Главная / Русский язык и литература / УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО «СТИХОТВОРЕНИЯМ В ПРОЗЕ» И. С. ТУРГЕНЕВА

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО «СТИХОТВОРЕНИЯМ В ПРОЗЕ» И. С. ТУРГЕНЕВА

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА № 7

_______________________________________________________________


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО «СТИХОТВОРЕНИЯМ В ПРОЗЕ» И. С. ТУРГЕНЕВА

«Перед ликом священной природы…»


hello_html_m68f63f7f.jpg


Учитель Рябова Марина Николаевна


2012 г.

Цели урока:

1.Выявить особенности тургеневского мировосприятия, связанные с темой «Человек и природа» в «Стихотворениях в прозе».

2. Проанализировать стихотворения «Воробей», «Природа», «Собака», определить, какие лексические, морфологические особенности языка и выразительные средства передают авторскую мысль в произведении.

3. Совершенствовать навык вдумчивого и внимательного чтения текста произведения.

4. Воспитывать любовь к поэтическому слову, творчеству автора; воспитывать чувство милосердия, ответственности за свои поступки.

5. Пополнять эмоциональный словарь учащегося.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации в формате интерактивной доски «К уроку внеклассного чтения по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева», «На Родине И. С. Тургенева», сборники стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

Ход урока.

I. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

- Мы сегодня продолжим разговор по творчеству И. С. Тургенева, начатый на предыдущем уроке, работать будем над тем же жанром. С каким жанром мы познакомились?

Слайд 1.

(Стихотворения в прозе)

- В чем особенности этого жанра?

(В них нет рифмы и размера, небольшие по объему. Они, как и стихи, передают чувства и эмоции автора)

- Еще на прошлом уроке мы убедились в том, как обширна тематика стихотворений в прозе. О чем пишет автор?

(О языке, родине, природе…)

- Посмотрим, насколько вы внимательно читаете тексты. Ученица вашего класса подготовила викторину по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева, послушаем её.

(Викторина, подготовленная учеником )

- Угадайте, из какого стихотворения взяты эти строки?

1. « Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья…» («Воробей»)

2. «Нас двое в комнате: собака моя и я» («Собака»)

3. «И вот по одноцветной её (тучи) синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь» («Голуби»)

4. «Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нём, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце» («Лазурное царство»)

5. «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край.

Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем… Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!» («Деревня»)

II. Переход к новому материалу.

- Отбор стихотворений вашего домашнего задания («Воробей», «Собака», «Голуби», «Природа»…) не случаен. Какая тема их объединяет?

- Сегодня мы обратимся к миниатюрам, решающим проблему взаимоотношений природы и человека. Вопрос этот для автора был далеко не праздный.

Цикл создавался в период надвигающейся старости, болезни, содержал размышления о жизни и смерти, о смысле жизни, раздумья о родине и народе. Но все мысли сопровождались или созерцанием природы родного края, или воспоминаниями о ней на чужбине. Именно в этих миниатюрах воспевается красота, милосердие, самоотверженность и духовное величие.

III. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2.

- Тема урока «Перед ликом священной природы…» Сегодня мы поразмышляем над содержанием стихотворений в прозе, обратим внимание на их языковые особенности и на средства, которые способствуют выявлению авторской позиции.

IV. Работа с эпиграфами.

- И. С. Тургенев был убежден, что «человек связан с природой тысячью неразрывных нитей: он сын ее». Как вы понимаете эти слова?

(обсуждение цитаты)

У природы есть чему поучиться, она благотворно влияет на душу человека. В одном из своих стихотворений Тургенев писал:

природа во всем, как ясный и строгий художник,

Чувство меры хранит, стройной верна простоте…

Чтобы так сказать о природе, надо ее хорошо знать, ценить и любить. Когда могла зародиться любовь к природе у автора?

Слайд 3.

- Мы сейчас совершим путешествие на Родину Тургенева и послушаем рассказ о Спасском – Лутовинове и о детских годах писателя.

V. Презентация «На Родине И. С. Тургенева».

(Она сопровождается рассказом ученика о детских годах, о зарождении чувства любви к природе).

- Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново расположилось в березовой роще на пологом холме. Вокруг господского дома разбит огромный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк в то время был очень красив. Могучие дубы росли в нем рядом со столетними елями и высокими соснами. У подножия холма, на котором стояла усадьба, были вырыты пруды, в которых водилась разная рыба.

Поля и луга вокруг усадьбы перемежаются холмами и рощами.

Среди этой изумительной и неповторимой красоты прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева.

Игрушки его мало занимали. Он с большей охотой проводил время в парке, где у него были любимые уголки; ловил птиц; удил рыбу. Часто беседовал с лесниками и охотниками, которые учили его ориентироваться в лесу, узнавать повадки птиц. Постепенно в мальчике зародилась любовь к природе родного края, которую он выразил во многих своих произведениях

VI. Работа с текстами произведений.

- Именно эти детские впечатления благотворно повлияли на душу писателя. Многие исследователи отмечают, что «детскость души» автор сохранил до глубокой старости. Природа в его стихотворениях одухотворена, красива, гармонична. Тургенев был знаком с мнением Достоевского, что «мир спасется красотой». Но только ли этим? Иван Сергеевич Тургенев ответил на этот вопрос стихотворением «Воробей».

Слайд 4.

А) Чтение и анализ стихотворения «Воробей».

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Аналитическая беседа по содержанию стихотворения.

- Какова тема стихотворения?

(Тема любви. Способность любящего существа пожертвовать жизнью ради другого)

- Эпизод, о котором поведал рассказчик, обращает нас к миру природы. А мир этот представлен разными и непохожими обитателями. Кто действующие лица?

- Опишите словами из текста семейство воробьев?

- Какое чувство испытывают оба крохотные комочка?

(Страх, отчаяние, испуг, ужас)

- Какими словами создается образ собаки.

(Громадное чудовище с зубастой пастью)

- Рассказчик передает и любопытство «чудовища», и ужас маленьких птиц. Что это? Демонстрация естественных законов природы? Тогда почему этого не произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проследим за глаголами и деепричастиями в стихотворении.

- Что делает собака?

(Бежала (впереди)…уменьшила свои шаги…начала красться…)

- Каковы действия молодого воробья?

(Упал…сидел (неподвижно)…)

- Каковы действия старого воробья?

(Сорвавшись (с близкого дерева)…(камнем) упал…прыгнул (два раза)…)

- К какому выводу приходим? Совершает ли действия «грозное чудовище»? А маленькое хрупкое существо?

(Почти нет. Собака в момент встречи с воробьем только готовится к этому и почти сразу же отступает. А хрупкое существо действует, потому и побеждает)

- А что делает автор?

(Возвращался и шел,… глянул.. увидал…)

- О чем говорят эти глаголы? (Автор созерцатель, а не участник этого противоборства)

- Что понял рассказчик, наблюдая за участниками битвы?

- Каков же главный закон жизни?

(Любовь сильнее смерти)

- Эта мысль у автора прослежена и на интонационном уровне. Какова интонация в стихотворении?

(Сначала интонация спокойная, повествовательная. Затем напряжение нарастает. Потом – изумление рассказчика, его восторг при виде поступка «героической птицы», благоговение. А в последнем абзаце – апофеоз счастья)

- От чего счастлив рассказчик?

(Счастлив от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир)

3. Обобщающая работа.

- Как вы понимаете смысл слова «благоговеть», «благоговение»?

(Дети отвечают)

Слайд 5.

- В словаре Ожегова слово объясняется так: «Благоговение – глубочайшее почтение».

- Как бы вы сформулировали мнение автора о природе, человеке, живых существах по этому стихотворению?

(Ответы учеников)

- Вы эту точку зрения разделяете?

(Ответы учеников)

- Писателя интересовал вопрос взаимоотношения человека со стихией. Как огромную несправедливость воспринимал он жестокость, равнодушие природы к человеку, то, что человек должен смиряться перед могуществом, подчиняться ее жестоким и неумолимым законам.

Посмотрим, как эта мысль воплотилась в стихотворении «Природа».

Б) Чтение и анализ стихотворения «Природа».

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Аналитическая беседа по содержанию стихотворения

Слайд 6.

- Каким настроением пронизано стихотворение?

- Природа в этом стихотворении имеет человеческий облик. Каков ее портрет?

(Величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета… темные, грозные глаза…)

- Что является определяющим в этом портрете?

(Сила, властность, величие, даже жестокость)

- Где обитает Природа?

(В храмине. Там холод, покой)

- Какие чувства испытывает лирический герой перед Природой?

(Страх, почтительность)

- Над какими вопросами размышляют человек и Природа?

(О «судьбах человечества», «восстановить равновесие нападения и отпора» )

- Как можно сформулировать закон Природы?

(Все равны перед Природой, всех одинаково истребляет, обо всех одинаково заботится)

- Рассказчик делает открытие: для Природы нет нравственных понятий. Это «человеческие слова»: «добро…разум…справедливость». Природа к ним равнодушна. Автор предлагает свою версию происхождения мира. Нравственные заповеди не нужны для того, чтобы выжить среди других живых существ как вид.

- В тексте есть много слов, которые вызывают отрицательные эмоции, назовите их.

(Грозные глаза, истребляю, зычный голос, твари, черви, глухо застонала)

- Почему автор оставляет читателя с отрицательными эмоциями, заканчивая произведение?

3. Обобщающая работа.

- Как бы вы сформулировали мнение автора о природе, человеке, живых существах по этому стихотворению?

(Ответы учеников)

- Вы эту точку зрения разделяете?

(Ответы учеников)

- Автор уверен, что надо искать пути общения со стихией. Природа и человек должны быть едины особенно перед лицом смерти.

- Эта мысль наиболее эмоционально выражена в стихотворении «Собака».

В) Чтение и анализ стихотворения «Собака».

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Аналитическая беседа по содержанию стихотворения.

Слайд 7.

- Назовите действующих лиц стихотворения.

-О чем размышляет рассказчик, глядя в глаза собаке?

(Они разные, она себя не понимает, а он её понимает, они едины в том, что оба живут и одинаково чувствуют)

- Что за трепетный огонек «горит и светится» в каждом участнике безмолвного диалога?

(Жизнь)

- Какая мысль подчеркивается метафорами: «горит и светится трепетный огонек», «жизнь жмется пугливо к другой»?

(Хрупкость, незащищенность)

- Что противостоит жизни? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы создать образ?

3. Обобщающая работа.

- Собака – это символ, олицетворение всего живого. Зачитайте слова автора, которые воспринимаются как вывод писателя. Как вы их понимаете?

(Общность жизни всего живого на Земле)

- Вы эту точку зрения разделяете?

(Ответы учеников)

VII. Итоговое обобщение.

- Какова природа в стихотворениях, прочитанных нами на уроке?

- Каково место человека в мире природы?

VIII. Заключительное слово учителя.

- С особым трепетом читаются лирические миниатюры в сборнике «Стихотворения в прозе», потому что написаны И. С. Тургеневым в основном за рубежом, отражают раздумья последних лет. Он писал о том, что пережил и перечувствовал сам, поэтому многие обобщения, к которым пришел, воспринимаются как наказ.

Эти размышления нам близки, потому что проблема взаимоотношений человека и природы актуальна во все времена.

Постарайтесь вы, наше молодое поколение, перед ликом священной природы жить правильно, по законам совести, добра, красоты. Любите все живое вокруг вас, ведите разумный диалог с природой, будьте строги к себе, помните, что с природой «связаны тысячью нитей».

У Булата Окуджавы есть такие строки:

Разве лев – царь зверей?

Человек – царь зверей.

Вот он выйдет с утра из квартиры своей,

Он посмотрит крагом, улыбнется…

Целый мир перед ним содрогнется.

- Пусть на вашу улыбку, на ваш взгляд природа не содрогается!

IX. Домашнее задание.

Слайд 8.

  1. Создать иллюстрацию к стихотворениям (по желанию).

  2. Написать свое стихотворение в прозе (по выбору).

  3. Написать сочинение о понравившемся стихотворении (по выбору).

X. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Список использованных источников.

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.

2. Стихотворения в прозе/ И. С. Тургенев. – М.: Дет. лит., 2008.

3. И. С. Тургенев. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. – Ленинград: Советский писатель, 1970.

4. И. С. Тургенев. ПСС, т. 4. – М.: Наука, 1980.

5. Материалы сайтов:

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%9B%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE&stype=image

http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0650.shtml



УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО «СТИХОТВОРЕНИЯМ В ПРОЗЕ» И. С. ТУРГЕНЕВА
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный материал – заключительный урок по творчеству И. С. Тургенева, урок внеклассного чтения.

Планирование составлено на основе рабочей программы В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, Н. В. Беляевой по курсу «Литература. 7 класс».

Детям в качестве домашнего задания предлагалось ознакомиться с содержанием стихотворений в прозе «Голуби», «Лазурное царство», «Деревня», «Воробей», «Природа», «Собака» и др. Ученики должны были подготовиться и к выразительному чтению этих произведений. Некоторым учащимся  были даны индивидуальные задания: один ученик должен был приготовить викторину по предложенным стихотворениям в прозе,  другой – рассказ о родовом имении Ивана Сергеевича Тургенева, его детских годах, о зарождении в душе писателя любви к природе, а третий ученик готовил презентацию «На родине И. С. Тургенева».

В целом урок представляет собой чтение и анализ стихотворений, связанных  темой «Человек и природа». Для работы на занятии детям были предложены три произведения: «Воробей», «Природа», «Собака».

Каждое стихотворение даёт свое представление о природе, о взаимоотношениях природы и человека, о месте человека в окружающем мире.

В  стихотворении «Воробей» природа едина и одушевлена. Человек не хозяин её, а равноправная часть. Все живые существа подчиняются её законам. В природе и человеческом обществе заботятся о сохранении потомства, о защите детей. Эта борьба может привести к победе.

 

Из  стихотворения «Природа» при анализе можно сделать вывод, что надо искать пути общения со стихией, потому что для Природы нет нравственных понятий. «Добро…разум…справедливость» - это слова, которыми пользуются только люди. Природа к ним равнодушна.

 

В стихотворении «Собака» заглавный герой – это образ-символ, олицетворение всего живого. Повествование заканчивается своего рода призывом: природа и человек должны быть едины особенно перед лицом смерти.

 

Продуманная система вопросов способствовала тому, что ученики, размышляя над содержанием стихотворений в прозе, обращали внимание на языковые особенности и на художественные средства, которые использовал И. С. Тургенев, делали вывод об авторской позиции.

 

Весь урок направлен на совершенствование навыка вдумчивого и внимательного чтения текста произведения, во многом этому послужиланализ лексических, морфологических особенностей языка стихотворений. Подобная работа на уроке нужна, так как исподволь показывает кропотливую работу писателя над словом и образом, что даже небольшое по объёму произведение представляет собой единство формы и содержания.

 

Велико воздействие самих текстов на детские души. Ученики  особенно остро начинают ощущать ответственность за свои поступки.

 

Для того чтобы было легче анализировать тексты, ученикам была предложена система вопросов. Вопросы демонстрировались в формате интерактивной доски.

 

Проведённый урок показал, что семиклассники готовы к разговору на сложные философские темы.

 

 

 

Автор Рябова Марина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1095
Номер материала 28211
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓