Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс

урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс

Скачать материал

Конспект урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс, (учебник Н.Я.Виленкин и др. )

 

Тема урока: « Окружность и круг»

Цели урока:

Ø сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге,  путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем

Ø развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности;

Ø воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.

Оборудование:   циркули, линейки, карточки с творческим заданием для групповой работы, тесты по теме урока.

План урока.

1.Оргмомент.

2.Актуализация опорных знаний.

 

Ход урока.

1. Организационный момент

Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

                     (С.Горшкова «Начинаем учиться»)

 - Какой сегодня день? 

 - Какая сегодня погода?

 - А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее? (улыбнуться)

 

2. Актуализация знаний.

 - Итак, зима вступила в свои права.

 - Наша страна огромная, и почти всю её покрыло снегом. Давайте решим задачи, связанные с ним.

Устный счёт

- Какие задания можно выполнить с этими числами? (Расположить в порядке убывания, возрастания, разделить на группы, и т.д.)

 - Молодцы!

(На экране – 6   7   9   12   16)

 - Посмотрите ещё раз на числа. Какую закономерность заметили? (Каждое последующее число 1,2,3,4)

 - Какое число будет следующим? (21)

 

 - Посмотрите на экран. Что это? (карта)

 - Как она называется? (Карта Волгоградской области)

 - Что обозначает понятие область? Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Область – часть страны)

 - А что же такое область в математике? (это часть плоскости, ограниченная линией)

 - Кто же покажет границу Волгоградской области? 

 - Что такое граница? Как объясняет значение этого слова словарь Ожегова? (Граница – линия, отделяющая одну область от другой)

 - Вспомните определение границы в математике. (Граница – замкнутая кривая линия)

 Тема урока.(На экране появляются части слова)

 

3. Постановка учебных задач.

- Кто же сможет расшифровать тему сегодняшнего урока?

     - Правильно, окружность.

    - Что такое окружность?

Актуализация опорных знаний.

·        Прямая, кривая, ломаная.

·        Замкнутая линия.

·        Замкнутая кривая и замкнутые ломаные.

 

 

 

 

 

·        - Какой из них лишний? Почему? (Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю. Точки – это деревья. 1) лишний прямоугольник, т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка-дерево, а у прямоугольника – нет. 2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся «посажено» по три дерева, а на границе треугольника – одно. 3) лишний овал, т.к. две другие фигуры – замкнутые ломаные линии, а овал – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А затем строится  работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода.)

Основной материал урока.

1.     Сравните овал и окружность.

2.     Каким же свойством должна обладать окружность, не только быть замкнутой кривой линией?

3.     Определение окружности, радиуса окружности, круга, его радиуса.

4.     Практическая работа с целью сравнить радиусы одной окружности, выяснить связь между радиусом и диаметром.

 

 

- у вас нас столах чистые листы бумаги. Возьмите карандаши и попробуйте начертить окружность.

 - Покажите свою работу друг другу и мне.

 - Получилась окружность?

 - Почему же у фигуры неровные края? (Нет инструмента)

- Для этого существует специальный чертёжный инструмент.

               Я – циркач лихой, 

Окружность я черчу одной ногой,

А другой – проткну бумагу,

Уцеплюсь я и ни шагу!

 - Что это?

- С каким словом созвучно моё название? (Цирк)

-А почему? 

 - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад.

Построение с помощью циркуля.

·        - Как же построить окружность с помощью циркуля?

·        - Какое правило безопасности надо соблюдать?

·        - Попробуйте начертить окружность на листах бумаги, которые лежат у вас на столе.

·        - Проверьте работу друг друга. Поставьте знак.

·        Игра «Будь внимательным!» - физминутка

·        Знакомство с кругом.

 - Представьте, что получится, если окружность вырезать? (Круг)

 - Чем круг отличается от окружности?

 - Перегните круг пополам и ещё раз пополам. Что заметили?

 - Чем является окружность для круга?

 - Когда в жизни может пригодится умение делить круг на равные части?

·        Творческая работа.

 - Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вот сейчас вы поработаете в группах. На листах бумаги стоят точки.

1 группа – чертит окружность с центром в этих точках и радиусом 4 см.

2 группа – чертит окружность радиусом 3 см.

3 группа – 8 см.

·        Проверка работы.

 - Продемонстрируйте свою работу. (Вывешиваются на доску выполненные работы)

 - А теперь посмотрите, во что могут превратиться ваши узоры с помощью компьютера.

·        Тестирование по изученному материалу.

Тест «Выбери правильный ответ»

1. Окружность – это:

А. Замкнутая кривая линия.
Б. Ломаная линия с центром в точке О.
В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.

2. Диаметр - это:

А. Прямая, проходящая через центр окружности.
Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.

3. Все радиусы одной окружности:

А. Являются лучами.
Б. Равны между собой.
В. Имеют разную длину.

4. Радиус окружности – это:

А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
Б. Прямая, проходящая через центр.
В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.

5. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Проверка выполнения тестов.

 

9. Домашнее задание. (По выбору)

П.22,вопросы, составить свой узор из окружностей, № 850,  854,857.

 

 

10. Итог урока.

 - Продолжите предложения.

Сегодня на уроке:

я  узнал …

я  научился…

порадовался тому, что…

 

11. Рефлексия деятельности.

- Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Возьмите в руки фигуру - окружность и нарисуйте своё настроение.

 

 


 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урока математики по теме «Окружность и круг», 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок математики в 5 классе «Окружность» разработан на основе  авторской программы В.И.Жохова «Математика 5-6 классы»  Москва, издательство Мнемозина, 2012 г.

 

Используются следующие компоненты УМК:

       АвторскаяпрограммаВ.И.Жохова «Математика 5-6 классы»  Москва, издательство Мнемозина, 2010 г.

       Н.Я.Виленкин Математика. Учебник. 5 класс.  – М.: Мнемозина, 2013г.

 

Цели урока:

1. Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге,  путём исследования элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем

2. Развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, мышление, память, речь учащихся, творческие способности;

3. Воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.

Урок предназначен для учащихся 5 класса и сопровождается презентацией. В урок включены элемент здоровьесбережения игра «Будь внимательным», физкультминутка. Так же  учащимся предложено выполнить творческой задание, все разделены на 2 группы и каждая группа строит свою окружность.

 В конце урока даётся тестирование.     

Составитель: Сорокина Е.Н., учитель  математики МБОУ «ОО Сорокинская школа».

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 562
    • DOCX 427 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сорокина Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сорокина Елена Николаевна
    Сорокина Елена Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3478
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек