Тема: Повторение изученного по теме
«Лексика»
«Нет народа без герба»
Иметь: представление
о понятиях «лексика», «однозначное» и «многозначное» слова, «прямое» и
«переносное значение слова, знания о синонимах, антонимах, омонимах
Уметь: объяснять
лексические значения слов, определять слова по толкованиям лексического
значения, находить однозначные и многозначные слова, определять прямое и
переносное значения слов, составлять синонимические ряды к словам.
Воспитательная цель:
воспитывать гражданское самосознание, активную гражданскую позицию.
Нет народа
без герба,
Нет героя без копья.
Казахская пословица.
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя.
Ребята, у каждого человека должен
быть дом, где его любят, где ему сочувствуют, где его понимают и
принимают таким, каков он есть,где ему дарят уют и спокойствие.
Сегодня на уроке мы повторим тему
«Лексика». Построим такой общий дом для всех казахстанцев.
Составление ассоциативной карты к
слову ДОМ.
Много слов на
земле. Есть дневные слова--
В них весеннего
неба сквозит синева.
Есть слова, словно
раны, слова-словно суд,-
С ними в плен
не сдаются и в плен не берут.
Словом можно
убить, словом можно спасти,
Словом можно
полки за собой повести.
Словом можно
продать и предать, и купить,
Словом можно в
разящий свинец перелить.
Но слова всем
словам в языке у нас есть.
Слава, Родина, Свобода
и Честь.
В.Шефнер.
Символом отчего дома является шанырак.
- Основой какого символа РК является
шанырак? (герба).
Так называется у казахов главная
деталь юрты-основа купола-крыши. Обычно дом начинают строить с заливки
фундамента. Когда собирают казахскую Юрту, первым делом поднимают в
небо на специальном рогатине-бакане шанырак. Получается, шанырак - тот же
фундамент дома, только расположен наверху. Он-символ Неба. Для казахов
шанырак-знак родового гнезда, родного дома и аула. Если в доме
случилась беда, говорят, шанырак покачнулся. А новосёлам желают: «Да
будет шанырак ваш высоким!». Поэтому изображение шанырака на
государственном гербе означает, что Казахстан-это наша семья, наш общий
дом, надёжный и крепкий.
Кирпичики нашего дома соответствуют
свойствам: прочность, надёжность, воля, преданность, счастье, свет. Каждое из
качеств проявится в отдельном конкурсе- кирпичике дома. А строить дом
будете вы, дорогие ребята.
Работать будем по вариантам.
II.
Заложить надежный фундамент поможет выполнение 1 задания.
1 задание. Объяснить лексические
значения слов в пословице «Нет народа без герба,нет героя без копья».
1
вариант 2 вариант
народ,
герой герб, копьё
Заложили
фундамент
Счастье в доме зависит от
благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надёжности его
уыков (опор).
Первый кирпичик заложим, выполнив
второе задание.
2 задание. Предлагается диктант - кроссворд
«Ты гражданином быть обязан»
Определите слова по данным
толкованиям его лексического значения.
По горизонтали:
1)Лицо,
принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся
всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее
все установленные законами обязанности;
2) Главный закон
государства;
3) Сознание
своих прав и обязанностей по отношению к государству;
4) Прикрепленное
к древку (или шнуру) полотнище различной формы и окраски, являющееся
знаком, символом чего-либо;
5)Отличительный
знак государства, города, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах,
печатях;
7)Предмет,
действие и т.п., служащие условным обозначением какого-либо понятия,
идеи;
8) Любовь к родине,
преданность своему отечеству, своему народу;
9)Символическое
значение, приписываемое чему- либо;
10) Чувство
собственного достоинства, самоуважения;
По вертикали:
6) Торжественная
песня, принятая как символ государственного единства;
1)Политическая
организация общества во главе с правительством и его органами, с
помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть,
обеспечивает охрану существующего порядка, а также страна с такой
политической организацией.
Слова для
справок: государство, гражданин, символ,
символика, герб, флаг, гимн, патриотизм, гордость, гражданственность,
конституция.
Заложили
первый кирпичик нашего дома
3.Есть казахская пословица »Скакун-
крылья жигита». В гербе прмисутствует ещё одна деталь- образ мифических
коней. Какие понятия мы связываем с конём?
ХРАБРОСТЬ
КОНЬ
ВОЛЯ
БЫСТРОТА
Для построения
дома нам нужна воля к победе. Следующий кирпич-
Задание3.
Выборочный диктант
Выписать однозначные слова (1 вариант)
и многозначные слова ( 2 вариант).
Сердце, юрта, купол, гнездо, семья, степь,
талант, надежда, победа, мечта, жигит, свобода, мир, небо, человек, крылья.
4. В государственном гербе республики
изображены два мифических коня, и они как бы оберегают шанырак с
двух сторон. Беречь Родину как зеницу ока и преданно служить ей -
одна из идей, заложенных в образах мифических коней.
Следующий
кирпичик-
Заложить поможет выполнение задания 4.
Указать, в каком случае слово употребляется в прямом значении, в каком
случае - в переносном.
1
вариант 2 вариант
Сердце
(герба) сердце (человека)
крыша
(дома) крыша (брата)
гнездо
(птицы) гнездо (рода)
высокий
(шанырак) высокий (мальчик)
летит
(конь) летит (шарик)
5. В гербе
присутствует и изображение пятиконечной звезды. Звезда - символ счастья.
Изображение
пятиконечной звезды выражает мечту казахстанцев - быть открытыми ко
всем государствам и народам всех пяти континентов.
Следующий
кирпичик-
Задание 5. Составить
синонимический ряд к словам:
1 вариант
2 вариант
Звезда
счастье
прекрасный
щедрый
присутствует
выражает
Следующий
кирпичик -
6.Задание 6. Собрать
пословицы.
Выдаются каждому
варианту антонимические пары слов. Нужно собрать пословицы.
1
вариант
2 вариант
Дом-
чужбина трусливый-
смелый
длинные-
короткие враг- друг
дружба-
вражда горькая -
сладкая
правда-
неправда свет- тьма
1 вариант
Если не нашёл
счастье дома, не обретёшь его и на чужбине. Язык длинный, мысли
короткие. Дружбой мир обретёшь, враждой беду наживёшь. Правда со дна
моря вынернет, а неправда потонет.
2 вариант
Трусливый
умирает сто раз, смелый живёт вечно. Трусливый друг опасней врага.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Ученье - свет, а неученье- тьма.
7. Коллективная
форма работы. Работа с текстом.
Озаглавьте текст.
Определите тему, основную идею текста. Восстановите порядок частей
текста по данному плану.
План.
1. Связь жизни
кочевника с конём.
2. Тулпар -
быстроногий скакун.
3. Конь- символ
силы нашего государства.
1)Лучшим из
лучших считался тулпар - быстроногий скакун, который мчится, будто летит.
2) Наши предки изображали тулпаров крылатыми и поклонялись им как
божествам. 3) Крылатые скакуны обнимают на гербе шанырак, возносят его
на небо, выражая тем самым веру нашего народа в светлое будущее. 4)
По краям герба расположены головы крылатых коней- единорогов. 5) Для
казаха, обитателя Великой степи, конь был его второй половиной. 6) Без
него он как бы без ног.
Правильный
порядок частей текста: 4,5,6,1,2,3.
III.Итог
урока.
Мы построили
уютный, тёплый ДОМ с красивым названием Республика Казахстан. Мы всегда
рады поделиться своим теплом с теми, кто в нём нуждается.
счастье
|
преданность
|
воля
|
надёжность
|
прочность
|
Оценивание ответов учащихся
IV.Домашнее задание: готовиться
к тестированию по теме «Лексика».
Написать стихи о гербе страны (по
жеданию)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.