Главная / Начальные классы / Уроки экскурсии в начальной школе

Уроки экскурсии в начальной школе

Разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

Учитель: Ильяшенко Н.А.МБОУ СОШ №4 г.Сатка

РАННЯЯ ОСЕНЬ (общие рекомендации).

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что человек — часть живой природы, что природа, в частности лес или парк, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.



Экскурсии в лес (парк) желательно проводить в одну и ту же местность. Можно совмещать их с природоведческими экскурсиями, тогда, соответственно, удлиняется время их проведения. Первая из таких экскурсий проводится в начале учебного года, в период ранней осени, в ясный солнечный день.



При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему.



Детей могут сопровождать, кроме учителя, 1—2 родителя. Не следует придерживаться жесткой дисциплины во время экскурсии. Дети идут свободно, общаясь между собой, высказывая свои впечатления.



Следует подчеркнуть пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Можно поговорить, как влияет природа на органы чувств, рассказать, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. С этой целью можно предложить детям потрогать кору разных деревьев, листья, понюхать цветы. Учитель беседует о том, чем можно полакомиться в осеннем лесу, а что нельзя есть, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.



Педагог учит детей правилам поведения в лесу — идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах — с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми, о том, как вести себя, чтобы не заблудиться. При беседах с учащимися необходимо обращаться к жизненному опыту детей: были ли у вас неприятные случаи, встречи в лесу? как вы с ними справились? и т.д.



Если в лесу (парке) встретятся лекарственные растения (шиповник, рябина и др.), грибы, следует о них поговорить подробнее.

Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в лесу, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет дерева. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Поговори с деревом. Кто больше услышит звуков? Какой запах кажется тебе наиболее приятным? Есть ли в лесу запоздалые цветы? Найди их.



При подведении итогов экскурсии можно коротко поговорить на тему Природа и здоровье, что дала экскурсия для здоровья детей, как лес повлиял на настроение и самочувствие детей.



Экскурсия в осенний лес. 2 класс.

(проводится в начале учебного года).



Задачи экскурсии:

сформировать у учащихся общее представление о лесе;

показать красоту и разнообразие растении леса, приспособленность к совместной жизни;

познакомить, с некоторыми животными леса;

расширить знания учащихся о грибах.

Оборудование: коробки для сбора раздаточного материала, совок, секатор или нож (у учителя), термометр, компас.



План экскурсии.



1. Правила поведения на экскурсии.

2. Погода сегодняшнего дня (характеристика состояния неба, измерение температуры воздуха по термометру, определение наличия ветра (по верхушкам деревьев) и его на правления с помощью компаса).

3. Общий вид леса (преобладающая окраска, очертания вершин деревьев).

4. Условия жизни в лесу (освещенность, влажность, температура воздуха, особенности почвы).

5. Растения леса (самостоятельные наблюдения учащихся по карточкам-заданиям, приведенным в учебнике). Охватываются все жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения.

6. Ярусы леса (рассказ учителя с привлечением результатов наблюдений учащихся на данной экскурсии).

В лесу растут деревья, кустарники и травянистые растения. Все они требуют разное количество света, тепла, влаги. Одни из них светолюбивые, а другие, наоборот, хорошо растут в тени и на открытых участках погибают от перегрева. Третьи нуждаются в тепле и т. д. Чтобы ужиться вместе большому разнообразию растений, необходимы специальные приспособления. Одно из них — ярусное расположение. Верхний, или первый, ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету, например дуб, липа, старая береза. Под ни ми во втором ярусе растут рябина, черемуха. Третий ярус составляют кустарники, а четвертый — травянистые растения. Пятый ярус составляют мхи и грибы. Освещенность в лесу уменьшается от яруса к ярусу, но этому внизу растут самые теневыносливые растения. Почва в лесу покрыта опавшими листьями деревьев и кустарником, остатками отмерших травянистых растений, которые образуют лесную подстилку. Она населена мельчайшими организмами — микробами. Под действием микробов остатки растений разлагаются, образуя перегной. Перегной превращается в минеральные вещества. В результате в почву пол вращаются взятые у нее растениями питательные вещества.

7. Животные леса (коллективные наблюдения учащихся). Внимание учащихся обращается на то, что каждое животное принадлежит к определенному ярусу. Там оно добывает пищу, скрывается от врагов, устраивает жилище и выращивает потомство.

8. Грибы и правила их сбора (проводится беседа в объеме информации учебника).

9. Беседа об использовании леса и мероприятиях по его охране.

10. Сбор материала для проведения уроков в классе, для изготовления гербариев и коллекций. Собираются опавшие листья разной окраски, плоды и

шишки; срезаются ветки деревьев и кустарников; выкапывается с корнем 2—3 экземпляра травянистых растений.

11. Подведение итогов экскурсии.

12. Домашнее задание.



Растения леса. Грибы. 3 класс.

Задачи урока:

уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу, приспособленности растений леса к совместной жизни;

продолжить знакомство с особенностями растений леса (на основе материала, собранного на экскурсии);

научить различать эти растения.

На уроке используются ветки и гербарии хвойных и лиственных деревьев, ветки кустарников, гербарии травянистых растений леса, таблица или картина "Лес".

Урок можно начать с чтения стихотворения Вс. Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный..." Это позволит не только создать определенный эмоциональный настрой, но и вспомнить впечатления о лесе, полученные во время экскурсии.



В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ УЧИТЕЛЯ

Лес — природный комплекс, состоящий из древесных растений одного или нескольких видов, растущих близко друг от друга (образующих более или менее сомкнутый древостой), и множества других организмов разных царств вместе с почвами, поверхностными водами и прилежащим слоем атмосферы.

В начале урока учитель предлагает учащимся сравнить условия жизни на лугу и в лесу. На основе сравнения дети подводятся к выводу о том, что состав растений на определенной территории зависит от условий окружающей среды (освещенность, влажность, температура воздуха, состав почвы). В то же время и сами растения (прежде всего деревья) оказывают влияние на окружающую среду.

Затем учитель просит учащихся вспомнить о значении ярусного расположения растений в лесу. Если экскурсия не проводилась или данный вопрос не рассматривался, учитель рассказывает о ярусах леса.

Далее учащиеся читают по учебнику статью "Какие растения растут в лесу".

Работая с текстом статьи, дети узнают о том, что разные деревья по-разному влияют на окружающую среду. Так, сосновые леса светлые и сухие, а еловые тенистые и влажные. В лиственном лесу светлее, чем в еловом, но темнее, чем в сосновом. Поэтому растения нижних ярусов лиственного леса отличаются от растений нижних ярусов елового и соснового леса.

На следующем этапе урока проводится практическая работа по изучению особенностей хвойных растений леса. Учащимся предлагаются следующие задания:

1. Рассмотрите ветки сосны и ели. Сравните их хвоинки по размеру, форме, окраске, запаху, на ощупь, по расположению на ветке.

2. Рассмотрите шишки сосны и ели. Сравните их по размеру, форме и окраске.

3. Рассмотрите семена сосны и ели. По внешнему виду определите способ их распространения.

4. Сравните по рисункам кроны сосны и ели. Объясни те различия между ними.



Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы по изучению лиственных растений леса. Задания для этой работы могут быть следующими:

1. Рассмотрите ветки лиственных деревьев и кустарников. Сравните их листья по размеру, форме, окраске, рас положению на ветке.

2. Сравните стебли веток по форме, окраске, на ощупь.

3. Рассмотрите плоды этих растений. Определите способ распространения плодов и семян.



Знакомство с кустарничками и травянистыми растения ми леса целесообразно провести в форме беседы с демонстрацией гербариев этих растений. Следует обратить внимание учащихся на некоторые признаки приспособленности растений к жизни в условиях сильной или частичной затененности (светлая окраска цветков для привлечения насекомых опылителей, яркие сочные плоды, привлекающие птиц, которые распространяют их семена). Далее учитель рассказывает о строении и жизни шляпочных грибов. О разнообразии и правилах сбора грибов дети читают по учебнику в статьях «Грибы» и «Как собирать грибы».



В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ УЧИТЕЛЯ

Лиственные деревья леса

Дуб легко узнать даже поздней осенью или зимой по его мощному стволу, широкой раскидистой кроне и толстым корявым веткам. У молодых дубов ствол покрыт гладкой корой, а у старых — грубой с глубокими трещинами. Он крепко держится в земле широко и глубоко уходящими и нее корнями. Дуб требователен к теплу, поэтому хорошо растет, когда окружен другими деревьями, задерживающими холодные ветры. Но в то же время он нуждается в хорошем освещении. Крупные жесткие листья дуба держатся на ветках до самой зимы. Ежегодно на дубе образуются плоды-желуди, которые висят на ветках до осени, а затем падают на землю.

Первой из деревьев зацветает ольха. Как только повеет в воздухе теплом, так начинают распускаться ее мужские соцветия — сережки, рассыпая пыльцу. Пыльца подхватывается ветром, который свободно проникает в безлистный лес. Опыленные женские сережки созревают очень долго. Только глубокой осенью высыпаются из них крылатые золотистые плоды. Сережки же одревесневают, превращаясь в маленькие «шишечки», а затем опадают.



Экскурсия в природу “Осень, осень...” 4 класс.

Цели:

Развивать воображение и творческие способности детей;

учить их видеть красоту осени, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в природе;

воспитывать чувство прекрасного через поэтическое восприятие осенней природы;

подготовить учащихся к письму сочинения “Осень, осень...”

Оборудование: Блокноты, карандаши, папки для сбора осенних листьев.



Ход урока



I. Слово учителя перед экскурсией

Учитель. Бродит осень по дорогам,

Ищет осень, где присесть,

Чтобы с грустью и

тревогой

О себе оставить весть...

Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.



II. Любование осенней природой

У. Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени.

Дети подходят, берут с пенька осенние листья клена, дуба и любуются ими.

На что похожи осенние листочки?



Дети. На желтые кораблики.

Последние послания лета и первые – осени.

Слезы осени.

Брошки осени. Она ими себе украсила платье.



У. А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?

Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.



Д. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный...

Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.

...В багрец и золото одетые леса.



У. Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали. А теперь обратите внимание на особенности этого года. Подходят ли к осени этого года такие слова:

Затерялась осень где-то.

Уж кончается сентябрь.

А теплом все дарит лето.

Не спешит с дождем октябрь.

Опишите лето, которое заблудилось в сентябрьском парке.

Дети отмечают, что очень тепло, стоит даже жара, нет дождей и т.д.



III. Звуки осени



У. Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.



Д. Листья шуршат под ногами.

Листья опадают, как будто осень плачет.

Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.

Птицы тоскливо переговариваются.

Ветерок еле шелестит листвой.

Прошуршала мышка.

Солнышко тихо и ласково греет щеку...



У. Какая музыка подходит под эту осень?



Д. Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс.



У. А какие инструменты могут озвучить осень?



Д. Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев.

Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде.

Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.



IV. Наброски плана сочинения



У. Посмотрите на осеннюю природу и набросайте на листочках в блокноте план. О чем бы вы написали в сочинении “Осень, осень...”? План, ребята, у каждого должен быть свой. Я вам дам условный план.

Остальные строки пусть родит ваше воображение и ваше видение осени. Можно представить план, как кадры фильма об осени.

Условный план:

1. Вот я любуюсь...

2. У осени такие звуки...

3. Я вижу осень...

4. Я чувствую: мы с осенью близки...

Ребята составляют план и попутно к каждому пункту плана записывают опорные слова. Выполняя это задание, они вспоминают описание осени у Аксакова.

Затем дети зачитывают свой план, рассказывают о творческих находках.



V. Спасибо, осень



У. За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?



Д. За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада.



У. А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки?

Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д.

Затем дети собирают букеты из осенних листьев.



VI. Домашнее задание

У. Во-первых, перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.



Приложение

Я приведу примеры только двух сочинений, которые дети написали после этой экскурсии. Все сочинения получились абсолютно разными. Это не шаблоны, а творческие работы!



Осень, осень...

Если признаться честно, такой осени я не видел. Это не то осень, не то лето. В прошлом году осень была пасмурная и дождливая. А в этом году она как будто переродилась. Уже кончается сентябрь, но стоит жара.

Два дня назад мы с мамой и бабушкой ходили в лес. Я люблю осенний лес. Но ничто не говорило в лесу о том, что в него пришла осень. Даже грибов не было ни одного. Не растут они в жару! Мы подышали свежим воздухом и поехали домой на велосипедах. Где же ты заблудилась, осень? И ни одной весточки от тебя нет!

Я думаю, что осени в этом году и не будет. Сразу придет зима. Это, наверное, она держит осень и не хочет ее отпускать. Но и у позднего лета есть осенние приметы. Это мягкая паутина повсюду и стаи птиц, которые все равно улетают.(Стас С. 3-й класс)



Осень, осень...

В этом году очень красивая осень. Она больше похожа на лето, чем на осень. Листья на деревьях – будто золото. Я смотрю на тебя, осень, и радуюсь. Какая же ты красивая! Но ты куда-нибудь умчишься от меня вдаль.

Осень золотая, желтые листья,

Как прекрасна ты сейчас!

Мне б хотелось с тобою умчаться

На твоих желтых сияниях в глазах!

Это стихотворение я придумала, потому что я люблю осень. Я собираю в парке листья и дружу с осенью. Никто этого не понимает. А я все равно дружу. Мне с ней хорошо, как с моей подругой Танюшкой. Я не знаю, любит ли кто-нибудь осень, как люблю ее я. Красоту нельзя не любить! (Оля Ж. 3-й класс)





ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА (общие рекомендации).

Если учитель располагает временем, зимнюю прогулку с детьми желательно организовать два раза. Первый раз — в начале зимы перед изучением темы «Зима в мире растений», а второй раз — в феврале, когда основной «зимний» материал по естествознанию изучен, а зимние природные явления наиболее выражены, что очень удобно для фенологических наблюдений. В феврале также активизируется жизнь зимующих птиц, поэтому наиболее вероятны встреча с ними и наблюдения за их жизнью в лесу (парке). Далее будет приведено описание модели одной экскурсии, в котором раскрывается изучаемый материал учебника и начала, и конца зимы.

Экскурсии проводятся в городской парк или пригородный лес во внеурочное время. Не следует организовывать экскурсию в такое время, когда в парке или в лесу слишком много народа: это может помешать восприятию детьми природы. Цель этих экскурсий — разгадка «загадок» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса.

Во время зимних прогулок большое внимание должно уделяться созданию положительного эмоционального фона. Дело в том, что зимой детям большую часть времени приходится проводить дома, а это не может не сказываться на их настроении. Длинная зима характерна для климата России, и в особенности Сибири. Она сформировала во многом и характер, и мировосприятие россиян. Поэтому привитие детям умения чувствовать таинственную прелесть русского заснеженного леса, неяркую красоту зимнего дня, желания слушать загадочное молчание спящей природы — это тоже часть патриотического воспитания.

В конце зимы ослабляется иммунитет у многих детей, поэтому на экскурсиях целесообразно усилить внимание к здоровьесберегающим технологиям (тренировочные дыхательные упражнения на свежем воздухе).

Во время зимних экскурсий дети активно используют атлас-определитель "От земли до неба" А. А. Плешакова.



Лесные загадки Зимушки-зимы. 2 класс.



Остановка 1. Первая загадка Зимушки-зимы.



Учитель: "Ребята, давайте отгадаем загадки Зимушки-зимы и определим самые главные ее приметы:

Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? (Снежинки.)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.)

Далее учитель может прочитать стихотворение С. Державина о снеге:



Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля...

Все в природе замирает

И поля, и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.



Учитель: Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Звездочка, прилетевшая с неба.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели.

Дети вместе с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая, когда было холодно, а когда стояла оттепель.

Учитель продолжает: «Снег может рассказать и о зимней жизни лесных обитателей, только надо научиться читать эту „белую книгу“...

Дети рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны, следы прыжка белки.

Учитель: Давайте с вами тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слово «любоваться»? Любуются тем, что нравится, что любят... Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградит вас своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье.



Остановка 2. Вторая загадка Зимушки-зимы.

Учитель: Покрытое белым пушистым ковром, зеленое царство спит... Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните, осенью на экскурсии мы собирали листья и по ним определяли, какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет, и определять, какое же перед нами дерево, придется по цвету коры, силуэту, почкам. А поможет нам в этом атлас-определитель.

Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Береза.) Правильно, других деревьев с белой корой нет. Как называется кора березы? (Береста.)

Теперь подойдем к дереву с черной корой. Такая черная, вся в глубоких трещинах кора у липы и дуба. Как их отличить зимой? Найдем в атласе-определителе силуэты дуба и липы. Действительно, у дуба ствол мощнее, чем у липы. Но если в лесу липы растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэтам, а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьях. Прочитаем этот материал в атласе-определителе на с. 85 и с. 87. А теперь посмотрим вверх. На каком дереве сохранились сморщенные бурые листья? (На дубе.) А на каком дереве листьев нет, но есть малюсенькиеплодики с крылышком? (На липе.)

Зимой трудно отличить американский клен от ясеня. Рассмотрим на с. 84 атласа-определителя силуэты этих деревьев. Как можно отличить эти деревья по силуэту? Ствол американского клена изогнут, будто, того и гляди, упадет, а у ясеня ствол прямой. По каким еще признакам можно различить зимой американский клен и ясень? По форме плодиков. У клена плодики спаренные и крылышки полупрозрачные. У ясеня плодик без пары и крылышко непрозрачное, похоже на язычок. Прочитаем об этом на с. 85 в атласе-определителе.



Физкультминутки. Учитель: А теперь, чтобы немножко погреться, сделаем несколько упражнений, попрыгаем и побегаем.



Остановка 3. Третья загадка Зимушки-зимы.

Учитель: Ребята, а теперь подойдем к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете? Как отличить ель от сосны?»

Дети отвечают, а затем рассматривают иллюстрации на с. 82 атласа-определителя и читают текст на с. 83.

Если в лесу или в парке растут кедровые сосны (кедры сибирские) и пихты, то учитель предлагает детям определить их.

Учитель продолжает: «А это что за дерево? Хвои нет, а весь снег вокруг него усеян маленькими шишечками. Правильно, это лиственница. Осенью мы видели, как ее хвоя желтеет и опадает.

А теперь подойдем к можжевельнику. В отличие от других хвойных это кустарник, а не дерево. У него тоже маленькие иголки, как у ели, но более колючие. Посмотрите в атласе-определителе на с. 83, есть ли у можжевельника шишки. Таких шишек, как у ели или сосны, нет, но на некоторых веточках бывают синеватые ягодки, которые называются шишкоягодами. Это любимый корм лесных птиц, особенно глухарей и тетеревов.



Остановка 4. Четвертая загадка Зимушки-зимы.

Учитель: А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте-ка аккуратно раскопаем лопаткой снег и посмотрим. Оказывается, под снегом есть зеленые растения: земляника, копытень, осока, живучка ползучая, пастушья сумка. И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелеными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

Под снежным покровом продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

Кто такие „братья наши меньшие“ и как мы можем им помочь зимой?

Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса... Прислушаемся, а так ли тихо в лесу? Все ли спят? Можно идти долго и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырвется громкое „хеее“ — это синица-гаичка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное „теть... теть... теть“. А из темных еловых крон может доноситься звон стеклянных колокольчиков. Это корольки — самые мелкие птички нашей страны.

Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, мы спасем им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпьте в них корм для птиц».



Остановка 5. Прощание с зимним лесом.

В конце экскурсии учитель обращается к детям: Поблагодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы оценили бы его? Это отметка, которую поставил нам очень мудрый учитель — окружающая нас родная природа за урок любви к своей Родине. Не забывайте, что настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!



Зимняя экскурсия во 3 классе.



Цели урока:

учить детей видеть красоту родной природы в разные времена года и беречь её.

развивать наблюдательность;

умение делать выводы, обобщения.

прививать любовь к своей Родине.

воспитывать у учащихся чувство прекрасного.



Тип урока: комбинированный.

Оборудование: флажки для передвижения по улицам, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот, градусник, кормушки из бросового материала.



Структура урока:

1. Сообщение темы и цели экскурсии.

2. Беседа о ТБ во время экскурсии.

3. Повторение ПДД.



Ход урока.

1. Учитель: Многие поэты, художники любили зиму и в произведениях отображали ее красоту. Кто помнит стихотворение о зиме А.С.Пушкина?

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. А.С.Пушкин



Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни Севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай. И.Никитин



Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку. С.Есенин



2. Наблюдения за деревьями



3. Игра "Угадай дерево"

Учитель называет дерево – дети бегут к этому дереву.



Зима

Стоит зима прекрасная,

Деревья в серебре.

Пушистый снег, как звездочки,

Сверкают при луне.



В лесу ни звука, тихо,

Как будто кто-то взял

И палочкой волшебной

Все звуки сразу снял.



И вот подходим к елочке,

красавице лесной,

Она в нарядном платьице

Красуется зимой.



Зима у нас устанавливается не сразу, ранние морозы часто перемежаются оттепелями. Чаще всего зима начинается по-настоящему в конце ноября.

Зима бывает с частыми снегопадами. Зимой ветры особенно сильны, часто бывают сильные метели Больше всего метелей бывает в январе-феврале.



Январь – самый холодный зимний месяц. В отдельные дни января температура падает до 30-40 градусов ниже нуля.

Укрытые сугробами поля, сверкающие инеем леса зовут к себе. Хорошо промчаться на лыжах по крутому склону! А когда застынет лед, в ход идут коньки, санки – все, на чем только можно кататься.

Зимой снег прикрывает от морозов озимые посевы. Чем больше снега на полях, тем больше влаги. Существует такая примета – «Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий».



4. Наблюдения под снегом.

Измерения толщины снежного покрова, температуры воздуха, снега. По итогам измерений делают записи.

Ребята, а кто считал, сколько лучиков у снежинки? Какие они по форме?



5. Наблюдения за снежинками

Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?

Декабрь – Святки.

Январь – Рождество Христово.

Февраль – март – Масленица.

Посмотрите, какие птички сидят на ветках? Как им приходится зимовать?

Развешивание кормушек, сделанных на уроках технологии из бросового материала.



6. Возвращение детей в класс



7. Итоговая беседа о чувствах, которые вызвала экскурсия.

По окончании экскурсии планируется написание творческой работы учащимися и выполнение рисунков.



Экскурсия в зимний лес в 4 классе.

Цели урока:

На основе наблюдений углубить и расширить представления учащихся об изменениях в природе зимой, о видовом разнообразии растений Кемеровской области и явлениях природы.

Развитие компетенции: информационной (извлечение первичной информации), коммуникативной (публичное выступление)

Продолжить воспитание гуманного отношения к природе.



Ход экскурсии:

I. Подготовительный этап.

Определяется место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняется, какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.

Вспомните, какой был лес поздней осенью.

Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?

Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии?

Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет?



До экскурсии учащимся даются задания:

Понаблюдать за птицами;

Присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам;

Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору)



II. Проведение экскурсии в январе в том же лесу, что и поздней осенью.

1.Наблюдения за неживой и живой природой.

Стимул: увидеть глазами всё, что происходит вокруг.

Придя с детьми в лес, предлагаю им вопросы и задания:

а) – Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

- Что вы слышите?

- Какое у вас ощущение от зимнего леса?

- Какие стихи приходят вам на память?

-Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете?

б) - Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью?

Каким стало солнце? Чем покрыта земля зимой? Что падает с неба? Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

в) – Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите её, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой?

-Попробуйте зарисовать снежинку в блокноте.



2. Опытно – исследовательская работа

Уровень2. (Информационная компетентность)

Аспект: Извлечение первичной информации: самостоятельно проводят эксперимент, планируя его ход.

Стимул: - Мы будем исследователями, у нас заработают 3 научных лаборатории, ваши задания прописаны на карточках.

Г) Задачная формулировка. Вы будете выполнять следующие задания и результаты записывать в блокноты: «Способы определения названий деревьев» по алгоритму:

1 группа: Способы определения названия деревьев. Вид растения:

По почкам.

Остались ли листья.

По побегам.

По коре.



5 баллов – все 4 способа

3 балла – только 2 способа

2 балла – 1 способ



2 группа: рассмотрите сугробы. Где их намело и почему?

Какие деревья остались на зиму с листьями (хвоинками)? Найдите и укажите эти деревья.

Ветви елей очень упруги, под снегом за зиму они поникают, а летом поднимаются вверх. Кончик еловой хвои заканчивается острием, что отличает ее от хвои пихты, у которой конец хвоинки круглый. Во время сильных морозов растрескиваются шишки у елей и сосен, и семена, медленно вращаясь, разлетаются на небольшие расстояния.



Способы определения хвойных деревьев по алгоритму



1.По хвоинкам

2.По коре

3.По плодам

4.По веткам

5 баллов – все 4 способа

4 балла – только 2 способа

3 балла – 1 способ



3 группа: Найдите ель и сосну. Чем сосна отличается от ели?

Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Ель)



У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)



Отличие сосны от ели

1. По хвоинкам

2. По шишкам

3. По нижним веткам

5 баллов – все 3 способа

4 балла – только 2 способа

3 балла – 1 способ



III. Итоги наблюдений за природой.

Обработка информации: делают вывод на основе полученной информации, используя свои знания и опыт.

Представители групп докладывают о выполненной работе.

- Что мы сегодня наблюдали?

- Что нового узнали?

-Какие изменения в природе вы заметили?

-Подготовьте рассказ для одноклассников:

1гр – как вы определяли название лиственных деревьев

2гр – как вы определяли названия хвойных деревьев

3 гр. – как вы отличали сосну от ели

Итог: Вы наверняка знаете, какие растения растут возле вашего дома и школы, во дворе и по дороге к магазину. Запомните их зимний облик и попробуйте узнать эти растения, оказавшись в незнакомом месте. Летом отмечайте для себя те черты растения, которые помогут вам узнать его и зимой. Обращайте внимание не только на вид побегов и почек, но и на форму кроны, а также на места, где эти растения встречаются.



РАННЯЯ ВЕСНА (общие рекомендации).

Цель: продолжить формирование у детей представлений о влиянии весенних явлений в природе на здоровье, самочувствие и настроение людей, учить детей одеваться по погоде, предупреждать простудные заболевания. При изучении данного раздела целесообразно провести 3-4 экскурсии.

Темы экскурсий могут быть следующими:

Весна ранняя;

Весна воды;

Зеленая весна (названия примерные).

Первая из экскурсий проводится в конце марта, когда ярче начинают проявляться первые признаки наступления весны. Вторая экскурсия проводится в период окончания таяния снега, во время ледохода или большой воды. Третья — когда зацветают первые цветы, появляется молодая зелень. Все эти экскурсии проводятся под одним девизом Весна такая разная.

Содержание первой из экскурсий может быть следующим. Обращается внимание детей на изменение погоды, а вместе с тем и на изменения в одежде человека, его самочувствии; здоровье, настроении.

Можно рассказать детям о пользе весеннего солнца как источника витамина D, о весенней усталости организма, авитаминозе, недостатке света и красок, о том, что весенние пешие прогулки укрепляют здоровье человека, закаляют его организм.

Ранней весной учащаются случаи простудных заболеваний, так как организм ослаблен, а погода часто сырая и прохладная — можно побеседовать в связи с этим о профилактике простудных заболеваний. Выясняется, какие новые запахи, звуки, цвета, другие ощущения появились. Ребята могут попытаться сформулировать, за что они любят весну.

Во время экскурсии отрабатываются правила ходьбы группой, безопасной ходьбы по пересеченной местности, приемы преодоления различных препятствий, правила перехода улиц и дорог.

На этой и на всех последующих экскурсиях осуществляется межпредметная связь с занятиями по курсу «Мир вокруг нас». Новые знания, умения и навыки формируются с учетом полученных ранее по этому предмету.

Итогами экскурсии могут стать рисунки детей, их устные рассказы на тему: «Весна и здоровье».





ВЕСНА ЗЕЛЕНАЯ (общие рекомендации)..

Цель: продолжить наблюдения за весенними явлениями в природе, установить их связь со здоровьем, самочувствием и настроением детей, учить детей предупреждать несчастные случаи и заболевания.

Экскурсия проводится в лес (парк) в период появления первой зелени, цветения разных раннецветущих растений в ясный, теплый день.

Накануне экскурсии, как и ранее, проводится краткая беседа о содержании наблюдений за весенними явлениями в природе, о том, что можно взять с собой, как одеться и т.д.

Содержание экскурсии включает решение нескольких ш дач, сравнение с наблюдениями предыдущей экскурсии.

Примерные вопросы:

что изменилось в природе?

какой стала погода?

как изменились растения — деревья, кустарники, травы?

какие новые краски, звуки, запахи, осязательные ощущения появились?

как изменилась одежда? обувь?

- как влияет весенняя погода на самочувствие, настроение? и т.д.

На этом этапе важно отметить, как приятны для человеческого глаза после черно-белой зимы зелень молодой листвы, голубизна неба, яркие краски первых цветов.

Можно напомнить, что зеленый цвет не только приятен для зрения, но и действует успокаивающе. Лучи весеннего солнца помогают образованию витамина D, Ароматы весенней листвы и цветов действуют целебно. Дети уточняют, что им доставляют эстетическую радость цветы, молодая зелень. Можно обратить внимание и на осязательные ощущения: теплый ветерок ласкает кожу, молодая листва нежная и клейкая на ощупь.

Учитель может прочитать наизусть несколько стихотворений о весне русских и белорусских поэтов. Можно предложить детям сочинить сказку, рассказ, загадку, стихотворение о весне, деревьях, цветах.

Вторая задача — предупреждение различных несчастных случаев и заболеваний. Решение этой задачи зависит от конкретных местных условий (ходьба по пересеченной местности, при наличии лесных тропинок и без них, переход улиц и дорог и т.д.). Это также формирование умения одеться по погоде, чтобы избежать простудных заболеваний.

Третья задача — выполнение правил экологического поведения в природе. Детей следует учить находить возможности оказания помощи живой природе и реализовать эти возможности. Проводится экологическая игра «Поможем природе».

При подведении итогов экскурсии учитель обращает внимание на пользу весенней прогулки, на самочувствие, настроение, на то, что нового и интересного узнали дети.



Урок-экскурсия "Учись наблюдать". 2-й класс.

Цели:

развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений;

обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения.

Урок проводится в мае, учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки).

Перед началом экскурсии в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.).



ХОД БЕСЕДЫ.

Учитель. Тема сегодняшней нашей экскурсии "Учись наблюдать". На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения.

Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о весне. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц? (Дети называют).

Когда вы заметили первые признаки весны? Расскажите о своих наблюдениях.

-. Обобщите данные ваших наблюдений за март, апрель по календарю природы и труда.

Дети подходят к классному календарю. Отмечают, что несколько раз в марте шел снег, считают числа ясных солнечных и пасмурных дней в марте и апреле.

Какой вывод вы сделали? ( В апреле стало значительно теплее, стало больше солнечных дней. )

-. Вспомните, как мы называли разные периоды весны. ( Март – весна света; апрель – весна воды.)

-. Как мы назовем весну в мае? ( Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.)

- Я запишу на доске памятку-план из ваших предложений – за чем мы будем наблюдать, сделаю небольшие дополнения.

Учитель записывает на доске план.

План.

1. Состояние погоды: температура воздуха, ясно или облачно. Какие облака.

2. Как цветут деревья.

3. Цветение травянистых растений.

4. Поведение насекомых и птиц.

5. Работа на приусадебных участках.

6. Жизнь водоема (на примере пруда за школой).



Теперь подумаем, какие качества характерны для наблюдательного человека.

- Почему многие деревья цветут до появления листьев?

- Какие еще качества характерны для наблюдательного человека?

- Кто видел листья мать-и-мачехи, нарисуйте их. Когда они появляются у растения?

Дети рисуют листья, рассказывают, что они появляются летом.

Вы выделили очень важное качество: наблюдательный человек подмечает изменения в природном явлении, подмечает малозаметные детали.

Приведите примеры, когда наблюдательность помогала людям.

Нужно уметь различать ядовитые растения и не собирать их в лесу, например ягоды (плоды) ландыша.

Нужно уметь различать и знать редкие растения, которые надо охранять.

Когда я смотрю в окно и вижу, как люди одеты, я узнаю, как мне нужно одеваться.

- Вы привели очень хорошие примеры. Наблюдательность важна в жизни человека любой профессии. Я хотела, чтобы вы выделили еще одно очень важное качество наблюдательного человека. Подумаем, почему это качество важно в жизни.

Например, какой лед на реке и можно ли переходить реку или это опасно.

- Давайте запишем качества наблюдательного человека, о которых вы говорили.



1. Умение полно подмечать особенности объектов, явлений.

2. Умение подмечать малозаметные детали. Умение пользоваться лупой.

3. Умение вести длительные наблюдения, фиксировать изменения.

4. Умения вести наблюдения планомерно.

5. Умение делать выводы из наблюдений.

6. Умение вести записи по результатам наблюдений.

Экскурсия проводится в окрестностях школы.



План проведения экскурсии, намеченный учителем, соответствовал выделенным направлениям наблюдений весенних изменений в природе первой половины мая.

1. В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение.

2. Далее учитель сосредоточил внимание детей на особенностях роста и развития растений в этот период весны.

Учащиеся рассматривали и характеризовали молодые листочки березы, тополя.

Подметили, что на земле много почечных чешуек тополя, некоторые ребята пояснили, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. Учитель предложил внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Учащиеся правильно назвали листовые и цветочные почки, вспомнили рисунки почек в разрезе из учебника, с интересом рассматривали нераспустившиеся цветки сирени.

По собственному побуждению ребята стали делать записи, рисунки в своих блокнотах. Они расходятся по участку небольшими группами в 5–6 человек, обсуждают то, что их заинтересовало.

Учитель предложил продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной.

Второклассники рассматривают, как цветут клен, черемуха.

3. Учитель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур. Для создания поэтического видения неповторимости и красоты природных явлений читает поэтические строки стихотворения С.Есенина "Черемуха".

Черемуха душистая,

Развесившись стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Учитель использует игровые приемы, загадки.



4. В ходе экскурсии учитель сообщает дополнительные сведения о градации периодов весны по наблюдениям роста и развития растений. Зеленая весна – от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу; поздняя весна – от зацветания черемухи до отцветания яблони. Учащиеся делают вывод, что на экскурсии они наблюдают конец зеленой весны, потому что уже зацветает черемуха.

5. На открытой местности, за участком школы, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения.

6. Во время экскурсии учащиеся видели бабочек, слышали голоса птиц – свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону.

Сделали вывод, что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторили определения, каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными.

7.В конце экскурсии учитель возвращает школьников к обозначенной теме урока: "Учись наблюдать". Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания.

Учащиеся получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли и какие качества каждому еще нужно тренировать.

Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе учитель проводит в классе в соответствии с расписанием занятий по предмету "Окружающий мир".

Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир". Эту работу учащиеся могут выполнять по желанию.



Здравствуй, Лето красное!

(игровая прогулка в школьном лагере)



Ход прогулки:

1.Вступление.

Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!

Ярким солнцем все согрето!

В лес зеленый побежим

На полянке полежим!

Здравствуй, речка голубая!

Здравствуй, Здравствуй, рожь густая!

Здравствуй, белая ромашка!

Здравствуй, розовая кашка!

Много надо нам цветов

Для букетов и венков!



Здравствуй, ягода лесная!

Здравствуй, белка озорная!

Снова лето к нам пришло

Это очень хорошо!

-Как вы думаете, о каком времени года эти строки? А какие признаки лета вы знаете? Какие изменения вы заметили в нашем парке по сравнению с весной?



2. Основная часть.

Отгадайте-ка мои загадки! Сейчас мы проверим, как вы знаете деревья!

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, в белом сарафане! (береза)

Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)

Все паны скинули кафтаны. Один пан не скинул кафтан. (сосна, ель)

-А зачем нам нужны деревья?

-А сейчас мы проверим, как вы знаете цветы!



1 Я шарик пушистый

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок

Остался стебелек. (одуванчик)

2. Стоит в саду кудряшка

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (ромашка)



3. Эй, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (колокольчик)

Эстафеты.

- А теперь угадайте, про какое насекомое я вам загадаю!

Не птица, а с крыльями

Не пчела, а летает. (бабочка)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком. (пчела)

Не зверь, не птица

А нос как спица. (комар) 4. С ветки на тропинку

С травки на былинку

Прыгает пружинка

Зеленая спинка (кузнечик)



Эстафеты.



3.Заключительная часть.

Заключительная беседа о красоте лета, о бережном отношении к природе.



4.Задание по группам.

Нарисовать рисунки на тему: "Как я отдыхаю летом в лагере".





5.Список учебников и учебных пособий по курсу "Естествознание".для начальных классов.

Мир вокруг нас. 1 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Просвещение, 2012.

Мир вокруг нас. 2 кл. (1-4), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Просвещение, 2012.

Мир вокруг нас. 4 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Просвещение, 2008.

100 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Вита-Пресс, 2010.

100 и еще 14 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. 4 кл. (1-4) - Плешаков А.А. - Вита-Пресс, 2007.

Что меня окружает. Альбом-задачник к учебнику "Мир вокруг нас". 1 кл. (1-4). Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 2007.

Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику "Природоведение". 2 кл. (1-4), 3 кл. (1-4) Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 2007.

Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику "Природоведение". 3 кл. (1-4). Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 2006.

Мир вокруг нас. Хрестоматия. 1-2 кл. (1-4). Плешаков А.А. - АСТ-Пресс, 2008.

Природа. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. - Вентана-Граф, 2006.

Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А.. - Просвещение, 2009.

Рабочие тетради "Окружающий мир". 1-4 кл.. Плешаков А.А. - Просвещение, 2008.

Литература.

Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2008.

Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

Климцова Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2000, №6.

Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 1998, №6.

Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

Плешаков А.А..: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2003.

Плешаков А.А.: Мир вокруг нас : учебник для 1,2,3,4 класса. М.: Просвещение, 2008.

Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3 класса. М.: Вита -Пресс, 2009.

Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Вита-Пресс, 2009.

Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Просвещение, 2005.



Уроки экскурсии в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

В данной работе представлены разработки уроков – экскурсий по теме "Закон периодичности в природе". Особенности заключаются в том, что они были выстроены в усложнённой от класса к классу системе. 

Многие годы учителя использовали и используют экскурсию и относят эту форму обучения к основной. Однако некоторые учителя по разным причинам вообще отказываются от проведения экскурсий. Если проводят их, то только предусмотренные программой, да и то не все.

В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны уроки – экскурсии, на основе закона периодичности в природе.

 

 

Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий.  Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках. 

Автор Ильяшенко Наталья Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4943
Номер материала 32948
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓