Главная / История / Уроки по теме "Смутное время" (10 класс)

Уроки по теме "Смутное время" (10 класс)


Разработка уроков по теме

«Смутное время»

для 10 класса общеобразовательной школы

(базовый уровень).


Подготовлено учителем истории МОУ «СОШ» пст.Визиндор Сысольского района Республики Коми

Петуховой Натальей Валерьевной


Тема: «Смутное время».

Поурочное планирование.


урока

Тема урока

Тип урока

1

Начало Смуты.

Урок формирования умений и навыков

2

Кризис общества и государства.

Урок применения знаний, умений, навыков

3

Спасители Отечества.

Урок изучения нового материала

4

Завершение Смуты. Смутное время и наш край.

Комбинированный урок



Урок 1. «Начало Смуты».

Имя урока: «Достиг я высшей власти…

Но счастья нет моей душе».

(А.С.Пушкин)

Цели:

- углубление знаний учащихся о периоде Смутного времени;

- отработка умения сравнивать (политику, черты личности исторических деятелей);

- воспитание чувства ответственности за свой выбор.

Персоналия: Борис Годунов, Лжедмитрий I.

Основные понятия: патриаршество, самозванец, Смутное время.

Оборудование: карта «Смутное время в России в н. XVI в.»; учебник А.Н.Cахаров, А.Н.Боханов «История России XVIIXIX вв.»

Межпредметные связи: с литературой (использование фрагмента драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».

План урока: 1. Проверка домашнего задания (опережающего характера).

2. Составление сравнительных характеристик политики и личностей Бориса Годунова и Лжедмитрия I.

Ход урока: Поскольку с материалом данной темы учащиеся знакомились в курсе истории 7 класса, и большой сложности для восприятия он не представляет, учащимся дается накануне домашнее задание: самостоятельно прочитать § 1 «Начало Смуты» и ответить на вопросы №1,2,5, выбрать из текста материал для ответов на вопросы №6 и 7.

На первом этапе урока проводится проверка ответов на вопросы № 1, 2, 5. Кроме того, предлагаются и следующие вопросы: Что такое патриаршество? Почему в России был введен титул Патриарха? Кто был первым Патриархом?

Задание: у доски один учащийся показывает по карте путь Лжедмитрия I на Москву.

Основной целью урока является отработка навыка составления сравнительной характеристики. Учащимся целесообразно показать примеры заданий ЕГЭ, предполагающих составление сравнительных таблиц, пояснить правила их составления.

Рассмотрение вопроса № 6 «Сравните политику Бориса Годунова и Лжедмитрия I.» Учащиеся, пользуясь домашними заготовками, выделяют общие черты политики данных правителей. Затем находим различия. В итоге в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая таблица:

Общее

  • опора на дворянство (раздача жалования, земель);

  • сохранение урочных лет

  • борьба со взяточничеством

  • попытки облегчить налоговое бремя

  • признание отдельных категорий крестьян свободными

  • привилегии для купцов

  • сторонники просвещения (обучение молодых людей за границей)

  • не являлись наследственными правителями

  • попытки придать своей власти законность, основать новую династию

Различия

Борис Годунов

Лжедмитрий I

* противопоставление боярства и дворянства

*стремление обеспечить интересы и бояр (урегулирование отношений с Боярской думой и т.п.), и дворян (раздача земель и т.п.)

* устранение неугодных бояр (Романовы)

*возвращение опальных бояр (Романовы)

*Церковь – надежная опора правителя, несмотря на разрешение построить в Москве протестантскую церковь

*настороженное отношение к правителю со стороны Русской Православной Церкви, несмотря на запрет строительства католических храмов в России

*был период восстановления права перехода крестьян в Юрьев день

-

*ближайшие советники – деятели церкви и семья

*ближайшие советники – поляки, но отношение к ним противоречивое

*строительство в Москве, благоустройство столицы

-

*содействие развитию книгопечатания, строительство типографий

-


Учащиеся делают вывод, что в политике двух столь разных правителей много общего, однако Лжедмитрий сумел за довольно короткий срок правления настроить против себя все русское общество. Причины этого учащимся предлагается найти в личности царя.

Учащиеся при помощи домашних заготовок отвечают на вопрос № 7 «Сравните личности Бориса Годунова и Лжедмитрия I». Опыт показывает, что сравнивать личности учащимся сложнее, так или иначе они переходят на сравнение конкретных поступков, либо политических действий, а не черт личности исторических деятелей. Поэтому необходим контроль учителя при выполнении данной работы.

В итоге в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая таблица:

Общее

  • из привилегированных сословий

  • грамотные, образованные, понимающие значение просвещение

  • стремление к власти (т.е. ставили перед собою сходные цели)

  • честолюбивы, высоко ценили себя

  • недоверчивы, подозрительны

  • не скупились на обещания, однако не всегда их сдерживали, т.е. использовали нужных им людей в своих целях; (учащимися предложен термин – популизм)

  • старались вести себя ровно, приветливо

  • в биографии каждого были «темные» стороны, отсюда – страх возможного разоблачения

  • неразборчивы в средствах, используемых для достижения целей

Различия

Борис Годунов

Лжедмитрий I

* формирование личности происходило в столице, в обстановке достатка, был приближен к «верхам»

*обедневший провинциальный дворянин, был слугой, постригался в монахи

* в основе всех действий лежит расчет

* авантюрист, не всегда задумывался о возможных последствиях

*по манере поведения – традиционный русский царь (соблюдал обычай и обряды, степенен, немногословен и т.п.)

*по манере поведения – человек европейских обычаев (не соблюдал обычай и обряды, быстро ходил, быстро решал вопросы, ел телятину, умел поддержать беседу, любил музыку и т.п.)

* верующий

* свободен в вопросах веры, принял тайно католичество, не молился

*предпочитал устранять своих врагов через посредников (мастер заговоров, интриг, тайных убийств)

* мог лично противостоять врагам (восстание 17 мая 1606г. в Москве)

*двойственность натуры, испытывал душевные терзания, угрызения совести

*душевных страданий не испытывал

*умер своей смертью (хотя есть версия, что отравлен)

*убит в результате боярского заговора


Учащиеся делают вывод, что Лжедмитрий I своим поведением вызывал недоверие и неодобрение в русском обществе, что личность его, имеющая довольно много сходных черт с личностью Бориса Годунова, тем не менее, во многом уступала последнему в плане внутренней цельности, умении раскаиваться. Учителем или учащимися зачитывается монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти…» из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» ( можно прослушать аудиозапись данного отрывка в исполнении актеров). При недостатке времени данный отрывок учащиеся должны прочесть самостоятельно (в библиотеке выкладываются соответствующие издания произведения). Учащимся предлагается оценить правильность выбора имени урока.

Домашнее задание: самостоятельное чтение §2 «Кризис общества и государства», ответы на вопросы №1,2.

Урок 2. «Кризис общества и государства».

Цели:

- углубление знаний учащихся о периоде Смутного времени;

- отработка умения систематизировать факты, отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

- формирование умения формулировать историческую альтернативу, подбирать аргументы для подтверждения различных вариантов альтернативы;

- продолжение развития навыков работы в группе, уважение к мнению другого, умение слушать и приводить доказательства своей точки зрения.

Персоналия: Василий Шуйский, Лжедмитрий II, И. Болотников, М.В. Скопин - Шуйский, Владислав, Ф.И.Мстиславский.

Основные понятия: гражданская война, интервенция, семибоярщина.

Оборудование: карта «Смутное время в России в н. XVI в.»; учебник А.Н.Cахаров, А.Н.Боханов «История России XVIIXIX вв.»

План урока: 1. Проверка домашнего задания (опережающего характера).

2. События и люди Смутного времени (1606-1610гг.)

Ход урока: На прошлом уроке учащиеся слушали (или прочитали дома) монолог Бориса Годунова из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»:

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. Не так ли

Мы смолоду влюбляемся и алчем

Утех любви, но только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем,

Уж, охладев, скучаем и томимся?..

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной —

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать —

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком —

Как буря, смерть уносит жениха...

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства

Меня, меня, несчастного отца!..

Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу,

Монахиню смиренную... всё я!

Ах! чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто... едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою. —

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда — беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И всe тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Для проверки понимания текста целесообразно предложить следующие вопросы:

- Год произнесения данного монолога.

- Какие проблемы царствования Бориса Годунова нашли отражение в монологе?

- О каком возможном поступке Годунова свидетельствует посещающее царя видение - « мальчики кровавые в глазах»?

- Ваше мнение о душевном состоянии царя.

После ответов на вопросы учащимся предлагается следующее проблемное задание: «Существует точка зрения, что деятельность Лжедмитрия I (даже при благоприятных для него обстоятельствах) не могла иметь для России никакого положительного значения». Сформулируйте другую точку зрения по данному вопросу. (Заслушиваются варианты ответов). Постарайтесь найти аргументы в пользу первой и второй точек зрения. (Девочкам предоставляется право выбора той точки зрения, для которой они будут искать аргументы, другую – характеризуют мальчики). Дается время для поиска аргументов, после чего заслушиваются ответы.

Затем производится проверка домашнего задания, учащиеся отвечают на вопросы №1 «Почему Василий Шуйский пришел к власти? Можно ли его воцарение считать знаковым, отражавшим состояние России того времени?» и №2 «Что такое «крестоцеловальная запись»? О чем она свидетельствовала?».

Понятие «гражданская война» (уже знакомое учащимся по курсу истории 7 и 9 классов) характеризуется через ответ на вопрос №3 в рамках соответствующей статьи параграфа. Затем учащиеся делятся на 3 группы (возможны варианты деления: по рядам, по указанию учителя, с помощью приемов социоигровой педагогики, по выбору учащихся), группы получают задания составить с помощью материалов учебника хронологическую таблицу народного восстания под предводительством И. Болотникова, выбрав события, происходившие на каждом из трех этапов восстания. (Хронологические рамки этапов сообщаются учащимся до начала работы, заносятся в таблицу на доске). После выполнения задания группы вносят в соответствующий столбик выбранные из теста учебника события. В итоге получается следующая таблица:

I этап

(август-декабрь 1606г.)

II этап

(январь- май 1607г.)

III этап

(июнь-октябрь 1607г.)

  • формирование армии повстанцев в Путивле

  • объединение с отрядами из Ельца (дворяне), лагерь в с.Коломенском

  • неудачная попытка штурма Москвы, измена дворян, отход в Калугу, потом – в Тулу

  • объединение с отрядом Лже-Петра

  • победа над армией Василия Шуйского под Тулой

  • осада Тулы войсками Шуйского (плотина на р.Упа, голод)

  • переговоры с Шуйским

  • сдача Тулы, пленение руководителей повстанцев

Итог: жестокая расправа с восставшими, большие жертвы.

Дальнейшие события Смутного времени рассматриваются через ответы на вопросы, при необходимости учителем дается комментарий, оказывается помощь при затруднениях. (Такой метод рассмотрения материала представляет оправданным из-за большого количества фактического материала, насыщенного датами и историческими личностями. Лекция в этом случае воспринимается учащимися достаточно трудно, а самостоятельное прочтение материала дома и последующее обращение к нему при ответах на вопросы позволяет учащимся лучше усвоить материал).

Вопросы:

1. Кем был новый самозванец, назовите и поясните его прозвище, состав его сторонников?

2. Можно ли говорить о своеобразном «двоевластии» в России в 1607-1609 гг.? Почему?

3. Как и почему происходит вмешательство Швеции в дела России?

4. Роль М.В.Скопина-Шуйского в событиях Смутного времени.

5. Определите состав, принципы деятельности, основные мероприятия семибоярщины.

6. Объясните последнюю фразу параграфа: «Русская государственность оказалась на краю гибели». Согласны ли вы с этим утверждением?

Домашнее задание: прочитать три первых статьи § 3 «Спасители Отечества» и составить характеристику Первого ополчения по плану: время деятельности, состав, лидеры, степень организованности, программа, деятельность. Один учащийся получает задание подготовить 3-минутное сообщение о подвиге Ивана Сусанина.



Урок 3. «Спасители Отечества».

Имя урока: «Жизнь свою положить, но землю родную вызволить»

(Кузьма Минин)

Цели:

- углубление знаний учащихся о периоде Смутного времени;

- отработка навыка работы с заданиями на нахождение соответствия, хронологической последовательности событий;

- формирование умения конспектировать рассказ учителя (записывать лекцию);

- воспитание чувства патриотизма, гордости за прошлое своей страны.

Персоналия: патриарх Гермоген, Кузьма Минин, Д.М.Пожарский, М.Романов.

Основные понятия: ополчение, династия.

Оборудование: карта «Смутное время в России в н. XVI в.»; учебник А.Н.Cахаров, А.Н.Боханов «История России XVIIXIX вв.»; репродукция картины К.Е.Маковского «Воззвание Минина» (можно использовать компакт-диск «Виды Нижнего Новгорода», в этом случае необходимы компьютер, мультимедийный проектор и экран), репродукция иконы «Казанской Божьей Матери», запись арии Сусанина из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» (можно использовать мультимедийное учебное пособие «МХК»).

Межпредметные связи: с литературой (использование думы К.Рылеева «Иван Сусанин», стихотворения А.С.Пушкина «Моя родословная»), с музыкой (использование арии Сусанина из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя»).

План урока: 1. Проверка знаний.

2. Второе ополчение и освобождение Москвы.

3. Начало династии Романовых.

Ход урока: Проверка ранее изученного материала проводится в виде письменной работы по вариантам.

Задания: 1 вариант.

1. Расположите события в хронологической последовательности.

А)получение Борисом Годуновым титула правителя

Б)вступление Лжедмитрия I в Москву

В)восстание Хлопка

Г)смерть Федора Ивановича

Д)начало царствования Бориса Годунова

Е)начало царствования Василия Шуйского (6 баллов)

Ответ: А-Г-Д-В-Б-Е.

2.Установите соответствие между историческим деятелем и связанным с ним событием.

Деятель

Событие

1.М.В.Скопин-Шуйский

А.Попытка штурма Москвы

2. Ф.И.Мстиславский

Б.Осада Троице-Сергиева монастыря

3.И.Болотников

В.Освобождение Троице-Сергиева монастыря от осады

4.Ян Сапега

Г.Оборона Смоленска


Д.Приглашение на русский трон Владислава.

Ответ: 1В2Д3А4Б. (4 балла).

2 вариант.

1. Расположите события в хронологической последовательности.

А)начало осады Троице-Сергиева монастыря

Б)поражение народного восстания И.Болотникова

В)появление Лжедмитрия II

Г)начало царствования Василия Шуйского

Д)приглашение на русский трон Владислава

Е)договор о помощи между Россией и Швецией (6 баллов)

Ответ: Г-В-Б-А-Е-Д.

2.Установите соответствие между историческим деятелем и связанным с ним событием.

Деятель

Событие

1.Ф.И.Мстиславский

А.Оборона Смоленска

2. Василий Шуйский

Б.Оборона Троице-Сергиева монастыря

3.Истома Пашков

В.»Крестоцеловальная запись»

4.воевода Шеин.

Г.Семибоярщина


Д.Руководство повстанческой армией.

Ответ: 1Г2В3Д4А. (4 балла).

Критерии оценки ответов:

9-10 правильных ответов – «5»

7-8 – «4»

5-6 - «3»

меньше 5 – «2».

Поскольку материал данного урока достаточно объемный, не проводится проверка домашнего задания по характеристике Первого ополчения.

Изучение нового материала происходит через рассказ учителя. Перед учащимися ставится задача: записывать в тетради краткий конспект лекции учителя. Учитель рассказывает о роли Русской Православной Церкви в деле освобождения России. Затем следует рассказ о событиях в Нижнем Новгороде осенью 1611 г. Еще до начала рассказа необходимо отметить неточность, имеющую место в тексте §3, где Кузьма Минин назван Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук, хотя это имя носил другой нижегородский купец. (См. Изюмский А.Б. «Достоверность исторического факта в учебниках». Ж «Преподавание истории в школе», №1, 2007 г.). Для большей яркости рассказа целесообразно использование картины К.Е.Маковского «Воззвание Минина». При отсутствии репродукции можно использовать диск «Виды Нижнего Новгорода», где присутствует данная репродукция. Необходимо рассказать учащимся, что художник тщательно изучал документы и вещи того времени, запечатлел на картине реальных исторических персонажей и реальную обстановку. На картине изображена толпа у подножия нижегородского кремля на Торговой площади. Справа – деревянная церковь Иоанна Предтечи (в 17 в. была перестроена в каменную, в настоящее время сохранилась с некоторыми изменениями). (Показ фотографии площади и церкви в наши дни). В центре толпы на возвышении фигура Кузьмы Минина, он обращается к нижегородцам с призывом собрать средства на ополчение. «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имущества своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей в кабалу закладывать, жизнь свою положить. Но землю родную вызволить». Сам Минин отдал в фонд ополчения все свое имущество. По-разному реагируют люди на призыв Минина. Молодые мужчины вокруг него решительно требуют записать их в ополчение, они готовы сражаться. На переднем плане картины знатный боярин в богатом зеленом кафтане показывает своим слугам, куда поставить носилки с дорогой посудой и златоткаными покрывалами, он тоже готов помочь ополчению. Чуть выше него изображен нищий, который снимает с груди нательный крест, единственное, что у него есть. Но важна не сумма вклада, важно желание и готовность пожертвовать своим ради общего дела – спасения Отечества. В правом нижнем углу картины пожилая женщина держит в руках туесок с деньгами «на черный день», но ясно, что она отдаст их на ополчение. Рядом с ней совсем юная девушка делает шаг к месту сбора пожертвований, она несет в руках расшитый кокошник и нитку жемчуга – свое нехитрое приданое. Богатая боярыня, стоящая рядом с Мининым вынимает из ушей серьги. Чужеродной в этом общем порыве кажется фигура нижегородского воеводы – князя Звенигородского, который стоит рядом с выступающим Мининым. Он не готов на жертвы, не может решиться сделать то, что смогли сделать и «муж родом не славный, но смыслом мудрый» - говядарь Кузьма Минин, и нищий, и богатый боярин, и женщины. У стола дьяк составляет опись пожертвований. Известны имена помощников Минина, земских сборщиков Микиты Бестужева и Пятого Ивлиева. Справа от стола священник держит в руках длинный свиток – это архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий читает грамоту от московского патриарха Гермогена. От кремля движется на площадь крестный ход. Протопоп Савва Ефимьев, возглавляющий его, осеняет крестом происходящее на площади.

Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1) Какова, на ваш взгляд, главная идея картины? 2) Какие слова, фразы вы предложили бы, если бы перед вами стояла задача озвучить это художественное полотно?

Далее учитель рассказывает о подготовке ополчения, руководителях, движении к Москве (используется карта) и освобождении Москвы. Целесообразно упомянуть, что ополчение имело почитаемую икону Казанской Божьей Матери. (Демонстрируется репродукция иконы). Необходимо отметить и то, что празднование современной Россией Дня народного единства – 4 ноября имеет в основе события, о которых только что шла речь. Учащимся можно задать вопрос о причине именно такого названия современного праздника.

Далее освещается вопрос, связанный с избранием нового царя. Целесообразно более подробно осветить круг претендентов на царский престол. После рассказа учителя об итогах избрания царя заслушивается сообщение о подвиге Ивана Осиповича Сусанина. Ученику можно порекомендовать использовать строки из думы К.Рылеева «Иван Сусанин». При наличии времени можно заслушать и фрагмент арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря…» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя». Этот подвиг увенчал патриотический порыв народа. После избрания на царство Михаила Романова взошла заря новой династии.

Домашнее задание: составить характеристику Второго ополчения, сравнить его с Первым. Учащимся необходимо вспомнить, каким образом увековечена память героев Второго ополчения. Трое учащихся получают материал для подготовки докладов об участии жителей Коми края в событиях Смутного времени. Творческое задание: прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Моя родословная», выявить с помощью дополнительных источников участие предков поэта в событиях Смутного времени.


Урок 4. «Завершение Смуты. Смутное время и наш край».

Цели:

- изучение материала об участии жителей Коми края в событиях Смутного времени;

- отработка умения выступать с сообщениями, укладываясь в заданное время;

- формирование умения конспектировать рассказ одноклассников (записывать лекцию);

- продолжение формирования навыков работы с фрагментами исторических сочинений;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за прошлое своей страны.

Персоналия: патриарх Гермоген, Кузьма Минин, Д.М.Пожарский, М.Романов.

Основные понятия: альтернатива.

Оборудование: карта «Смутное время в России в н. XVI в.»; учебник А.Н.Cахаров, А.Н.Боханов «История России XVIIXIX вв.», фотографии памятников Минину и Пожарскому в Москве и Нижнем Новгороде, распечатки отрывка из «Лекций по истории Государства Российского» В.О.Ключевского.

План урока: 1. Историческая альтернатива в период Смуты. Причины избрания М.Романова.

2. Коми край в период Смуты.

3. Память о героях Смутного времени.

Ход урока: При рассмотрении первого вопроса учащимся необходимо напомнить, что такое историческая альтернатива. Учитель сообщает о трех альтернативах политического устройства страны после Смуты: самодержавное правление, выборное правление, правление группы лиц (аристократическое правление). Учащиеся должны объяснить, опираясь на текст учебника, какая альтернатива и почему одержала победу. Но существовала альтернативы, связанные с конкретными претендентами на престол. Затем целесообразно повторить материал о работе Земского собора 1613 г. Учащимся предлагается охарактеризовать данное историческое событие по плану. После заслушивания характеристики предлагаются выдержки из сочинения В.О.Ключевского «Лекции по истории Государства Российского» и задается вопрос: почему, по мнению В.О.Ключевского, на царство избран был именно Михаил Романов?

«Михаила вынесла не личная или агитационная, а фамильная популярность.

Популярность Романовых, приобретенная личными их качествами, несомненно, усилилась от гонения, которому подверглись Никитичи при подозрительном Годунове. …двусмысленное поведение фамилии в смутные годы подготовило Михаилу двустороннюю поддержку, и в земстве, и в казачестве. Но больше всего помогла Михаилу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. …Но бояр, руководивших выборами, должно было склонять в пользу Михаила еще одно удобство, к которому они не могли быть равнодушны. Есть известие, будто бы Ф.И.Шереметев писал в Польшу кн. Галицыну: «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Шереметев, конечно, знал, что престол не лишит Михаила способности зреть и молодость его не будет перманентна (долгой). Но другие качества обещали показать, что племянник будет второй дядя. Напоминая его умственной и физической хилостью, выйдет добрым, кротким царем, при котором не повторятся испытания, пережитые боярством в царствование Грозного и Бориса. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился родоначальник новой династии, положившей конец Смуте». (Курсив мой – Н.П.). Учитель задает уточняющие вопросы по содержанию отрывка, необходимые для выяснения понимания учащимися фрагменты выделены курсивом.

Учащиеся, выполнявшие творческое задание по стихотворению А.С.Пушкина «Моя родословная» поясняют фрагмент текста:

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Один из предков великого поэта - Федор Семенович Пушкин, стольник, в 1613 г. подписался под грамотой об избрании Михаила Романова на престол (грамоту эту подписали пятеро Пушкиных).

По второму вопросу заслушиваются сообщения учащихся. Материал для сообщений подбирается учителем. Хороший эффект дает использование статей книги И.Жеребцова и П.Столповского «Рассказы для детей об истории Коми края». Несмотря на название «рассказы для детей», в книге представлен обширный историко-краеведческий материал, изложенный доступно и занимательно. Положительно и то, что события из местной истории подаются авторами на фоне событий истории страны; таким образом, заслушивая сообщения, учащиеся имеют возможность еще раз услышать сведения об основных событиях Смутного времени. Для сообщений выбираются рассказы «Смутное время», «Север против Тушинского вора», «Князь Пожарский пишет в Коми край». Время для каждого выступающего – 4-5 минут. Остальные учащиеся делают в тетрадях краткие записи об участии жителей края в данных событиях.

Третий вопрос рассматривается в ходе беседы. Обычно учащиеся довольно легко называют памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор И.П.Мартос), но не знают других. Учителю необходимо рассказать о следующих памятниках: обелиск Минину на территории нижегородского кремля; копия памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, установленная на бывшей Торговой площади в Нижнем Новгороде; Казанский собор в Москве, сооруженный на средства князя Дм.Пожарского; памятник Второму ополчению в Ярославле. Сообщается и о том, что память патриарха Гермогена увековечена Русской Православной Церковью – он причислен к лику святых. В заключение учащимся предлагается пояснить надпись на памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Домашнее задание: вопросы №3,4,6 из «Вопросов и заданий к главе 1» -устно. Тетради собираются учителем на проверку, проверяется характеристика ополчений, качество конспектов лекции учителя и сообщений учащихся.



Уроки по теме "Смутное время" (10 класс)
  • История
Описание:

В материале представлены разработки четырех уроков по теме "Смутное время" для 10 класса (базовый уровень). Подробно описывается ход каждого урока. В рамках уроков предусмотрены задания, аналогичные контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по истории (сравнительные характеристики, ответы на вопросы по адаптированому и неадаптированному источникам, тесты). Представлены уже заполненные варианты сравнительных таблиц.

 В качестве дополнения  к урокам приведены фрагменты произведений А.С.Пушкина. В рамках четвертого урока предусмтрен этнокультурный компонент, связанный с влиянием событий Смутного времени на Коми край. 

Автор Петухова Наталья Валерьевна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 2697
Номер материала 7112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓