План-конспект
урока
русского языка
в
5 классе
Дата:
Тема:
Тире между подлежащим и сказуемым.
«Казахстан - это имя
страны»
Триединая
дидактическая цель:
-
образовательная: дать понятие об условиях
постановки тире между подлежащим и сказуемым.
-развивающая:
развивать умение правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым
в простых предложениях, определять случаи постановки тире в научных
текстах, публицистических и художественных произведениях; составлять
предложения, в которых необходимо тире.
-воспитательная:
воспитывать чувство гордости за Родину, любви к своей стране.
Оборудование:
таблицы, карточки - задания, иллюстрации по теме « Казахстан».
Казахстан
- это имя страны,
Казахстан
- это имя весны,
Казахстан
- это имя свободы,
Казахстан
- это солнечный свет,
Казахстан
- это крылья побед!
Н.Сосинович
Ход
урока:
I.
Проверка домашнего задания.
Терминологический
диктант.
Закончите ответ
1.Синтаксис - это…
2. Словосочетание
- это…
3. Согласование -
это…
4. Управление -
это…
5. Примыкание -
это…
6. Предложение -
это…
7. Пунктуация -
это…
8. Односоставными
называются ….
9. Двусоставными
называются….
10. Подлежащее -
это…
11. Сказуемое -
это…
- Ребята,
вспомните, почему в этих предложениях между подлежащим и сказуемым
ставится тире? (наличие в составе сказуемого указательных слов это,
вот, это значит)
- Чем отличаются
знаки дефис и тире?
На уроке мы
узнаем о других случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым
Тема урока
Цели урока
II.Самостоятельная
работа с учебником Анализ примеров.
III.
Закрепление материала.
1. Контрольное
списывание. Выполнение упр,
2. Работа по
таблице.
Случаи
постановки тире в научных текстах, публицистических и художественных
произведениях.
Случаи
постановки тире между подлежащим и сказуемым
|
Примеры
|
v в
предложениях, имеющих характер логического ударения:
v в
предложениях научного, публицистического стиля, содержащих характеристику,
оценку предмета или явления:
v после
однородных подлежащих:
v для внесения
ясности в смысл предложения:
|
Прямая
речь - один из способов передачи чужой речи.
Жизнь -
особая форма движения материи.
Казахстан
и Россия - добрые соседи.
Главный
герой - наш земляк. Главный герой наш - земляк.
|
Закрепление
3. Спишите предложения,
подчеркивая грамматическую основу предложений. Объясните знаки препинания.
Выделенные предложения разберите синтаксически.
1- й вариант
Казахская земля колыбель всех народов. Без трудности дело не
завершается без стремления цель не достигается. (Казахская пословица).
Казахстан страна храбрых джигитов на быстрых тулпарах страна волшебных
сказок страна круглых юрт и остроумных айтысов. Казахстан страна,
взрастившая немало великих людей.
2-й вариант
Казахстан это
бескрайние степи обширные луга величественные горы со снежными
макушками красивые современные города и гостеприимные люди. Казахстан и
Россия добрые соседи и партнёры на века. Хорошие соседи добрые друзья.
Добрые отношения с Юго- Восточной Азией сложившаяся традиция.
Безопасный мир и устойчивое развитие приоритеты всего морового
сообщества. Сажать деревья дело доброе. Актауский порт
морские ворота страны.
4. Творческая
работа.
На тему «
Символика Республики Казахстан» составьте предложения, в которых
необходимо тире.
Ключевые слова:
герб, шанырак, тюрки, флаг, гимн, национальная валюта, название государства.
Тюрки - далёкие
предки казахов. Тамга - племенной герб. Шанырак - сердце герба.
Шанырак - символ
семьи. Юрта - ровесница кочевничества.
IV.
Итог урока.
-Что нового вы
узнали на уроке?
- В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Приведите примеры.
- -В каких
случаях не ставится тире между подлежащим и сказуемым? Приведите
примеры.
V.
Домашнее задание.
Сочинение -
миниатюра «Моя Родина- Казахстан»
Примерное начало
сочинения:
Что такое
Родина для человека? Страна, где он родился и рос, где жили его
предки, Родной язык, родные традиции и обычаи, привычки и нравы. Родной
народ.
И ещё что - то
большее.
Моя Родина -
Казахстан.
Задание
поискового характера упр. 200.
Составить устное сообщение о правилах употребления тире в предложении.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.