Главная / Русский язык и литература / урок внеклассного чтения в 8 классе

урок внеклассного чтения в 8 классе

Урок-дискуссия «Создан ли человек для счастья?» (по рассказу В.Г. Короленко «Парадокс»)


Цель: показать учащимся, что смыслом жизни человека может быть стремление счастью, только если это счастье связано с добром и служением людям.

Задачи:1)ввести учащихся в особый мир героев Короленко;

2)развивать умение анализировать текст, давать развёрнутый ответ на вопрос; вступать в диалог с текстом

3)воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания, а также милосердие и доброту.

(Здравствуйте, дети, а также дорогие гости! Я рада приветствовать вас в этот по-зимнему чудный и удивительный день. Я думаю, настроение у всех хорошее. Поэтому ничто не помешает нам сегодня поговорить о самом насущном и самом главном вопросе в жизни каждого человека – о смысле человеческой жизни. Мы сегодня будем дискутировать, то есть спорить или обсуждать вот такой вопрос «создан ли человек для счастья?(по рассказу Короленко «Парадокс»).

- А попробуйте, ребята, сами сформулировать цель нашего урока.

- Ответить на проблемный вопрос – создан человек для счастья или не создан.

-Расскажу вам немного об истории создания этого рассказа.

Об обстоятельствах создания рассказа Короленко писал сестре своей жены П.С. Ивановской 28 сентября 1894 года. За несколько месяцев до того, возвращаясь из поездки в Америку, писатель узнал о смерти маленькой дочери: «…этот рассказ явился для меня самым неожиданным результатом всего, что пришлось пережить в последнее время. Я вообще человек не унылый и не пессимист. Но смерть моей Лели так меня пришибла, что я никогда, в самые тяжёлые минуты моей жизни, не чувствовал себя в такой степени изломанным, разбитым и ничтожным. Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастия? Ну что ж, исключение не опровергает правила, нет своего – есть чужое, а всё-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и всё более широкое его осуществление.

- Сегодня , ребята, на уроке мы с вами обсудим важнейший философский вопрос – вопрос о смысле жизни и назначении человека, поговорим о «великом законе жизни». И вы все теперь услышали, что главные черты этого закона – это добро и счастье.

- А как вы думаете, что такое счастье?

(Ответы детей)

( Слайд) Счастье. Уже греч. философы пытались в стремлении человека к С. найти основу морали. Этические системы, исходящие из начала С., назыв. эвдаймоническими, причем различают 1) гедонизм Аристиппа, усматривающий С. в чувственных наслаждениях. 2) эпикуреизм, присоединяющий и утонченные умственные и эстетические наслаждения, 3) С. в воздержании от страстей, отсутствии страданий и в добродетели у стоиков, 4) христианское понятие о С. в праведной жизни и подражании Христу. 5) С. в разумном понимании эгоизма, в гармонии индивидуальных и социальных потребностей "С. возможно большого числа людей", в учении утилитаризма.

(малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона)

- Что вы узнали о главных героях рассказа? От чьего лица ведётся повествование.

- Повествование ведётся от первого лица. Это старший брат. ему десять лет. А младшему восемь лет. Но более инициативный и более деятельный младший брат. Он «предпочитал более деятельную роль кучера». Без его ведома нельзя было палить из ружей. А старший предпочитал мечтать, и это не требовало никаких «внешних проявлений». В их отношениях была полная гармония.

- А были ли счастливы главные герои рассказа?

- Да, были счастливы, пока не узнали, «для чего создан человек», в своём особом детском мире – уголке двора.

- В чем заключалось это их счастье?

- В уголке двора с волшебной бадьёй, с мусорной кучей со стоптанным лаптем, с изломанным топорищем, с изломанным кузовом фантастического экипажа царил какой-то особый вечный покой. Здесь происходили чудеснейшие приключения. Оба брата пускались в неведомый путь, далёкий и опасный. В этом уголке можно было предаваться полёту чистой фантазии. (Слайд- заброшенный сад В. Бусыгина)

- Начало рассказа – сказочный мир, созданный братьями. Какие слова очень часто повторяет рассказчик и как называется этот приём в литературе?.

Фантастическое настроение, странные фантазии, полёт чистой фантазии, фантастический уголок, фантастический экипаж, тихий уголок, чуткая тишина, особенная жизнь, особый мирок, рассуждая трезво, не рассуждали трезво, сонное чириканье, полусон, солнечными пятнами, золотистыми пятнами

Этот приём в литературе – приём лексического повтора.

-Как вы думаете, для чего применил автор этот приём?

- Чтобы убедительно и образно показать, что счастье, испытываемое братьями – это всего лишь фантазия, сон, иллюзия, сказка.

Если вы устали, то пора и вам погрузиться в мир фантазии. А поможет вам музыкальный тренинг.(музыкальный расслабляющий тренинг).

- Следующий приём в рассказе – это приём парадокса. Рассказ или очерк называется «Парадокс». Эти два греческих слова афоризм и парадокс разрушили мир и покой двух мальчиков. Что же это такое – парадокс?

Парадокс – в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством. (слайд)

- Афоризм, высказанный феноменом и в его устах ставший парадоксом, герои рассказа запомнили на всю жизнь: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Почему в устах феномена он стал парадоксом?

- Потому что о счастье говорит человек, самой природой обречённый на несчастье – человек-паук, не имеющий рук, урод в тележке, карлик с огромной головой.

- Какое впечатление произвёл на вас этот человек? Что вы о нём узнали?

- Впечатление он производит тягостное. Потому что здоровому человеку всегда стыдно перед инвалидом. Ведь здоровому человеку всегда кажется, что у него есть преимущество перед таким человеком. То, что калеке даётся с трудом, - есть, передвигаться, писать, работать,- здоровому человеку дано просто так. А он не умеет этого ценить.

Феномен или чудо натуры был шляхтичем из Заславского повета. Его звали Ян Криштоф Залуский. Шляхтич – польский мелкопоместный дворянин. Рук он не имел от рождения. Но ноги стали заменять ему руки. Ногами он снимает шляпу, пишет афоризмы, чешет спину, совершает свой туалет, подписывается, даже цинично крестится. Пересчитывает ногами монеты, сечёт своих племянников, ногами кормит многочисленное своё семейство.

- Как вы думаете, мог ли угадывать Залуский прошлое, настоящее и будущее ?

-Наверняка, не мог. Ведь никому из зрителей он не предсказал будущего, а о прошлом только и были слова, что он знает прошлое. А о настоящем он кое-что сказал – угадал, кто является доктором. Наконец, ещё один парадокс в устах феномена. «Я знаю прошедшее, настоящее и будущее, как пять пальцев моей правой руки… которой у меня, впрочем, нет…» Возможно, он замечательный психолог и очень наблюдательный человек.. Поэтому знал, кого можно было напугать словами, что он знает настоящее, прошедшее и будущее. Жадные и несострадательные люди всегда имеют тёмные пятна в прошлом.и настоящем. Да и не обладал он святостью. Он мог любить и ненавидеть одновременно. Ненавидел равнодушных богачей , а бедным помогал. Глаза его были то холодные и циничные, то подёрнутые внутренней болью.

- А как вы думаете, счастлив ли был сам феномен?

- Видимо, он был счастлив. Счастлив тем, что на голове у него не пустая тыква, как у некоторых здоровых людей. И своей головой, не просто ногами он кормит своё большое семейство. Он умеет писать афоризмы. Не прожигает жизнь впустую в поисках призрачного счастья, удовольствий. Но даже это не счастье. Счастье его, быть может в том, что он не привязан ни к чему земному, материальному, и может раздавать нищим деньги, трудом заработанные. Хотя и говорит он об этом с усмешкою: «Так…пишешь приятные афоризмы и раздаёшь голодранцам по сороковцу… Какой, подумают люди, счастливец!» Сделать счастливым несчастного человека – разве это не счастье?

Сейчас я поведаю вам историю об ужасах и страданиях лагерей., рассказанную архимандритом Павлом незадолго до смерти, в 90-х годах . Он признался, что в жизни у него был «самый счастливый день».

Как-то раз к ним в лагерь пригнали девчонок. А одна, шестнадцатилетняя бандеровка, с косой до пят, сильно убивалась и плакала. Я выяснил, что плакала она оттого, что хлеб у неё украли. Три дня по дороге им хлеб не выдавали. Когда приехали, им за всё уплатили, хлеб выдали., но она его не ела, потому что день тогда был постный. А этот паёк у неё украли. Я побежал в барак и вынес свой паёк – буханку хлеба. А она мне: «Ни, не треба! Я чести своей за хлеб не продаю!» Я сунул ей кусок этот под мышку и убежал в лес. «И такие были у меня слёзы радостные – нет, не горькие! А думаю, Господь и скажет:

- Голоден был, а ты, Павлуха, накормил меня.

- Когда, Господи?

- Да вот тую девку-то бандеровку. То ты Меня накормил!

Вот это и был самый счастливый день в моей жизни, а прожил я уж немало.

Вот такое счастье в служении людям, а значит, самому Господ нашёл архимандрит Павел.

- И вот вам ещё один парадокс – высказывание феномена «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Как вы понимаете это утверждение? Согласны ли вы с ним?

- Да, не могут быть счастливы люди, не обладающие большим и любящим сердцем, жадные и корыстолюбивые, не готовые творить добро, не умеющие поделиться с нищими.

Сейчас я вам предлагаю выйти к доске и вытянуть свои счастливые билетики. Те из вас, кто вытянул билет со словом счастье, объединяются в одну группу, а те, кто вытянул билетики со словом счастие, объединяются в другую группу. Сейчас я вам раздам листы бумаги и маркеры, и вы с группой должны будете нарисовать кластеры или солнышки к слову счастье – одна группа, а другая к слову счастие. Ведь Короленко говорит о стремлении к счастию.

- Итак, создан ли всё-таки человек для счастья? Авторскую позицию вы знаете. Он говорит да. А вы как думаете?

Свои размышления продолжите дома и напишите небольшое сочинение-рассуждение «Для чего создан человек?»



урок внеклассного чтения в 8 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

« Создан ли человек для  счастья ?». Такой подзаголовок я вынесла  я к уроку внеклассного чтения  в 8 классе  к по  рассказу  В. Г. Короленко « Парадокс».   На такой проблемный вопрос должны дать ответ учащиеся в течение урока.  Целью  урока является  показать учащимся, что человек  может быть счастлив только тогда, когда это счастье связано с добром  и служением народу.

 Задачи урока: ввести  учащихся в особый  мир героев Короленко, уметь  давать развёрнутые ответы., вступать в диалог с текстм ,  вовлечь в учащихся  в размышления  о « назначении человека в жизни».Воспитательной целью  урока является  воспитание в учащихся  чувство сострадания, сопереживания, милосердия и доброты.

 Каждый человек в жизни стремится к счастью. Для многих счастье- это материальные ценности, обеспеченная жизнь.

Герои рассказа, два брата, два маленьких мальчика поняли, что жизнь зачастую бывает несправедлива, что  любой человек хочет счастья и что любой человек достоин его. Калека Ян Залуский говорит, что человек создан для счастья, но счастье не всегда создано для него. На

 таких , как он, общество ставит  клеймо, но он себя таким не ощущает.

Иногда человек имеет всё, но не может быть счастливым, а наш герой считает себя счастливым.

 Он без рук, а кормит семью.

Неважно калека человек или здоровый. Главное, не надо забывать  о том, что есть на свете, сострадание, взаимовыручка, добро , милосердие. Тогда все будут  счастливы.

Автор петрова ираида геннадьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 697
Номер материала 8927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓