Главная / Русский язык и литература / урока по русскому языку на тему "Повторение изученного по теме "Лексика" "Нет народа без герба" (6 класс)

урока по русскому языку на тему "Повторение изученного по теме "Лексика" "Нет народа без герба" (6 класс)

hello_html_m2f1c5e10.gifhello_html_mea4f08c.gifhello_html_m4869079f.gifhello_html_26eea1a9.gifhello_html_m582c0798.gifhello_html_m5ef115b2.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_57275d9c.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifТема: Повторение изученного по теме «Лексика»

«Нет народа без герба»

Иметь: представление о понятиях «лексика», «однозначное» и «многозначное» слова, «прямое» и «переносное значение слова, знания о синонимах, антонимах, омонимах

Уметь: объяснять лексические значения слов, определять слова по толкованиям лексического значения, находить однозначные и многозначные слова, определять прямое и переносное значения слов, составлять синонимические ряды к словам.

Воспитательная цель: воспитывать гражданское самосознание, активную гражданскую позицию.

Нет народа без герба,

Нет героя без копья.

Казахская пословица.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, у каждого человека должен быть дом, где его любят, где ему сочувствуют, где его понимают и принимают таким, каков он есть,где ему дарят уют и спокойствие.

Сегодня на уроке мы повторим тему «Лексика». Построим такой общий дом для всех казахстанцев.

Составление ассоциативной карты к слову ДОМ.

О Ч А Г

С Е М Ь Я

Д О М



Р О Д И Н А













Много слов на земле. Есть дневные слова--

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова, словно раны, слова-словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть.

Слава, Родина, Свобода и Честь.

В.Шефнер.

Символом отчего дома является шанырак.

- Основой какого символа РК является шанырак? (герба).

Так называется у казахов главная деталь юрты-основа купола-крыши. Обычно дом начинают строить с заливки фундамента. Когда собирают казахскую Юрту, первым делом поднимают в небо на специальном рогатине-бакане шанырак. Получается, шанырак - тот же фундамент дома, только расположен наверху. Он-символ Неба. Для казахов шанырак-знак родового гнезда, родного дома и аула. Если в доме случилась беда, говорят, шанырак покачнулся. А новосёлам желают: «Да будет шанырак ваш высоким!». Поэтому изображение шанырака на государственном гербе означает, что Казахстан-это наша семья, наш общий дом, надёжный и крепкий.

Кирпичики нашего дома соответствуют свойствам: прочность, надёжность, воля, преданность, счастье, свет. Каждое из качеств проявится в отдельном конкурсе- кирпичике дома. А строить дом будете вы, дорогие ребята.

Работать будем по вариантам.

II. Заложить надежный фундамент поможет выполнение 1 задания.

1 задание. Объяснить лексические значения слов в пословице «Нет народа без герба,нет героя без копья».

1 вариант 2 вариант

народ, герой герб, копьё

ПРОЧНОСТЬ

Заложили фундамент



Счастье в доме зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надёжности его уыков (опор).

Первый кирпичик заложим, выполнив второе задание.

2 задание. Предлагается диктант - кроссворд «Ты гражданином быть обязан»

Определите слова по данным толкованиям его лексического значения.





C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2014-12-18\Image0001.JPG

По горизонтали:

1)Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности;

2) Главный закон государства;

3) Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству;

4) Прикрепленное к древку (или шнуру) полотнище различной формы и окраски, являющееся знаком, символом чего-либо;

5)Отличительный знак государства, города, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях;

7)Предмет, действие и т.п., служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи;

8) Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;

9)Символическое значение, приписываемое чему- либо;

10) Чувство собственного достоинства, самоуважения;


По вертикали:


6) Торжественная песня, принятая как символ государственного единства;

1)Политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка, а также страна с такой политической организацией.


Слова для справок: государство, гражданин, символ, символика, герб, флаг, гимн, патриотизм, гордость, гражданственность, конституция.



НАДЁЖНОСТЬ

Заложили первый кирпичик нашего дома



3.Есть казахская пословица »Скакун- крылья жигита». В гербе прмисутствует ещё одна деталь- образ мифических коней. Какие понятия мы связываем с конём?

ХРАБРОСТЬ

КОНЬ ВОЛЯ

БЫСТРОТА

ВОЛЯ

Для построения дома нам нужна воля к победе. Следующий кирпич-



Задание3.

Выборочный диктант

Выписать однозначные слова (1 вариант) и многозначные слова ( 2 вариант).

Сердце, юрта, купол, гнездо, семья, степь, талант, надежда, победа, мечта, жигит, свобода, мир, небо, человек, крылья.

4. В государственном гербе республики изображены два мифических коня, и они как бы оберегают шанырак с двух сторон. Беречь Родину как зеницу ока и преданно служить ей - одна из идей, заложенных в образах мифических коней.

ПРЕДАННОСТЬ

Следующий кирпичик-



Заложить поможет выполнение задания 4. Указать, в каком случае слово употребляется в прямом значении, в каком случае - в переносном.

1 вариант 2 вариант

Сердце (герба) сердце (человека)

крыша (дома) крыша (брата)

гнездо (птицы) гнездо (рода)

высокий (шанырак) высокий (мальчик)

летит (конь) летит (шарик)


5. В гербе присутствует и изображение пятиконечной звезды. Звезда - символ счастья.

Изображение пятиконечной звезды выражает мечту казахстанцев - быть открытыми ко всем государствам и народам всех пяти континентов.

СЧАСТЬЕ

Следующий кирпичик-



Задание 5. Составить синонимический ряд к словам:

1 вариант 2 вариант

Звезда счастье

прекрасный щедрый

присутствует выражает


СВЕТ

Следующий кирпичик -



6.Задание 6. Собрать пословицы.


Выдаются каждому варианту антонимические пары слов. Нужно собрать пословицы.

1 вариант 2 вариант

Дом- чужбина трусливый- смелый

длинные- короткие враг- друг

дружба- вражда горькая - сладкая

правда- неправда свет- тьма



1 вариант

Если не нашёл счастье дома, не обретёшь его и на чужбине. Язык длинный, мысли короткие. Дружбой мир обретёшь, враждой беду наживёшь. Правда со дна моря вынернет, а неправда потонет.


2 вариант

Трусливый умирает сто раз, смелый живёт вечно. Трусливый друг опасней врага. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Ученье - свет, а неученье- тьма.


7. Коллективная форма работы. Работа с текстом.

Озаглавьте текст. Определите тему, основную идею текста. Восстановите порядок частей текста по данному плану.

План.

1. Связь жизни кочевника с конём.

2. Тулпар - быстроногий скакун.

3. Конь- символ силы нашего государства.


1)Лучшим из лучших считался тулпар - быстроногий скакун, который мчится, будто летит. 2) Наши предки изображали тулпаров крылатыми и поклонялись им как божествам. 3) Крылатые скакуны обнимают на гербе шанырак, возносят его на небо, выражая тем самым веру нашего народа в светлое будущее. 4) По краям герба расположены головы крылатых коней- единорогов. 5) Для казаха, обитателя Великой степи, конь был его второй половиной. 6) Без него он как бы без ног.

Правильный порядок частей текста: 4,5,6,1,2,3.


III.Итог урока.

Мы построили уютный, тёплый ДОМ с красивым названием Республика Казахстан. Мы всегда рады поделиться своим теплом с теми, кто в нём нуждается.














счастье

преданность

воля

надёжность

прочность



Оценивание ответов учащихся

IV.Домашнее задание: готовиться к тестированию по теме «Лексика».

Написать стихи о гербе страны (по жеданию)



урока по русскому языку на тему "Повторение изученного по теме "Лексика" "Нет народа без герба" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Повторение  изученного  по  теме "Лексика" "Нет  народа  без  герба" предназначена для учителей-предметников. Учитель должен дать представление  о  понятиях «лексика», «однозначное» и  «многозначное» слова, «прямое» и «переносное  значение  слова, знания  о  синонимах, антонимах, омонимах. Научить учащихся объяснять  лексические  значения  слов, определять  слова   по  толкованиям  лексического  значения, находить  однозначные  и  многозначные  слова, определять  прямое  и  переносное  значения  слов, составлять  синонимические  ряды  к  словам.

Автор Баекенова Сандыбала Айтокиновна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 375
Номер материала 8065
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓