Внеклассное чтение.
Тема урока: В.
Л. Дуров. Рассказы о дрессированных животных и
людях, которые их дрессируют.
Цели:
Познакомить учащихся с рассказами о дрессированных животных и людях, которые их
дрессируют, закреплять умение выразительно читать и пересказывать текст, учить
обдумывать прочитанное, воспитывать в детях любовь к животным.
Оборудование:
Выставка книг, рисунки детей.
План урока:
1)
Работа с
выставкой книг (книги прочитаны дома, дети сами выставляют книги). /3-5мин/
2) Анализ прочитанного. /20-25
мин./.
3) Знакомство с новыми произведениями.
/15-20 мин./.
4) Подготовительная работа к
следующему уроку через чтение отрывка, беседу, рассказ.
5) Домашнее задание, рекомендации по
подготовке к следующему уроку. /2-3 мин./. (Рекомендуется список
литературы, название темы, задания для групп детей.)
ХОД УРОКА.
1.Работа с книжной выставкой.
-Что на
нашей книжной выставке сразу обращает на себя внимание? (У всех
авторов книг одинаковая фамилия, так как Дуровы — семья цирковых
артистов и дрессировщиков животных.) Что вы узнали об авторах этих книг?
2.Анализ прочитанного .Выступает
заранее подготовленный ученик. В Москве много театров. Но самый диковинный —
театр зверей, который создал Владимир Леонидович Дуров. С самых ранних лет,
когда Володя Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. Он
тогда уже мечтал о цирке. Когда Володя немного подрос, он убежал из дома и
постудил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо. И вот юноша Дуров
начал работать в цирке. Он там завел козла Василия Васильевича, гуся Сократа,
собаку Бишку. Он их дрессировал, т. е. учил проделывать разные номера на арене.
Обычно дрессировщики
применяли болевой способ: они палкой и побоями старались добиться от животного
послушания. А Владимир Дуров отказался от такого способа дрессировки. Он первый
в истории цирка стал применять новый способ — способ дрессировки не побоями и
палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрениями. Он любил зверей,
и звери привязывались к нему и слушались его.
Скоро публика полюбила
молодого дрессировщика. Цирк всегда был полон, когда выступал Дуров со своей
звериной труппой.
Особенно Дурова полюбили
дети. В. Л. Дуров исколесил всю Россию, выступал в различных цирках и
балаганах. Постепенно Дуров приобретал все новых и новых животных. Звериная
школа разрасталась. В. Л. Дуров мечтал о театре, небывалом и фантастическим —
театре зверей.
Много лет прошло, пока
Владимиру Леонидовичу удалось осуществить свою мечту. Он приобрел большой,
красивый особняк на одной из самых старых и тихих улиц Москвы. В этом особняке
он разместил своих четвероногих артистов и назвал этот дом «Уголок Дурова».
Учитель Ребята,
вы сейчас услышали интересный рассказ о В. Л. Дурове, о том как он основал
театр зверей. После смерти Владимира Леонидовича в «Уголке» работали дочь и сын
дрессировщика, а позже и внучка. Они не отступали в своей работе от главного
метода дрессировки. А каким был дуровский метод дрессировки? (Без малейших
болевых воздействий, только ласка, доброта, и кропотливый труд.) Владимир
Леонидович написал книгу «Мои звери», в которой описал много интересных случаев
из своей цирковой жизни. Многие ребята читали рассказы из этой книги дома и
нарисовали рисунки.
Словарная
работа.В рассказах вам встретились новые слова. Объясните,
что они обозначают. (Дрессировать — приучать животных к выполнению каких-нибудь
действий, выработать нужные человеку навыки. Жабо — пышная отделка у воротника
из кружев или легкой ткани. Зверинец — место, где в клетках содержат зверей для
показа. Арена — большая круглая площадка цирка, на которой даются
представления. Бич — длинная плеть, кнут. Загон — загороженное тесто для
животных.)
В рассказах В. Л. Дурова
много забавных, смешных, веселых случаев. Какой номер, подготовленный и
описанный дрессировщиком, показался вам самым забавным? Прочитайте эти эпизоды.
(Дети к забавным случаям относят полет Чушки — на воздушном шаре («Хрюшка —
парашютист» ), поездку Дурова на Чушке по улицам города ( «Чушка-Финтифлюшка»
), танец журавлей на болоте («Журавли-танцоры»), прошение, поданное Запятайкой
губернатору («Каштанка, Бишка и Запя-тайка» ).)
Какие смешные случаи
удалось наблюдать дрессировщикам, работая с животными?
(Бэби проглотил корзинку
(«Слон Бэби» ), Катушка выступила в роли болгарског Фердинанда («Ежи Рукавица и
Катушка» ).)
О каких печальных,
тяжелых, даже трагических случаях из жизни животных рассказывается в этих
книгах? Прочитайте эти эпизоды. (К печальным и трагическим случаям дети относят
казнь Жучки («Наша Жучка»), гибель барсуков Борьки и Сурки («Борька и Сурка»),
убийство слона Самсона, нападение Мишки на дрессировщика, спровоцированное
гадким человеком («У Топтыгина в лапах» ).)
Учитель читает эпизоды
рассказов и задает вопросы по ходу чтения.
За что хотели мальчики
убить Жучку? Виновата ли была в этом собака? Почему мальчик почувствовал
жалость и любовь к собаке? После какого случая мальчик полюбил животных? А кто
был этот мальчик? Вспомните случаи, когда ради своих животных Дуров рисковал
жизнью, здоровьем? Дети вспоминают рассказ «У Топтыгина в лапах». Почему
медведь напал на дрессировщика? Как Дурову удалось увести медведя с арены?
Какие номера подготовил Дуров благодаря своей наблюдательности?
Ответы детей.
Посмотрите на рисунки,
которые вы приготовили к уроку. К каким рассказам они относятся?
Итоги
урока. Учитель Каким вы представляете себе настоящего дрессировщика
животных, прочитав книги? Какие качества должен воспитывать в себе
дрессировщик?
Домашнее
задание. Рассказы В.Чаплиной.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.