Конспект
урока математики для 2 класса
«Фигуры:
Прямоугольник и квадрат».
Урок
математики, 2 класс
Автор: Бардовская Е.П., учитель
начальных классов, МБОУ «Гимназяи», г.Новозыбков.
Описание
работы:
Урок составлен в виде
путешествия по стране Многоугольников с использованием групповой формы работы.
Цель: сформировать умение выделять существенные признаки многоугольников
Задачи:
1.
ознакомление с существенными признаками квадрата,
как одним из видов многоугольников;
2.
способствовать развитию логического мышления:
умению анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;
3.
воспитывать и активизировать интерес к предмету,
творческому поиску на уроке математики.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: путешествие
Формы работы:
§
фронтальная,
§
групповая,
§
работа в парах,
§
индивидуальная
Методы и приемы:
·
словесные (беседа, объяснение)
·
практические (выполнение заданий в тетради,
измерение прямоугольников и квадратов, строительство вагонов и геометрических
фигур, самостоятельная работа)
·
проблемный (наблюдение)
·
наглядный (демонстрация)
·
ТСО (звуковые)
·
методы стимулирования и мотивации учения
(поощрение, игры)
Основные понятия: квадрат, прямоугольник,
четырехугольник, многоугольник, угол, вершина, сторона
Оборудование:
демонстрационный материал: плакат «Планета
Многоугольников», рисунок поезда, углы, рисунок Знайки;
раздаточный материал: геометрические фигуры,
линейки, детали вагонов, клей, кисти для клея.
План
урока. Время
1. Организационный момент. 1-
2 мин.
2. Мотивационный этап. 1-2
мин.
3. Устный счет. 5-7
мин.
3.1.Выбор
транспорта.
3.2.
Строительство вагонов.
4. Повторение ранее изученного материала. 15-17
мин.
Знакомство с планетой Многоугольников
Строительство городов
Решение задачи.
5. Физкультминутка
1-2 мин.
6. Ознакомление с новым материалом. 5-7
мин.
Измерение фигур.
Приклеивание фигур.
7. Первичное закрепление. 15
мин.
7.1.Игра
«Отгадай фигуру»
7.2. Тест
8. Домашнее задание. 1-2
мин.
9. Подведение итогов. Рефлексия. 3
мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прежде, чем за парту
сесть,
Посмотрите, все ли
есть.
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый
час!
2. Мотивационный
этап.
(Учащиеся сидят по
командам, в которых по 4 человека)
Ребята, а вы любите
путешествовать? (Да)
-Давайте совершим
путешествие на планету Многоугольников. Там мы познакомимся с новой
геометрической фигурой, повторим свойства известных геометрических фигур,
будем решать примеры и задачу. В этом нам будет помогать Знайка.
(Учитель
показывает Знайку)
3. Устный счет.
3.1.Выбор
транспорта.
Чтобы отправиться в
путешествие нужно выбрать транспорт. Решим пример и узнаем вид транспорта.
На доске: (4 + 5)
– (8 - 6) =7
1
самолет (Рисунки перевернуты)
7 поезд
8 велосипед
4 корабль
- Какой ответ?
Поднимите руку, кто согласен.
- Миша, переверни рисунок рядом с цифрой 7.
3.2.
Строительство вагонов.
-Мы едем на поезде,
но у нас нет вагонов.
- Построим их. (У
каждого на столе лежат геометрические фигуры, необходимые для создания вагона.)
Ваша задача не просто
построить вагон, сосчитать пример на каждой детали, а результаты вычислений
сложить. Таким образом, вы узнаете № своего вагона.
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
2+6=8
32-30
46-46
10-9
|
6+9
9-8
25-25
53-50
|
7+1
8-4
17-17
22-20
|
86-86
71-70
8+3
10-7
|
6+6
10-8
43-43
32-30
|
7+3
76-76
10-6
53-50
|
(Учащиеся решают
примеры и склеивают вагон.)
- Узнаем № вагонов. Расположите
их за локомотивом в порядке возрастания.
(Учащиеся по одному
ученику от команды выходят к доске и определяют порядок вагонов.)
Поднимите руку, кто
согласен с выполненным заданием.
-Готовы? Отправляемся
в путь.
(Учитель включает
песню «Голубой вагон») (Учащиеся издают длительный
звук [у] и поднимают руки вверх, изображая колеса поезда.)
4. Повторение ранее изученного материала.
4.1. Знакомство
с планетой Многоугольников
На доске карта планеты
Многоугольников.
Планета Многоугольников
-Вот мы и прибыли на
планету Многоугольников. Здесь существуют страны со своими названиями. А жители
этих стран геометрические фигуры, имеющие углы.
Узнаем их.
- Я показываю фигуру,
а вы называете страну и ее жителей.
(Страна Треугольников;
Жители –треугольники и др..)
(Учитель
прикрепляет названия стран)
- Из всех стран
размером, масштабностью отличается страна Четырехугольников.
- Почему? (В этой
стране проживает больше жителей, чем в остальных.)
4.2.Стрительство
городов
- Жители страны
Четырехугольников просят Вас построить города для своей страны.
- Знайка приготовил
задание.
На доске разные
виды углов.
- Что это? (Углы.)
- Назовите их виды.
(Прямые, острые, тупые.)
- Покажите вершины, стороны углов 2,4.
- Используя данные
виды углов, постройте города в стране Четырехугольников.
(Учащиеся строят
геометрические фигуры.)
(Учитель вызывает
по 1 ученику от команды)
На доске карта планеты
Многоугольников.
Планета Многоугольников
- Какой город
получился самый большой? (Город Прямоугольник.)
- Что такое Прямоугольник? ( Прямоугольник – это четырехугольник,
у которого все углы прямые.)
4.3. Решение
задачи.
- Давайте сосчитаем
жителей в этих городах.
Читаем задачу.
Задача. В
городе Прямоугольник 30 жителей, а в городе Ромб на 4 меньше. Сколько
жителей в двух городах?
- О чем
говориться в задаче? (О городах. )
- Сколько городов? (Два города: Прямоугольник и Ромб.)
- Сколько начертим
отрезков? (Мы начертим 2 отрезка.)
На доске ученик составляет
схематический чертеж к решению задачи. (Схематический
чертеж может чертить учитель, в зависимости от способностей учащихся.)
- Что мы знаем о количестве жителей в городе Прямоугольник? (Жителей
30.)
- Что нам известно о
жителях города Ромб? (Жителей города Ромб на 4 меньше, чем в городе
Прямоугольник.)
- Какой вопрос в
задаче? ( Сколько жителей в двух городах?)
- Сколько действий в
задаче?( В задаче два действия.)
- Ребята, которые
знают ход решения, могут приступить к решению. Первым трем поставим отметки.
- Продолжаем анализ задачи.
- Можем ли мы сразу
ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Почему? (Нам не
известно количество жителей в городе Ромб)
- Можем ли мы узнать
количество жителей в городе Ромб? (Да.)
- Каким действием?
(Вычитанием.)
На доске:
1) -
2) +
- Как узнать, сколько жителей в двух городах?
- Каким действием? (Сложением.)
- Приступаем к
решению. (Учащиеся приступают к решению.)
- Поднимите руки, кто
не понял, как решать задачу?
- Какой ответ? (56
жителей в двух городах.)
(Учитель
переворачивает закрытую доску.)
На доске:
1)
30 – 4 =26 (ж.) – в городе Ромб.
2)
30 + 26 = 56 (ж.)
Ответ: 56 жителей в
двух городах.
(Учитель вручает
оценку – медаль за ответ у доски.)
- Поднимите руку у
кого такое решение.
- Молодцы!
5. Физкультминутка
На болоте две
лягушки,
Две зеленые квакушки.
Рано утром
посыпались,
Полотенцем
растирались,
Вправо, влево
наклонялись
И на место
возвращались.
6. Ознакомление с
новым материалом.
6.1.Измерение
фигур.
Чтобы отправится в
другой населенный пункт, Знайка предлагает выполнить задание.
- У каждого на столе
лежат геометрические фигуры (маленький жёлтый прямоугольник, большой зелёный
квадрат, большой белый треугольник, маленький красный квадрат, большой синий
прямоугольник).
- Найдите «лишнюю» фигуру. Почему?
(«Лишняя» фигура –
треугольник. У треугольника 3 стороны, 3 угла, 3 вершины.)
- Как называется
оставшаяся группа геометрических фигур? Почему?
(Прямоугольники-это
оставшаяся группа геометрических фигур.
У них все углы
прямые.)
- Измерьте и
подпишите длины сторон данных прямоугольников.
(Учащиеся измеряют
длины сторон прямоугольников.)
- Посоветуйтесь и
ответьте на вопрос Знайки:
Что можно сказать о
длинах сторон прямоугольников?
(У синего и красного
прямоугольников - противоположные стороны равны. А у желтого и зеленого - все
стороны одинаковые (одной длины))
На доске остаются
только прямоугольники и квадраты.
- Как называется
фигура, у которой все стороны равны. (Это квадрат)
-Квадрат – это
особый прямоугольник, у которой все стороны равны.
- Повторим.
(Квадрат – это особый
прямоугольник, у которой все стороны равны.)
- А на карте планеты
Многоугольников квадрат лишь маленький городок среди прямоугольников.
(Учащиеся
рассматривают карту планеты Многоугольников.)
На доске карта планеты
Многоугольников.
Планета Многоугольников
6.2. Приклеивание
фигур.
-
Приклейте фигуры в тетрадь, распределяя их по группам. Подпишите размеры сторон
геометрических фигур.
(Учащиеся приклеивают
в тетрадь фигуры, измеряют стороны фигур.)
7. Первичное
закрепление.
7.1. Игра
«Отгадай фигуру»
Жители планеты Многоугольников хотят поверить, как Вы запомнили имена
жителей по их признакам.
Я загадала фигуру:
1.«Это
четырехугольник, у которого все углы прямые» (Прямоугольник,
квадрат.)
2. «Это
четырехугольник, у которого все стороны равны» (Квадрат.)
Дома Вам нужно
составить описание любого многоугольника.
7.2. Тест
На закрытой доске 2
ученика.
- Проверяем. Меняемся
тетрадями, ставим отметки.
На доске оценочный
лист:
«5» - 0 ош.
«4» - 1-2 ош.
«3» - 3-4 ош.
«2» - 5 и более
ош.
(Учитель зачитывает
верные ответы. Учащиеся проверяют, выставляют оценки.)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
1
|
2
|
1
|
Поднимите руку у кого
«5».
Поднимите руку у кого
«4».
Поднимите руку у кого
«3».
Оценки – медали за
ответ у доски.
Молодцы!
8. Домашнее
задание.
Составить задания к
игре «Отгадай фигуру» (описание любого многоугольника для одноклассников.)
(Учащиеся записывают домашнее
задание.)
9.Подведение
итогов.
Чтобы вернуться
домой, нужно рассказать все о геометрических фигурах, имеющих углы, пользуясь
картой планеты Многоугольников.
(Все геометрические
фигуры, у которых есть углы, называются многоугольниками. Среди них есть 4,5,
6, 7, 8 –угольники. Среди четырёхугольников есть прямоугольники, у которых все
углы прямые. А также есть квадрат - особый прямоугольник, у которой все
стороны равны.)
- Молодцы!
- Отправляемся в
школу.
(Учитель включает
песню «Голубой вагон»)
(Учащиеся издают
длительный звук [у] и поднимают руки вверх, изображая колеса поезда.)
10. Рефлексия.
Работаем с
человечками.
Подберите цвет к
каждому этапу работы.
- Как ты себя
чувствовал, когда думал, решал?
- Как ты себя
чувствовал, когда смотрел на доску?
- Как ты себя
чувствовал, когда слушал?
- Как ты себя
чувствовал, когда отвечал?
- Как ты себя
чувствовал, когда что-то делал своими руками?
(Учащиеся
раскрашивают человечков.)
Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.