Главная / Русский язык и литература / Урока-экскурсии с применением информационных технологий по дисциплине «Литература» Тема: «Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Урока-экскурсии с применением информационных технологий по дисциплине «Литература» Тема: «Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

hello_html_m2cfdf9d7.gifhello_html_m67266f9f.gifhello_html_18ff6ced.gifhello_html_m67266f9f.gifhello_html_m580f64ce.gifhello_html_m67266f9f.gifhello_html_m77bae782.gifhello_html_m67266f9f.gifhello_html_4e297c1c.gifГосударственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Волгоградский техникум железнодорожного транспорта

и коммуникаций»





Методическая разработка

Урока-экскурсии с применением

информационных технологий

по дисциплине «Литература»

Тема: «Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».





Разработала:

преподаватель литературы

должность

_______ И.Н.Рондарь

подпись И.О.Ф.












Волгоград

Аннотация

Настоящая методическая разработка содержит план - конспект урока –экскурсии по литературе с использованием информационных технологий.

Методическая разработка предназначена для преподавателей литературы образовательных учреждений.































Введение

Ориентация современного образовательного учреждения на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью внеурочной , связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностной сферы ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Проблема современного образования прежде всего состоит в том, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом обучающихся требований базовой программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, не способствует целостному развитию личности ребёнка. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Решением этой проблемы является проведение нетрадиционных учебных занятий, к числу которых принадлежат уроки-экскурсии.

Приходится, однако, констатировать, что многие вопросы экскурсионной работы ещё требуют глубокого теоретического исследования. Необходимо повысить эффективность содержания и воспитательную роль экскурсии, создавать условия для расширения познавательной самостоятельности и инициативы обучающихся.

Изучение организации познавательной деятельности обучающихся на экскурсии является одним из наиболее важных вопросов. Этой проблеме в методике преподавания литературы в настоящее время уделяется серьезное внимание. Многие положения, высказанные методистами об уроках литературы: о необходимости связывать изложение материала с самостоятельной работой обучающихся, широко применять исследовательский подход при изучении событий и явлений, знакомить обучающихся с системой доказательств и вести по логическому пути исследования и т. д. -- имеют прямое отношение и к организации познавательной деятельности обучающихся во время экскурсии.

На экскурсиях познавательная деятельность обучающихся организуется в качественно иных условиях. В процессе работы были сформулированы следующие задачи:

1) изучение организации познавательной деятельности обучающихся на экскурсии

2) освещение различных методов проведения экскурсии

3)привлечение внимания к экскурсиям как действенной форме активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания.

Целью данного исследования является обобщение и систематизация имеющихся сведений по методике проведения урока-экскурсии на примере работы с обучающимися техникума.

Использование информационных технологий в образовании позволяет решить следующие проблемы:

- усилить мотивацию обучения;

- повысить скорость усвоения знаний;

-повысить качество изучаемого материала;

- повысить активность учащихся в процессе обучения;

- обеспечить контроль за преподаванием и усвоением материала;

- установить тесную обратную связь;

- успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, что дает возможность каждому обучающемуся обрести уверенность в себе, в своих силах;

- создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ;

- снять перегрузки.

Использование на уроках информационных технологий дает возможность:

1. Реализовать развивающие функции урока:

-развивать познавательные навыки обучающихся;

-развивать умения самостоятельно конструировать свои знания;

-развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;

- развивать критическое мышление.

2. Обеспечивать личностно- ориентированный подход в обучении.






Основная часть

Урок-экскурсия

Уроки этого типа прежде всего призваны показать обучающимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела курса литературы. Ныне все большую популярность упреподавателей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что обучающиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании.

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь обучающихся к активной деятельности.

Организация урока делится на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

I . Подготовительная работа с обучающимися состоит в следующем. Учащиеся получают домашнее задание: подготовить материал по истории создания памятника «Медный всадник». Группу разбивают на подгруппы, которые возглавляют консультанты. Каждой группе вручают <личное> задание, например: камень –валун для постаменте

Намечаются маршруты движения групп по объектам. Инженеры продумывают свои технические задания ребятам, диктуемые нуждами предприятия.

II. Основной этап экскурсии приходится на конец учебного дня; на урок выделяется 2 ч. Еще раз педагог формулирует задания, после чего группы отправляются по своим маршрутам, готовя выступление на уроке.

III . На заключительном этапе экскурсии группы отчитываются о проделанном, сообщают полученные результаты. В качестве рецензентов работ выступают ребята из группы , они оценивают реальность полученных данных, задают вопросы. Ученик-консультант тоже оценивает ответ каждого учитывая его активность и мнение рецензента. Завершает занятие подведение итогов.









Заключение

Урок – экскурсия- это возможность познакомиться с памятниками, достопримечательностями города , населенного пункта, что помогает лучше внедрить обучающегося в изучаемую тему урока.

Работа с компьютером на уроке позволяет в красочном оформлении провести экскурсию по теме.





























Урок-экскурсия по литературе на тему: Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник»

Рондарь Ирина Николаевна, преподаватель литературы

Цели урока:

  • Образовательные:

  • познакомить обучающихся с историей строительства города Санкт – Петербурга, причиной воздвижения памятника «Медный всадник», трудности русского человека при строительстве города и памятника, вызвать чувство гордости за русский народ, умеющий преодолевать преграды, побеждать природу и своих врагов. Познакомить с элементами работы экскурсовода, указав на значимость данной профессии для развития туризма в России

  • Развивающие:

    • развивать умения работы с различными источниками информации;

    • развивать умение к ораторскому искусству

    • развивать навыки логического мышления, уверенности в себе

  • Воспитательные:

    • вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, способствовать формированию чувства гордости за Россию, имеющую такое богатое культурное наследие

Вид урока: урок-экскурсия с презентацией (Презентация 1,2 прилагается)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.


Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!






Ход урока

1. Организационный момент

В основу урока положена презентация, поэтому и тема урока указана на слайде (слайд № 1)

2. Вводное слово учителя.

Погружение в тему (слайд № 2)

Ребята, давайте попробуем представить географическое положение Санкт – Петербурга, для этого мы используем карту, которая сейчас появится на доске. Этот город, построен Петром 1 . Для того ,чтобы начать изучать поэму «Медный всадник» мы должны четко сформировать свое отношение как к императору Петру 1 , так и к его преобразованиям, т.е. значением строительства города на Неве. Без Путешествия по Петербургу мы не можем приступить к изучению поэмы. Кто однажды побывал в этом городе, тот навеки влюбился всего памятники, дворцы, каналы, мосты.

* * *

Преподаватель о Петербурге

презентация

Блистательный Санкт-Петербург!

Слайд 3

О, град Петра, мне сердцу милый,
Ты царской прихоти каприз.
Ты прозван Северной Пальмирой,
Петром любимый Парадиз!

Слайд 4
Твой облик ублажает око.
Знаком и мил в нём каждый штрих,
Витиеватый стиль барокко
Апартаментов дорогих.

Слайд 5
Град позолоченных соборов,
Дворцов изящных и палат,
Работ скульптурных без укора…
Виват, Санкт-Петербург, виват!

Слайд 6
Ты красотой подобен раю,
На свете града лучше нет.
Тебя нисколько не пугают
Ни наводнения, ни швед.

Слайд 7
Здесь Петропавловская крепость
И знаменитый порт Кронштадт
С врага сбивают всю свирепость –
Руси не страшен супостат.

Слайд 8
Врата России на щеколде –
Их охраняет стольный град.
Здесь отмечает пушка полдень.
Здесь ночи белые стоят.

Слайд 9
Здесь имена всплывают чинно,
Те, что любой назвать готов:
Великий Пётр, Екатерина,
Князь Меньшиков и граф Орлов…

Слайд 10
Здесь, на Сенатской, виден взору,
Царь Пётр работы Фальконе.
Он свой осматривает город
Верхом на вздыбленном коне.

Слайд 11
Нет на «окне Европы» ставен.
Зефир всегда здесь свеж и юрк…
Да здравствует в веках и славен
Блистательный Санкт-Петербург!

Юрий Козлов

Рассказ преподавателя:

Александр Сергеевич Пушкин любил Петербург, не раз восхищался его создателем- императором Петром 1. Вам известна из младших классов его поэма «Полтава», где был раскрыт поэтом образ Петра 1

Ме́дный вса́дник — поэма (стихотворная повесть[1]) А. С. Пушкина.

Была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы»[2] (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).

Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.

На основе поэмы А. С. Пушкина российский советский композитор Р. М.Глиэр создал одноименный балет, величественный фрагмент которого, «Гимн Великому городу», стал гимном Санкт-Петербурга.

Официальный текст
Государственного гимна Санкт-Петербурга

Музыка: Рейнгольд Глиэр, слова: Олег Чупров, – утвежден Законом С-Петербурга
от 13 мая 2003 г. N 165-23, с изменениями от 1 июля 2005 года N 399-39

Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим – ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь – жить единой судьбой!

Рассказ преподавателя:

Мне бы хотелось, чтобы после сегодняшнего путешествия по Санкт-Петербургу вы поняли насколько благословенна была эта земля , подарившая миру так много классических произведений литературы, культуры, архитектуры.

Однако, вернемся к нашей теме урока и перенесемся с вами на несколько веков назад в эпоху императрицы Екатерины 2.

Сообщение обучающегося – экскурсовода №1

История памятника

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 17681770. Голову Петра лепила его ученица, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством мастера Емельяна Хайлова и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Ю. М. Фельтен.

В августе 1766 года русский посланник в Париже Д. А. Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованном Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Д. Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.

Сообщение обучающегося – экскурсовода №2

«Гром-камень»

Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось, и тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшим об этой глыбе и имевшим намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашедшим для этого нужного инструмента. Об этом он сообщил капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.

Место, где найден был Гром-камень, до сих пор точно не установлено. Известно лишь, что это было лесистое и весьма сырое место в районе деревни Лахта, и что путь камня до места погрузки был равен приблизительно 8 верстам, то есть примерно 8,5 километрам. Учитывая, что путь камня неоднократно менялся, и перемещали его не по прямой, следует ожидать, что камень был найден в следующих современных границах: на западе — посёлок Лисий Нос, прямо на север — до нынешней Кольцевой автодороги, по дороге и южнее её на восток до речки Чёрной и затем на юг через Юнтоловской лесной дачи, включая его весь, до северного берега Лахтинского разлива.



Транспортировка «Гром-камня»



Иллюстрация из 11-го свитка «Канкай ибун». Памятник нарисован японским художником со слов допрошенных моряков, прибитых кораблекрушением к берегам России и через много лет возвращённых в Японию российским посольством во главе с Н. П. Резановым

Началу перевозки камня соответствовала серьёзная подготовка. Были приняты во внимание рекомендации, которые разработал И. И. Бецкой, проведено исследование модели «машины», предлагаемой для перевозки камня. При этом было найдено, что наиболее соответствующей задаче является установка камня на деревянной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 пятидюймовых шаров. Посредством эксперимента был выбран достаточно прочный материал для этих шаров, состоящий из сплава на основе меди, и отработана технология его изготовления. Разработан технологический процесс подъёма камня с помощью рычагов и домкратов для подведения под него платформы. При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии. Для его извлечения потребовалась работа тысяч людей, для проживания которых была построена деревня. Камень весил 1600 тонн. Его транспортировка до берега Финского залива осуществлялась несколькими воротами. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. По приказу Екатерины камень должен был быть доставлен на место целым. Работавшие на камне постоянно во всё время движения каменотёсы в количестве 46 человек лишь придавали ему надлежащую форму.

Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды. [2]

Сообщение обучающегося – экскурсовода №3

Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова, и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.

Несмотря на все принятые меры, за всё время пути неоднократно возникали аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию, за которым с интересом следила общественность всей Европы. Тем не менее, руководители работ всегда находили выход из положения. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Эта перевозка действительно была уникальна и уникальна до сих пор: это перемещение самого большого монолита (самого большого не только в первоначальном виде, но даже и в конечном, отесанном) из когда-либо перемещавшихся человеком, причем монолиты хотя бы сравнимой массы перемещались лишь в древности.

  • Озеро на месте предполагаемого нахождения Гром камня

  • Расколотый валун - предполагаемый осколок Гром камня

  • Расколотый валун

  • План места погрузки камня


Сообщение обучающегося – экскурсовода №4

Памятник



Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782


Законченная в июле 1769 года гипсовая модель памятника, показанная в следующем году в течение двух недель публике, ожидала отливки. Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое: «землю, песок, глину…»[3]. Однако долгожданный мастер оказался не в состоянии выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. Чтобы оценить напряжённость обстановки и отношений действующих лиц, нужно привести письмо скульптора от 3 ноября 1774 года Екатерине II, взывавшего к её покровительству:

«Всемилостивейшая государыня, в начале прошлого месяца г. Бецкой велел мне через Фельтена написать требования мои относительно отливки статуи, хотя формальность эта показалась мне излишнею, тем не менее я немедленно отправил письмо, с которого прилагаю при сём копию, с тех пор я не получал ответа. Без августейшего покровительства Вашего я нахожусь во власти человека, который с каждым днём более меня ненавидит, и если Вашему Величеству не угодно лицезреть меня более, то мне пришлось бы здесь жить хуже, чем всякому пришельцу, который под конец находит покровителя…»

Сообщение обучающегося – экскурсовода № 5


Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года[4]. По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.

Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.

На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.

Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии.


Сообщение обучающегося – экскурсовода № 5

Легенда о майоре Батурине



Памятник Петру I в защитном устройстве. Август 1941 г.

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин (по другой версии, почт-директор Булгаков [источник не указан 646 дней]) добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.[5][6][7]

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».[8] Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.[источник не указан 106 дней]


Сообщение обучающегося – экскурсовода № 6

Памятник Петру I, Медный всадник.



В 1782 году столетие вступления на российский престол Петра I было отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы скульптора Этьена Мориса Фальконе. Памятник стали называть Медным всадником благодаря А.С.Пушкину.

Памятник Петру I («Медный всадник») расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

Сообщение обучающегося – экскурсовода № 7

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.

Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Сообщение обучающегося – экскурсовода № 8

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:
«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Сообщение обучающегося – экскурсовода № 9

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Сообщение обучающегося – экскурсовода № 10


По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы

На уроке мы лишь немного коснулись темы личности в истории , создания одного из памятников великому императору, как оценки деятельности Петра 1. Но наша экскурсия поможет нам понять содержание поэмы, раскрыть чувства главного героя, дать правильную оценку прочитанному в поэме «Медный всадник».

Заключительный этап

Тема нашего сегодняшнего урока «История создания памятника «Медный всадник»

Как вы думаете, полностью ли мы раскрыли эту тему? (Ответы учащихся.)

Да, верно, мы с вами увидели лишь “верхушку айсберга” того грандиозного наследия, которое оставили нам предки.

Мы можем сделать вывод о том , что строительство города Санкт – Петербурга имеет историческое значение и заслуга в этом Петра 1.

Инструктаж по домашнему заданию

У нас сегодня был необычный урок, урок – экскурсия, домашнее задание – подготовить материалы для открытия турагенства с направлением Санкт- Петербург:

1.Литературный Петербург (экскурсия)

2.Аржитектура Петербурга

3. Монархи и Петербург

4.Современный Петербург


Урока-экскурсии с применением информационных технологий по дисциплине «Литература» Тема: «Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая методическая разработка содержит план - конспект  урока –экскурсии по литературе с использованием информационных технологий.

Методическая разработка предназначена для преподавателей литературы образовательных учреждений.

Урок – экскурсия- это возможность познакомиться с памятниками, достопримечательностями города , населенного пункта, что помогает лучше внедрить обучающегося в изучаемую тему урока.

Работа с компьютером на уроке позволяет в красочном оформлении провести экскурсию по теме.

Уроки этого типа, прежде всего призваны показать обучающимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела курса литературы. Ныне все большую популярность у преподавателей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что обучающиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании.

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь обучающихся к активной деятельности.

 

 

Автор Рондарь Ирина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1718
Номер материала 27404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓