Главная / Русский язык и литература / Урок внеклассного чтения в 9 классе "А.С. Пушкин в живописи"

Урок внеклассного чтения в 9 классе "А.С. Пушкин в живописи"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В

IX КЛАССЕ.


«А. С. Пушкин в живописи»


Учитель: Цуциева Е.Т.



Цели урока: заинтересовать учащихся личностью и творчеством поэта, расширить кругозор учащихся, воспитывать в детях чувство прекрасного.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Оборудование.* репродукции к портретам А.С. Пушкина, выполненные разными художниками, выставка книг о А.С. Пушкине, романсы на стихи Пушкина, детские рисунки.

ХОД УРОКА. Вступление учителя.

Ребята, на уроках литературы мы только что познакомились с творчеством А.С. Пушкина. Сегодня мы будем говорить о том, о чем не имели возможности поговорить на уроках из-за недостатка времени. Вот уже более полутора веков творчество Пушкина воодушевляет художников, поэтов, композиторов на создание замечательных произведений. Творчество Пушкина и личность самого поэта привлекали таких художников, как Кипренский, Тропинин, Репин, Айвазовский, Ге, Брюллов, и многих других.

Сообщение ученика о портрете Пушкина работы О.А. Кипренского.

Орест Адамович Кипренский - крупный портретист первой трети XIX в. Его кисти принадлежит портрет А.С. Пушкина, который он написал в Петербурге в 1827г по заказу близкого друга Пушкина А.А. Дельвига.

Запечатлев вдохновенные черты Пушкина, Кипренский создал портрет памятник. Образ поэта строг и величав. Спокойна и сдержанна поза. Руки сложены на груди. В легком повороте головы ощущается внутреннее движение. На благородном лице поэта лежит тень грусти. В ясном взгляде голубых глаз творческая одаренность, вдохновение. Бархатистый черный тон сюртука оживлен цветной подкладкой плаща, переброшенного через плечо, белыми уголками воротника рубашки. На черном сюртуке красиво выделяется изящная рука поэта. На фоне справа - статуэтка музы, верной спутницы гениального поэта.

Появление портрета на выставке вызвало горячие отклики, оживление, прения. В дневнике профессора Петербургского университета Александра Васильевича Никитенко мы читаем: «Вот поэт Пушкин... видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания». Отец поэта находил наиболее похожим, чем все другое.

Сам Пушкин высоко ценил портрет. После смерти Дельвига в 1831 г. он купил его у вдовы. Портрет висел в доме поэта, в его гостиной. В стихах Пушкина, посвященных Кипренскому, звучит гордость за замечательного русского художника, за национальное искусство:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,


2



Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых мыз,-И я смеялся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид,

Оно гласит, что не унижу Пристрастъя важных аонид.

(Кипренскому, 1827)

После смерти Пушкина этот портрет хранился у старшего сына Пушкина, с 1916г- в Третьяковской галерее.

Учитель. Личность поэта привлекла и известного русского художника И.Е. Репина. Какие картины Репина вы знаете?

Художник посвятил поэту картину «Пушкин на лицейском экзамене» (1911) В 10-х гг. XX в.. Илья Ефимович Репин много работал над воплощением образа А.С. Пушкина. В 1911г. Репину заказали написать картину «Пушкин на лицейском экзамене» к 100-летию со дня открытия Царскосельского лицея.

На первом плане мы видим выразительную фигуру Пушкина, читающего свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» (1814), которое посвящается Гавриилу Романовичу Державину. Державин стар и плохо слышит. Он подался вперед к Пушкину и с приятным удивлением слушал его.

По воспоминаниям современников, Пушкин читал с необыкновенным воодушевлением. Иван Иванович Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и другие товарищи не спускали с него глаз, затаив дыхание, следили за малейшим его движением. Они узнавали и не узнавали своего Пушкина. Он был необычайным, какой-то особенный, с пылающим лицом и отсутствующим взглядом затуманенных глаз. И читал он особенно. «Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегает у меня», - рассказывал Пущин.

И вот Пушкин дошел до стихов о Державине:

О громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перунов Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир.


3



Ученик. «Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом...», - вспоминал позднее Пушкин в заметке «Державин»

Пушкин читал как во сне, ничего не слыша и не замечая. Он не видел ни взволнованного, растроганного лица Державина, ни других восхищенных, удивленных и любопытных взглядов. Ему казалось, что не он, а кто - то другой произносит звенящим голосом стихи о победах прошлого, о героях недавних времен, когда пылала Москва и весь русский народ восстал против недругов.

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горестей и бед,

И вы их видели, врагов моей отчизны,

И вас багрила кровь и пламень пожирал!

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни,

Вотще лишь гневом дух пылал!..

Пушкин не помнил, как дочитал. Державин был в восторге. Сколь мог, торопливо выбрался он из-за стола, чтобы прижать к груди кудрявого раскрасневшегося мальчика, но того уже не было: он убежал. Позднее об этом Пушкин напишет: «Старик Державин нас заметил

Д в гроб сходя, благословил».

Сообщение ученика о картине Айвазовского и Репина «Прощай, свободная стихия» (1887).

Иван Константинович Айвазовский - художник-маринист, с его именем всегда связываются прекрасные морские пейзажи. Айвазовский очень любил Пушкина и его поэзию. Многое, что создано им в первую половину творческого пути, родственно и созвучно поэзии Пушкина. Вспоминая о своей единственной встречи с Пушкиным, Айвазовский писал: «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем». Очень близки были Айвазовскому пушкинские строфы:

Погасло дневное светило,

На море синее вечерний пал туман,

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан,

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюсь я,

Воспоминаньем упоенный...


4



Многое в творчестве Айвазовского было связано с поэзией Пушкина. Не менее 10 раз написал он Пушкина и совместно с Репиным работал над известной картиной, на которой Пушкин изображен на берегу моря. Корней Чуковский записал, как Репин отозвался об этом портрете: «Дивное море написал Айвазовский. Я удостоился намалевать там фигурку». Так скромно говорит Репин о своем участие в этой картине.

На картине мы видим молодого Пушкина, стоящего на пустынном берегу Черного моря. Свежий морской ветер развивает на нем одежду, над головой клубятся низкие тучи, а внизу, у ног, разбиваются о камни тяжелые волны. На вдохновленном лице поэта отражается страстная взволнованность, он как бы обращается к морю с последним прощальным приветом:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Прощай же, море!

Не забуду твоей торжественной красы. И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

Сюжет картины навеян известным стихотворением Пушкина «К морю» (1824). Когда смотришь на эту картину, ощущаешь силу ветра, видишь, как катятся с шумом волны. Образ поэта сливается с мятежным образом моря.

Сообщение ученика о картине Н.Н. Ге « Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» (1893)

А.С. Пушкин высоко ценил чувство товарищества, чувство дружбы и сохранил эти чувства к своим товарищам по Лицею на всю жизнь. Особенно он был дружен с Пущиным.. 19 октября - это день основания Лицея. В день окончания Лицея друзья договорились встречаться каждый год 19 октября. Это не всегда удавалось: Пушкин был в ссылке то на юге, то в Михайловском. Особенно грустно ему бывало одному в этот день.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен...

Но друзья не забывали его. В 1825г ссыльного поэта навестили лицейские друзья Пущин и Дельвиг. Их дружеская встреча нашла отклик в стихотворении Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»);


5



О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Учитель. Вот как вспоминает Иван Пущин эту встречу:

«Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал о заиндевевшей шубе и шапке.

Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом; один - почти голый, другой - весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза (она и теперь, через тридцать три года мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед этою женщиной; впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, - чуть не задушил ее в объятиях.

Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума», он был очень доволен этой тогда рукописной комедией. После обеда он начал читать ее вслух. Яс необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение. Потом он прочел мне кое-что своё».

Ученик. Николай Николаевич Ге изобразил этот момент в картине «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Много сил потратил художник, чтобы документально точно восстановить обстановку, одежду и весь характер жизни великого поэта в деревне.

Это было последняя встреча друзей. Участник восстания 14 декабря 1825года, Пущин был арестован и сослан в Сибирь. В 1827г. Пушкин, отправляя декабристам свое стихотворение «В Сибирь», послал вместе с ним Пущину полные грусти и тепла строки:

Мой первый друг, мой друг бесценный,

Ия судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое приведенье,

Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье!

Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

(И.И. Пущину. 1826)


6



Учитель. Стихотворение «19 октября» (1825) положено на музыку (Слушаем романс «Роняет лес багряный свой убор». Музыка Г.В.

Свиридова).

Сообщение ученика о картине В. Дрезниной «Пушкин читает Марии Николаевне Волконской перед ее отъездом в Сибирь»

Нам известно, что А.С. Пушкину были близки идеи декабристов. Со многими из них Пушкин был знаком, например с П.П. Пестелем,

А.И. Одоевским, В.Ф. Раевским, а Кюхельбекер и Пущин были его близкими друзьями. После разгрома восставших Пушкин остался верен идеям декабристов. «Я гимны прежние пою», - писал он в стихотворении «Арион» (1827) Многие жены декабристов последовали за своими мужьями в ссылку. Среди них была Мария Николаевна Волконская.

Перед нами портрет Марии Николаевны Волконской с сыном Николаем. Портрет был найден в Париже известным искусствоведом и литературоведом Ильей Самойловичем Зильбернштейном.

Мария Волконская - любимая дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественнойвойны1812 года. Ей было всего 19 лет, когда в начале 1825г. она стала женой декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Когда его сослали на каторгу в Сибирь на 20 лет, Мария Николаевна твердо решила следовать за мужем, несмотря на то, что ей пришлось оставить десятимесячного сына Николая на попечение своей сестры, Николай I категорически запретил женам декабристов брать с собой детей. В последние недели пребывания в Петербурге она заказывает лучшему акварелисту этого времени Петру Федоровичу Соколову портрет, на котором художник должен был заказан в двух экземплярах: один для сестры - Раевской, другой - для мужа. Через месяц Мария Николаевна двинулась в далекую, почти бесконечную дорогу. В Москве она остановилась у родственников мужа, здесь был устроен вечер, на котором присутствовал Пушкин и читал свое послания друзьям «В Сибирь» Этот момент отражен в картине В. Дрезниной «Пушкин читает Марии Николаевне Волконской перед её отъездом в Сибирь».

Пушкин восхищался и испытывал благоговейное чувство перед небывалым подвигом жен несчастных узников. Вот он стоит посредине комнаты и глухим, взволнованным голосом читает стихотворение послание «Во глубине сибирских руд ..(Стихотворение читает ученик).

Подвиг жен декабристов прославил Н.А. Некрасов в своей поэме» Женщины». Вот как он описывает встречу А.С. Пушкина с М.Н. Волконской: Со мной он по комнате долго ходил,

Судьбой озабочен моею;

Я помню, родные, что он говорш,

Да так передать не сумею:

«идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,


1



Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!

Сообщение ученика о картине В. Артамонова «Пушкин и Жуковский у Глинки».

Эта картина написана в 1952г. Очень хорошо освещено вдохновенное лицо исполнителя - Глинки. По всей вероятности, он исполняет грузинскую песню.

В марте 1828г. в Петербург приехал из Персии после удачного заключения Туркманчайского договора А.С. Грибоедов. Пушкин и Грибоедов часто встречались. Как-то были они на вечере, где присутствовал и глинка. Грибоедов наиграл Глинке на фортепьяно запомнившуюся ему грузинскую мелодию. Глинка подхватил мотив и стал импровизировать. Слова для романса дал Пушкин. На нотной рукописи Глинка есть запись: «Национальная эта мелодия сообщена Глинке от Грибоедова. Известные уже давно публике слова сей песни написаны А.С. Пушкиным под мелодию, которую он случайно услышал». Так родилось одно из прекраснейших произведений вокальной музыки и лирической поэзии «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». (Слушаем романс «Не пой, красавица, при мне...)

Сообщение учителя о скульптуре А.М. Опекушина.

Одним из самых замечательных и талантливых мастеров в области монументальной скульптуры второй половины XIX в. был Александр Михайлович Опекушин. Свое имя Опекушен увековечил в первую очередь памятником А.С. Пушкину, сооруженным в 1880г. в Москве. Он поныне остается лучшим монументом великому поэту. «Склоненная голова, заложенная за спину рука со шляпой, своим движением взметнувшая волну складок, выдвинутая слегка за грань пьедестала нога - все это сообщает фигуре движение, упорство, почти сопротивление». С передней стороны памятника начертаны слова поэта: «.. .Что в мой жестокий век восславил я свободу...»

Открытие памятника 6 июня 1880г. прошло как большое всенародное торжество. С речами выступили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский и другие писатели.

Памятник был первоначально установлен высокой части Тверского бульвара. В 1950г он перенесен в центр площади.

Учитель. Таким образом, сегодня мы узнали о Пушкине много нового и интересного. Я думаю, теперь вы сами захотите узнать о нем еще больше, посетите в библиотеку и будете читать самостоятельно.

А теперь прочитайте полюбившиеся вам стихи А.С. Пушкина.

- Чтение стихов завершает урок.


8



C:\WINDOWS\TEMP\FineReader11\media\image1.jpeg



C:\WINDOWS\TEMP\FineReader11\media\image2.jpeg



Урок внеклассного чтения в 9 классе "А.С. Пушкин в живописи"
  • Русский язык и литература
Описание:

На этом уроке А.С. Пушкин должен заинтересовать учащихся как личность и талантливый поэт. Он расширит их кругозор и воспитает в них чувство прекрасного.  На уроке ребята расскажут о портретах Александра Сергеевича Пушкина, чье творчество воодушевляло художников. Это такие художники, как О.А. Кипренский, Тропинин, И.Е. Репин, И.К. Айвазовский, Ге, Брюллов. Ребята узнают много нового и интересного о А.С. Пушкине.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид,

Оно гласит, что не унижу Пристрастъя важных аонид.

(Кипренскому, 1827)


Автор Цуциева Елена Таймуразовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 558
Номер материала 42090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓