Урок внеклассного чтения во
втором классе по творчеству Б. Заходера,
писателя-юбиляра 2013 года.
Составила: учитель высшей
категории
частной бизнес-школы «Бриг»
г. Усть-Каменогорска
Шварцман Светлана Ивановна.
Цель: обогащение читательского опыта детей посредством
чтения-общения с книгами Б. Заходера; познакомить с
творчеством Б. Заходера - поэта, прозаика и переводчика; учить чувствовать юмор
стихотворения; развивать речевое умение и творческие способности. Воспитывать
интерес к литературному чтению.
Ход урока
-Мои юные читатели, я
приглашаю вас в страну мечты и фантазии, страну Вообразилию! А придумал её для
вас добрый волшебник и выдумщик Борис Владимирович Заходер. Вы наверное немало
прочитали за это время его стихов, сказок и переводов.
В
мечтах людей живёт она
Расчудесная
страна-
Страна
Вообразилия!
Каждый
там не раз бывал,
Кто
когда-нибудь мечтал
Или
фантазировал.
Ура! Вообразилия!
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья.
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения! (стихотворение
читает ученик)
-Б.В. Заходер создавал книги для
детей более 50 лет! Его, ребята, можно назвать вашим прапрадедушкой, ведь
родился Б.В. Заходер 95 лет назад, в 1918 году. В 23 года ушёл на фронт
защищать Родину от фашистов. А уже после войны серьёзно стал заниматься
литературой для детей. И, можете себе представить, даже написал вам письмо,
которое так и назвал : «Товарищам детям».
Загляните в конверт. Письмо из
1962 года !
- Чтение стихотворения
учителем.
Обычно
А
если захочется вам
От вас это держат
Посмеяться,
В секрете,
То этого тоже
А я не скрываю,
Не надо
бояться:
Товарищи дети:
Ведь если
смеются
Хочу, чтобы вы,
Товарищи
дети,
Дорогие читатели,
Становится сразу
Недаром
Светлее на свете!
За чтением время потратили.
1962 год.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать
Интересно.
- А теперь нам очень интересно,
что прочитали вы. Каждый из вас приготовил сообщение-рекламу для произведения
Б. Заходера. Мы вас с удовольствием послушаем. (Дети заранее разбились в группы
для представления книг. А) стихи-шутки, В) стихи-считалки, С) стихи о детях, Д)
стихи о животных, Е) сказки. Подведение итогов.-Что захотелось почитать? )
-Молодцы. Для подведения итога
путешествия по произведениям Б. Заходера давайте проведём игру. Вспомните или
догадайтесь, какими словами оканчиваются следующие стихотворные строчки, взятые
из произведений Б. Заходера.
1. Пошёл Серёжа в первый класс.
С Серёжей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до… (десяти) «Два и три»
2. Открыта Школа для птенцов!
Занятия – с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем … (предметам). «Птичья школа»
3. Тут мама стала объяснять,
Что надо упражняться,
Что я бы, чем мячи гонять,
Мог даже подзаняться,
Что без ученья нипочём
Не станешь даже … (скрипачом). «Скрипач»
4. Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест … (сметану). «Кит и кот»
5. Жил да был один Судак –
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке –
Жил у бабушки на … (печке). «Чудак Судак»
6. Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
– О ком это стихотворение? (лентяе) «Петя мечтает»
7. – Мама! – крикнул китобой,
Отскочив от пушки. –
Что же это?
Хвост трубой…
Ушки на макушке… (о коте) «Кит и кот»
-Знаете
ли вы, что Борис Заходер – талантливый переводчик? Он знал несколько
иностранных языков. Многие литературные герои, родившиеся в Англии и Чехии,
Польше, Германии, США, заговорили по-русски с его помощью. В великолепных пересказах Б. Заходера вышли знаменитые
сказки братьев Гримм и книга о приключениях Алисы в Стране
Чудес. А сколько радости доставило читателям знакомство с волшебной
английской няней Мэри Поппинс, с Питером Пэном – мальчиком, который
не хотел расти. С ними всеми нас впервые познакомил Борис
Заходер. А сейчас мы с вами порадуем ещё одного героя, которого мы узнали
благодаря таланту Б.Заходера. Кто же это? (показать детям картинку с
изображением Винни-Пуха) Давайте проведём конкурс, послушаем Песенки
Винни-Пуха и выберем кто из чтецов, больше похож на Винни (дети читают песенки)
-Чьё
выступление понравилось и почему? (высказывания детей) Ваше настроение?
-Б.
Заходер очень любил животных, а вот кому симпатизировал больше ответит мне тот,
кто внимательно читал его стихи. (ответы детей) У Бориса Заходера большое
количество стихотворений, где главные персонажи кошки, коты, котята, собаки и
щенки.
-Я вам предлагаю поиграть. Вот вам отрывки из этих
стихотворений. Сообразите, где говорится о кошках, а где о собаках? (дети
должны поднять карточку с изображением кота или кошки)
-Заходер – поэт. Да, и поэт-то очень
разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые. Есть
совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские
считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите
всего один раз. А есть, например, и большая поэма «Почему деревья
не ходят». Не только большая, но и сложная. Знаете ли вы, что в
театрах идут пьесы Бориса Заходера – «Ростик в дремучем лесу», «Русачок»,
«Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья»
создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или
по мотивам сказок писателя: «Кит и Кот», «Фантик», «Про всех
на свете», «Считалия» и многие, многие другие .
Рефлексия
Пользуясь
словариком настроений, расскажите о своих впечатлениях. Продолжите фразу:
«Книги Бориса Заходера…»
Словарик настроений.
Какие
бывают книги?
интересные
шутливые
сердитые
скучные
солнечные весёлые
увлекательные
мрачные
смешные
добрые
печальные волшебные
поучительные
хмурые
-Страна Вообразилия
будет существовать всегда, если мы не утратим интерес к знаниям, к жизни,
будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.