Главная / Математика / урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс

урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс

Учитель математики

Сорокина Е.Н.

МБОУ «ОО Сорокинская школа»

Конспект урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс, (учебник Н.Я.Виленкин и др. )


Тема урока: « Окружность и круг»

Цели урока:

  • сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге, путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем

  • развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности;

  • воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.

Оборудование: циркули, линейки, карточки с творческим заданием для групповой работы, тесты по теме урока.

План урока.

1.Оргмомент.

2.Актуализация опорных знаний.


Ход урока.

1. Организационный момент

Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

(С.Горшкова «Начинаем учиться»)

- Какой сегодня день?

- Какая сегодня погода?

- А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее? (улыбнуться)


2. Актуализация знаний.

- Итак, зима вступила в свои права.

- Наша страна огромная, и почти всю её покрыло снегом. Давайте решим задачи, связанные с ним.

Устный счёт

- Какие задания можно выполнить с этими числами? (Расположить в порядке убывания, возрастания, разделить на группы, и т.д.)

- Молодцы!

(На экране – 6 7 9 12 16)

- Посмотрите ещё раз на числа. Какую закономерность заметили? (Каждое последующее число 1,2,3,4)

- Какое число будет следующим? (21)


- Посмотрите на экран. Что это? (карта)

- Как она называется? (Карта Волгоградской области)

- Что обозначает понятие область? Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Область – часть страны)

- А что же такое область в математике? (это часть плоскости, ограниченная линией)

- Кто же покажет границу Волгоградской области?

- Что такое граница? Как объясняет значение этого слова словарь Ожегова? (Граница – линия, отделяющая одну область от другой)

- Вспомните определение границы в математике. (Граница – замкнутая кривая линия)

Тема урока.(На экране появляются части слова)


3. Постановка учебных задач.

- Кто же сможет расшифровать тему сегодняшнего урока?

- Правильно, окружность.

- Что такое окружность?

Актуализация опорных знаний.

        • Прямая, кривая, ломаная.

        • Замкнутая линия.

        • Замкнутая кривая и замкнутые ломаные.



hello_html_458dd180.gif




        • - Какой из них лишний? Почему? (Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю. Точки – это деревья. 1) лишний прямоугольник, т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка-дерево, а у прямоугольника – нет. 2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся «посажено» по три дерева, а на границе треугольника – одно. 3) лишний овал, т.к. две другие фигуры – замкнутые ломаные линии, а овал – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А затем строится работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода.)

Основной материал урока.

  1. Сравните овал и окружность.

  2. Каким же свойством должна обладать окружность, не только быть замкнутой кривой линией?

  3. Определение окружности, радиуса окружности, круга, его радиуса.

  4. Практическая работа с целью сравнить радиусы одной окружности, выяснить связь между радиусом и диаметром.



- у вас нас столах чистые листы бумаги. Возьмите карандаши и попробуйте начертить окружность.

- Покажите свою работу друг другу и мне.

- Получилась окружность?

- Почему же у фигуры неровные края? (Нет инструмента)

- Для этого существует специальный чертёжный инструмент.

Я – циркач лихой,

Окружность я черчу одной ногой,

А другой – проткну бумагу,

Уцеплюсь я и ни шагу!

- Что это?

- С каким словом созвучно моё название? (Цирк)

-А почему?

- Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад.

Построение с помощью циркуля.

        • - Как же построить окружность с помощью циркуля?

        • - Какое правило безопасности надо соблюдать?

        • - Попробуйте начертить окружность на листах бумаги, которые лежат у вас на столе.

        • - Проверьте работу друг друга. Поставьте знак.

  • Игра «Будь внимательным!» - физминутка

  • Знакомство с кругом.

- Представьте, что получится, если окружность вырезать? (Круг)

- Чем круг отличается от окружности?

- Перегните круг пополам и ещё раз пополам. Что заметили?

- Чем является окружность для круга?

- Когда в жизни может пригодится умение делить круг на равные части?

  • Творческая работа.

- Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вот сейчас вы поработаете в группах. На листах бумаги стоят точки.

1 группа – чертит окружность с центром в этих точках и радиусом 4 см.

2 группа – чертит окружность радиусом 3 см.

3 группа – 8 см.

  • Проверка работы.

- Продемонстрируйте свою работу. (Вывешиваются на доску выполненные работы)

- А теперь посмотрите, во что могут превратиться ваши узоры с помощью компьютера.

  • Тестирование по изученному материалу.

Тест «Выбери правильный ответ»

1. Окружность – это:

А. Замкнутая кривая линия.
Б. Ломаная линия с центром в точке О.
В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.

2. Диаметр - это:

А. Прямая, проходящая через центр окружности.
Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.

3. Все радиусы одной окружности:

А. Являются лучами.
Б. Равны между собой.
В. Имеют разную длину.

4. Радиус окружности – это:

А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
Б. Прямая, проходящая через центр.
В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.

5. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность

hello_html_67af321.png

hello_html_5fcc3f95.pnghello_html_m149799ae.png

hello_html_m30d9979e.png




hello_html_97c2eab.pnghello_html_64a61699.png



hello_html_m104179ec.gifhello_html_10e87cb4.gif





  • Проверка выполнения тестов.


9. Домашнее задание. (По выбору)

П.22,вопросы, составить свой узор из окружностей, № 850, 854,857.



10. Итог урока.

- Продолжите предложения.

Сегодня на уроке:

я узнал …

я научился…

порадовался тому, что…


11. Рефлексия деятельности.

- Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Возьмите в руки фигуру - окружность и нарисуйте своё настроение.

hello_html_m20d617ef.gif






5


урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс
  • Математика
Описание:

Урок математики в 5 классе «Окружность» разработан на основе  авторской программы В.И.Жохова «Математика 5-6 классы»  Москва, издательство Мнемозина, 2012 г.

 

Используются следующие компоненты УМК:

       АвторскаяпрограммаВ.И.Жохова «Математика 5-6 классы»  Москва, издательство Мнемозина, 2010 г.

       Н.Я.Виленкин Математика. Учебник. 5 класс.  – М.: Мнемозина, 2013г.

 

Цели урока:

1. Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге,  путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем

2. Развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности;

3. Воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.

Урок предназначен для учащихся 5 класса и сопровождается презентацией. В урок включены элемент здоровьесбережения игра «Будь внимательным», физкультминутка. Так же  учащимся предложено выполнить творческой задание, все разделены на 2 группы и каждая группа строит свою окружность.

 В конце урока даётся тестирование.     

Составитель: Сорокина Е.Н., учитель  математики МБОУ «ОО Сорокинская школа».

 

 

 

 

Автор Сорокина Елена Николаевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 3367
Номер материала 10231
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓