План-конспект
урока
русского языка
в
6 классе
Дата:
Тема:
Правописание непроизносимых согласных
«Астана - сердце страны»
Триединая
дидактическая цель:
-
образовательная:
теоретический
аспект - дать понятие о непроизносимых
согласных
практический
аспект - развивать умение проверять слова
с непроизносимыми согласными, составлять предложения из слов и находить
границы предложений.
-развивающая:
развивать умственные действия как интеллектуальные явления и
мыслительные операции ( сравнение, анализ, обобщение, умение сделать
выводы); развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся.
-воспитательная:
воспитывать чувство гордости за свою страну, столицу государства.
Тип урока: комбинированный
Словарь к уроку: президент,
презентация, столица
Оборудование:
опросники (на партах),лото с фишками (у каждого ученика),документальный
видеофильм «Астана»
Первое утро столицы-календаря страницы,
Первое утро столицы - и облаков ресницы.
Первый восход над столицей
В небо взлетает птицей.
Первый рассвет над столицей
Будет нам долго сниться…
В.Прокуров.
Ход
урока:
I.
Организационный момент.
II.Целевая
установка.
Мы сегодня на
уроке будем закреплять правило проверки непроизносимых согласных в
слове, подбирать проверочные слова, работать в парах.
Мы заочно
побываем на презентации столицы. Как вы думаете, какие люди живут в
этом городе? (счастливые)
-Какие
ассоциации возникают у вас в связи со словом счастье?
Словарная
работа
Президент
(лат. рraesidens,букв.
сидящий впереди) выбранный на определённый срок глава государства с
республиканской формой правления.
Презентация
(лат. рraesentatio)-
представление.
Столица
- главный город, административно-политический центр
государства.
Мы счастливы,
потому что во главе государства стоит надёжный руководитель
Н.А.Назарбаев.
III.Объяснение
новой темы.
Побывать на
презентации столицы помогут нам наши знания.
-Ребята, чтобы попасть
в столицу, надо сдать зачет на знание грамматической темы
«Непроизносимые согласные» (опросник)
Работа
в парах по опроснику.
Опросник.
1. Какие непроизносимые согласные вы
знаете?
2. Что надо сделать для проверки
слов с непроизносимыми согласными?
3. Когда непроизносимая согласная
четко слышится?
4.Приведи примеры слов с
непроизносимыми согласными
IV.Закрепление
Задание1.
Найти и выписать предложения, в которых есть слова с непроизносимыми
согласными. Как проверить непроизносимые согласные?
Три ученика
работают у доски по карточкам: первый ученик находит и выписывает
предложения, в которых есть слова с непроизносимой согласной Т,
второй- с Д. третий- с В.
Остальные
работают в тетради.
Карточка.
Астана
- город, известный всему миру. Астана- сердце страны. Она растёт прямо
на глазах. С каждым годом она становится краше. Для нас и местных
жителей строящаяся столица-праздник. Мы гордимся своей столицей. Нас не
покидает радостное чувство при виде современного города. Мы говорим ей:
«Здравствуй, Астана!»
По ходу работы
на доске появляется запись:
ИЗВЕСТНЫЙ
СЕРДЦЕ
ЧУВСТВО
МЕСТНЫЙ
ПРАЗДНИК
ЗДРАВСТВУЙ
РАДОСТНОЕ
Как проверить
непроизносимые согласные?
Обратите
внимание!!! Непроизносимые согласные часто бывают
на стыке разных частей слова ( обычно корня и суффикса). Основной
способ проверки- разбор слова по составу.
Можно обратиться
к этимологии слова. Например, в слове сердце должен быть
непроизносимый согласный. Исторически в слове сердце корень тот же, что
и в слове середина, среда.
Задание
2.
Проверить
разными способами слова. Составить предложения с данными словосочетаниями
по теме «Астана». Выделенные слова разобрать по составу.
Грус _ная песня (грусть, грустить);
шес _вовать по дороге (
);
радос _ная встреча ( );
страс _ный призыв ( );
чудес _ный
вид ( );
чес _ное признание ( );
горес _ные
минуты ( );
много препя _ствий ( );
чудес _ный день ( );
окрес _ности Астаны ( ).
(фрагмент
видеофильма «Астана»)
Из истории страны
Столицы
Казахстана: Оренбург (1920-1925гг), Кызылорда (бывший г.Акмечеть,
1926-1929гг), Алматы (1929-1997гг)
1995г - Указом
Президента РК от 20 октября 1995г провозглашена Акмола столицей
республики
Май 1998г -
столица стала носить новое название Астана.
Из истории
города
А к м о л и н с к -
Ц е л и н о г р а д- А к м о л а
Задание
3.
Устная работа.
Игра «Лото»
- Жители столицы
предлагают нам побывать на презентации (бет-ашар) города, а для этого
мы должны поработать с трудными словами. Я читаю предложения, а вы
находите слова с непроизносимыми согласными, кладёте фишку на
соответствующую букву на вашей карточке, если её необходимо в этом
слове писать.
У каждого из
вас имеется карточка с фишками.
Презентация…
Бет - ашар той. Это большой праздник молодого независимого государства.
Отныне и навеки Астана- столица Казахстана. Последние приготовления
завершены. Добро пожаловать в столицу!
Город погружается в ночь в радостном ожидании праздника.
Настал день представления всему миру
новой столицы. Весело светит солнце. На улицах столицы идёт праздник,
который не мог состояться без традиционных казахских конно- спортивных
состязаний: джигитовки, кыз-ку, кокпара, байги… А вот и счастливые
обладатели призов. Всех переполняет чувство радости, счастья.
Праздник завершается концертной
программой артистов.
( Продолжение видеофильма «Астана»,
фрагмент праздничного концерта).
Проверка по
контрольному листу.
Задание 4.
Работа над синонимами (самостоятельная
работа).
Записать словосочетания, Замените в
нем слово, близкое по значению с непроизносимой согласной.
Здешний житель- … житель; пасмурный
день- … день; печальная картина - … картина; правдивый ответ - …
ответ; героический поступок - … поступок; красивый город
- … .
Слова для вставки: чудесный, местный,
доблестный, грустный, ненастный, честный.
Сильные учащиеся составляют
предложения.
Взаимопроверка ( в парах).
Задание 5.
Работа над деформированным
предложением, (письмо с комментированием).
Предлагается вам расшифровать эти
записи,
1) Новой, на, мы, столицы, побывали, презентации.
2) Молодости, состоялся, праздник.
3) Мечта, о, новой, столице, сбылась,
президента, давняя, Казахстана.
- О каком празднике говорится в
предложениях?
- Посмотрите, какие слова часто
встречались сегодня на уроке?
- Какие слова вы бы хотели слышать
в повседневной жизни чаще?
( здравствуй, чудесный, радостный, честный…)
- Какая
орфограмма встречается в этих словах? Как её проверить?
V.
Итог урока.
В заключение мы и жители столицы
приготовили друг другу пожелание. Давайте устно изменим слова в
скобках и посмотрим, что пожелали мы друг другу.
VI.
Домашнее задание: § 9, упр.101,107.
Сильные учащиеся
пишут сочинение- миниатюру «Астана- столица нашего государства»,
использовать слова с непроизносимыми согласными.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.