Конспект урока математики по теме «Окружность и круг»,
5 класс, (учебник Н.Я.Виленкин и др. )
Тема урока: « Окружность и круг»
Цели урока:
Ø сформировать представление об окружности и её
элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге, путём
исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с
новым чертёжным инструментом – циркулем
Ø развивать умение строить окружность с помощью циркуля,
расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание,
мышление, память, речь учащихся, творческие способности;
Ø воспитывать чувство коллективизма, формировать
самооценку; заботиться о здоровьесбережении.
Оборудование: циркули, линейки, карточки с творческим
заданием для групповой работы, тесты по теме урока.
План урока.
1.Оргмомент.
2.Актуализация опорных
знаний.
Ход урока.
1. Организационный
момент
Звонок голосистой птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру…
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить.
(С.Горшкова «Начинаем учиться»)
- Какой сегодня
день?
- Какая сегодня
погода?
- А что мы можем
сделать, чтобы стало тепло и радостнее? (улыбнуться)
2. Актуализация
знаний.
- Итак, зима
вступила в свои права.
- Наша страна огромная, и почти всю её покрыло
снегом. Давайте решим задачи, связанные с ним.
Устный счёт
- Какие задания можно выполнить с этими числами? (Расположить в порядке
убывания, возрастания, разделить на группы, и т.д.)
- Молодцы!
(На экране – 6 7 9 12 16)
- Посмотрите ещё раз на числа. Какую закономерность заметили? (Каждое
последующее число 1,2,3,4)
- Какое число будет следующим? (21)
- Посмотрите на
экран. Что это? (карта)
- Как она
называется? (Карта Волгоградской области)
- Что обозначает
понятие область? Давайте обратимся к словарю Ожегова.
(Область – часть страны)
- А что же такое
область в математике? (это часть плоскости, ограниченная линией)
- Кто же покажет
границу Волгоградской области?
- Что такое граница?
Как объясняет значение этого слова словарь Ожегова? (Граница – линия,
отделяющая одну область от другой)
- Вспомните
определение границы в математике. (Граница – замкнутая кривая линия)
Тема урока.(На экране появляются части слова)
3. Постановка учебных задач.
- Кто же сможет расшифровать тему сегодняшнего урока?
- Правильно,
окружность.
- Что такое
окружность?
Актуализация опорных
знаний.
·
Прямая, кривая, ломаная.
·
Замкнутая линия.
·
Замкнутая кривая и
замкнутые ломаные.
·
- Какой из них лишний?
Почему? (Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет
выявить каждую фигуру как лишнюю. Точки – это деревья. 1) лишний прямоугольник,
т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка-дерево, а у прямоугольника – нет.
2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся «посажено» по три дерева, а
на границе треугольника – одно. 3) лишний овал, т.к. две другие фигуры –
замкнутые ломаные линии, а овал – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А
затем строится работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от
этого вывода.)
Основной материал
урока.
1.
Сравните овал и
окружность.
2.
Каким же свойством должна
обладать окружность, не только быть замкнутой кривой линией?
3.
Определение окружности,
радиуса окружности, круга, его радиуса.
4.
Практическая работа с
целью сравнить радиусы одной окружности, выяснить связь между радиусом и
диаметром.
- у вас нас столах
чистые листы бумаги. Возьмите карандаши и попробуйте начертить окружность.
- Покажите свою
работу друг другу и мне.
- Получилась
окружность?
- Почему же у фигуры
неровные края? (Нет инструмента)
- Для этого
существует специальный чертёжный инструмент.
Я – циркач лихой,
Окружность я черчу одной ногой,
А другой – проткну бумагу,
Уцеплюсь я и ни шагу!
- Что это?
- С каким словом
созвучно моё название? (Цирк)
-А почему?
- Правильно, ведь
слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что
значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и
окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет
назад.
Построение с помощью
циркуля.
·
- Как же построить
окружность с помощью циркуля?
·
- Какое правило
безопасности надо соблюдать?
·
- Попробуйте начертить
окружность на листах бумаги, которые лежат у вас на столе.
·
- Проверьте работу друг
друга. Поставьте знак.
·
Игра «Будь
внимательным!» - физминутка
·
Знакомство с кругом.
- Представьте, что
получится, если окружность вырезать? (Круг)
- Чем круг
отличается от окружности?
- Перегните круг пополам
и ещё раз пополам. Что заметили?
- Чем является
окружность для круга?
- Когда в жизни
может пригодится умение делить круг на равные части?
·
Творческая работа.
- Окружность –
волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения.
Вот сейчас вы поработаете в группах. На листах бумаги стоят точки.
1 группа – чертит
окружность с центром в этих точках и радиусом 4 см.
2 группа – чертит
окружность радиусом 3 см.
3 группа – 8 см.
·
Проверка работы.
- Продемонстрируйте
свою работу. (Вывешиваются на доску выполненные работы)
- А теперь
посмотрите, во что могут превратиться ваши узоры с помощью компьютера.
·
Тестирование по
изученному материалу.
Тест «Выбери правильный ответ»
1. Окружность – это:
А. Замкнутая кривая
линия.
Б. Ломаная линия с центром в точке О.
В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек
окружности.
2. Диаметр - это:
А. Прямая,
проходящая через центр окружности.
Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.
3. Все радиусы одной окружности:
А. Являются лучами.
Б. Равны между собой.
В. Имеют разную длину.
4. Радиус окружности – это:
А. Отрезок,
соединяющий две точки окружности.
Б. Прямая, проходящая через центр.
В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.
5. Найди на чертеже предметы, в составе
которых есть окружность
·
Проверка выполнения
тестов.
9. Домашнее
задание. (По выбору)
П.22,вопросы,
составить свой узор из окружностей, № 850, 854,857.
10. Итог урока.
- Продолжите
предложения.
Сегодня на уроке:
я узнал …
я научился…
порадовался тому, что…
11. Рефлексия
деятельности.
- Солнышко подарило
вам солнечных зайчиков. Возьмите в руки фигуру - окружность и нарисуйте своё
настроение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.