Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок за рамками учебника "Героическая оборона Отрара" (7 класс)

Урок за рамками учебника "Героическая оборона Отрара" (7 класс)

Скачать материал

Урок Мужества “Героическая оборона Отрара”

(урок за рамками учебника)

 

Знание далекого прошлого Отчизны,

                                                                    многострадального и героического,

                                                                  позволяет глубже понять, увидеть                                               

                                                    корни  подвижнического,

                                                    мужественного  служения

                                                             интересам своей родной земли,

                                                  интересам своего народа

                                                                                                             Д. С. Лихачев

 

Цель урока: через призму героического прошлого нашего народа на примере подлинного мужества защитников легендарного Отрара содействовать формированию патриотических чувств, приобщению к познанию истории, развитию критического мышления

Оборудование:  учебная и справочная литература, Детская энциклопедия Казахстана, исторические карты, материалы Интернета, компьютер, экран (интерактивная доска), кинофильм “Гибель Отрара”, мультимедийная презентация “Отрар”, фоторепродукции картин (Т. Тлеужанов “Отрарская битва” и В. Логинов “Отрар”)

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок – Урок Мужества «Героическая оборона Отрара». Эпиграфом к нашей встрече я взял слова Д. С. Лихачева  «Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть   корни  подвижнического,  мужественного  служения интересам своей родной земли, интересам своего народа». Мы с вами совершим заочное путешествие в средневековый Казахстан, а именно в город Отрар.

Итак, что вы знаете или слышали о  городе Отрар?

(заслушивание ответов учащихся)

Просмотр фрагментов мультимедийной презентации “Отрар”

Сообщение ученика «Отрар (Фараб, Турар, Тарбан)» (опора на карту)

По данным ведущих археологов, Отрар, наряду с Испиджабом (Сайрамом) и Таразом, - крупнейший средневековый город Казахстана. Площадь города составляла порядка 200 гектаров. Численность населения в период классического средневековья (X-XII вв.) составляла 16-20 тыс. человек, что сопоставимо с численностью населения в аналогичное время таких городов Западной Европы как Лондон и Париж. Как и другие города, локализуемые в пределах Южного Казахстана, Отрар имел округлую планировку с четким разделением  на арк (цитадель, наиболее укрепленную часть), шахристан (внутренний город) и рабады (торгово-ремесленные предместья). Развалины города находятся в 15 км от станции Темир в Южно-Казахстанской области. Точное время возникновения города неизвестно. Ряд исследователей датируют Отрар I в. до н.э. Другие  ученые связывают возникновение города с  началом  V–VI вв. В письменных источниках город известен с VIII в.  и как Отрар, и как Фараб, и как Тарбан. Упоминается о нем и в древнетюркских письменах, посвященных Культегину и Бильге-кагану. Отрар в V–XV вв. был важным административным, торговым, научным и культурным центром не только Казахстана, но и всего Туркестана. Отрар – родной город ученого Абу Насыр аль-Фараби, прозванного “Вторым учителем мира” после Аристотеля. В Отраре находилась одна из крупнейших библиотек средневекового мира. Следы ее были безвозратно утеряны во времена монгольского нашествия. В городе имелся крупный монетный двор. Расцвет города в X-XII вв. был обусловен стратегическим положением в среднем течении Сырдарьи и развитием караванной торговли по Великому Шелковому пути. Именно в это время  происходит рост площади города за счет формирования новых рабадов  и строительства мощных оборонительных сооружений. По мнению ряда ученых, город считался неприступной крепостью. В городе также появляются такие общественные сооружения как мечети и бани. Кроме того, имелись водохранилища, арыки, посевные площади с садами и бахчами, водопроводы и очистные сооружения. Улицы города частично были замощены камнем. В начале XIII в. город Отрар в силу стратегического положения  на границе степи и оседлых районов становится местом ожесточенного столкновения кыпчаков и хорезмийцев. В 1220 г., после шестимесячной осады, город был практически стерт с лица земли монголами, а его стены срыты. Отрар возродился к середине XIII в. и просуществовал вплоть до начала XVII в. Об этом свидетельствует в своем дневнике армянский царь Гетум, проследовавший в 1255 г. через Отрар в Монголию, к хану Монке. При хане Ак Орды Ерзене в городе было построено множество мечетей и  медресе. Вблизи Отрара находится мавзолей Арыстан-Баба, духовного учителя Х. А. Йассауи. Городище Отрар называют “музеем под открытым небом”. Отрар ныне включен в Список Всемирного наследия ООН.

Работа с фоторепродукцией картины В. Логинов “Отрар”

Что вы видете на картине? О чем говорит данная картина?

Представьте и расскажите о городе от имени ее жителя либо иностранного гостя – купца, посла, путешественника

Кто из вас знает какую роль сыграл в науке Абу Насыр аль-Фараби?

(заслушивание ответов учащихся)

Сообщение ученика «Абу Насыр аль-Фараби»

Абу Насыр ибн Мухаммед Тархан ибн Узлаг аль-Фараби родился в 870 г. в городе Отрар (Весидж?) в семье кыпчакского военачальника тархана. С детства он серьезно увлекся наукой, чему в немалой степени способствовала богатейшая библиотека Отрара. Аль-Фараби  прилежно изучал в медресе персидский и греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он покидает родной город, чтобы продолжить образование. Аль-Фараби побывал в Шаше (Ташкенте), Самарканде, Бухаре, позднее в Хорране, Исфахане. Долгое время он провел в Багдаде – столице Арабского халифата, мировом центре средневековой науки и культуры.  Багдад был известен своей библиотекой и домом ученых “Баит аль-хакма”. Именно здесь он становится крупнейшим ученым-энциклопедистом  того времени. Зависть коллег заставила его покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел  в Халебе (Алеппо) и Шаме (Дамаске). После его смерти в 950 г. правитель Сирии приказал построить величественное надгробие в честь великого ученого. Аль-Фараби – наиболее известный тюркский мыслитель. Еще при жизни его называли “Второй учитель мира” (после Аристотеля). Он изучил и творчески развил идеи древнегреческих мыслителей Аристотеля, Пифагора, Архимеда, Евклида. Аль-Фараби считается основоположником средневековой арабской науки. Под его влиянием сформировалось мировоззрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Рождера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей. Согласно источникам, он знал свыше 70 языков. Круг его познания был необычайно широк – логика, медицина, этика, космология, математика, юриспруденция, политика, социология, анатомия, философия, астрология, астрономия, музыка, языкознание, география, естествознание. Он всемерно доказывал в своих трудах, что человек  может познать мир посредством чувств и разума.  В то же время он не разделял науку и религию.  Аль-Фараби – автор более 150 научных трудов, в том числе “Возникновение наук”, “Энциклопедия наук”, “Великая книга музыки”.

Учитель: Мы уже с вами на уроках всемирной истории говорили о возникновении и становлении Монгольской империи во главе с Чингис-ханом. Поэтому вновь говорить об этом не будем. Вспомним лишь основные моменты:

- время и место образования Монгольского  государства;

- процесс становления  и развития монгольской государственности;

- политический строй Монгольского  государства.

Теперь мы рассмотрим влияющие факторы  монгольского нашествия в Дешт-и-Кыпчак. Как вы думаете, что побудило монгол к вторжению на территорию современного Казахстана? (заслушивание ответов  учащихся)

Сообщение ученика «Завоевательная политика монгол» (опора на карту)

С самого момента образования собственно государства монголы вели завоевательную политику. Они ставили перед  собой следующие основные цели:

- максимальное  расширение подвластной территории;

- расширение пастбищных угодий (для нужд кочевого  скотоводства);

- введение дани и воинской повинности для покоренных народов;

- пресечение внутренних раздоров и междоусобиц;

- обогащение кочевой знати.

До нашествия на территорию современного Казахстана монголы покорили Северный Китай, где вооружились стенобитной и осадной техникой, затем народы Сибири (якут, бурят, енисейских киргизов).  В 1216 г., преследуя меркитов, монголы на реке Иргиз впервые столкнулись с армией Хорезма. Битва была безрезультатной, но Хорезмшах Мухаммед, не знавший до этого поражения, смог воочию убедиться в мощи монгол.  После упорного сражения, под покровом ночи, монголы ушли на восток. В 1218 г. монголы во главе с Жебе-нойоном разгромили найман в Жетысу. Мусульманское население Жетысу приняло их как избавителей от гонений хана найман Кучлука. Без боя им сдались карлуки, Уйгурское и Турфанское княжества.

Военному успеху монгол способствовали следующие моменты:

- создание регулярной конной армии с жесткой дисциплиной;

- использование военного опыта и  техники сопредельных стран;

- разжигание  внутренних раздоров и междоусобиц среди противников;

- создание мощной разведывательной сети;

- заключение династийных браков;

- разрешение на исповедание любой религии;

- запрет на резню и грабежи в покоренных землях (по обстоятельствам);

- идея объединения всех кочевых народов.

Захватив Восточный Туркестан и Жетысу, монголы напрямую столкнулись с  Государством Хорезм. Усилению Хорезма в начале XIII в. способствовал разгром им Государств Караханидов и каракитаев. Данное обстоятельство, по мнению некоторых исследователей, притупило бдительность правителя Хорезма,  считавшего себя непобедимым. К тому же, Хорезмшах Мухаммед, уже познавший в Иргизской битве 1216 г. мощь монгол, так и не смог здраво оценить обстановку и полностью урегулировать отношения с многочисленными племенами  кыпчаков. Среди кыпчаков также не было политического единства, часть из них даже служила Хорезму. Объединившись, кыпчаки и хорезмийцы вполне успешно могли противостоять монголам.  В то же время в Хорезме активно работала разведка Чингис-хана. Чтобы подготовить почву для вторжения Чингис-хан отправил в Самарканд посольство с богатыми дарами – серебром, пушниной. Это посольство было ответным на посольства Мухаммед шаха. Послы передали шаху письмо  Чингис-хана, в котором говорилось о признании необходимости скорейшего заключения договора о мире и дружбе, свободной и безопасной торговле. Но эти предложения были отвергнуты шахом, оскорбленного обращением к нему  Чингис-хана “ты – мой сын”. В то время обращение “ты – мой сын” было унизительным и означало “ты -  мой подданый”. Чингис-хан и не собирался кого-то признавать равным себе, тем более заключать мирное соглашение. В том же 1218 г. торговый караван был направлен  Чингис-ханом в Отрар.

Учитель: Непосредственным поводом к вторжению монгол послужила так называемая “Отрарская катастрофа”. Летом 1218 г. богатый торговый караван из 500 верблюдов в сопровождении 450 человек был направлен  Чингис-ханом в Отрар. Среди караванщиков были самые опытные лазутчики хана. Правитель Отрара кыпчак Каир (Гайыр) хан заподозрил купцов в шпионаже и приказал убить их. По одной версии, он сам принял решение убить купцов и разграбить караван, а по другой решение принял шах, которому Каир хан написал специальное письмо. Разгневанный Чингис-хан потребовал от шаха отмщения в виде передачи ему  Каир (Гайыр) хана, но мать  Хорезмшаха Мухаммед  Теркун-хатун выступила против выдачи, так как правитель Отрара  был ее младшим братом. К тому же, кыпчакская знать играла ключевую роль в Хорезме. Таким образом, отказ шаха означал фактически начало войны, чего и добивался Чингис-хан.

Просмотр  фрагментов кинофильма  “Гибель Отрара”

Работа с фоторепродукцией картины Т. Тлеужанова “Отрарская битва”

Что вы видете на картине? О чем говорит данная картина?

Можете ли вы представить себя на месте защитников города?

Можете ли вы представить себя на месте монгол?

Как вы думаете, мог ли город устоять пред монголами?

Сообщение ученика «Оборона Отрара» (опора на фоторепродукцию)

К сентябрю 1219 г., собрав из монгол, уйгур и карлуков 150-тысячную армию, Чингис-хан с берегов Иртыша начал поход к Сырдарье через Жетысу.  Для сравнения, армия Хорезма в то время насчитывала 400 тыс. человек. Вместе с тем, она была рассредоточена по крупным городам. Данное обстоятельство не позволило  Хорезмшаху дать монголам полноценный отпор и предопределило гибель государства. Подойдя к Отрару монголы разделились. Оставив для осады города  тумены Чагатая и Угэдэя, Чингис-хан  с основной армией двинулся на Бухару. Джучи отправился в низовья Сырдарьи. У правителя Отрара было 50 тысяч воинов. Кроме того, Хорезмшах Мухаммед отправил ему на помощь 10 тысяч воинов во главе с Караша-Хажибом. В совокупности с мощными укреплениями города это была серьезная сила.  5 месяцев днем и ночью шла битва. Человеческая кровь лилась рекой, ров и подножия стен были завалены трупами. Чингис-хан, взбешенный неудачей, отдал приказ своим воинам не жалеть никого вплоть до младенцев и стариков. Жители Отрара вместе с воинами разили врага со стен стрелами, обливали кипятком, забрасывли камнями. Для разрушения неприступной крепости монголы использовали стенобитные орудия, камне- и огнеметы, стрелы с горящими факелами. В огне сгорела уникальная библиотека, по другой версии ее сумели спасти и спрятать. Наука пока не может доказать или опровергнуть ни одну из них. Позже они нашли и разрушили водопровод. Затем монголы решили взять город измором. Без воды и продовольствия город тем не менее сражался вплоть до измены  Караша-Хажиба. Этот человек неоднократно предлагал защитникам города во избежание кровопролития сдаться на милость врагу. Он тайно открыл ночью охраняемые его отрядом “Суфийские ворота” и впустил врага. Позднее  Караша-Хажиб и его отряд были казнены по приказу Чингис-хана за предательство. После захвата города Каир хан с 20 тысячами воинов еще месяц оказывал ожесточенное сопротивление врагу в цитадели.  Лишь в феврале 1220 г., после гибели всех воинов, его взяли в плен и доставили к Чингис-хану в Самарканд. По приказу  Чингис-хана ему залили рот и уши расплавленным серебром. Ни один город мира не оказал такого сопротивления монголам как Отрар. Оставшиеся в живых защитники города были  частично умерщвлены, остальные угнаны в рабство, имущество разграблено, стены города полностью разрушены.

Просмотр  фрагментов кинофильма  “Гибель Отрара”

Обмен мнениями, подведение итогов

Рефлексия

Что нового я  услышал и увидел на уроке?

Какую роль сыграл Отрар в истории?

Кто такой Аль-Фараби?

Как вы считаете, оправдана ли была оборона Отрара?

Можно ли назвать защитников города героями?

Как вы поступили бы на месте правителя (защитников) города?

Почему мы должны помнить о героической обороне Отрара?

Приведите подобные примеры из курса всемирной истории

 

Д/з: репортаж с места событий от имени защитника города или монгольского воина, мини-эссе 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОИШИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2

РАЙОН ИМЕНИ ГАБИТА МУСРЕПОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок Мужества

(урок за рамками учебника)

 

 

 

 

Героическая оборона Отрара

 

 

 

 

 

 

 

ЕСМАГАМБЕТОВ АРМАН  РУШАНОВИЧ

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

                                                                  НОВОИШИМСКОЙ СРЕДНЕЙ  ШКОЛЫ № 2

 

 

СЕЛО  НОВОИШИМСКОЕ

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок за рамками учебника "Героическая оборона Отрара" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок не просто обычный урок, это Урок Мужества. Такие уроки через соприкосновение с героическим прошлым на конкретных примерах призваны содействовать формированию у учащихся патриотизма и гражданственности. Д.Лихачев говорил: «Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть корни подвижнического, мужественного служения интересам своей родной земли, интересам своего народа». Учащиеся не просто получают информацию, они в процессе подготовки и в ходе урока ее ищут, вспоминают ранее изученный материал, сопоставляя факты, анализируют исходные данные и пропускают через себя. Немаловажным является то, что учащиеся, сопоставляя 2 курса - всемирную историю и историю Казахстана, расширяют свое представление о истории. Данный урок позволяет учащимся встать на место исторических деятелей или просто наших предков, вжиться в образ и почувствовать "дыхание" времени. Осмысленное критическое постижение прошлого подрастающим поколением - пожалуй, это то, что создает базу для осознания себя как личности, гражданина. "Прикосновение к прошлому, истории равносильно осознанию вечности" - гласит известная аксиома.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 515 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку "Научные открытия и изобретения" История средних веков 6кл.
  • Учебник: «Всеобщая история. История Средних веков», Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А.
  • Тема: § 30. Научные открытия и изобретения
  • 03.01.2021
  • 1847
  • 63
«Всеобщая история. История Средних веков», Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А.
Технологическая карта "Научные открытия и изобретения" История средних веков 6кл.
  • Учебник: «Всеобщая история. История Средних веков», Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А.
  • Тема: § 30. Научные открытия и изобретения
  • 03.01.2021
  • 1116
  • 39
«Всеобщая история. История Средних веков», Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.08.2020 1016
    • DOCX 12.9 мбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мошнина Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мошнина Наталья Владимировна
    Мошнина Наталья Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76589
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История")

Учитель истории

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 540 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1352 человека из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 913 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе