Главная / Начальные классы / Уроки-тренинги в начальной школе

Уроки-тренинги в начальной школе

СТРУКТУРА УРОКА-ТРЕНИНГА

1. Постановка цели.

Учитель вместе с учащимся определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с раскрытием “тайны слов”. Каждый урок имеет эпиграф, смысл которого раскрывается в конце урока. Чтобы понять его, нужно “прожить” урок.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.


2. Самостоятельная работа.

Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все 3 ВАРИАНТА. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к работе, дети проговаривают “правила”, которые помогут им организовать диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей.


3. Работа в парах (четверках).

При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают, учащиеся удерживают в памяти 90% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.


4. Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.


5. Экспертная оценка.

После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора.


6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.

Этому способствует система вопросов:

  • Внимательно ли ты слушал товарища?

  • Смог ли доказать правильность своего выбора?

  • Если нет, то почему?

  • Что получилось, что было трудно? Почему?

  • Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Затем открывается новая карточка. Работа идет по этапам - от 2 к 6.

Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий.

7. Подведение итогов. Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие “тайны слов”. Этот прием помогает учителю выйти на проблемы нравственности взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт.


Урок-тренинг по русскому языку во 2 классе

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы».

Эпиграф: «А ларчик просто открывался».

Задачи: 1. Способствовать формированию чувства взаимопомощи, взаимоподдержки.

2. Способствовать формированию умения анализировать, обобщать имеющиеся знания, делать выводы.

3. Закреплять умение выделять из звучащей речи гласные и согласные звуки.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Дети становятся в круг. Учитель дает эмоционально-положительный настрой.

-Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

2. Объявление темы и целей урока.

Проводим урок-тренинг по теме «Гласные и согласные звуки и буквы».

Эпиграфом данного урока возьмем крылатые слова И.А.Крылова «А ларчик просто открывался».

3. Правила работы в группе.

1. Каждый высказывает свое мнение.

2. Каждый выслушивает мнение товарища.

3. Каждый умеет защищать свой выбор.

4. Придя к общему мнению, умейте его доказать.

5. Умей не только слушать, но и слышать.

4. Самостоятельная работа.

Выбор ответа учащимися.

5. Обсуждение в группах. Выбор правильного ответа.

6. Физминутка.

7. Обсуждение задания №1.

(заслушать группы).

- Внимательно ли ты слушал товарища?

- Как шло обсуждение? Что было трудно? Почему?

- Что получилось удачно? Если нет, то что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

- Экспертная оценка.

8. Обсуждение задания №2. (заслушать группы).

- У кого обсуждение шло по другому?

- У кого было другое доказательство?

- Смог ли ты доказать правильность своего выбора?

- Экспертная оценка.

9. Обсуждение следующих заданий (по плану выше указанному).

10. Итог урока.

Обращаемся к эпиграфу «А ларчик просто открывался».

  1. Что это значит? 2. Как применить его к нашей теме?

(Существует много дел, вопросов, при разрешении которых не надо хитро объяснять, если можно объяснить просто).

  1. Встаньте, пожалуйста, у кого самостоятельный выбор соответствует правильному выбору.

  1. Что бы вы хотели пожелать в дальнейшем членам своей группы, ребятам из других групп?


Задания

Самостоятельный выбор

Выбор группы

1.Выбери правило:

а) гласный звук произносится

 с голосом и шумом;

 не встречает преграды;

 образует слог.

б) гласный звук произносится

 с голосом;

 не встречает преграды;

 образует слог.

в) гласный звук произносится

 с голосом и шумом;

 встречает преграду;

образует слог только с согласным звуком.



2. Найди слово, в начале которого произносится звук:

а) рак б) уж в) ель



3. Укажи слово, в котором слышатся только мягкие согласные звуки:

а) моря б) реки в) мяч



4. Выбери слово, в котором произносится звук (т):

а) туча б) град в) тень



5. Найди слово, в котором пишется буква г:

а) сто(г,к) б) со(к,г) в) лу(г,к)



6. Укажи слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) мяч б) конь в) ель




задания

1

2

3

4

5

6

Верный выбор

Б

А,В

Б,В

А,Б

А,В

Б



Уроки-тренинги в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Важным условием формирования знаний, умений, навыков учащихся является хорошо продуманное, организованное повторение, закрепление и обобщение учебного материала. Одной из форм этой работы считается проведение обобщающих уроков. Если эти уроки рассматривать с точки зрения эффективности, то результатом их является насколько учащиеся продвинулись в усвоении знаний, поднялись на очередную ступень своего развития. Чтобы каждый ученик имел возможность говорить, его надо объединить в пару или группу с другими учениками. Вместе они начнут активно работать и развивать свои творческие способности. Такую форму работы можно использовать на уроках-тренингах. Успех и уверенность в проведении данного типа уроков зависит от творчества учителя и от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Предлагаю структуру урока-тренинга и разработку урока и задания к этому уроку.

 

 

Автор Исакова Елена Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1106
Номер материала 42285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓