Главная / Русский язык и литература / уроки доброты по сказкам Андерсена

уроки доброты по сказкам Андерсена

Тема: « Уроки доброты» (по сказкам Х. К. Андерсена)

Цель:

- научить учащихся самостоятельно работать с текстами сказок, опираясь на полученные знания по русской словесности и теории литературы; - повторение, закрепление и обобщение изученных сведений об Андерсене;

-развитие творческих, аналитических и коммуникативных способностей учащихся;

- воспитание нравственности, привитие любви и уважения ко всему окружающему на примере сказок Андерсена.

Место проведения: учебный кабинет

Оформление:

портрет Андерсена, выставка книг « Х.К. Андерсен – король сказочников», даты жизни, слайды с изображением достопримечательностей Дании, Копенгагена, цитаты, звукозапись, фрагменты видеомультфильмов из сказок Андерсена, песня о добре

Тип урока: обобщающий

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, интерактивный

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная,парная

Межпредметные связи: география, история, казахский язык, русский язык.

Эпиграф: «Сказки Андерсена учат светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом».

К. Паустовский

На доске: «Добро – все положительное, хорошее, полезное».

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Ход урока

1. Слово учителя. Объявление темы урока. Психологический настрой.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «доброта»?

-Вы должны были выписать из толкового словаря значение слов «добро» и «доброта» и 5 пословиц на казахском и русском языке о доброте.

- Принято считать, что мир детства – это мир добра. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Но, к сожалению, в мире есть зло. Оно имеет много разных лиц, оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. Один человек посмеялся над недостатками другого, придумал обидное прозвище, не помог в трудную минуту ни словом, ни делом; прошел мимо чужого горя – все это зло. И особенно пышно зло произрастает там, где добро спит. Поэтому всем людям, а особенно вам, детям, очень важно посеять зерна добра, растить его и приумножать.

-Сегодня мы возьмем уроки доброты у великого сказочника, короля всех сказочников – Х. К. Андерсена. Его сказки вам хорошо известны, но сегодня мы постараемся взглянуть на них по - новому. Русский писатель Паустовский сказал: «Удивительная,…, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходит от сказок Х. К. Андерсена».

- Назовите сказки Андерсена в которых добро помогает героям в трудную минуту.( «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева»…)

- Герои этих сказок, себя не жалея, преодолевая огромные трудности, выручали дорогих им людей. Но бывает и другая доброта. Она касается вашего отношения к людям. Такая доброта не требует героических поступков, она притаилась рядом, в повседневном, в отношениях людей друг к другу. Именно такой доброты не хватало Андерсену на протяжении всей его жизни. Так уж сложилось, что люди восхищались его сказками, признавали его талант сказочника, но действительность не была милостива к нему.

- Вспомним наших героев, а для этого обратимся к фактам из биографии Андерсена. Мы совершим с вами небольшое путешествие. Слово геосказителю, который подготовил нам небольшую информацию.

Ученик

- Посмотрите на карту. (Слайд) Вот страна Дания и главный порт этой страны – Копенгаген. Путешественники, прежде чем прибыть в какое – либо место, стараются, как можно больше узнать об этой стране, о людях, о культуре.

- А что вы знаете о Дании? ( Это морская страна.) От любого места на суше до морского побережья не более 60 км. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям, прохладному лету и теплой зиме. Снег здесь выпадает редко и быстро тает.

- Вы уже знаете, что Дания расположена на полуострове Ютландия, восточный берег которого урезан заливами и бухтами. Это удобные естественные гавани, привлекающие множество судов.

- Кто является главой государства? Как переводится слово «Копенгаген»? («торговая гавань»). Почему оно получило такое название? (Это крупнейший порт Скандинавии.)

Слово нашему следующему геосказителю.

- Итак, мы в порту самого города, который называется Копенгагеном. Дания, действительно, удивительная страна в том смысле, что каждый уголочек земли обработан с любовью, каждый цветочек окружен заботой. И, может быть, сказки Андерсена влияли на такое отношение к земле, друг другу. Ведь чему учат большинство сказок Андерсена? (Делать добро, любить своих близких, свою землю, стремиться стать лучше. Можно сказать одним предложением – жить в любви.) Я думаю, что во время экскурсии по Копенгагену, вы найдете доказательство моим словам.

Ученик.

-Здесь много сказочных замков, напоминающих о великом сказочнике. Копенгаген действительно создает сказочное настроение. Вспомните, как часто в сказках Андерсена встречается описание цветов. Копенгаген – город-цветник.(слайд Парк Триволе). Это удивительное место, в котором вы можете увидеть китайские пагоды, средневековые замки. В Дании очень любят природу и очень бережно к ней относятся. Здесь очень много ухоженных уголков природы, в которых можно угадать эпизоды сказок Андерсена. И во все здесь вложена огромная любовь к своей земле. И даже символом Копенгагена и всей страны стала известная Русалочка из одноименной сказки.(слайд «Русалочка»).

-Почему Русалочка является символом города?(Это воплощение добра, красоты, любви. Стремление к душевной красоте очень свойственно датскому народу). А в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику (слайд)

Беседа

-Какое общее впечатление осталось у вас после этой заочной экскурсии?

-Что вы можете сказать о жителях Копенгагена? (Они любят свой народ, помнят Андерсена. Город очень красивый, чистый. Все, что создается или делается в этом городе, делается с любовью, творчески.) Часто туристы, побывавшие в Копенгагене, отмечают красоту, уют, чистоту.

-Что же заставляет этих людей так относиться к своей родной земле? ( Конечно же, трудолюбие и уважение друг к другу и к своему делу.)

- Что нового вы еще узнали об Андерсене?

Ученик.

На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании – городок Оденс, именно в нем родился замечательный писатель – сказочник Андерсен. В городе Оденсе очень многое напоминает о великом сказочнике: в Саду Андерсена или в Саду сказки, стоит памятник и скульптура «Дикие лебеди», созданная по мотивам его одноименного произведения. Неподалеку находиться школа для бедных, куда ходил Андерсен. Есть в городе Оденсе и Дом – музей Андерсена. Тут же хранятся разные издания его сказок на многих языках. В Оденсе находится домик, где прошло детство

-И сказки Андерсена, и непосредственный контакт с этой страной заставляют нас задуматься о жизни и о себе, вызывая у нас желание, стать лучше, добрей. И все то лучшее, что у нас есть, нести людям, родной земле.

Берегите эту землю, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Учитель

-А убить зверя в себе, понять, где добро и зло по какому пути в жизни идти, поможет чтение высокохудожественной литературы. И не просто чтение, а вдумчивое чтение.

-Слово ученика о выставке к уроку.

2. Фронтальный опрос по разделу «Фольклор и литература», «Народные и литературные сказки»

- Что называется сказкой? Назовите основной признак этого жанра. Что называется фольклором? Что общего между фольклором и литературой? Расскажите о различиях между фольклором и литературой. Чем отличается народная сказка от литературной? Что такое антитеза, сравнение?


3. Конкурс « Узнай сказку по ее началу», «Узнай сказку по иллюстрации», « Узнай сказку по ключевым словам», «Назови героя сказки»

4.(Анализ сказки «Снежная королева»). Давайте вспомним сказку «Снежная королева»

-Как вы понимаете, объяснения финки того, почему Герде служат и люди, и животные?

(Герда располагает к себе, удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого выдерживает столько испытаний. Она не жалуется, не думает о себе, терпеливо продолжает поиски мальчика. Герда думает: «Как добры все люди и животные». И ее доброта получает отклик).

Почему божья помощь дается именно Герде?

(Герда, в отличие от Кая, действует не по велению разума, а повелению сердца. Любовь и доброта Герды с божьей помощью спасли Кая. «Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце». Ведь человеческая жизнь стоит того, чтобы за нее боролись. А любовью и добротой можно и нужно спасать человека.)

А что вы можете сказать о киносказке «Снежная королева»?

- 8 января 2009 года киносказке «Снежная королева» исполнилось 44 года. Автор сценария – Евгений Шварц. Фильм снимался полтора года под Ленинградом. Киносказка награждена гранд - при на детских кинофестивалях в городе Богота (Колумбия, 1970) и «Алая гвоздика», Сочи, 1970)

-Что пришлось испытать Андерсену в своей жизни?

Ученик

- В жизни Андерсена было много разочарований огорчений и обид. Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать свое место среди господ, советников и профессоров. Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его не называли в числе выдающихся литераторов, о нем говорили неправду, над ним насмехались. Недоброжелатели шипели ему в след: «Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника? Должно быть, он все- таки колдун! «Все хорошее во мне топтали в грязь», - говорил о себе Андерсен. Говорил он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряли камни, ради забавы. А началось все с детства. Он был очень некрасивым ребенком. У него был очень длинный нос, а уши походили на маленькие крылышки. Над внешними недостатками человека, над людской некрасивостью смеются почти все и с большим удовольствием. Им, смеющимся, нет никакого дела до переживаний, обид и отчаяния того, над кем смеются. А люди проносят эту боль, пережитую в детстве, через всю свою жизнь. Во взрослости детство уже не вспоминается им светлым и безоблачным, кровит душевная рана.

5. Учитель

- Тот, кто хоть чуть-чуть знает биографию сказочника, в герое сказки «Гадкий утенок» без труда узнает Андерсена. Едва появившись на свет, утенок слышит: «Ужасно велик. И совсем не похож на остальных!» (анализ сказки «Гадкий утенок»)

- Вы прочитали сказку «Гадкий утенок». Давайте подведем итоги по содержанию каждой части сказки.

- Что чувствовал утенок, когда его дразнили, клевали, толкали на птичьем дворе?

- Почему утенок решил идти бродить по белу свету?

- Что почувствовал утенок, когда увидел, что превратился в лебедя? (Отвечают своими словами или зачитывают соответствующий отрывок из текста).

Работа по опережающему заданию. Подготовить по 6-й части сказки описание весны. Уч-ся зачитывают запись из тетрадей: « Наконец солнышко опять пригрело землю. Запели жаворонки. Вернулась весна. Утенок выбрался из камышей, где прятался всю зиму, и полетел. Крылья его теперь были куда крепче прежнего, они зашумели и быстро понесли его вперед. Не успел он опомниться, как очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету, сирень склонила душистые ветви над извилистым каналом. Ах, как здесь было хорошо, как пахло весною!

- О каких птицах и растениях упоминается в тексте?

-А что вы чувствуете, когда приходит весна?

- Как вы озаглавили каждую часть?

(1-я часть - «Появление гадкого утенка»). Что же важнее для дальнейшей жизни утенка - что он появился или что он появился на этот свет некрасивым? (Все будущие беды утенка связаны с тем, что он, по мнению окружающих, был некрасив.) Эту часть можно назвать «Некрасивый птенец». Остальные части – «Знакомство на птичьем дворе», «Побег утенка», «Жизнь в избушке», «Встреча с прекрасными птицами», «Превращение гадкого утенка в красивого лебедя».

6. Составление мини- диалога по иллюстрациям (учитель показывает иллюстрацию, а уч-ся составляют диалог)

-Что же сказочного в этом произведении? (Животные разговаривают. Писатель так рассказал нам сказку, что превращение в прекрасного лебедя воспринимается действительно как чудо. Так мог написать только настоящий сказочник.)

7. ( Анализ сказки «Русалочка»).

-Вспомните, что же произошло в этой сказке? (1-й рассказ «Во дворце у русалочки»,2-й- «Первый раз на поверхности моря», «Буря», «Мечта о земном мире», «Договор с ведьмой», «Русалка и принц»).

- Почему же русалочка не убивает принца, ведь убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)

-Заполнить таблицу (таблица на доске и перед уч-ся на листочках).

- Что мы запишем в графу «Происхождение русалок»?

Русалка Андерсена- дочь морского царя, а мифологическая – это женщина, умершая неестественной смертью.

-А где обитают русалки? Они живут в воде.(Издавна, люди считали русалок речными девами, но они не живут в одном месте. Их можно встретить также в лесу, в поле. Ночью они качаются на ветвях, днем резвятся, заманивают и завлекают путников. Иногда они заглядывают в дома, приходят мыться в бани. А зимой, говорят, русалки поднимаются вверх и живут на облаках.)

-Где же живут наши русалки, и чем они занимаются? (Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки.

-Что еще вы знаете о русалках? (Бывают еще и старые, безобразные русалки. У русалок есть царица, без разрешения которой ни одна русалка не может не только погубить, но даже запугать человека. Люди всегда боялись русалок. Когда путник встречал русалку, он ужасно пугался. Но русалка боялась некоторых вещей, с помощью которых человек мог отогнать ее от себя. Например, русалка никогда не нападет на человека, если у него на груди крест. Также она не любит полынь. Если увидишь русалку и на вопрос: «Что у тебя в руках?». Скажешь: «Петрушка», то она ответит: «Ты ж моя душка» и защекочет до смерти. Ели же скажешь: «Полынь, то она ответит: «Чур тебя, сгинь!» и сама исчезнет.

-Итак, давайте посмотрим, как вы заполнили таблицу.

Вывод: русалочка Андерсена и русалочка в мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести.

-Изменилось ли ваше представление о русалках?

8. Сопоставительный анализ «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского(творческая группа)

9. Д/з - Задание (по сказке «Стойкий оловянный солдатик» - стр.194 учебника)

«Новое платье короля» Сочинение - миниатюра «Тема добра в сказках Андерсена».Оценки за урок

10. Итог урока. Слайд «Сказки Андерсена в иллюстрациях»

-Бессмертные персонажи сказок Андерсена живут сегодня в Дании и на все земном шаре. Не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого датского сказочника. Это – Международная медаль Андерсена, которую получили такие детские писатели как Эрих Кестнер, Джеймс Крюсс, Астрид Лингрен, Джанни Родари.

-Чему мы научились у героев сказки? (терпению, доброте, любви к близким нам людям. Сказки Андерсена – это гимн человеколюбию.) Какова сила любви в сказках Андерсена?

Она огромна, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.


11. Раздать «Законы жизни».

12. Исполнение песни «Доброта»

уроки доброты по сказкам Андерсена
  • Русский язык и литература
Описание:

В данная разработка урока посвящена сказкам Андерсена, которые учат милосердию,состраданию,доброте, красоте, справедливости. Урок обобщающего характера, который позволяет повторить  и закрепитьтеоретический материал по разделу "Сказки",  данный материал урока развивает творческую активность учащихся, исследовательские навыки,расширяет кругозор,мышление,речь, память,логику.Урок имеет большое воспитательное значение. Его можно использовать в качестве дополнительного материала при изучении творчества Андерсена или при изучении раздела "Волшебные сказки"

Автор Байбатырова Сая Шокимовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1032
Номер материала 36610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓