 

 

III. Подготовка к сочинению-рассуждению «Русский язык – основа моей будущей профессии»

План.

  1. Моя будущая профессия – это …
  2. Роль РЯ в данной профессии

1)     

2)     

  1. РЯ – основа любой профессии.

 

IV. Заключительный этап

                        Рефлексия. Пожалуйста, заполните анкету

1.                  В какой мере удовлетворён занятием?

a)                                                полностью удовлетворен

b)                                                в основном;

c)                                                 частично;

d)                                               не удовлетворен.

 

2.                  В какой мере проявил себя?

a)                                          в полной мере;

b)                                          в значительной мере;

c)                                          частично (мало) проявил;

d)                                         не проявил.

 

3.                  В какой мере усвоил материал?

a)                                          в полной мере;

b)                                          в значительной мере;

c)                                          частично;

d)                                         не усвоил.

 

4.                  Оцени полезность занятия

a)                                          полезно;

b)                                          многое полезно;

c)                                          не очень полезно;

d)                                         бесполезно.

 

5.                  Как занятие способствовало развитию интереса к предмету географии?

a)                                          в полной мере;

b)                                          в значительной мере;

c)                                          частично (мало) способствовало;

d)                                         не способствовало.

 

6.                  В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на занятии?

a)                                          полностью удовлетворён;

b)                                          в основном;

c)                                          частично;

d)                                         не удовлетворен. 

 

7.                  Оцени новизну изучаемого материала.

a)                                          все было новое;

b)                                          многое было новым;

c)                                          мало было нового, многое известно;

d)                                         ничего нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.      Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

 

2.Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

 

3.Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

- М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

 

4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Лобанова Ольга Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1117
Номер материала 32159
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓