Главная / Биология / уроки по модулю "Вегетативные органы растений" (6 класс)

уроки по модулю "Вегетативные органы растений" (6 класс)

приложения к модулю №2


Урок № 1. Вегетативные органы растений: корень, побег и почки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Лекция с использованием возможностей интерактивной доски.

  3. Запись ОС и закрепление.

Краткое содержание лекции:

Растение – это целостный живой организм. Как любой организм, растение состоит из органов. Орган – это часть тела организма, которая имеет определенное строение и выполняет одну или несколько функций. Вегетативные органы (побег и корень) обеспечивают питание, рост, дыхание и т.д. Генеративные органы (цветок, плод, семя) ответственны за размножение.

Корень основной вегетативный орган растения. Функции корня: всасывающая, опорная и запасающая. По типу происхождения различают главные, боковые и придаточные корни. Совокупность корней называют корневой системой. Мочковатая и стержневая корневая системы. По выполняемым функциям корень состоит из нескольких зон. Под влиянием условий внешней среды корни, как и другие органы, могут видоизменяться. Различают корнеплоды, корневые клубни, корни – опоры, присоски и т.д.

Стебель, листья и почки образуют побег. Стебель – это главная, опорная часть побега. Функции стебля разнообразны, в зависимости от выполняемой функции и условий произрастания растений различают различные формы стебля. Внутреннее строение хорошо изучать на примере древесного стебля. Хорошо развита проводящая система стебля – сосуды и ситовидные трубочки.

Многообразие форм растений обеспечивается и за счет видоизмененных побегов – столонов, усиков, корневищ, клубней, луковиц и т.д.

Запись опорной схемы.

Учитель предлагает вниманию учащихся опорную схему темы урока. Еще раз кратко ее поясняет и просит записать в тетрадь. После этого дается время на осмысление записанной ОС. Ученики озвучивают схему в парах. По желанию несколько учащихся озвучивают схемы у доски.


Закрепление. Лист взаимоконтроля.

  1. Вегетативный орган растения, выполняющий функцию опоры, всасывания и запасания называется………

  2. К генеративным органам растения относятся……….

  3. Побег состоит из……..

  4. Орган растения, соединяющий надземные и подземные части растения называется…..

  5. Основная функция генеративных органов это……..

  6. К вегетативным органам растения относятся……..

  7. По типу происхождения и развития корни делятся на ……

  8. Видоизмененные побеги делятся на ……..

  9. Из скольких слоев состоит на продольном срезе ствол дерева?

  10. Зачаточный побег – это….


Ответы на лист взаимоконтроля.

  1. Корень

  2. Цветок, плод, семя

  3. Стебля, листьев и почки

  4. Стебель

  5. Размножение

  6. Корень и побег

  7. Главный, боковой и придаточный

  8. Надземные и подземные

  9. 4 (четыре)

  10. Почка

Домашнее задание: выучить опорную схему, читать параграфы 7-15.


Урок №2. Закрепление материала. Самостоятельная работа с учебником

с последующей взаимопроверкой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Озвучивание ОС.

  3. Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя с последующей взаимопроверкой.


Самостоятельная работа

  1. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Какие органы растений получили название генеративные и почему?

    2. Чем отличается мочковатая и стержневая корневая системы?

    3. Как отличить придаточный корень?

    4. В чем особенность клеток корневого чехлика?

    5. К каким органам относится корень?

    6. Какой корень называется главным?

    7. Какие функции выполняет корень?

    8. Чем отличается корневая система от корня?

    9. Какая зона корня густо покрыта корневыми волосками?

    10. Функции зоны роста корня?

    11. Какой тканью представлена зона деления корня?

    12. Докажите, что корень растет своей верхушкой.

    13. Какие органы растения относятся к вегетативным?

    14. Где проходит восходящий ток питательных веществ?

    15. Где проходит нисходящий ток питательных веществ?


  1. Охарактеризуйте ткани корня.


Вид ткани

Месторасположение ткани

в корне

Выполняемые функции

1. Покровная



2. Образовательная



3. Проводящая




  1. Впишите номера перечисленных ниже растений в графы в соответствии с типом их корневых систем.

1. Лук 3. Морковь 5. Тыква 7. Полынь 9. Горох

2. Дыня 4. Кукуруза 6. Рис 8. Камыш 10. Овес


Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система












  1. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

Корень, развившийся из корешка зародыша, называется …….Корни, отрастающие от стебля или листа, называют……..Корни, развивающиеся на главном или придаточных корнях, называют…………….


Ответы на задания:

  1. Охарактеризуйте ткани корня.

Вид ткани

Месторасположение ткани

в корне

Выполняемые функции

1. Покровная

Корневой чехлик

Защита

2. Образовательная

Зона деления

Образование клеток

3. Проводящая

Зона проведения

Транспорт в-в


3. Вписать номера

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

2

3

5

7

9

1

4

6

8

10


4. Главный, придаточные, боковые.

Домашнее задание: выучить опорную схему, читать параграфы 7-15.




Урок № 3. Закрепление материала. Лабораторные работы №5 и 6.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Выполнение лабораторных работ №5 и 6, оформление результатов работы.

Лабораторная работа №5

Типы корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системами, проростки растений (подсолнечник, горох, фасоль) на разных стадиях развития.

Задание для выполнения:

  1. Внимательно рассмотрите гербарные образцы корней гороха, фасоли и т.д. Определите типы корней, нарисуйте и подпишите названия.

  2. Внимательно рассмотрите гербарные образцы корней пшеницы, кукурузы и т.д. Определите типы корней, нарисуйте и подпишите названия.

  3. Рассмотрите корни проростков гороха, фасоли на различных стадиях. Сколько корней появляется в начале развития проростка?

  4. Сколько корней появляется в начале развития проростков пшеницы? Чем отличается развитие корневой системы пшеницы и гороха?

Лабораторная работа №6

Изучение участков корня невооруженным глазом и под микроскопом.

Оборудование: проростки пшеницы и гороха, микропрепараты, микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка и стакан с водой, пинцет, игла, фильтровальная бумага.

Задания для выполнения:

  1. Рассмотрите проростки пшеницы и гороха невооруженным глазом. В средней части корня найдите и рассмотрите корневые волоски, они имеют вид легкого пушка.

  2. Приготовьте препарат зоны корня с корневыми волосками и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте строение волоска.

  3. Приготовьте препарат из кончика корня. Изучите его под микроскопом. Обратите внимание на особенности клеток корневого чехлика. Нарисуйте его и сравните с рисунком в учебнике.

  4. Рассмотрите готовый микропрепарат. Сравните с препаратом, приготовленным вами.

  5. Зарисуйте зоны корня и обозначьте все его участки.



Урок №4. Закрепление материала. Видоизменения корня. Побег т почки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Озвучивание ОС

  3. Самостоятельная работа с учебником по параграфам 9 -11 (работа в группах, игра «Снежный ком»).

Задания группам.

Задание группе А

Изучите тему «Корень – орган минерального питания растения» и сделайте опорную схему –конспект.

Назовите необходимые для жизни растения питательные вещества.

Задание группе В

Изучите материал «Видоизменения корней» и составьте краткую схему – конспект.

Какова причина видоизменения корней? Назовите наиболее распространенные видоизменения корней.

Задание группе С

Изучите материал «Побег и почка». Каково строение почки, побега?

Почему почку называют зачаточным побегом?


Домашнее задание: учить ОС, подготовиться к лабораторной работе.



Урок № 5,6. Закрепление материала. Стебель. Рост стебля в высоту и толщину.

Лабораторные работы № 7,8,9.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Озвучивание ОС

  3. Самостоятельная работа в группах (игра «Снежный ком»).

  4. Выполнение лабораторных работ.

Задания группам:

Задание группе А

Изучить разнообразие и функции стеблей, внутреннее строение стебля. Составить краткую схему .

Задание группе В

Изучить рост стебля в высоту и толщину. Что можно узнать по годичным кольцам?

Задание группе С

Каков механизм движения воды и питательных веществ по стеблю.

Задание группе Д

Составить схему многообразия видоизмененных побегов



Примерные краткие схемы:

гр.А Типы стеблей: прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся, стелющийся и т.д.

Строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.

Структурная часть стебля

ткани

функции

Кожица и пробка

покровная

Защита стебля от пыли, микроорганизмов, перегрева, излишнего испарения

чечевички


Газообмен

Луб - ситовидные

трубки

- лубяные

волокна

Проводящая


механическая

Проведение растворов органических веществ (нисходящий ток)

Придают растению прочность


камбий

образовательная

Рост стебля(клетки камбия, которые откладываются в сторону коры, становятся клетками луба, а те которые откладываются внутрь – новыми клетками древесины)

Древесина

(сосуды древесины)

Основная,

механическая,

проводящая

Основная часть ствола дерева


Проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ (восходящий ток)


сердцевина

Основная

(запасающая паренхима)

Запасаются питательные вещества

гр. В Рост стебля в высоту и толщину.

На самой верхушке стебля есть точка роста. Рост в толщину за счет деления клеток камбия.

гр. С Движение воды при помощи проводящей системы, состоящей из ксилемы и флоэмы. Ксилема – из корней к листьям, а флоэма – наоборот.

гр.Д Видоизмененные побеги делятся на надземные (столоны – усы земляники-, усики, клубни -у кольраби-, колючки, шипы, сочные водозапасающие стебли и листья). Подземные побеги: корневище, клубни, луковицы, клубнелуковицы.


Лабораторная работа № 7 Знакомство с внутренним строением стебля.

Оборудование: побеги деревьев (карагач, береза, тополь), лупа, поперечный срез 2-3 летнего дерева.

Задание для выполнения.

  1. Обратите внимание на цвет коры побегов различных деревьев, найдите выпуклую чечевичку, рассмотрите под лупой ее форму и зарисуйте.

  2. По поперечному срезу дерева опишите внутреннее строение стебля. Определите толщину каждого слоя, обратите внимание на их цвет. Рассмотрите особенности клеток сердцевины.


Лабораторная работа №8 Работа с годичным кольцом спила древесного ствола.

Оборудование: поперечные срезы различных деревьев и лупа.

Задания для выполнения:

  1. Рассмотрите с помощью увеличительного стекла срезы стволов деревьев различной толщины, найдите годичные кольца. Определите, в каком слое стебля они образованы. Подсчитайте годичные кольца, назовите возраст каждого дерева.

  2. Рассмотрев ширину кольца, объясните погодные условия, повлиявшие на рост растения.


Лабораторная работа № 9 Знакомство с видоизмененными подземными побегами.

Оборудование: гербарий пырея, ландыша, ириса, тимофеевки, ствол капусты, луковица, клубень картофеля, лупа.

Задание для выполнения:

  1. Используя гербарий пырея, ландыша, ириса найдите чешуйки, почки, придаточные корни корневища, сравните с корнем.

  2. Рассмотрите клубень картофеля и найдите его основание и верхнюю часть. Обратите внимание, в какой части расположено больше глазков.

  3. Разрезав клубень поперек на 2 части, сравните его строение с обычным побегом.

  4. Обратите внимание на внешнее строение луковицы. Рассмотрите наружные и внутренние чешуи, корневую систему.

  5. С помощью лупы рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Отличите ее донце и почки. Сделайте рисунок и подпишите.

Домашнее задание: учить ОС, главу 2, подготовиться к зачету по главе «Вегетативные органы растений».


Урок №7 Закрепление материала. Игра «Подумаем вместе».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Анализ выполнения лабораторной работы

  3. Игра (сформировать группы по 5-6 человек)


Проводится по принципу игры «Что, где, когда?». Побеждает команда, набравшая наибольшее количество балов.


  1. Почему слой древесины толще, чем слой коры, хотя и то и другое образуется из камбия?

  2. Во время высадки рассады капусты в открытый грунт у одних растений прищипывали главный корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему вы так считаете?

  3. Пословица гласит: «Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто». Каков смысл пословицы?

  4. На спиленной сосне было замечено, что годичные слои представляют собой не кольца, а овальные фигуры, вытянутые в одну сторону. Где росла эта сосна: в лесу среди деревьев, на открытом месте или на опушке леса?

  5. Народная мудрость гласит: «Кто с дерева кору снимает – его убивает». Почему?

  6. Какая часть корня побуждает его расти вниз? Почему?


Правильные ответы и суждения.

  1. клетки образовательной ткани камбия делятся и откладываются в сторону древесины больше и сторону луба меньше.

  2. прищипка кончика главного корня при пикировке рассады приводит к остановке его роста, разрастанию боковых корней в верхнем плодородном слое почвы. Так как поступление питательных веществ при этом увеличивается, то это вызывает повышение урожая в 1,5 раза и более.

  3. навоз – ценное органическое удобрение, в котором содержатся основные элементы питания (азот, фосфор, калий), микроэлементы и т.д. Он улучшает структуру почвы, увеличивает ее водоудерживающую способность, делает ее более рыхлой и воздухопроницаемой, активизирует деятельность микроорганизмов. При разложении навоза микроорганизмами выделяется углекислый газ, который растения берут из почвы. Все это способствует улучшению питания растений, что приводит к повышению урожайности.

  4. сосна росла на опушке леса. Свет она получала с той стороны, куда вытянуты годичные кольца.

  5. кора в жизни дерева выполняет следующие функции: а) защищает от действия низких температур, высыхания, проникновения патогенных микроорганизмов (кожица, пробка); б) обеспечивает газообмен (чечевички); в) проводит органические вещества (ситовидные трубочки); г) укрепляет стебель (лубяные волокна).

  6. точка роста, состоящая из образовательной ткани, находится на верхушке корня. Зона деления следует за корневым чехликом. Клетки интенсивно делятся.



Урок № 8 Зачет


1. Тестирование.

  1. что представляет собой почка?

А) зачаточный побег В) камбиальный слой С) комплекс покровных тканей

Д) комплекс, состоящий из сосудов и ситовидных трубочек

Е) комплекс, состоящий из механических волокон

2. видоизменением какого органа является кочан капусты?

А) цветка В) побега С) листа Д) корня Е) стебля

3. что можно обнаружить на верхушке корневища пырея?

А) корневой чехлик В) боковую почку С) верхушечную почку

Д) придаточную почку Е) пазушную почку

4. орган растения, не являющийся вегетативным?

А) лист В) стебель С) корень Д) цветок Е) побег

5. мочковатую корневую систему имеют:

А) пшеница, фасоль, тыква В) фасоль, тыква, дыня

С) лук, рис, клевер Д) кукуруза, клевер, лук Е) ячмень, лук, пшеница


6. главный корень хорошо развит в корневой системе

А) чеснока В) фасоли С) риса Д) проса Е) овса

7. последовательность зон кончика корня

А) зона роста, зона деления, зона всасывания, проводящая зона

В) зона деления, зона всасывания, проводящая зона, зона роста

С) зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения

Д) проводящая зона, зона деления, зона роста, зона всасывания

Е) зона всасывания, зона роста, зона деления, проводящая зона

8. корневая система, у которой хорошо развит главный корень:

А) основная В) боковая С) придаточная Д) стержневая Е) мочковатая

9. тонкий слой стебля, расположенный между корой и древесиной:

А) кожица В) луб С) древесина Д) пробка Е) камбий

10. слой стебля, в котором расположены сосудисто- волокнистые пучки:

А) кора В) камбий С) сердцевина Д) луб Е) древесина


2. вопросы:

1вариант

1.Корень и корневые системы. Зоны корня.

2.Видоизмененные побеги.

2 вариант

1. Видоизменения корня

2. Стебель. Внутреннее строение стебля.


Ответы на тесты

1- а, 2 –в, 3 –с, 4 –д, 5 – е, 6 –в, 7 –с, 8 –д, 9 –е, 10 –е.



уроки по модулю "Вегетативные органы растений" (6 класс)
  • Биология
Описание:

На современном этапе развития образования к уровню подготовки школьников  предъявляются новые требования. Ученики должны быть активными участниками образовательного процесса. Применение модульной технологии обучения способствует этому. В данной разработке представлена серия уроков по модулю № 2. Первый урок - вводный, а далее идет постепенное нарастание и углубление знаний, полученных в вводной лекции. Разноуровневые задания, задания для самоконтроля, возможность многократного возврата в изучаемому материалу  обеспечивают возможность каждому ученику в своем темпе осваивать тему.  

Автор Альжанова Раушан Кайдаровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1017
Номер материала 53002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓