Главная / Начальные классы / Урок внеклассного чтения во 2 классе по русским народным сказкам.

Урок внеклассного чтения во 2 классе по русским народным сказкам.

Урок внеклассного чтения во 2 классе по русским народным сказкам.

Тема : Сказка « Два Мороза»

Цели: учить детей элементам драматизации, довести до детей главную мысль сказки, что «топор лучше шубы греет»,продолжить развивать интерес к чтению, воображение,речь учащихся, расширять кругозор,при подборе ролей и распределении учитывать индивидуальные особенности детей.

Оборудование: пословица «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,план постановки спектакля, выставка книг русских народных сказок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Любите ли вы сказки? Вспомните,какие сказки вы читали сами или слушали.

Когда – то давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, рассказывал о красоте , уме и трудолюбии простых людей.В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией заложена глубокая правда.Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку:

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».( Пословица написана на доске.)

- Как вы понимаете это изречение? ( В сказке много выдумки, но она всегда учит нас чему-то хорошему.)

2.Словарная работа. Выразительное чтение.

Проезжая ( дорога) – читается зж как долгий мягкий звук ж .

Свистнули – непроизносимый согласный звук т .

- Какие эпизоды особенно понравились? ( Дети обмениваются своими впечатлениями.)

- Посмотрите на выставку книг. Как называются книги первого ряда? (Дети читают название.)

- К какой группе сказок они относятся? ( О животных.)

- Книги второго ряда ? ( Бытовые.)

- Книги третьего ряда? ( Волшебные.)

- Что характерно для волшебных сказок? (Чудеса,роскошь,великолепие.)

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке у нас праздник. Мы будем играть в театр с актёрами, режиссёрами, художниками. Спектакль поставим по русской народной сказке «Два Мороза».

План постановки спектакля ( на доске ) :

  1. Деление сказки на сценические действия, на сюжетные картины.

  2. Определение действующих лиц сказки и подбор лучших актёров на роли сказочных героев:

. работа над ролью сказочника;

. работа над ролями Морозов.

  1. Оформление спектакля, изготовление костюмов:

. « Изготвление» и «размещение» декораций (устно);

. «изготовление « костюмов, «гримирование» актёров ( устно);

. звуковое оформление спектакля.

  1. Режиссура спектакля.

  2. Постановка спектакля.



  1. Постановка спектакля в соответствии с планом.

Деление текста сказки на сценические действия, на сюжетные картины.

- Представим, что все мы режиссёры театра, нам нужно разделить текст сказки на сценические действия, а затем на сюжетные картины. (Идёт обсуждение.)

В ходе обсуждения выясняется, что сценических действий два.

1-ое действие- разговор двух братьев Морозов.

2-ое действие- встреча братьев и разговор между ними.

Учащиеся читают первое действие и выделяют в нём сценические картины.

1-я картина- барин едет по дороге в город.

2-ая картина-дровосек едет в лес.

Учащиеся читают второе действие и выделяют в нём сценические картины.

3-я картина – старший брат морозит барина.

4-я картина- дровосек побеждает младшего брата Мороза.

Заключительная реплика старшего брата.

Определение действующих лиц сказки и подбор лучших актёров на роли сказочных героев.

Действующие лица сказки: сказочник;

Старший брат Мороз- Багровый нос;

Младший брат Мороз – Синий нос.

Попробуем артистов на исполнение ролей героев сказки.

  1. Работа над ролью сказочника.

Пробуя артистов на эту роль, обращаем внимание на правильное , образное чтение частей сказки,где описываются действия Морозов-братьев, чтобы показать их удальство,игры и забавы: « с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку покалачивали», « по ёлкам, по сосенкам пощёлкивали», «старый ельник трещит», «молодой сосняк поскрипивает», «пробегут- кора ледяная, дунут- словно бисером всё унижут».

Обращаем внимание на яркое эмоциональное чтение, чтобы у зрителей вызвать ощущение, что братья с нами рядом, и чтобы зрителю стало немножко не по себе, захотелось подвигать плечами, вздрогнуть телом будто бы ему холодно;

Обращаем внимание на язык сказки:

-На слова и выражения, типичные для русской сказки:

. По чистому полю,по густому лесу.

. Свистнули, щёлкнули,побежали.

. Еле я ноги унёс.

. До сих пор бока болят

- На повтор:

. Два Мороза- два родных брата.

. Бил, бил, колотил, колотил.

. Шуба медвежья, шапка-лисья, сапоги-волчьи.

- На народные выражения:

. В лес по дрова.

. Скинул полушубок.

. Какое там

. Тут я тебя прихвачу.

. Погоди у меня теперь.

. Закаялся я мужиков морозить.

  1. Работа над ролями братьев Морозов.

При подборе актёров на роли братьев Морозов необходимо,чтобы артисты рассказали, какими по характеру они представляют их.

Старшего брата Мороза- Багрового носа можно представить так: умный,мудрый,потому что дольше прожил,больше повидал.

Младшего брата Мороза- Синего носа можно представить так: молод,неопытен,задирист и поэтому смешон.

Когда артисты проникнутся образами своих героев, они точнее исполнят роли персонажей сказки.

Оформление спектакля,изготовление костюмов.

А теперь в работу вступает художник театра. И мы все пробуем себя как художники,предлагаем и обговариваем «декорации» к каждой сюжетной картине.

Художники создают и «модели» костюмов героям сказок.

Подберём также и музыку к спектаклю. ( Дети предлагают свои варианты: мелодии песен,которые будут «звучать» на сцене.)

Режиссура спектакля.

Размещаем действующих лиц на сцене, обрабатываем реплики.

Постановка спектакля.

Работаем над постановкой ссссссспектакля,выделяем главную мысль сказки.

- Почему крестьянин одолел Мороза?

-Какую мудрую мысль передаёт народ своим детям в этой сказке? (Сказка учит,что труд- самое главное в жизни человека.)

5. Подведение итогов урока.

Итогом работы является показ спектакля с участием лучших актёров, которых выбрали сами учащиеся.

  1. Домашнее задание.

Выполнить рисунки по сюжетным картинкам к русской сказке «Два Мороза».

Урок внеклассного чтения во 2 классе по русским народным сказкам.
  • Начальные классы
Описание:

Урок внеклассного чтения во 2 классе по русским народным сказкам.

Тема : Сказка « Два Мороза»

Цели: учить детей элементам драматизации, довести до детей главную мысль сказки, что  «топор лучше шубы греет»,продолжить развивать интерес к чтению, воображение,речь учащихся, расширять кругозор,при подборе ролей и распределении учитывать индивидуальные особенности детей.

 Оборудование: пословица «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,план постановки спектакля, выставка книг русских народных сказок.

                                                 Ход урока.

1.Организационный момент.

- Любите ли вы сказки? Вспомните,какие сказки вы читали сами или слушали.

  Когда – то давно сказки  только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей  доле для бедняка, рассказывал о красоте , уме и трудолюбии  простых людей.В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией заложена глубокая правда.Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку:

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».( Пословица написана на доске.)

- Как вы понимаете это изречение? ( В сказке много выдумки, но она всегда учит нас чему-то хорошему.)

2.Словарная работа. Выразительное чтение.

Проезжая ( дорога) – читается зж как долгий мягкий  звук  ж .

Свистнули – непроизносимый согласный звук т .

- Какие эпизоды особенно понравились? ( Дети обмениваются своими впечатлениями.)

- Посмотрите на выставку книг. Как называются книги первого ряда? (Дети читают название.)

- К какой группе сказок они относятся? ( О животных.)

- Книги второго ряда ? ( Бытовые.)

- Книги третьего ряда? ( Волшебные.)

- Что характерно для волшебных сказок? (Чудеса,роскошь,великолепие.)

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке у нас праздник. Мы будем играть в театр с актёрами, режиссёрами, художниками. Спектакль поставим по русской народной сказке «Два Мороза».

План постановки спектакля (  на доске ) :

1.     Деление сказки на сценические действия, на сюжетные картины.

2.     Определение действующих лиц сказки и подбор лучших актёров на роли сказочных героев:

.    работа над ролью сказочника;

.    работа над ролями Морозов.

3.     Оформление спектакля, изготовление костюмов:

       .  « Изготвление» и «размещение» декораций (устно);

      .   «изготовление « костюмов, «гримирование» актёров ( устно);

     .  звуковое оформление спектакля.

4.     Режиссура спектакля.

5.     Постановка спектакля.

 

4.     Постановка спектакля в соответствии с планом.

Деление текста сказки на сценические действия, на сюжетные картины.

- Представим, что все мы режиссёры театра, нам нужно разделить текст сказки на сценические действия, а затем на сюжетные картины. (Идёт обсуждение.)

В ходе обсуждения выясняется, что сценических действий два.

1-ое действие- разговор двух братьев Морозов.

2-ое действие- встреча братьев и разговор между ними.

Учащиеся читают первое действие и выделяют в нём сценические картины.

1-я картина- барин едет по дороге в город.

2-ая картина-дровосек едет в лес.

Учащиеся читают второе действие и выделяют в нём сценические картины.

3-я картина – старший брат морозит барина.

4-я картина- дровосек побеждает младшего брата Мороза.

Заключительная реплика старшего брата.

Определение действующих лиц сказки и подбор лучших актёров на роли сказочных героев.

 Действующие лица сказки: сказочник;

                                                     Старший брат Мороз- Багровый нос;

                                                     Младший брат Мороз – Синий нос.

Попробуем артистов на исполнение ролей героев сказки.

1)    Работа над ролью сказочника.

 Пробуя артистов на эту роль, обращаем внимание на правильное , образное чтение частей сказки,где описываются действия Морозов-братьев, чтобы показать их удальство,игры и забавы: « с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку покалачивали», « по ёлкам, по сосенкам пощёлкивали», «старый ельник трещит», «молодой сосняк поскрипивает», «пробегут- кора ледяная, дунут- словно бисером всё унижут».

Обращаем  внимание на яркое эмоциональное чтение, чтобы у зрителей вызвать ощущение, что братья с нами рядом, и чтобы зрителю стало немножко не по себе, захотелось подвигать плечами, вздрогнуть телом будто бы ему холодно;

Обращаем внимание на язык сказки:

-На слова и выражения, типичные для русской сказки:

.  По чистому полю,по густому лесу.

.  Свистнули, щёлкнули,побежали.

.  Еле я ноги унёс.

 До сих пор бока болят

- На повтор:

.   Два Мороза- два родных брата.

 Бил, бил, колотил, колотил. 

.    Шуба медвежья, шапка-лисья, сапоги-волчьи.

- На народные выражения:

 В лес по дрова.

 Скинул полушубок.

 .   Какое там

 Тут я тебя прихвачу.

.   Погоди у меня теперь.

 Закаялся я мужиков морозить.

2)    Работа над ролями братьев Морозов.

 При подборе актёров на роли братьев Морозов необходимо,чтобы артисты рассказали, какими по характеру они представляют их.

  Старшего брата Мороза- Багрового носа можно представить так: умный,мудрый,потому что дольше прожил,больше повидал.

  Младшего брата Мороза- Синего носа можно представить так: молод,неопытен,задирист и поэтому смешон.

Когда артисты проникнутся образами своих героев, они точнее исполнят роли персонажей сказки.

Оформление спектакля,изготовление костюмов.

А теперь в работу вступает художник театра. И мы все пробуем себя как художники,предлагаем и обговариваем «декорации» к каждой сюжетной картине.

Художники создают и «модели» костюмов героям сказок.

Подберём также и музыку к спектаклю. ( Дети предлагают свои варианты: мелодии песен,которые будут «звучать» на сцене.)

Режиссура спектакля.

Размещаем действующих лиц на сцене, обрабатываем реплики.

Постановка спектакля.

Работаем над постановкой ссссссспектакля,выделяем главную мысль сказки.

- Почему крестьянин одолел Мороза?

-Какую мудрую мысль передаёт народ своим детям в этой сказке? (Сказка учит,что труд- самое главное в жизни человека.)

5. Подведение итогов урока.

Итогом работы является показ спектакля с участием лучших актёров, которых выбрали сами учащиеся.

6.     Домашнее задание.

Выполнить рисунки по сюжетным картинкам к русской сказке «Два Мороза».

 

 

Автор Дудник Наталья Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1242
Номер материала 33252
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓