Главная / Русский язык и литература / урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных" (6 класс)

урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных" (6 класс)

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_65bc67e3.gifhello_html_m53d9481e.gifhello_html_697d31e3.gifhello_html_1bc672f8.gifhello_html_m416260d2.gifhello_html_28783c87.gifhello_html_32857aeb.gifhello_html_m120b52e4.gifhello_html_6e74ec09.gifhello_html_m6647e65f.gifhello_html_m776477b.gif





План-конспект

урока русского языка

в 6 классе

Дата:

Тема: Правописание непроизносимых согласных

«Астана - сердце страны»

Триединая дидактическая цель:

- образовательная:

теоретический аспект - дать понятие о непроизносимых согласных

практический аспект - развивать умение проверять слова с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов и находить границы предложений.

-развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции ( сравнение, анализ, обобщение, умение сделать выводы); развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся.

-воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну, столицу государства.

Тип урока: комбинированный

Словарь к уроку: президент, презентация, столица

Оборудование: опросники (на партах),лото с фишками (у каждого ученика),документальный видеофильм «Астана»

Первое утро столицы-календаря страницы,

Первое утро столицы - и облаков ресницы.

Первый восход над столицей

В небо взлетает птицей.

Первый рассвет над столицей

Будет нам долго сниться…

В.Прокуров.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.Целевая установка.

Мы сегодня на уроке будем закреплять правило проверки непроизносимых согласных в слове, подбирать проверочные слова, работать в парах.

Мы заочно побываем на презентации столицы. Как вы думаете, какие люди живут в этом городе? (счастливые)





-Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом счастье?

везение

счастье

удача





радость

успех



благополучие







Словарная работа

Президент (лат. рraesidens,букв. сидящий впереди) выбранный на определённый срок глава государства с республиканской формой правления.

Презентация (лат. рraesentatio)- представление.

Столица - главный город, административно-политический центр государства.

Мы счастливы, потому что во главе государства стоит надёжный руководитель Н.А.Назарбаев.

III.Объяснение новой темы.

Побывать на презентации столицы помогут нам наши знания.

-Ребята, чтобы попасть в столицу, надо сдать зачет на знание грамматической темы «Непроизносимые согласные» (опросник)

Работа в парах по опроснику.

Опросник.

1. Какие непроизносимые согласные вы знаете?

2. Что надо сделать для проверки слов с непроизносимыми согласными?

3. Когда непроизносимая согласная четко слышится?

4.Приведи примеры слов с непроизносимыми согласными

IV.Закрепление

Задание1. Найти и выписать предложения, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Как проверить непроизносимые согласные?

Три ученика работают у доски по карточкам: первый ученик находит и выписывает предложения, в которых есть слова с непроизносимой согласной Т, второй- с Д. третий- с В.

Остальные работают в тетради.

Карточка.

Астана - город, известный всему миру. Астана- сердце страны. Она растёт прямо на глазах. С каждым годом она становится краше. Для нас и местных жителей строящаяся столица-праздник. Мы гордимся своей столицей. Нас не покидает радостное чувство при виде современного города. Мы говорим ей: «Здравствуй, Астана!»

По ходу работы на доске появляется запись:

ИЗВЕСТНЫЙ СЕРДЦЕ

ЧУВСТВО МЕСТНЫЙ

ПРАЗДНИК ЗДРАВСТВУЙ

РАДОСТНОЕ

Как проверить непроизносимые согласные?

Обратите внимание!!! Непроизносимые согласные часто бывают на стыке разных частей слова ( обычно корня и суффикса). Основной способ проверки- разбор слова по составу.

Можно обратиться к этимологии слова. Например, в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.

Задание 2.

Проверить разными способами слова. Составить предложения с данными словосочетаниями по теме «Астана». Выделенные слова разобрать по составу.

Грус _ная песня (грусть, грустить);

шес _вовать по дороге ( );

радос _ная встреча ( );

страс _ный призыв ( );

чудес _ный вид ( );

чес _ное признание ( );

горес _ные минуты ( );

много препя _ствий ( );

чудес _ный день ( );

окрес _ности Астаны ( ).

(фрагмент видеофильма «Астана»)

Из истории страны

Столицы Казахстана: Оренбург (1920-1925гг), Кызылорда (бывший г.Акмечеть, 1926-1929гг), Алматы (1929-1997гг)

1995г - Указом Президента РК от 20 октября 1995г провозглашена Акмола столицей республики

Май 1998г - столица стала носить новое название Астана.

Из истории города

А к м о л и н с к - Ц е л и н о г р а д- А к м о л а

Задание 3.

Устная работа. Игра «Лото»

- Жители столицы предлагают нам побывать на презентации (бет-ашар) города, а для этого мы должны поработать с трудными словами. Я читаю предложения, а вы находите слова с непроизносимыми согласными, кладёте фишку на соответствующую букву на вашей карточке, если её необходимо в этом слове писать.

У каждого из вас имеется карточка с фишками.





Д




В



Т




Л




Презентация… Бет - ашар той. Это большой праздник молодого независимого государства. Отныне и навеки Астана- столица Казахстана. Последние приготовления завершены. Добро пожаловать в столицу!

Город погружается в ночь в радостном ожидании праздника.

Настал день представления всему миру новой столицы. Весело светит солнце. На улицах столицы идёт праздник, который не мог состояться без традиционных казахских конно- спортивных состязаний: джигитовки, кыз-ку, кокпара, байги… А вот и счастливые обладатели призов. Всех переполняет чувство радости, счастья.

Праздник завершается концертной программой артистов.

( Продолжение видеофильма «Астана», фрагмент праздничного концерта).

Проверка по контрольному листу.





















Задание 4.

Работа над синонимами (самостоятельная работа).

Записать словосочетания, Замените в нем слово, близкое по значению с непроизносимой согласной.

Здешний житель- … житель; пасмурный день- … день; печальная картина - … картина; правдивый ответ - … ответ; героический поступок - … поступок; красивый город - … .

Слова для вставки: чудесный, местный, доблестный, грустный, ненастный, честный.

Сильные учащиеся составляют предложения.

Взаимопроверка ( в парах).

Задание 5.

Работа над деформированным предложением, (письмо с комментированием).

Предлагается вам расшифровать эти записи,
1) Новой, на, мы, столицы, побывали, презентации.

2) Молодости, состоялся, праздник.

3) Мечта, о, новой, столице, сбылась, президента, давняя, Казахстана.

- О каком празднике говорится в предложениях?

- Посмотрите, какие слова часто встречались сегодня на уроке?

- Какие слова вы бы хотели слышать в повседневной жизни чаще?
( здравствуй, чудесный, радостный, честный…)

- Какая орфограмма встречается в этих словах? Как её проверить?

V. Итог урока.

В заключение мы и жители столицы приготовили друг другу пожелание. Давайте устно изменим слова в скобках и посмотрим, что пожелали мы друг другу.

Будьте как солнце, красивыми!

Будьте (прелесть), милыми!

Между собою (честь)!

И всегда (счастье)!












VI. Домашнее задание: § 9, упр.101,107.

Сильные учащиеся пишут сочинение- миниатюру «Астана- столица нашего государства», использовать слова с непроизносимыми согласными.

урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых  согласных" предназначена для учителей-предметников. В предложенной разработке дать  понятие  о  непроизносимых  согласных учитель развивает умение учащихся проверять  слова  с  непроизносимыми  согласными, составлять  предложения  из  слов  и  находить  границы  предложений. Развивает у учащихся  умственные  действия  как  интеллектуальные  явления  и  мыслительные  операции (сравнение, анализ, обобщение, умение  сделать  выводы).

Автор Баекенова Сандыбала Айтокиновна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 667
Номер материала 8062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓