Главная / Начальные классы / Урок внеклассного чтения во втором классе по творчеству Б. Заходера.

Урок внеклассного чтения во втором классе по творчеству Б. Заходера.

Урок внеклассного чтения во втором классе по творчеству Б. Заходера,

писателя-юбиляра 2013 года.

Составила: учитель высшей категории

частной бизнес-школы «Бриг»

г. Усть-Каменогорска

Шварцман Светлана Ивановна.

Цель: обогащение читательского опыта  детей посредством чтения-общения с книгами Б. Заходера; познакомить с творчеством Б. Заходера - поэта, прозаика и переводчика; учить чувствовать юмор стихотворения; развивать речевое умение и творческие способности. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Ход урока

-Мои юные читатели, я приглашаю вас в страну мечты и фантазии, страну Вообразилию! А придумал её для вас добрый волшебник и выдумщик Борис Владимирович Заходер. Вы наверное немало прочитали за это время его стихов, сказок и переводов.

В мечтах людей живёт она

Расчудесная страна-

Страна Вообразилия!

Каждый там не раз бывал,

Кто когда-нибудь мечтал

Или фантазировал.

              Ура! Вообразилия!

              Моя Вообразилия!

              У всех, кому захочется,

              Там вырастают крылья.

              Там все мечты сбываются,

              А наши огорчения

              Сейчас же превращаются

              В смешные приключения! (стихотворение читает ученик)


-Б.В. Заходер создавал книги для детей более 50 лет! Его, ребята, можно назвать вашим прапрадедушкой, ведь родился Б.В. Заходер 95 лет назад, в 1918 году. В 23 года ушёл на фронт защищать Родину от фашистов. А уже после войны серьёзно стал заниматься литературой для детей. И, можете себе представить, даже написал вам письмо, которое так и назвал : «Товарищам детям».

Загляните в конверт. Письмо из 1962 года !

  • Чтение стихотворения учителем.

Обычно                                                    А если захочется вам 
От вас это держат                                    Посмеяться,
В секрете,                                                 То этого тоже
А я не скрываю,                                       Не надо бояться:
Товарищи дети:                                       Ведь если смеются
Хочу, чтобы вы,                                      Товарищи дети,
Дорогие читатели,                                  Становится сразу
Недаром                                                   Светлее на свете!
За чтением время потратили.                                               1962 год.
Хочу, 
Признаюсь откровенно и честно, 
Чтоб книжку 
Вам было читать 
Интересно. 

- А теперь нам очень интересно, что прочитали вы. Каждый из вас приготовил сообщение-рекламу для произведения Б. Заходера. Мы вас с удовольствием послушаем. (Дети заранее разбились в группы для представления книг. А) стихи-шутки, В) стихи-считалки, С) стихи о детях, Д) стихи о животных, Е) сказки. Подведение итогов.-Что захотелось почитать? )

-Молодцы. Для подведения итога путешествия по произведениям Б. Заходера давайте проведём игру. Вспомните или догадайтесь, какими словами оканчиваются следующие стихотворные строчки, взятые из произведений Б. Заходера.

1. Пошёл Серёжа в первый класс.
С Серёжей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до…
 (десяти) «Два и три» 

2. Открыта Школа для птенцов!
Занятия – с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем …
 (предметам). «Птичья школа»

3. Тут мама стала объяснять,
Что надо упражняться,
Что я бы, чем мячи гонять,
Мог даже подзаняться,
Что без ученья нипочём
Не станешь даже …
 (скрипачом). «Скрипач»

4. Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест …
 (сметану). «Кит и кот»

5. Жил да был один Судак –
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке –
Жил у бабушки на … 
(печке). «Чудак Судак»

6. Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
– О ком это стихотворение? 
(лентяе) «Петя мечтает»

7. – Мама! – крикнул китобой,
Отскочив от пушки. –
Что же это?
Хвост трубой…
Ушки на макушке…
 (о коте) «Кит и кот»

-Знаете ли вы, что Борис Заходер – талантливый переводчик? Он знал несколько иностранных языков. Многие литературные герои, родившиеся в Англии и Чехии, Польше, Германии, США, заговорили по-русски с его помощью. В  великолепных пересказах Б. Заходера вышли знаменитые сказки братьев Гримм  и книга о приключениях Алисы в Стране Чудес. А сколько радости доставило читателям знакомство с волшебной английской няней Мэри Поппинс, с Питером Пэном – мальчиком, который не хотел расти. С ними всеми нас впервые познакомил Борис Заходер. А сейчас мы с вами порадуем ещё одного героя, которого мы узнали благодаря таланту Б.Заходера. Кто же это? (показать детям картинку с изображением Винни-Пуха) Давайте проведём конкурс, послушаем Песенки Винни-Пуха и выберем кто из чтецов, больше похож на Винни (дети читают песенки)




Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да.
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!

Хорошо живёт на свете
Винни-Пух!
Оттого поёт он эти
Песни
Вслух!
И не важно, чем он занят,
Если он толстеть не станет,
А ведь он толстеть не станет,-
А наоборот, обязательно
ПО-ХУ-ДЕЕТ!



Если б мишки были пчёлами, 
То они бы нипочём
 
Никогда и не подумали
 
Так высоко строить дом;
 
И тогда (конечно, если бы
 
Пчёлы - это были мишки!)
 
Нам бы, мишкам, было незачем
Лазить на такие вышки!

Я Тучка, Тучка, Тучка,
А вовсе не медведь.
 
Ах, как приятно Тучке
 
По небу лететь!
Ах, в синем-синем небе
 
Порядок и уют -
 
Поэтому все Тучки



-Чьё выступление понравилось и почему? (высказывания детей) Ваше настроение?

-Б. Заходер очень любил животных, а вот кому симпатизировал больше ответит мне тот, кто внимательно читал его стихи. (ответы детей) У Бориса Заходера большое количество стихотворений, где главные персонажи кошки, коты, котята, собаки и щенки.

-Я вам предлагаю поиграть. Вот вам отрывки из этих стихотворений. Сообразите, где говорится о кошках, а где о собаках? (дети должны поднять карточку с изображением кота или кошки)



1. Был он чёрен, словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху чёрен, снизу чёрен…
Весь – сплошная чернота!

2. В лесочке, над речкой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая …



3. Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от …»

4. Наказать я сам готов
Тех, кто мучает … !



5. Как хороша,
Как изящна левретка!
Жаль, что левретки
Встречаются редко!

6. Древнюю мудрость –
Науку овчарок –
Колли от мам получают
В подарок.



7. Могу вам твёрдо обещать:
Я вас не стану просвещать –
Кто может сам ловить мышей,
Не станет мучить малышей!

8. В темноте острее взгляд,
Благодушной мышки…
В темноте идут на лад
Тёмные делишки!



9. …Честно говоря,
Очень редко лают зря!

10. Есть один закон у нас:
Утопающих – спасай!
Нападающих – кусай!



11. Да, плохо живётся
Без друга – хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно…

12. Ах,
Плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!...

-Заходер – поэт. Да, и поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз. А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная. Знаете ли вы, что в театрах идут пьесы Бориса Заходера – «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или по мотивам сказок писателя: «Кит и Кот», «Фантик», «Про всех на свете», «Считалия» и многие, многие другие .

Рефлексия

Пользуясь словариком настроений, расскажите о своих впечатлениях. Продолжите фразу: «Книги Бориса Заходера…»

                       Словарик настроений.

                     Какие бывают книги?

интересные                 шутливые               сердитые  

скучные                      солнечные               весёлые

увлекательные           мрачные                  смешные    

добрые                        печальные               волшебные

поучительные            хмурые

 -Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес  к знаниям, к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.

 



Урок внеклассного чтения во втором классе по творчеству Б. Заходера.
  • Начальные классы
Описание:

Разработка предназначена для уроков внеклассного чтения по творчеству Бориса Заходера. При изучении его стихов, урок можно провести, как завершающий. Путешествие по стране "Вообразилия" будет для детей интересным. Урок  содержит факты биографии, которые для детей будут новы, и откроют нового Заходера-человека. Урок предполагает творческий подход не только учителя, но и детей. отдельным этапом урока идёт творчество Б.Заходера, как переводчика. дети весь урок активны и заинтересованы. Учащиеся для себя откроют нового Заходера-человека. Желаю творческих успехов.

Автор Шварцман Светлана Ивановна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1420
Номер материала 20166
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓